-взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;
-кроме того, принято публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!);
-нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
- уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт);
-уметь предложить нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное действие здесь деструктивно: вопросы не по теме);
уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...);
-следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист по австралийским рок-группам, что ты думаешь о...; это особенно важно для пары лидер – молчальник);
-нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на ‘пятиминутке’ и т.п.);
-уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).
Лидерство, по мнению ряда авторов, бывает четырех типов:
- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, диктатура, монархия, ряд партий),
- laissez-faire - невмешательство (от французского выражения, дословно значащего ‘позволяйте делать’, ср. выражение: анархия – мать порядка, иногда этот тип отношений народа и власти в обществе в целом называют охлократией, ‘властью толпы’),
- демократия (в рамках этого подтипа наблюдаются различные степени ‘народного участия’ в собственной судьбе),
- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; иногда этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном французском языке значило ‘болтовня’).
В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через ‘негласные законы’ мафии или семьи – власть крестного отца или матери).
Групповое давление и конформизм
Влияние, которое социальная группа оказывает на индивида, не случайно и очень существенно. В экспериментах ряда российских и американских психологов (С. Аш, С. Милграм, А. Сопиков и др.) изучалось такое явление как конформизм. Однако прежде чем говорить о конформизме, следует разделить понятия «конформность» и «конформизм». Конформность – подчинение индивида принятым в обществе нормам. Требование от индивида конформности – эти лишь нормативный аспект социального взаимодействия. Антиподом конформности является девиантность – отклонение от общепринятых норм, в узком смысле она означает незначительные проступки, которые не подпадают под статьи законов и подзаконных актов.
В самом общем виде конформизм – коррекция ценностей поведения отдельных членов группы в соответствии с нормами, традициями и требованиями группы. Соответственно конформизм может проявляться:
1) Когда человек, не имевший своей точки зрения, принимает позицию, сложившуюся в группе.
2) Когда индивид в угоду группе меняет свою точку зрения
3) Когда индивид осознанно принимает мнение группы в знак солидарности, стремясь укрепить ее.
В первых двух случаях речь идет о групповом давлении, в третьем – о добровольном изменении своей точки зрения.
Конформизм – подчинение индивида мнению большинства, отказ от собственной позиции, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.
Разные социальные группы требуют от своих членов разного уровня конформизма. Первичные социальные группы требуют полного конформизма (семья, неформальные группы друзей).
В результате социальных экспериментов по изучению природы конформизма, были сделаны следующие выводы:
1) Все люди в той или иной степени конформны.
2) Конформизм- фундаментальное психологическое явление, не исчезающее, даже если от него хотят избавиться.
3) Конформность людей варьируется в зависимости от возраста, рода занятий, вида группы. Максимальный уровень конформизма проявляют дети до 7 лет, затем он уменьшается в 15-16 лет становится постоянным.
4) Уровень конформизма связан с нормативными (подчинение нормам, боязнь быть отвергнутым) влиянием группы – чем выше интенсивность и теснота связи в группе, тем выше уровень конформизма.
5) Чем сложнее оцениваемая ситуация, тем выше уровень конформизма.
6) Чем выше степень моральной зрелости индивида, тем ниже уровень конформизма, т.к. он руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.
7) Негативным результатом влияния группы на ее члена может быть эффект обезличивания (деындивидуализации), когда индивид перестает осознавать себя как автономную личность и отказывается от самостоятельной оценки своих поступков. К негативным последствия приводит также конформизм по приказу.