5. Надгробия Александра II и его жены
В Московской Руси местом погребения великих князей и первых царей был Архангельский собор Кремля.С переносом в 1712 г. столицы из Москвы в Петербург его функции усыпальницы перешли к ППС.
Смерть члена правящей династии во многих странах сопровождалась особыми церемониями. В допетровской Руси цари перед смертью, как правило, принимали монашеский постриг. На царя надевали царское одеяние, на голову ему возлагали корону. Тело государя 6 недель стояло в домовой церкви в гробу; крестовые дьяки денно и нощно читали над ним псалтырь. В 40-й день после кончины совершалось погребение царственной особы. В погребальной процессии впереди шло духовенство, за ним светские сановники и царское семейство.
В эпоху Петра I взаимодействие традиционной русской культуры с западноевропейской обусловило появление нового погребального ритуала. Основные отличия его от прежнего состояли в придании ему большей светскости, театральной пышности и торжественности.Особо торжественно была оформлена церемония переноса тела в ППС. Она должна была подчеркнуть не только императорское достоинство покойного, но и его заслуги. Пока шла подготовка к похоронам, весь город одевался в траур. Одновременно с переносом тела во всех церквях города раздавался перезвон, а со стен крепости производилась пушечная пальба через каждую минуту, продолжавшаяся до внесения гроба в собор. Открывал церемониальное шествие отряд конной гвардии с алебардами, за ними по трое в ряд шли придворные чины. Первые чины двора на подушках несли императорские ордена: сначала иностранные, затем русские, далее императорские регалии: мечи, скипетры, державы, короны царств. На отдельной золотой подушке несли большую императорскую корону России. В отличие от обычаев допетровской Руси гроб с телом усопшего императора не несли на руках, а везли на особой траурной колеснице, запряженной 8-ю лошадьми. Перед ней шли хор певчих и духовенство. За колесницей шествовал новый император, наследник, великие князья. За ними шли первые чины двора и члены дипломатического корпуса. Замыкал шествие отряд конной гвардии. По обеим сторонам процессии шпалерами стояли войска Петербургского гарнизона. На Иоанновском мосту процессию встречал комендант ППК, у ППС – члены Святейшего Синода. Придворные чины вносили гроб в собор и устанавливали его на катафалк. В дни похорон стены, окна, колонны, двери собора были задрапированы черным сукном. Символика убранства собора обычно подчеркивала не только скорбь и печаль подданных, но и прославляла заслуги и достоинства покойного императора. Для этой цели часто применялись трофейные знамена, хранившиеся в соборе. Катафалк обычно устанавливался в центральном нефе собора, над ним поднимался до самого потолка балдахин, венчавшийся золоченой императорской короной. Сам катафалк возвышался над полом собора на 5 и выше ступеней.
|
Всего в ППС 32 надгробия (более 50 захоронений).
Как правило, император ещё при жизни указывал место своего будущего захоронения.
Когда в соборе стали хоронить великих князей и княгинь, то место для них тоже указывалось императором.
Могила же в соборе готовилась лишь после смерти императора или великого князя. Она представляла собой склеп глубиной 2,5 м, длиной 2,4 м, шириной 1,4 м. Стены и дно его выкладывались каменными плитами. На дне делалось углубление для захоронения внутренностей и сердца, вынимавшихся при бальзамировании. Захоронение их в специальных сосудах производилось накануне установки гроба с телом в соборе.
|
На дне камеры устанавливали медный или бронзовый ковчег с откидной крышкой. Внутрь ставили гроб из мореного дуба с телом покойного. В момент опускания гроба в могилу по сигналу коменданта со стен производился пушечный и ружейный салют войск, стоявших на ее территории. В случае погребения императора раздавался 51 пушечный выстрел, а великого князя – 21. Одновременно с салютом звучал колокольный звон. Члены императорской семьи посыпали гроб освященным песком, поднесенным на серебряном блюде митрополитом, и затем покидали собор. Архитектор закрывал ковчег на замки и передавал ключи от них министру императорского двора, а тот – коменданту крепости на особое хранение. Сверху клались 2 каменные плиты, насыпался песок (10см), на него еще одна каменная плита, закрывавшая заделанное место. Затем устанавливалось надгробие, на которое клались венки.
Сами саркофаги просто отмечают место захоронения. Сначала надгробия над могилами были «белого алебастрового камня». При Екатерине II появились саркофаги из серого карельского мрамора (с Карельского перешейка). Александр II распорядился заменить все старые надгробия беломраморными (арх. Пуаро, Монферран). Надгробия полые внутри и иногда скрывают прежние внутри себя.
Уникальны надгробия императора Александра II и его жены Марии Александровны. Александр II вошел в историю как царь-освободитель, отменивший в стране крепостное право, проведший военную, судебную, земскую и другие реформы. 1 марта 1881 г. он был смертельно ранен террористом- народовольцем Гриневицким на Екатерининском канале. На этом месте в Петербурге сейчас высится величественный храм Спас-на-крови. И почти сразу же после его гибели Александр III, желая почтить память своих родителей, решил изготовить отличное от других надгробие на месте их захоронений в Петропавловском соборе. Уникальные надгробия были исполнены из монолитов серо-зеленой алтайской яшмы и розового орлеца (родонита) по проекту А.Л. Гуна камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1890-1906 гг.). Работы производились вручную в течение 20 лет (шлифовка окульей кожей, наждачной бумагой). Вес надгробия Марии Александровны 6,5 т, Александра II - 5,5 тонн. До установки монолитных надгробий в начале XX в. на могилах были поставлены обычные мраморные надгробия.
|
На стене вы видите серебряный венок за стеклом. Всего в Петропавловском соборе в начале XX века было около 1500 серебряных и золотых венков, которые бесследно исчезли. Они дарились делегациями или частными лицами и лежали на могилах. Правнук Александра II Георг Юрьевский недавно купил в антикварном салоне этот серебряный венок и подарил собору.
Здесь же мы видим и могилу сына Александра II – императора Александра III. Планируется перезахоронить Марию Федоровну – жену Александра III (похоронена в Дании уже после революции) – 26 сентября 2006 г.
В 1994 г. была вскрыта могила в.к. Георгия Александровича – родного брата Николая II в связи с идентификацией царских останков (увозили в Англию, затем вернули). Хотят вскрыть могилу Александра I, чтобы проверить версию, что был захоронен не он – история о Федоре Кузьмиче. Также пуста гробница в.к. Александры Георгиевны (жены в.к. Павла Александровича?) – останки увезли на ее родину в Грецию в 1994.
Здесь – можно о реставрации собора… 1957 г – Ирина Николаевна Бенуа….Сохранился почти в неизменном виде интерьер XVIII в. (восстановлена раскраска под мрамор, картины)….Можно маскировку шпиля…
Слева от иконостаса мы можем увидеть надгробия над могилами императора Павла, его жены Марии Федоровны, императора Александра I, его жены Елизаветы Алексеевны, брата Александра I – императора Николая I, его жены Александры Федоровны и дочери Петра I Анны Петровны.