Было решено везти иконостас в разобранном виде на санях до Твери, а дальше до СПб – водою (во избежание повреждений).




В марте 1729 г. закончили роспись купола, леса убрали, и Иванов смог приступить к работам. Он за четыре месяца установил иконостас и прикрыл его двумястами рогож.

19 мая 1732 г. Трезини в докладной записке Феофану Прокоповичу, принимавшему деятельное участие в разработке и осуществлении внутреннего убранства собора, просил возвратить художников для окончания росписей. Просьба, видимо, была удовлетворена, так как к середине июня 1732 г. все работы по декоративному убранству собора были закончены.

Иконы для иконостаса писались в Петербурге. Создание поручили М.Авраамову, ведавшему петербургской типографией и открытой при ней рисовальной школой (работы исполняли мастера А.Меркурьев, Ф.Артемьев, Поспелов, Протопопов). Все иконы были тщательно подобраны. Сохранилось 43 подлинные иконы (многие на реставрации). Справа от Царских врат – икона «Христос Вседержитель»: Иисус Христос в одежде московского царя символизирует единение светской и церковной власти. Слева – икона Богоматери. В иконостасе много чисто русских святых: Св. Владимир и Св. Ольга, Александр Невский

Резной деревянный иконостас поражает легкостью и динамикой форм, изощренностью и ослепительным великолепием убранства. Центральное звено иконостаса напоминает триумфальную арку, которая устремляется ввысь, в пространство барабана, озаренное потоками света. Здесь мы видим слияние 2-х искусств – резьбы по дереву и скульптуры. Высота иконостаса 20 м, ширина 30 м. За царскими вратами мы видим надпрестольную сень на тонких спиралевидных колонках. Весь иконостас покрыт тончайшим слоем сусального золота.

Ремонтные работы, которым неоднократно подвергался иконостас в дальнейшем, почти не изменили его первоначального облика. В апреле 1756 года во время пожара он был даже разобран и вынесен из собора.

Доделка поломанных и утраченных частей, а также установка иконостаса на прежнее место были поручены мастеру столярного дела Фалькенклау и резного - Жирардону.

К престольному празднику Петра и Павла – 29 июня – починенный иконостас был установлен на место и связан со стенами и пилонами «полосными» восьмигранным железом.

Значительно более крупные работы производились в 1830-х годах.

Помимо капитального ремонта иконостаса, под руководством приглашенных Комитетом архитекторов П.И Габерцеттеля и М.А. Ливена в течение двух лет было возобновлено все внутреннее убранство собора, произведены разнообразные работы на колокольне и фасадах. Чтобы предотвратить загнивание дерева от влаги, было решено подвести под иконостас каменный цоколь. Для этого весь иконостас был приподнят, а его кирпичный фундамент выровнен и укреплен. На нем выложили цоколь из розового тивдийского мрамора, оставшегося от строительства Казанского собора

В августе 1863 г. деревянные Царские врата были осмотрены специально образованной комиссией. От постоянного открывания и закрытия во время богослужений они сильно обветшали. Комиссия решила, что простой починкой не обойтись, нужно сделать подобные из металла.

Новые металлические врата (медные) были установлены в сентябре 1866 г., старые же решено было сжечь в крепости и пепел спустить в Неву. Металлическими стали также и 2 скульптуры архангелов Михаила (справа) и Гавриила (слева).

Перед иконостасом вы видите Костяной Животворящий крест с апостольскими ликами на ковчеге. Это было уникальное произведение национального искусства первой четверти XVIII в. Крест был создан в 1720-е гг. по идее и при участии Петра I (высота 210 см). К работе над крестом были привлечены лучшие мастера петровского времени: архитектор М. Земцов, скульптор Б.К. Растрелли, токарь-механик А. Нартов. При освящении собора крест был торжественно установлен в алтаре и вскоре стал одной из святынь новой столицы России. Крест украшали с одной стороны лики святых покровителей России, а с другой стороны небесных покровителей строящегося Петербурга. Костяные медальоны с ликами святых Петр собственноручно выточил на уникальной «персонной махине», изобретенной А. Нартовым. Со второй половины XVIII в. судьба креста неизвестна.

Идея воссоздания Животворящего креста принадлежит скульптору Г.Макеевой. Проект восстановления разработан архитектурной студией Г.Михалкова. Эрмитаж передал творческому коллективу для использования при воссоздании креста бронзовые авторские копиры Б.К.Растрелли с изображением Святого Петра (правый медальон), Святого Павла (левый медальон), Святого Андрея Первозванного (верхний медальон), Святой Екатерины (нижний медальон) и Распятия (центральный медальон).

В 1990-х гг. шло воссоздание Животворящего креста, завершенное осенью 1995 г. Современный крест был создан из бивня мамонта, дерева и золоченой бронзы. При работе использовали возрожденный станок Петра I.

После выставок в Эрмитаже и Московском Кремле крест в 1998 г. был передан на хранение в ППС. Обратная сторона креста остается незавершенной, т.к. копиры для нее не сохранились.

Для завершения воссоздания креста и точной передачи замыслов Петра I под руководством Рос. АХ проводится открытый скульптурный конкурс «Наши святые небесные покровители». Задача – современное воплощение образов небесных заступников России: Пресвятой Богородицы, Святого Владимира, Георгия Победоносца, Александра Невского и Сергия Радонежского. По проектам победителей конкурса будут изготовлены копиры для вытачивания на возрожденном станке медальонов «древнерусской» стороны креста.

Около пилонов перед иконостасом мы видим кафедру и Царское место. Кафедра – атрибут католических храмов, сюда поднимался священник во время проповеди. Она украшена деревянными, резными, позолоченными фигурами: 2-х апостолов – Петра и Павла, 4-х евангелистов, сверху – символ святого Духа (голубь в окружении ангелов). Здесь же мы видим живописные вставки на сюжеты из Ветхого завета (создана кафедра в 1732 г.).

На Царском месте, как следует из его названия, стоял сам император с императрицей, а также цесаревич во время богослужения. Об этом свидетельствуют знаки царской власти, которые мы видим сверху: скипетр, корона, меч.

Точно описать, как первоначально выглядело Царское место, невозможно, так как оно подвергалось значительной переделке в 1830-х годах. Известно, что оно было декорировано деревянной резьбой и живописью или росписями.

Первой на царском месте стояла Анна Иоанновна. Петр Первый никогда не стоял на этом месте, но он стал одним из первых погребенных в соборе.

 

Могила Петра I

Среди храмов СПб ППС занимает особое место. С момента своего появления он стал усыпальницей императорского дома Романовых. До постройки каменного собора на его месте стояла деревянная церковь Петра и Павла. В ней в 1708 г. была похоронена дочь Петра I Наталья.

В 1715-1728 гг. в строящемся каменном соборе погребли шестерых детей, двух невесток и сестру Петра I, затем его самого и императрицу Екатерину I. С 1740 г. по 1831 г. в храме хоронили только коронованных особ. В 1831-1917 гг. собор вместе с Великокняжеской усыпальницей стал местом погребения практически всех членов императорской фамилии.

После смерти Петра Великого в 1725 г. (в возрасте 52 лет) гроб с его телом несколько дней стоял в домовой церкви, затем его перенесли в траурный зал Зимнего дворца, куда для прощания «допускались лица всякого звания, кроме дурно одетых крестьян». Похороны проходили на 40-й день после смерти. До Петра русских царей хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Петра же решили похоронить в ППС. Особо торжественно была оформлена церемония переноса тела по льду Невы в ещё недостроенный ППС. До окончания строительства собора гроб с телом великого императора находился во временной часовне в центре собора.

Мы видим однотипные надгробия из белого итальянского (каррарского) мрамора с бронзовыми золочеными крестами. На углах надгробий царствовавших императоров мы видим также бронзовых двуглавых орлов (герб России).

На могиле Петра лежат юбилейные монеты в честь 100-летия и 200-летия СПб, в честь 100-летнего юбилея Полтавского сражения и 100-летнего юбилея самого Петра. Бронзовый бюст Петра I появился здесь в 1972 г. Это точная копия парадного портрета Петра, мраморный подлинник которого находится в Русском музее (ск. Альбагини). На стене – Андреевский флаг, напоминающий нам о том, что Петр I был основателем российского флота ( флаг Преображенского полка на реставрации ). Также здесь вы можете увидеть мраморную скульптуру “Оплакивание” петровского времени (ск.Зорзони).

Места у иконостаса считались самыми почетными. Рядом с могилой Петра мы видим могилы его жены императрицы Екатерины I, его племянницы Анны Иоанновны, дочери Елизаветы Петровны, внука Петра III ( можно о том, что сначала был похоронен в Александро-Невской лавре, затем при Павле его прах перенесен ) и жены Петра III – имп. Екатерины II.

В ППС нет захоронений только 2-х императоров: Петра II (в Москве) и Ивана VI (могила утеряна)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: