Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативно-правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. В результате в последние годы приняты ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.
Федеральные законы, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки.
1.Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).
Статья 87 определяет, что:
—Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
—в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии, Президент вводит на территории РФ военное положение;
2.Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
В законе дается формулировка военного положения как особого правого режима, вводимого на территории РФ или в отдельных её местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.Целью введения военного положения является создание условий для отложения или предотвращения агрессии.
3.Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В законе дается определение чрезвычайного положения, как особого правового режима, который допускает отдельное ограничение прав и свобод граждан РФ, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Указываются обстоятельства введения чрезвычайного положения:
- Внутренние военно-политические угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ (в том числе, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, межнациональные конфликты);
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
|
4. Федеральный закон от 31 мая 1996года № 61-ФЗ «Об обороне».
Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти различного уровня, функции организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны,
5.Федеральный закон от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти, Вооруженных Сил и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, органов государственной власти, Вооруженных Сил и специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
|
В содержание мобилизационной подготовки здравоохранения входят следующие мероприятия:
1) подготовка органов управления и учреждений здравоохранения к работе в военное время;
2) разработка мобилизационных планов;
3) создание, сохранение и обновление мобилизационных запасов медицинского имущества;
4) создание и подготовка специальных формирований здравоохранения;
5) организация воинского учета и бронирования граждан, находящихся в запасе Вооруженных Сил РФ и работающих в медицинских организациях;
6) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.
Граждане в области мобилизационной подготовки и мобилизации обязаны:
1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.