Получение десяти благословений




М. 119

Когда такое созерцание тела практикуется, развивается, часто повторяется, становится привычкой, укрепляется, упрочивается и совершенствуется, последователь может ожидать десяти благословений:

1. Он подчиняет себе наслаждение и неудовлетворённость; он не позволяет неудовлетворённости овладеть собой; он побеждает её, как только она возникает.

2. Он подчиняет себе страх и тревогу; он не позволяет страху и тревоге овладеть собой; он побеждает их, как только они возникают.

3. Он переносит холод и жару, голод и жажду; ветер и солнце, атаки слепней, комаров и рептилий; он терпеливо выносит злую и враждебную речь, так же как и телесную боль, какой бы мучительной, болезненной, неприятной, невыносимой и опасной для жизни она ни была.

4. Он может без труда и усилий достигать четырех джхан (jhЊna), которые очищают ум и вознаграждают ощущением счастья даже здесь.

Шесть "высших знаний"
(AbhiааЊ)

5. Он владеет различными "сверхъестественными способностями" (iddhi-vidhЊ) […]

6. При помощи "божественного слуха" (dibba-sota), очищенного, превосходящего человеческий, он может слышать как божественные звуки, так и земные, как далекие, так и близкие.

7. При помощи ума он способен получать "знание сознания других существ" (parassa-cetopariyaааЊцa).

8. Он способен получить "воспоминание о многих предыдущих рождениях" (pubbe-nivЊsЊnussatiааЊцa).

9. При помощи "божественного зрения" (dibba-cakkhu), очищенного и превосходящее человеческое, он способен видеть исчезновение и появление существ, низких и благородных, прекрасных и ужасных, счастливых и несчастных; он может воспринимать, как существа рождаются вновь в соответствии со своими поступками.

10. Он может, благодаря "прекращению страстей" (Њsavakkhaya), придти к познанию на собственном опыте, даже в этой жизни, безупречного освобождения ума, освобождения через мудрость.

Последние шесть благословений (5-10) являются "высшими знаниями" (abhiааЊ). Первые пять из них являются земными (lokiya) и, следовательно, могут быть достигнуты мирянином (puthujjana), в то время как последнее abhiааЊ является сверхземным (lokuttara) и относится исключительно к Архату, или "праведнику". Добиться полного успеха в овладении пятью земными "сверхъестественными знаниями" можно только после достижения всех четырёх джхан. Существуют четыре iddhipЊda или "основ для достижения сверхъестественных способностей", а именно: сосредоточение желания, сосредоточение настойчивости, сосредоточение намерения и сосредоточение распознавания.

2. Созерцание чувств
(vedanЊnupassanЊ)

Д. 22

И как последователь пребывает в созерцании чувств?

Испытывая чувства, последователь распознаёт: "Я испытываю приятное чувство", или: "Я испытываю неприятное чувство", или: "Я испытываю нейтральное чувство", или: "Я испытываю земное приятное чувство", или: "Я испытываю сверхземное приятное чувство", или: "Я испытываю земное неприятное чувство", или: "Я испытываю сверхземное неприятное чувство", или: "Я испытываю земное нейтральное чувство", или: "Я испытываю сверхземное нейтральное чувство".

Таким образом он пребывает в созерцании чувств, либо по отношению к себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как чувства появляются; наблюдает, как они исчезают; наблюдает появление и исчезновение чувств. "Есть чувства", — это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании чувств.

Последователь понимает, что выражение "Я чувствую" истинно разве что как условное выражение (vohЊravacana); он понимает, что в абсолютном смысле (paramattha) есть только чувства, и нет "Я", нет того, кто испытывает чувства.

3.Созерцание ума
(cittЊnupassanЊ)

И как последователь пребывает в созерцании ума?

При этом последователь распознает алчный ум как алчный, а не алчный ум как не алчный; распознает ненавидящий ум как ненавидящий, а не ненавидящий ум как не ненавидящий; распознает заблуждающийся ум как заблуждающийся, а не заблуждающийся ум как не заблуждающийся. Он распознает ограниченный ум как ограниченный, а рассеянный ум как рассеянный; распознает совершенный ум как совершенный, а неразвитый ум как неразвитый; распознает ум, по отношению к которому есть более превосходный, как ум, по отношению к которому есть более превосходный, а ум, по отношению к которому нет более превосходного, как ум, по отношению к которому нет более превосходного; распознает сосредоточенный ум как сосредоточенный, а не сосредоточенный ум как не сосредоточенный; распознает освобождённый ум как освобождённый, а не освобождённый ум как не освобождённый.

Читта (ум) используется здесь как общий термин для читт, или моментов осознанности. Citta, которое означает то же, что и viааЊцa, или сознание, нельзя переводить как "мысль". "Мысль" и "мышление" соответствуют скорее "вербальным конструкциям ума": vitakka (концептуальное мышление) и vicЊra (логическое мышление), которые принадлежат к SankhЊra-kkhandha.

Таким образом он пребывает в созерцании ума, либо по отношению к себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как ум появляется; наблюдает, как он исчезает; наблюдает появление и исчезновение ума. "Есть ум", — это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании ума.

4.Созерцание умственных качеств
(dhammЊnupassanЊ)

И как последователь пребывает в созерцании умственных качеств?

При этом последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно "пяти помех".

Пять помех
(nivarana)

1.Он распознает, когда в нём присутствует "чувственное желание" (kЊmacchanda): "Во мне чувственное желание"; распознает, когда в нём присутствует "гнев" (vyЊpЊda): "Во мне гнев"; распознает, когда в нём присутствуют "лень и сонливость" (thina-middha): "Во мне лень и сонливость"; распознает, когда в нём присутствуют "неугомонность и умственное беспокойство" (uddhacca-kukkucca): "Во мне неугомонность и беспокойство ума"; распознает, когда в нём присутствует "неуверенность" (vicikicchЊ): "Во мне неуверенность". Он распознает, когда эти помехи отсутствуют в нём: "Во мне нет этих помех". Он распознает, каким образом они начинают появляться, распознает каким образом, однажды возникнув, они отбрасываются; и распознает, каким образом они не возникнут вновь в будущем.

Для примера, "чувственное желание" возникает из-за неразумного мышления о приятном и восхитительном. Его можно сдержать шестью способами: фиксированием ума на идее, вызывающей отвращение; созерцанием непривлекательности тела; контролем шести чувств; умеренностью в еде; дружбой с мудрыми и добрыми людьми; верными наставлениями. Чувственное желание и гнев навсегда прекращаются при достижения уровня Анaгaми; "Неугомонность" прекращается при достижении уровня Арахата; "умственное беспокойство" при достижении состояния Сотaпанна.

Пять групп привязанности
(khandha)

И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно пяти "групп привязанности". Он распознает, что такое "материальность" (rиpa), как она возникает, как она исчезает; распознает, что такое "чувство" (vedanЊ), как оно возникает, как оно исчезает; распознает, что такое "восприятие" (saааa), как оно возникает, как оно исчезает; распознает, что такое "умственные конструкции" (sankhЊra), как они возникают, как они исчезают; распознает, что такое "сознание" (viааЊцa), как оно возникает, и как оно исчезает.

Сферы чувств
(Њyatana)

И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно, шести "внутренних и внешних сфер чувств". Он распознает глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и телесные ощущения, ум и идеи; и узы, возникающие с их появлением и обусловленные ими, он тоже распознает. Он распознает, как узы возникают, распознает, как узы преодолеваются, и как отброшенные узы не возникают в будущем.

Семь факторов пробуждения
(bojjhanga)

И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно, "факторов пробуждения". Он распознает, когда в нём есть "осознанность" (sati), "анализ умственных качеств" (dhammavicaya), "настойчивость" (viriya), "восторг" (pґti), "расслабление" (passadhi), "сосредоточение" (samadhi) и "беспристрастие" (upekkhЊ). Он распознает, когда они есть в нём, распознает, каким образом они возникают и каким образом они достигают совершенства.

Четыре благородные истины
(ariya-sacca)

И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно, "четырёх благородных истин". Он распознает, в соответствии с действительностью, каково "страдание"; распознает, в соответствии с действительностью, каково "происхождение страдания; распознает, в соответствии с действительностью, каково "прекращение страдания"; распознает, в соответствии с действительностью, каков "путь, ведущий к прекращению страдания".

Таким образом он пребывает в созерцании умственных качеств, либо по отношению к себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как умственные качества появляются; наблюдает, как они исчезают; наблюдает появление и исчезновение умственных качеств. "Есть умственные качества", — это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании умственных качеств.

Единственный путь, ведущий к достижению чистоты, к преодолению печали и плача, к прекращению боли и печали, к вступлению на совершенный путь и достижению Нирваны, — это эти четыре основы осознанности.

Эти четыре созерцания SatipaээhЊna соотносятся с пятью группами привязанности, а именно:

1. созерцание материальности соответствует rиpakkhandha;

2. созерцание чувства — с vedanЊkkhandha;

3. созерцание ума — с viааЊnakkhandha;

4. созерцание умственных качеств — с saааa- и sankhЊra-kkhandha.

Более подробную информацию о SatipaээhЊna смотрите в комментариях к сутре с соответствующим названием, переведённой в книге "Путь Осознанности" Бхиккху Сома (Канди, 1967, Буддийское издательское общество).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: