С чего начинается мышление




Зачем человеку мышление

Тебе, наверное, не раз приходилось слышать, как родители и учителя в разных ситуациях говорили тебе: «Подумай», «Думай лучше», «Попробуй сообразить», «Учись мыслить самостоятельно», «Догадайся».

Так они обращались к одной из самых важных твоих человеческих способностей — способности мыслить.

Ты ведь уже знаешь, что человек — существо ра­зумное, мыслящее. Научное название человека та­кое: «Homo sapiens», или «Человек разумный».

А что значит быть разумным, мыслящим? Что такое мышление?

Тебе уже известно, что человек может по-разно­му познавать окружающий мир. В этом ему помога­ют такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память. Так, ощущения и восприятие позволяют почувствовать разнообразие окружаю­щего мира, прямо соприкоснуться с ним: потрогать руками и различить гладкость и твердость, тепло и холод, увидеть его краски, услышать звуки, ощу­тить запахи и даже попробовать на вкус.

Память помогает сохра­нить и в нужный момент вспомнить все полученные человеком знания и впечат­ления.

А зачем нужно мышле­ние?

Отличие человека как существа разумного состоит в том, что он не только вос­принимает окружающий мир, но и хочет его понять.

Понять — это значит проникнуть в суть предме­тов и явлений, познать са­мое главное, существенное в них. Понимание дается человеку с помощью мыш­ления.

Мышление — это способность к решению проблем и задач.

Мышление помогает человеку совершать науч­ные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства: космические ракеты, компьютеры, строить большие и краси­вые города, создавать замечательные произведе­ния искусства.

Без мышления невозможно читать интересные книги и понимать, о чем в них написано, решать математические задачи, писать стихи, отгадывать загадки, играть в шахматы и «морской бой», шить куклам платья, учить щенка выполнять команды.

Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом, придумать новую игру для младшего брата или се­стры, выбрать маме подарок ко дню рождения и еще многое, многое другое.

Тебе, наверное, уже ясно, что без мышления че­ловек просто не смог бы быть человеком.

 

Чем мы думаем

«Чем ты думаешь? » Если тебе задать этот вопрос, ты скорее всего ответишь: «Конечно, головой. Чем же ещё?» И в целом будешь прав.

Уже в глубокой древности, когда люди очень мало знали о самих себе, они подметили важную роль своей головы в рождении мыслей. Эти знания закрепились в пословицах и поговорках: «Одна го­лова хорошо, а две лучше», «Голова б не думала, ноги б не пошли» и других. И в наши дни мы гово­рим об умном, сообразительном человеке: «У него голова хорошо работает».

В голове расположен головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невоз­можно.

Человеческий мозг устроен необыкновенно сложно. Учёные давно изучают мозг и уже много знают о том, из чего он состоит и как работает. Так, например, наружная часть мозга — она называется кора — имеет толщину всего два-три миллиметра. Но здесь расположено пятнадцать миллиардов (15 000 000 000!) особых нервных клеток. Это боль­ше, чем число людей на всём земном шаре!

Однако многое в работе человеческого мозга до сих пор остаётся загадкой.

По своим возможностям наш мозг во много раз превосходит любую самую мощную электронную технику. Но даже взрослый человек на протяже­нии всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен его мозг, многое остаётся в резерве. Поэтому чем больше ты даёшь пищи своему мозгу, чем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.

С чего начинается мышление

Мышление не может появиться из ничего, на пу­стом месте. Твоя мысль только тогда начинает рабо­тать, когда нужно что-то понять, в чём-то разоб­раться, преодолеть затруднение. Это значит, что пе­ред тобой возникает какая-то задача и тебе нужно найти ответ на поставленный в ней вопрос.

Это происходит, когда ты, например, выполня­ешь задания на уроках математики, подбираешь нужное правило, чтобы не сделать ошибку в диктан­те, продумываешь следующий ход в шахматной партии, стараешься, чтобы тебя не догнали во время игры в салочки, подсчитываешь сдачу в магазине или вдруг встречаешь на своём пути огромную лужу, которую трудно обойти. И ещё во многих, многих других ситуациях.

Тогда-то ты и начинаешь думать: как же решает­ся эта задача? Какое правило грамматики нужно применить? Какой ход сделает противник, если я пойду «конем»? Как удачнее убежать от водящего? Есть ли способ перебраться через эту лужицу? И правильно ли мне дали сдачу?

Начиная думать о чём-то, ты решаешь мысли­тельную задачу и сначала задаёшь себе вопрос (или этот вопрос задаёт тебе кто-то другой). Мышление всегда начинается с вопроса!

Поэтому нельзя заставить мысль работать, если просто сказать себе: «Подумай». И у другого челове­ка от одной этой просьбы мысли в голове тоже не по­явятся. Нужно чтобы перед тобой возник вопрос, над решением которого тебе необходимо «думать».

И самое главное, чтобы на этот вопрос тебе самому хотелось ответить, чтобы тебе было важно и инте­ресно искать ответ.

Как ты думаешь, почему маленькие дети задают так много вопросов? Это происходит оттого, что ма­лыши очень любознательны. Им всё интересно и удивительно, но они ещё многого не знают. Поэтому они всё время обо всём спрашивают: а что это? Как называется? Зачем это нужно? Почему так происхо­дит?

Задавая взрослым вопросы, дети узнают о том, чего раньше не знали, и учатся понимать мир.

Учиться задавать вопросы очень полезно. Ты уже знаешь, что так рождается мышление. Ведь сам во­прос — это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чем ты спрашиваешь.

Для развития в себе этой способности можно вы­полнять такое упражнение. Выбери какой-нибудь предмет (совершенно любой) и задавай о нём как можно больше самых разных вопросов: какого он цвета? Формы? Чем пахнет? Из чего сде­лан? Как сюда попал? Для чего предназна­чен? Кто его использу­ет? Где ещё его можно встретить? Что бы слу­чилось, если бы он был в несколько раз боль­ше (или меньше)? Дру­гого цвета? И так да­лее. И, конечно, поста­райся сам ответить на свои вопросы.

Это упражнение можно выполнять в свободную минуту дома, на улице, в школе на пере­мене. Ещё лучше, если ты будешь делать это с друзь­ями. Ты удивишься тому, как вопросы позволяют видеть с совершенно новой, неожиданной стороны даже самые привычные предметы.

Вопрос, на который нужно найти ответ, — это только одна важная составляющая любой задачи. Помимо вопроса каждая задача обязательно включа­ет и условия, которые надо учитывать при поиске от­вета.

Возьми любую задачку из учебника по матема­тике. Выдели в ней условия задачи и вопрос зада­чи. Вопрос и условия задачи всегда тесно связаны. И чтобы ответить на вопрос, нужно выяснить, что

же для этого необходимо знать. А разбирая условия задачи, можно выяснить, что уже известно и что ещё можно узнать.

Вопрос и условия задачи содержатся не только в математических задачках, но и в любой другой за­даче, над которой тебе приходится думать. Ведь жизнь на каждом шагу ставит перед человеком раз­ные проблемы и задачи.

 

Мыслительные действия

Когда человек что-то делает, работает, он совер­шает различные действия. Например, шофёр кру­тит руль, нажимает на педали, смотрит за показани­ями приборов, следит за сигналами светофора и до­рожными знаками и т. д. Для того, чтобы пригото­вить суп, мама варит бульон, режет овощи, добавля­ет соль и специи и т. д.

А что человек делает, когда он думает, то есть «работает головой»?

Размышляя над какой-либо задачей и отвечая на поставленный в ней вопрос, человек тоже соверша­ет определенные действия. Они называются умст­венные, или мыслительные действия.

Важнейшими мыслительными действиями яв­ляются: анализ и синтез, сравнение.

Анализ и синтез

Анализ и синтез — это самые главные мысли­тельные действия. Они неразрывно связаны между собой и обязательно участвуют в любом процессе мышления.

Что же такое анализ?

Чтобы решить какую-либо проблему или задачу, необходимо прежде всего разобраться в ней. Это значит, нужно выделить вопрос, на который требу­ется ответить, выяснить условия задачи: что извест­но, что неизвестно, что можно узнать.

Когда ты разбираешься в задаче, ты раскладыва­ешь ее на отдельные составляющие.

Мысленное разложение целого на отдель­ные части и есть анализ.

Использовать анализ, анализировать что-то тебе приходится довольно часто. Например, на уроке русского языка при разборе слова по составу ты вы­деляешь такие части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание. Разбирая по составу предло­жение, — выделяешь подлежащее, сказуемое и вто­ростепенные члены.

Чтобы составить план к прочитанному рассказу, нужно также разбить весь текст на отдельные части.

Даже при выполнении прыжков в высоту (или длину) на уроке физкультуры необходимо сначала прикинуть, на какое расстояние отойти для разбега, с какой ноги начать движение, как оттолкнуться и т. д.

Серьезно анализировать тебе приходится и тогда, когда у тебя возникает какая-то ссора, конфликт в отношениях с друзьями. Тогда нужно задуматься и понять, почему произошла эта ссора, что и как надо сделать, чтобы больше таких конфликтов между вами не было.

Человек всегда анализирует, когда над чем-то ду­мает, размышляет. Правильный и полный анализ очень важен для того, чтобы принять затем верное решение. Именно об этом говорится в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Однако проанализировать что-то — это только половина дела. Не менее важно уметь сложить раз­розненные части в единое целое.

Вспомни, когда ты был маленький, ты, на­верное, не раз разбирал на части некоторые свои игрушки (машинки или куклы). Тебе было инте­ресно узнать, как они устроены, почему могут двигаться или издавать разные звуки.

Но вот снова собрать игрушку у тебя не полу­чалось (ты ведь был тогда совсем маленький). В ра­зобранном же виде иг­рушка тебя больше не интересовала. Ведь она не была больше той занимательной вещью, которая умеет так смешно двигаться или пищать.

Когда ты разбирал игрушку на части, ты анали­зировал ее. Чтобы восстановить игрушку, нужно вновь соединить отдельные ее части, то есть совер­шить действие, противоположное анализу. Такое дей­ствие называется синтез.

Синтез — это мысленное соединение в единое целое. Синтез позволяет понять, что представляет собой предмет как целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны и не суще­ствуют отдельно друг от друга. Без анализа человек не мог бы узнать важные детали и подробности о тех предметах и явлениях, которые окружают его в жизни. А без синтеза весь мир распался бы на от­дельные, никак не связанные между собой части. Вместе же анализ и синтез позволяют человеку пра­вильно познавать мир.

Кстати, действия анализа и синтеза тебе уже зна­комы, ты встречался с ними при изучении ощуще­ний и восприятия. Помнишь, ощущения возникают благодаря работе анализаторов, которые передают информацию об отдельных свойствах предметов. Может быть, ты заметил, что и само название «ана­лизатор» происходит от слова «анализ». Ну, а вос­приятие объединяет, синтезирует все эти свойства и позволяет узнать предмет в целом.

 

Сравнение

Сравнивать тебе приходилось много, много раз. Кто из вас с приятелем выше ростом? Кто в вашем классе лучше всех учится? Кто самый веселый? Чья бабушка лучше печёт пироги? Какое число больше: 2 или 32? И так далее.

Сравнить - это значит выяснить, чем один предмет отличается от другого или чем они похо­жи. При сравнении всегда устанавливается разли­чие или сходство между чем-то одним и чем-то дру­гим.

Умение устанавливать сходство и различие меж­ду разными предметами и явлениями очень важно для человека. Только сравнивая предметы’ и явле­ния друг с другом, человек может верно действовать в окружающем мире.

Например, если ты идёшь в лес за грибами, тебе важно отличать друг от друга грибы съедобные и несъедобные (это легче сделать, если захватить с со­бой специальную книгу «Определитель грибов»).

Сравнивая разные времена года, ты больше лю­бишь лето или зиму, весну или осень.

Сравнивая характеры и поступки разных людей, ты находишь тех, с кем хочешь дружить.

И так во всём. Всё, что существует в мире, человек познает путём сравнения.

Сравнение предметов (или явлений) всегда про­изводится по тому или дру­гому свойству, признаку: по цвету, форме, величине, скорости, вкусу, проис­хождению и пр. Эти при­знаки необходимо сначала выделить и сопоставить, сделать вывод о различии или сходстве. А это значит, что в сравнении обязатель­но участвуют анализ и син­тез.

Признаки, по которым происходит сравнение предметов, могут быть самые разные. Среди них важно различать признаки су­щественные и несущественные. Существенные признаки указывают на самое важное в предмете или явлении, говорят о его сути. Без своих сущест­венных признаков предмет перестает быть самим собой.

Например, существенные признаки автомоби­ля — это мотор и колёса. Без них транспортное средство уже нельзя назвать автомобилем. Что та­кое автомобиль без мотора? Без мотора — это уже коляска или самокат. Ну а без колёс? Ну разве мо­жет быть наземный транспорт без колёс?!

А вот цвет или марка являются несущественны­ми признаками для такого предмета, как автомо­биль. Они могут быть любыми, потому что от них суть самого автомобиля никак не зависит. Ведь несущественные признаки не относятся к сути предмета.

Существенные и несущественные признаки есть в каждом предмете или явлении. Благодаря способ­ности мыслить люди выделяют эти признаки, нахо­дят сходство и различие между ними. Это дает воз­можность раскрывать важнейшие связи и отноше­ния между предметами и явлениями и открывать законы, по которым устроен окружающий мир.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: