В соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в стране при объявлении мобилизации и на военное время создаются специальные формирования для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил РФ и устойчивости функционирования экономики.
Специальные формирования создаются при различных министерствах и ведомствах для всестороннего обеспечения потребностей военного времени.
Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных Сил РФ в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые составляют 2/3 от всех создаваемых специальных формирований министерств и ведомств.
Специальные формирования здравоохранения - органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил РФ.
Специальные формирования здравоохранения используются в интересах Вооруженных Сил РФ, однако в их состав не передаются. Они являются структурными подразделениями Министерства здравоохранения РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ.
К специальным формированиям здравоохранения относятся:
1) органы управления специальными формированиями;
2) тыловые госпитали здравоохранения;
3) обсервационные пункты.
Органы управления специальными формированиями —структурные подразделениями Министерства здравоохранения РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ. Они формируются при объявлении мобилизации для руководства тыловыми госпиталями здравоохранения и обсервационными пунктами.
|
К органам управления специальными формированиями здравоохранения относятся:
1. главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения (создается в Министерстве здравоохранения РФ);
2. отделы по руководству тыловыми госпиталями (создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ);
3. секторы по руководству тыловыми госпиталями (создаются в органах управления здравоохранением муниципальных образований).
На органы управления специальными формированиями здравоохранения возлагаются следующие задачи:
1. руководство работой специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ по вопросам развертывания специальных формирований, их материально-технического обеспечения;
3. организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;
4. организация и осуществление контроля за качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы;
5. руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
6. организация медицинского снабжения специальных формирований;
7. оперативное руководство и контроль за расформированием тыловых госпиталей и обсервационных пунктов.
Тыловые госпитали здравоохранения предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов, в том числе, из очагов массовых санитарных потерь, оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
|
Эвакуации из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали подлежат раненые и больные:
1. нуждающиеся в длительном лечении, превышающем установленные для госпитальной базы фронта сроки (более 60 суток);
2. которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй (независимо от сроков лечения).
На лечение в ТГЗ будут направляться наиболее тяжелые контингенты раненых и больных, многие из них будут иметь сочетанные ранения (грудь, живот и т.д.) или комбинированные поражения (огнестрельные ранения с поражением ОВ, поражения ионизирующим излучением и травма и др.).
Тыловые госпитали здравоохранения являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения могут быть возвращены в строй или уволены из Вооруженных Сил и направлены по месту жительства.
Мероприятия по формированию тыловых госпиталей здравоохранения выполняются с объявлением общей или частичной мобилизации.
На тыловые госпитали здравоохранения (ТГЗ) возлагаются сле-дующие задачи:
1. прием, медицинская сортировка, санитарная обработка раненых и больных, специальная обработка их обмундирования;
2. обследование и лечение до определившихся исходов;
|
3. проведение военно-врачебной экспертизы;
4. проведение медико-социальной экспертизы всех увольняемых из Вооруженных Сил;
6. развертывание силами приемно-эвакуационных отделений на железнодорожных станциях (в аэропортах, портах) эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающего транспорта;
В соответствии с существующей в настоящее время организационно-штатной структурой ТГЗ подразделяются на шесть типов: 4 многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический) и 2 узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость тыловых госпиталей здравоохранения установлена в объемах 400, 500,600 коек.
Для развертывания тыловых госпиталей здравоохранения в период мобилизации и выполнения ими задач по предназначению необходима их заблаговременная мобилизационная подготовка в мирное время, которая возлагается на органы управления здравоохранением субъектов РФ под общим руководством Министерства здравоохранения РФ. В ходе мо-билизационной подготовки должны быть решены следующие основные во-просы:
1. Комплектование медицинским и обслуживающим персоналом;
2. Материальное, техническое и финансовое обеспечение;
3. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания ТГЗ.
Обсервационные пункты являются противоэпидемическими формированиями здравоохранения военного времени.
Предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным, воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии (то есть, выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения).
На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:
1. прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей;
2. медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных,
3. изоляция и госпитализация инфекционных больных в ближайшие инфекционные больницы;
4. лабораторные обследования (по показаниям) с целью выявления бактерионосителей;
5. проведение (по эпидпоказаниям) профилактических прививок;
6. организация по окончанию обсервации заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых.
Обсервации подвергаются воинские контингента, следующие по путям сообщения, при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также хотя бы одного случая чумы, оспы и других опасных высококонтагиозных заболеваний.
Обеспечение специальных формирований здравоохранения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом осуществляется путем накопления его в мирное время в мобилизационном резерве согласно табелям к штатам тыловых госпиталей и нормам снабжения. Мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества является составной частью государственного материального резерва.
Требования к материальным ценностям мобрезерва:
1. их качество должно подтверждаться сертификатами, паспортами, протоколами испытаний и др.,
2. должны закладываться на хранение целыми единицами (ящиками, бочками, кипами и т.п.).
3. медико-санитарное имущество должно выпускаться Российскими предприятиями и имелась бы возможность его освежения.
4. в моб. резерв не закладываются материальные ценности, имеющие срок годности менее 12 месяцев.
Объемы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве для обеспечения развертывания специальных формирований устанавливаются исходя из потребности в них на 3 месяца.
Комплектование специальных формирований здравоохранения медицинским персоналом осуществляется из числа соответствующих специалистов, состоящих в мирное время на воинском учете.