Ветхозаветное и апокрифическое учение об ангелах




Священник Александр Зиновкин. Благовещение Божией Матери.

Posted By Пресс-служба СПбДА On 09.04.2014 @ 15:44 In Публикации | Comments Disabled

Архангел Гавриил был послан Деве Марии, пребывавшей в молитве и чтении Священного Писания, чтобы благовествовать о будущем рождении Спасителя мира. Учение ветхозаветного Израиля об ангелах основано не только на Священном Писании, но и на апокрифической литературе. Благовещение Божией Матери, описанное в евангелии от Луки, является осуществлением пророчества Нафана о вечном престоле царя Давида (2 Цар 7:12-14). На этом же пророчестве был основан и дохристианский «Апокриф Даниила» (4Q246), в котором используются слова и идеи Лк 1:31б-35.

Ангельское благовещение Божией Матери

«Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» — вопрос Божий (Ис 6:8), услышанный пророком Исайей, который был вознесен в небесные чертоги, чтобы прославить вместе с поющими при звуках трубных Бога, Создателя вселенной, словами: «Свят, Свят, Свят» (Ис 6:3; см. Откр 4:8). В греческой Библии еврейское слово מלאך (мальах) переводится словом ἄγγελος. Ангел – вестник, возвещающий волю Божию. По этой причине Иоанн Креститель, который возвестил всему миру пришествие Мессии, изображается в древней восточной иконографии как «Ангел пустыни», то есть с крыльями.

Ветхозаветное и апокрифическое учение об ангелах

Древние евреи времен Спасителя верили в особое ангельское присутствие среди богоизранного народа. Ангелы не только возвещали волю Божию, но и охраняли народ, с которым Бог заключил вечный Завет. В Священном Писании всего лишь несколько ангелов называются по именам. В особенности говорится об архангелах Михаиле (Дан 10:13,21;21:1; Иуд 1:9; Откр 12:7) и Гаврииле (Дан 8:15-26; 9:21-27; Лк 1:11-20,26-38). Еврейское слово מיכאל («Михаэль») переводится как «кто как Бог», а слово גבריאל («Гавриэль») – «Бог – мой воитель». Другие ангелы, которых пророк Даниил обозначает выражением «тысячи тысяч» (Дан 7:10), в ветхозаветной апокрифической литературе имеют иногда имена. Примечательно свидетельство 1-ой книги Еноха, вошедшей в канон Эфиопской христианской церкви. Здесь говорится о семи главных архангелах, которые от Бога получили особую власть над миром[I]:

1. Уриэль, один из святых ангелов, поставленный над миром и над Тартаром;

2. Руфаэль, один из святых ангелов, поставленный над духами людей;

3. Рагуэль, один из святых ангелов, карающий мир и светила;

4. Михаэль, один из святых ангелов, поставленный над лучшей частью людей;

5. Сариэль, один из святых ангелов, поставленный над духами, которые грешат против Духа;

6. Гавриэль, один из святых ангелов, поставленный над раем, над драконами и над Херувимами;

7. Ремиель, один из святых ангелов, поставленный Богом воскрешать.

В апокрифах упоминаются в особенности четыре высших ангела: Михаил, Гавриил, Сариил (иногда Уриил или Фануил) и Рафаил (см. 1 Ен 9:1; 40:9; 54:6; 71:8; Апок Моис 40:2 и пр.). Они стоят у престола Божия и исполняют волю Всевышнего (1 Ен 9:1). На одной из башен, построенной около 412 г. в византийском городе Ум эль-Джимал (’Umm ’el-Gimâl), что на севере Иордании, имя «Уриэль» вырезано на северной части сооружения, имя «Гавриил» на восточной стороне, имя «Михаэль» на западной, а «Рафаэль» на южной. В древней фригийской церкви Себаста (X в.) Христос изображен на архитраве посередине, Божия Матерь по правую руку Спасителя, а Иоанн Креститель по левую руку. Михаил и Уриил находятся рядом с Богородицей, а Гавриил и Рафаил около Иоанна Крестителя[II]. Архангелы стоят у престола Божия и могут иметь различное иерархическое положение. Однако архангел Михаил всегда стоит на первом месте.

Архангел Михаил является защитником израильского народа (Дан 12:1). Он – глава воинства святого. В кумранском «Свитке Войны» (1QM IX:15-16) дается повеление написать на воинских щитах имена четырех ангелов. Имя архангела Михаила должно быть начертано на первом щите. Он предводитель «богов», то есть ангелов, «светов» (ср. 1QS III:20, CD V:18, 1QM XIII:10):

<…> 5היום מועדו להכניע ולהשפיל שר ממשלת

6 רשעה וישלח עזר ע̇ו֯ל̇מ֯י֯ם ל̇גו֯ר̇ל‏ [פ]ד֯ותו בגבורת מלאך האדיר למשרת מיכאל באור עולמים

7 להאיר בשמחה ב֯רית ישראל שלום וברכה לגורל אל להרים באלים משרת מיכאל וממשלת

8 ישראל בכול בשר

«5)<…> Сей День – время Его, чтобы смирить и унизить Князя владычества 6)беззаконного! Уделу Своего [ис]купления Он пошлет помощь навеки силой могучего Ангела, для господства Михаила в свете вечном, 7)чтобы осветить радостью Завет Израиля. Мир и благословение Божьему уделу, чтобы возвысить посреди богов господство Михаила и владычество 8)Израиля над всякой плотью!» (1QM XVII:5б-8a)

Он называется великим князем: הַגָּדוֹל הַשַּׂר מִיכָאֵל,«Михаил, великий Князь» (Дан 12:1).

Согласно Апок 12:7, архангел Михаил является главой небесного воинства, ведущего брань с драконом: ὁ Μιχαὴλ καὶ οἱ ἄγγελοι αὐτοῦ τοῦ πολεμῆσαι μετὰ τοῦ δράκοντος, «Михаил и ангелы его вели брань с драконом». Он מלכי צדק, «Мелхиседек» (11Q13 II), который должен победить и уничтожить Велиала и его духов (11Q13 II:13). Стать ревнителем Божиих законов, чтобы обратить Божественное правосудие против врагов (11Q13 II:13) и спасти людей Божьего удела (11Q13 i:8).

Архангел Гавриил – «Ангел Господень» (Лк 1:11), «предстоящий пред Богом» (Лк 1:19), толкователь видений (Дан 8:16) и подающий разумение (Дан 8:22; ср. 2 Ен 70:10), имеющий крылья (Дан 9:21), являющийся во время вечерней жертвы (Дан 8:21) и вызывающий трепет у святого Даниила (Дан 8:17). Бог посылает его на землю, чтобы вознести праведника в обители небесные (2 Ен 21:5-7). Именно он был послан Деве Марии, чтобы возвестить волю Божию: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк 1:31).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: