М. 118
Осознанность вдоха и выдоха (ЊnЊpЊnasati), практикуемая и развиваемая, приводит к совершенству "четыре основы осознанности"; четыре основы осознанности, практикуемые и развиваемые, приводят к совершенству семь "факторов пробуждения"; семь факторов пробуждения, практикуемые и развиваемые, приводят к совершенству "ясное знание и освобождение".
И каким образом осознанность вдыхания и выдыхания, практикуемая и развиваемая, приводит к совершенству четыре основы осознанности (satipaээhЊna)?
I. Когда бы последователь (1) ни делал осознанно долгий вдох или выдох, или (2) делал короткий вдох или выдох, или (3) тренировался вдыхать и выдыхать, чувствуя все тело (дыхания), или (4) успокаивая эту телесную деятельность (то есть дыхание), то он пребывает в "созерцании тела", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Поскольку дыхание, говорю я, — это одно из телесных явлений.
II. Когда бы последователь ни тренировался во вдыхании или выдыхании (1) чувствуя восторг (pґti), или (2) радость (sukha), или чувствуя умственную деятельность (cittasankhЊra), или (4) успокаивая умственную деятельность, то он пребывает в "созерцании чувств", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Поскольку полное внимание к дыханию, говорю я, — это одно из чувств.
III. Когда бы последователь ни тренировался во вдыхании или выдыхании (1) чувствуя ум, или (2) удовлетворяя ум, или (3) делая ум устойчивым, или (4) освобождая ум, то он пребывает в "созерцании ума", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Поскольку без осознанности и бдительности, говорю я, — нет осознанности дыхания.
|
IV. Когда бы последователь ни тренировался во вдыхании или выдыхании (1) отслеживая непостоянство, или (2) отслеживая затухание, или (3) отслеживая прекращение, или (4) отслеживая отрешение, то он пребывает в "созерцании ума", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Тот, кто мудро видит, как покорить алчность и огорчение, наблюдает с беспристрастием.
Осознанность дыхания, практикуемая и развиваемая таким образом, приводит четыре основы осознанности к совершенству.
И каким образом четыре основы осознанности, практикуемые и развиваемые, приводят к полному совершенству семь "факторов пробуждения" (bojjhanga)?
1. Когда бы последователь ни пребывал в созерцании тела, чувств, ума и умственных качеств, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру, то устойчива и непрерывна его осознанность; и когда его осознанность устойчива и непрерывна, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "осознанность" (sati-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
2. А когда он, пребывая в осознанности, мудро изучает, исследует и анализирует это "умственное качество" (dhamma), то он приобретает и развивает фактор пробуждения "анализ умственных качеств" (dhammavicaya-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
3. У того, кто мудро изучает, исследует и анализирует это умственное качество, возникает неослабная настойчивость; и когда его настойчивость неослабна, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "настойчивость" (viriya-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
|
4. А когда у него, исполненного настойчивости, возникает сверхчувственный восторг, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "восторг" (pґti-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
5. А когда у него, наполненного восторгом, успокаивается ум, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "расслабление" (passadhi-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
6. А когда у него, успокоенного и счастливого, сосредотачивается ум, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "сосредоточение" (samЊdhi-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
7. А когда он с беспристрастием наблюдает таким образом сосредоточенный ум, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "беспристрастие" (upekkhЊ-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
Четыре "основы осознанности", практикуемые и развиваемые таким образом, приводят семь факторов пробуждения к полному совершенству.
А каким образом семь факторов пробуждения, практикуемые и развиваемые, приводят ясное знание и освобождение (vijjЊ-vimutti) к полному совершенству?
При этом последователь развивает пробуждения: осознанность, анализ умственных качеств, настойчивость, восторг, расслабление, сосредоточение и беспристрастие, основываясь на уединении, бесстрастии, прекращении, приходя к отрешению.
|
Семь факторов пробуждения, практикуемые и развиваемые таким образом, приводят ясное знание и освобождение к полному совершенству.
М. 125
Подобно тому, как охотник на слона вбивает огромный столб в землю и привязывает к нему за шею дикого слона, чтобы покорить его лесные привычки, лесные воспоминания и желания, покорив его тоску, беспокойство и страстное желание леса, сделав так, чтобы он был доволен деревенским укладом, и, приучив его к поведению, принятому в среде людей — так и эти четыре основы осознанности служат привязками для ума, чтобы покорять поведение, принятое в среде мирян, покорять мирские желания, покорять тоску, мирское беспокойство и страстное желание; они ведут на правильный путь, к достижению Ниббаны.
Правильное сосредоточение
(sammЊ-samЊdhi)
М. 44
Что же такое "правильное сосредоточение"?
Определение
"Однонаправленность ума" (citekagattЊ) — это сосредоточение.
"Правильное сосредоточение" (sammЊ-samЊdhi) — это, в широком смысле, разновидность умственного сосредоточения, присутствующая в каждом умелом состоянии сознания (kusala-citta), и, следовательно, сопровождаемая по крайней мере "правильным мышлением" (2-й фактор), "правильным усилием" (6-й фактор) и "правильной осознанностью" (7-й фактор). "Неправильное сосредоточение" присутствует в неумелых состояниях сознания, и, следовательно, возможно только в чувственной, но не в более высокой сфере. Слово "samЊdhi", употребляемое отдельно, всегда означает в суттах sammЊ-samЊdhi, или "правильное сосредоточение".
Темы
Четыре "основы осознанности" (7-й фактор) являются темами сосредоточения.
Необходимые условия
Четыре "правильных усилия" (6-й фактор) являются необходимыми условиями для сосредоточения.
Развитие
Взращивание, развитие и практика этих качеств — это развитие (bhЊvanЊ) сосредоточения.
Правильное сосредоточение (sammЊ-samЊdhi) имеет две степени развития: 1. "Сосредоточение приближения" (upacЊrasamЊdhi), которое приближается к первой джхане, но не достигает её; 2. "Сосредоточение достижения" (apanЊsamЊdhi), которое является сосредоточением, присутствующим в четырёх джханах (jhЊna). Джханы — это состояния ума вне досягаемости пятеричной деятельности чувств, достижимые только в уединении и при неослабном упорстве в практике сосредоточения. В этих состояниях вся деятельность пяти чувств приостановлена. В это время не возникает никаких зрительных или слуховых контактов, нет никаких телесных чувств. Но, несмотря на то, что все внешние чувственные контакты прекратились, ум остаётся активным, совершенно бдительным, полностью бодрствующим.
Тем не менее, достижение этих джхан не обязательно для достижения четырёх "Сверхземных путей праведности"; и ни "Сосредоточение приближения", ни "Сосредоточение достижения" сами по себе, не дают возможности войти на четыре "Сверхземных пути"; следовательно, они в действительности не имеют силы навсегда освобождать от злых явлений. Достижение четырёх "Сверхземных путей" возможно только в момент глубокого "видения-как-есть" (vipassanЊ) непостоянства (aniccatЊ), неудовлетворительности (dukhatЊ) и безличности (anattЊ) всего этого воспринимаемого чувствами процесса существования. Это "видение-как-есть", опять же, достижимо только во время "сосредоточения приближения", но не во время "сосредоточения достижения".
Тот, кто достиг того или иного из "четырёх сверхземных путей", не достигнув джханы, называется "Sukkha-vipassaka", или SukkhavipassanЊ-yЊnika, то есть "тот, кто использует одно только видение-как-есть (vipassanЊ) в качестве движущего средства (yЊna)". А тот, кто, развив джханы, достиг одного из "сверхземных путей", называется Samathayanika, или "тот, кто использует одно только спокойствие (samatha) в качестве движущего средства (yЊna)".
О саматха и випассанa смотрите Осн. IV и Б. Сл.
Четыре джханы
(jhЊna)
Д. 22
Отрешённый от чувственности, отрешённый от неумелых качеств, последователь входит в первую джхану, которая сопровождается концептуальным мышлением и логическим мышлением, порождено отрешённостью, и наполнено восторгом и счастьем.
Это первая из джхан, принадлежащих к "тонкоматериальной сфере" (rupЊvacarajjhЊna). Она достигается тогда, когда благодаря силе сосредоточения пятеричная чувственная активность временно приостанавливается, и пять препятствий тоже устранены.
Смотрите Б. Сл.: kasina, nimitta, samЊdhi.
М. 43
Эта первая джхана свободна от пяти вещей, и пять вещей присутствуют. Когда последователь входит в первую джхану, исчезают (пять препятствий): чувственное желание, недоброжелательность, лень и сонливость, неугомонность и беспокойство, неуверенность, и присутствуют: концептуальное мышление (vitakka), логическое мышление (vicЊra), восторг (pґti), счастье (sukha), однонаправленность ума (cittekaggatЊ = samЊdhi).
Эти пять умственных факторов, присутствующие в первой джхане, называются "факторами" (или "составляющими частями") джханы (jhЊnanga). Витакка (первичное образование абстрактной мысли) и вичaра (логическое мышление, размышление) называются "вербальными конструкциями" (vaci-sankhЊra) ума; следовательно, они вторичны по сравнению с сознанием.
В Висуддхи-Магга витакка сравнивается с обхватыванием горшка, а вичaра с протиранием его. В первой джхане они оба присутствуют, но сосредоточены исключительно на теме медитации, при этом вичара обладает не логической, а "исследующей" природой. В последующих джханах обе они отсутствуют.
И далее: после угасания концептуального и логического мышления, и при достижении внутреннего спокойствия и единства ума, он входит в состояние, свободное от концептуального и логического мышления, во вторую джхану, которая порождается сосредоточением (samЊdhi), и наполнена восторгом (pґti) и счастьем (sukha).
Во второй джхане присутствуют три "фактора джханы": восторг, счастье и сосредоточение.
И далее: после угасания восторга он пребывает в беспристрастии, с осознанностью и бдительностью; и он испытывает в себе то чувство, о котором Благородные говорят: "Счастливо живет тот, кто беспристрастен и осознает" — таким образом он входит в третью джхану.
В третьей джхане присутствует три "фактора джханы": беспристрастное счастье (upekkhЊ-sukkha) и сосредоточение (citt'ekaggatЊ).
И далее: отбросив счастье и боль, так же, как перед этим были отброшены радость и печаль, он вступает в состояние, находящееся вне удовольствия и боли, в четвёртую джхану, которая очищена беспристрастием и осознанностью.
В четвёртой джхане присутствуют два "фактора джханы": сосредоточение и беспристрастие (upekkhЊ).
В Висуддхи-Магга перечислены и описаны в деталях сорок объектов медитации (kammaээhЊna). При их успешной практике могут быть достигнуты следующие джханы:
Все четыре джханы, с помощью осознанности дыхания (смотрите Вис. М. VIII, 3), десяти касина-упражнений (Вис. М. IV, V и Б.Сл.); созерцания беспристрастия (upekkhЊ), то есть практики четвертой из "брахма-вихaр" (Вис. М. IX, 4).
Первые три джханы: с помощью развития "любящей доброты" (mettЊ), сострадания (karиna) и "сорадости" (muditЊ), то есть практики первых трёх "брахма-вихaр" (Вис. М. XI, 1-3).
Первая джхана: с помощью десяти "созерцаний непривлекательности" (асубха-бхавана; т. е. "кладбищенские созерцания", которых всего десять в соответствии с Вис. М. VI); "созерцания тела" (т. е. 32 частей тела; Вис. М. VIII, 2); "сосредоточения приближения" (upacЊra-samЊdhi); с помощью памятования о Будде, Дхамме и Сангхе, добродетели, щедрости, божественных существах, умиротворенности (=NibbЊna) и смерти (Вис. М. VI, VII); "созерцания непривлекательности пищи" (Вис. М. XI, 1); "Анализа четырёх элементов" (Вис. М. XI, 2).
Четыре "нематериальных (бесформенных) джханы (arиpa-jjhЊna или Њruppa), которые основаны на четвертой джхане, достигаются с помощью медитации на соответствующих им объектах, от которых они получили свои названия: "сфера безграничного пространства", "сфере безграничного сознания", "сфере отсутствия чего бы то ни было" и "сфере ни восприятия, ни не-восприятия".
Вся тема сосредоточения и медитации разбирается в Вис. М. III-XIII; смотрите также Осн. IV.
C. XXII. 5
Развивайте сосредоточение, поскольку тот, кто обладает сосредоточением, понимает явления в соответствии с их действительностью. А что это за явления? Возникновение и исчезновение материальности, чувств, восприятия, умственных конструкций и сознания.
М. 149
Таким образом, эти "пять групп привязанности" должны быть с мудростью постигнуты; Неведение и Жажда должны быть с мудростью отброшены; Спокойствие (samatha) и Видение-как-есть (vipassanЊ) должны быть с мудростью развиты.
С. LVI. 11
Это и есть Срединный Путь, открытый Совершенным, который дает возможность и видеть, и знать, и который ведёт к умиротворенности, проницательности, пробуждению, к Ниббане.
Дхп. 275
"И следуя этому пути, вы положите конец страданию"