Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается всеми имеющимися средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными.
Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия проводит последовательную и активную политику в области национальной безопасности.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
"Национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
"Национальные интересы Российской Федерации" - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
|
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Основными источниками внешних и внутренних угроз национальной безопасности являются:
- вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях,
- наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы РФ с отдельными государствами.
- политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы,
- угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов,
- милитаризация околоземного космического пространства,
- размещение в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки,
- конкурентная борьба за энергоресурсы (в том числе, на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии),
|
- деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, устрашение населения,
- экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
- сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией;
- националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма,
- обострение демографической ситуации,
- проблемы окружающей природной среды,
- неконтролируемая и незаконная миграция,
- распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ;
- последствия мировых финансово-экономических кризисов, которые могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы,
Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики.
Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
|