Зачем человеку мышление
Тебе, наверное, не раз приходилось слышать, как родители и учителя в разных ситуациях говорили тебе: «Подумай», «Думай лучше», «Попробуй сообразить», «Учись мыслить самостоятельно», «Догадайся».
Так они обращались к одной из самых важных твоих человеческих способностей — способности мыслить.
Ты ведь уже знаешь, что человек — существо разумное, мыслящее. Научное название человека такое: «Homo sapiens», или «Человек разумный».
А что значит быть разумным, мыслящим? Что такое мышление?
Тебе уже известно, что человек может по-разному познавать окружающий мир. В этом ему помогают такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память. Так, ощущения и восприятие позволяют почувствовать разнообразие окружающего мира, прямо соприкоснуться с ним: потрогать руками и различить гладкость и твердость, тепло и холод, увидеть его краски, услышать звуки, ощутить запахи и даже попробовать на вкус.
Память помогает сохранить и в нужный момент вспомнить все полученные человеком знания и впечатления.
А зачем нужно мышление?
Отличие человека как существа разумного состоит в том, что он не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.
Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание дается человеку с помощью мышления.
Мышление — это способность к решению проблем и задач.
Мышление помогает человеку совершать научные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства: космические ракеты, компьютеры, строить большие и красивые города, создавать замечательные произведения искусства.
Без мышления невозможно читать интересные книги и понимать, о чем в них написано, решать математические задачи, писать стихи, отгадывать загадки, играть в шахматы и «морской бой», шить куклам платья, учить щенка выполнять команды.
Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом, придумать новую игру для младшего брата или сестры, выбрать маме подарок ко дню рождения и еще многое, многое другое.
Тебе, наверное, уже ясно, что без мышления человек просто не смог бы быть человеком.
Чем мы думаем
«Чем ты думаешь? » Если тебе задать этот вопрос, ты скорее всего ответишь: «Конечно, головой. Чем же ещё?» И в целом будешь прав.
Уже в глубокой древности, когда люди очень мало знали о самих себе, они подметили важную роль своей головы в рождении мыслей. Эти знания закрепились в пословицах и поговорках: «Одна голова хорошо, а две лучше», «Голова б не думала, ноги б не пошли» и других. И в наши дни мы говорим об умном, сообразительном человеке: «У него голова хорошо работает».
В голове расположен головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно.
Человеческий мозг устроен необыкновенно сложно. Учёные давно изучают мозг и уже много знают о том, из чего он состоит и как работает. Так, например, наружная часть мозга — она называется кора — имеет толщину всего два-три миллиметра. Но здесь расположено пятнадцать миллиардов (15 000 000 000!) особых нервных клеток. Это больше, чем число людей на всём земном шаре!
Однако многое в работе человеческого мозга до сих пор остаётся загадкой.
По своим возможностям наш мозг во много раз превосходит любую самую мощную электронную технику. Но даже взрослый человек на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен его мозг, многое остаётся в резерве. Поэтому чем больше ты даёшь пищи своему мозгу, чем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.
С чего начинается мышление
Мышление не может появиться из ничего, на пустом месте. Твоя мысль только тогда начинает работать, когда нужно что-то понять, в чём-то разобраться, преодолеть затруднение. Это значит, что перед тобой возникает какая-то задача и тебе нужно найти ответ на поставленный в ней вопрос.
Это происходит, когда ты, например, выполняешь задания на уроках математики, подбираешь нужное правило, чтобы не сделать ошибку в диктанте, продумываешь следующий ход в шахматной партии, стараешься, чтобы тебя не догнали во время игры в салочки, подсчитываешь сдачу в магазине или вдруг встречаешь на своём пути огромную лужу, которую трудно обойти. И ещё во многих, многих других ситуациях.
Тогда-то ты и начинаешь думать: как же решается эта задача? Какое правило грамматики нужно применить? Какой ход сделает противник, если я пойду «конем»? Как удачнее убежать от водящего? Есть ли способ перебраться через эту лужицу? И правильно ли мне дали сдачу?
Начиная думать о чём-то, ты решаешь мыслительную задачу и сначала задаёшь себе вопрос (или этот вопрос задаёт тебе кто-то другой). Мышление всегда начинается с вопроса!
Поэтому нельзя заставить мысль работать, если просто сказать себе: «Подумай». И у другого человека от одной этой просьбы мысли в голове тоже не появятся. Нужно чтобы перед тобой возник вопрос, над решением которого тебе необходимо «думать».
И самое главное, чтобы на этот вопрос тебе самому хотелось ответить, чтобы тебе было важно и интересно искать ответ.
Как ты думаешь, почему маленькие дети задают так много вопросов? Это происходит оттого, что малыши очень любознательны. Им всё интересно и удивительно, но они ещё многого не знают. Поэтому они всё время обо всём спрашивают: а что это? Как называется? Зачем это нужно? Почему так происходит?
Задавая взрослым вопросы, дети узнают о том, чего раньше не знали, и учатся понимать мир.
Учиться задавать вопросы очень полезно. Ты уже знаешь, что так рождается мышление. Ведь сам вопрос — это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чем ты спрашиваешь.
Для развития в себе этой способности можно выполнять такое упражнение. Выбери какой-нибудь предмет (совершенно любой) и задавай о нём как можно больше самых разных вопросов: какого он цвета? Формы? Чем пахнет? Из чего сделан? Как сюда попал? Для чего предназначен? Кто его использует? Где ещё его можно встретить? Что бы случилось, если бы он был в несколько раз больше (или меньше)? Другого цвета? И так далее. И, конечно, постарайся сам ответить на свои вопросы.
Это упражнение можно выполнять в свободную минуту дома, на улице, в школе на перемене. Ещё лучше, если ты будешь делать это с друзьями. Ты удивишься тому, как вопросы позволяют видеть с совершенно новой, неожиданной стороны даже самые привычные предметы.
Вопрос, на который нужно найти ответ, — это только одна важная составляющая любой задачи. Помимо вопроса каждая задача обязательно включает и условия, которые надо учитывать при поиске ответа.
Возьми любую задачку из учебника по математике. Выдели в ней условия задачи и вопрос задачи. Вопрос и условия задачи всегда тесно связаны. И чтобы ответить на вопрос, нужно выяснить, что
же для этого необходимо знать. А разбирая условия задачи, можно выяснить, что уже известно и что ещё можно узнать.
Вопрос и условия задачи содержатся не только в математических задачках, но и в любой другой задаче, над которой тебе приходится думать. Ведь жизнь на каждом шагу ставит перед человеком разные проблемы и задачи.
Мыслительные действия
Когда человек что-то делает, работает, он совершает различные действия. Например, шофёр крутит руль, нажимает на педали, смотрит за показаниями приборов, следит за сигналами светофора и дорожными знаками и т. д. Для того, чтобы приготовить суп, мама варит бульон, режет овощи, добавляет соль и специи и т. д.
А что человек делает, когда он думает, то есть «работает головой»?
Размышляя над какой-либо задачей и отвечая на поставленный в ней вопрос, человек тоже совершает определенные действия. Они называются умственные, или мыслительные действия.
Важнейшими мыслительными действиями являются: анализ и синтез, сравнение.
Анализ и синтез
Анализ и синтез — это самые главные мыслительные действия. Они неразрывно связаны между собой и обязательно участвуют в любом процессе мышления.
Что же такое анализ?
Чтобы решить какую-либо проблему или задачу, необходимо прежде всего разобраться в ней. Это значит, нужно выделить вопрос, на который требуется ответить, выяснить условия задачи: что известно, что неизвестно, что можно узнать.
Когда ты разбираешься в задаче, ты раскладываешь ее на отдельные составляющие.
Мысленное разложение целого на отдельные части и есть анализ.
Использовать анализ, анализировать что-то тебе приходится довольно часто. Например, на уроке русского языка при разборе слова по составу ты выделяешь такие части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание. Разбирая по составу предложение, — выделяешь подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
Чтобы составить план к прочитанному рассказу, нужно также разбить весь текст на отдельные части.
Даже при выполнении прыжков в высоту (или длину) на уроке физкультуры необходимо сначала прикинуть, на какое расстояние отойти для разбега, с какой ноги начать движение, как оттолкнуться и т. д.
Серьезно анализировать тебе приходится и тогда, когда у тебя возникает какая-то ссора, конфликт в отношениях с друзьями. Тогда нужно задуматься и понять, почему произошла эта ссора, что и как надо сделать, чтобы больше таких конфликтов между вами не было.
Человек всегда анализирует, когда над чем-то думает, размышляет. Правильный и полный анализ очень важен для того, чтобы принять затем верное решение. Именно об этом говорится в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Однако проанализировать что-то — это только половина дела. Не менее важно уметь сложить разрозненные части в единое целое.
Вспомни, когда ты был маленький, ты, наверное, не раз разбирал на части некоторые свои игрушки (машинки или куклы). Тебе было интересно узнать, как они устроены, почему могут двигаться или издавать разные звуки.
Но вот снова собрать игрушку у тебя не получалось (ты ведь был тогда совсем маленький). В разобранном же виде игрушка тебя больше не интересовала. Ведь она не была больше той занимательной вещью, которая умеет так смешно двигаться или пищать.
Когда ты разбирал игрушку на части, ты анализировал ее. Чтобы восстановить игрушку, нужно вновь соединить отдельные ее части, то есть совершить действие, противоположное анализу. Такое действие называется синтез.
Синтез — это мысленное соединение в единое целое. Синтез позволяет понять, что представляет собой предмет как целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны и не существуют отдельно друг от друга. Без анализа человек не мог бы узнать важные детали и подробности о тех предметах и явлениях, которые окружают его в жизни. А без синтеза весь мир распался бы на отдельные, никак не связанные между собой части. Вместе же анализ и синтез позволяют человеку правильно познавать мир.
Кстати, действия анализа и синтеза тебе уже знакомы, ты встречался с ними при изучении ощущений и восприятия. Помнишь, ощущения возникают благодаря работе анализаторов, которые передают информацию об отдельных свойствах предметов. Может быть, ты заметил, что и само название «анализатор» происходит от слова «анализ». Ну, а восприятие объединяет, синтезирует все эти свойства и позволяет узнать предмет в целом.
Сравнение
Сравнивать тебе приходилось много, много раз. Кто из вас с приятелем выше ростом? Кто в вашем классе лучше всех учится? Кто самый веселый? Чья бабушка лучше печёт пироги? Какое число больше: 2 или 32? И так далее.
Сравнить - это значит выяснить, чем один предмет отличается от другого или чем они похожи. При сравнении всегда устанавливается различие или сходство между чем-то одним и чем-то другим.
Умение устанавливать сходство и различие между разными предметами и явлениями очень важно для человека. Только сравнивая предметы’ и явления друг с другом, человек может верно действовать в окружающем мире.
Например, если ты идёшь в лес за грибами, тебе важно отличать друг от друга грибы съедобные и несъедобные (это легче сделать, если захватить с собой специальную книгу «Определитель грибов»).
Сравнивая разные времена года, ты больше любишь лето или зиму, весну или осень.
Сравнивая характеры и поступки разных людей, ты находишь тех, с кем хочешь дружить.
И так во всём. Всё, что существует в мире, человек познает путём сравнения.
Сравнение предметов (или явлений) всегда производится по тому или другому свойству, признаку: по цвету, форме, величине, скорости, вкусу, происхождению и пр. Эти признаки необходимо сначала выделить и сопоставить, сделать вывод о различии или сходстве. А это значит, что в сравнении обязательно участвуют анализ и синтез.
Признаки, по которым происходит сравнение предметов, могут быть самые разные. Среди них важно различать признаки существенные и несущественные. Существенные признаки указывают на самое важное в предмете или явлении, говорят о его сути. Без своих существенных признаков предмет перестает быть самим собой.
Например, существенные признаки автомобиля — это мотор и колёса. Без них транспортное средство уже нельзя назвать автомобилем. Что такое автомобиль без мотора? Без мотора — это уже коляска или самокат. Ну а без колёс? Ну разве может быть наземный транспорт без колёс?!
А вот цвет или марка являются несущественными признаками для такого предмета, как автомобиль. Они могут быть любыми, потому что от них суть самого автомобиля никак не зависит. Ведь несущественные признаки не относятся к сути предмета.
Существенные и несущественные признаки есть в каждом предмете или явлении. Благодаря способности мыслить люди выделяют эти признаки, находят сходство и различие между ними. Это дает возможность раскрывать важнейшие связи и отношения между предметами и явлениями и открывать законы, по которым устроен окружающий мир.