Взаимодействие может быть непосредственным (лекция), или опосредованным (газета, телевидение). Характерная черта аудитории – слабая обратная связь с коммуникатором, односторонность взаимодействия.
Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Хотя толпы весьма сильно отличаются друг от друга, тем не менее, имеются некоторые сходные характеристики поведения людей в подобных массовых общностях:
1. анонимность (человек перестает воспринимать себя как отдельного индивида);
2. внушаемость;
3. спонтанность (поведение в толпе зависит исключительно от эмоций);
4. неуязвимость (люди чувствуют себя вне социального контроля).
Социологи, занимающиеся проблемой коллективного поведения, предлагают выделять следующие типы толпы:
1. стихийная (случайная) толпа, собравшаяся неожиданно для самих участников вокруг какого-то события (например, автокатастрофа);
2. конвенциональная (обусловленная) толпа – договорная, когда собрание людей планируется заранее и поведение людей находится под воздействием заранее установленных норм (театр, стадион);
3. экспрессивная толпа – стихийно собравшаяся для выражения эмоций по какому-то поводу (рок-фестиваль, религиозное собрание);
4. действующая толпа – толпа, которая активно стремится воздействовать на какой-либо объект - разрушить, захватить.
Феномен толпы и коллективного поведения в массовых общностях всегда был в центре внимания социологов и психологов. Этой проблемой занимались в разное время такие ученые, как Г. Лебон, Г. Блумер, Х. Ортега-и-Гассет, С. Московичи и др.
Согласно теории заражения французского социолога и психолога Густава Лебона, в толпе человек теряет индивидуальность, заражаясь общим настроением и превращаясь в «человека толпы». Лебон выделил три фактора, определяющих поведение топы:
1. Безликость толпы, порождающую чувство безответственности и вседозволенности у принимающих участие в коллективных действиях;
2. Склонность к подражанию и восприятию «заразительных» эмоций, способствующих сохранению единства социальной массы;
3. Повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчиняться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.
«Закон духовного единства толпы» Лебона гласит, что в толпе подавляется индивидуальность, человек превращается в безвольный автомат с подавленными рациональными началами, а потому, совладать с толпой рациональными методами невозможно, так как заблокирована сама возможность отклика на логическую аргументацию.
Теория возникающих норм Ральфа Тернера (США) подсказывает некоторые варианты воздействия на толпу. Согласно его теории в толпе, в ходе взаимодействия между людьми начинают быстро образовываться нормы. Творцы этих норм обычно немногие активные личности. Если данные нормы не устраивают толпу, эти личности смещаются и на их место приходят новые. Благодаря принятию норм, действия личностей в толпе становятся относительно упорядоченными. Таким образом, по мнению Тернера, для управления толпой необходимо определить источники возникающих норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на них.
Социальные круги – это свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью; лишенные устойчивых отношений между членами, и направленные почти полностью на обмен информацией. Другими словами, это общности дискутирующих людей. Вместе с тем, индивиды, их формирующие, проходят отбор по двум критериям: общая заинтересованность в теме дискуссии и принадлежность к определенной субкультуре. Польский социолог Щепаньский выделяет несколько разновидностей социальных кругов:
- контактные круги (общности людей, постоянно встречающихся где-либо: на спортивных состязаниях, в транспорте, в очередях);
- профессиональные круги (общности, члены которых встречаются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку);
- дружеские круги (возникают между индивидами, объединенными отношениями дружбы, но не всегда разделяющими сходные нормы и образцы поведения);
- статусные круги (общности людей, имеющих одинаковые или близкие статусы);
Интерес социологов к социальным кругам обусловлен двумя причинами. Во-первых, в них зарождается и формируется общественное мнение. Во-вторых, они являются основой формирования социальных групп.
Социальная группа. Исходной «клеточкой» структуры общества является социальная группа. Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других. Характерными чертами социальной группы являются:
1) способ взаимодействия между членами – внутригрупповая коммуникация;
2) осознание членства, принадлежности к данной группе;
3) осознание единства членов группы, на основе общих интересов.
Кроме того, существуют признаки, по которым можно отличить социальные группы от массовых общностей:
1) устойчивое взаимодействие, которое способствует их прочному и стабильному существованию в пространстве и времени;
2) относительно высокая степень сплоченности;
3) отчетливо выраженная однородность, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
4)вхождение в более широкие общности в качестве структурного образования.
В социологии различают первичные и вторичные группы. Первичные группы характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, соседи, класс).
Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции.
Наряду с первичными и вторичными группами социологи различают малые и большие группы.
Большая социальная группа – это реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и соответствующую систему общественных отношений. К большим социальным группам относятся:
1. Этнические общности (раса, нация, народность).
2. Социально-территориальные общности (государственного, племенного, городского типа).
3. Социальные классы и социальные слои.
Малая группа – это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями.
Специфический вид малой группы – референтная группа. Референтная группа – это реальная или условная социальная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнение и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Характеристики малой группы:
· взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными: как пауки в банке);
· общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке);
· общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной и гарнизонной службы, Устав КПСС, Моральный кодекс строителя коммунизма);
· выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь; менее официальные: наш дурачок, наш Наполеон и т.п.). Эти роли могут меняться со временем, развитием члена группы как личности: продвижение по службе, ребенок в японской семье: до восьми лет – господин, после восьми – раб, после шестнадцати – равный);
· распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент, волк – заяц);
· роль и идентификациякаждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.).
Известный российский социальный психолог Г. Андреева выделяет следующие признаки малых групп:
1. Малочисленный состав – 15-20 человек.
2. Пространственная близость членов группы.
3. Длительность существования.
4. Стабильность состава.
5. Общность групповых ценностей, норм, образцов поведения.
6. Добровольность вступления в группу.
7. Неформальный контроль над поведениям членов группы.
8. Групповое давление, конформизм.
Малые группы подразделяются на семейные, неформальные и формальные.
Семейная группа: это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть). Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению.
Формальные, в которых четко определены позиции и роли их членов, руководствующихся определенными групповыми нормами. Формальная группа: это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы; неформальные ‘присказки’ типа ты начальник – я дурак), установленными целями и задачами (например, образовательными - обучение и социализация; производственными - производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений).
Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа (работник компании Хerox, профессор Самарского университета, служащий Сбербанка; имиджевая идентичность поддерживается различного рода «речевками’: если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими); развитие природных задатков и талантов членов группы или препятствие этому (школа, тюрьма).
Неформальные малые группы складываются стихийно, характеризуются отсутствием предписанных статусов и ролей. Это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы в группе: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру. Здесь также производится моделирование социальных отношений в формальных группах, определение и самоутверждение собственной индивидуальности через «трение о среду». Последнее в особенности хорошо прослеживается в подростковых группах: тусовка, имитация взрослых отношений, игра в дочки-матери, в школу, в войну, уличные и дворовые банды.
Каковы основные и дополнительные цели объединения в группы? Это достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против); получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности. Собственная личность создается через различные общественные связи (говорю вам это, как коммунист; я – верный ленинец; как работник этой фирмы, я...; или даже: я – пофигист).
Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда – жаргоны, арго, профессиональные языки, локальный юмор и литература и т.п., вплоть до телесного гексиса: узнаю я выправку солдатскую).
Тремя основными факторами грамматики внутригрупповой коммуникации являются роли, нормы и лидерство.