Продолжающаяся эпоха Великих географических открытий открывала перед европейцами новые, необъятные пространства. В 1606 г. голландские мореплаватели впервые увидели Австралию. В 1741 г. В. Беринг достиг берегов Аляски. Кругосветные экспедиции второй половины XVIII в. имели своим следствием расширение не только географических горизонтов, но и биологических знаний о растительном и животном мире новых земель. Пришло время систематизации приобретенных знаний.
Воспринимая природу как единое целое, ученые стремились выявить разнообразие организмов и установить взаимосвязь между ними. К концу XVII в. стало очевидно, что описание организмов невозможно без создания иерархической системы и установления родственных отношений между группами, что привело к формированию представлений об историческом развитии органического мира.
Элементы этой идеи прослеживаются в произведениях древнегреческих философов — от Фалеса до Аристотеля. Многие философы и естествоиспытатели эпохи Возрождения и Нового времени высказывали мысль о взаимосвязи форм живой природы. Так, немецкий философ Г.Лейбниц (1646—1716 гг.) представлял мир как единый гармоничный ряд усложняющихся форм растений и животных, изначально созданных Богом. Швейцарский натуралист Ш.Бонне (1720—1793 гг.) развивал идею о «лестнице существ» (1745 г.) как отражении прогрессирующего усложнения органического мира. Ж. Бюффон (1707—1788 гг.) выдвинул смелую гипотезу о развитии Земли (1748 г.). Подразделив «естественную историю» Земли на семь периодов, он предположил, что растения, затем животные, а потом и человек появились в последние периоды развития планеты. Бюффон допускал также, что одни формы могут превращаться в другие под влиянием климата или условий существования и что имеется «непрерывная иерархия от самого низшего растения до самого высокоорганизованного животного».
|
Огромное влияние на формирование эволюционных идей ученых нескольких поколений оказали принципы систематики органического мира, которые разработал шведский врач и натуралист Карл Линней (Carolus Linnaeus, 1707 — 1778 гг.) — первый секретарь Шведской академии наук, основанной в 1739 г. В его знаменитом труде «Система природы» («Systema naturae», 1735 г.), 12 раз издававшемся при жизни автора, были впервые предложены основы классификации «трех царств природы» (растений, животных и минералов). Каждое из царств он разделил на классы, отряды, роды, виды и подвиды; для всех органических видов ввел обязательную бинарную (двойную) номенклатуру, в ко-
торой вид обозначался двумя названиями — родовым и видовым. Линней впервые отнес человека (род Homo) к классу млекопитающих (отряду приматов), что в то время требовало от ученого достаточной смелости. Отметим, что Линней не сомневался в неизменности природы и ее целесообразности.
К.Линней был избран членом академий наук Германии (1754 г.), Швеции (1739 г.), Великобритании (1753 г.), России (1754 г.), Франции (1762 г.). Это свидетельствует о его огромном влиянии на развитие мирового естествознания. Труды Линнея способствовали формированию идей Ж.Кювье, Ж.Ламарка и Ч.Дарвина.
Французский зоолог Жорж Кювье (George Cuvier, 1769—1832 гг.) разработал понятие о типах в зоологии и впервые объединил в один тип позвоночных классы млекопитающих, птиц, амфибий и рыб. Он заложил основы палеонтологии и сравнительной анатомии, и тем самым подвел фундамент под будущую эволюционную теорию. Занимаясь педагогической работой, он создал в Парижском Университете факультет естественных наук.
|
Жан Ламарк (Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet Lamarck, 1744—1829 гг.) — французский естествоиспытатель, ученик и последователь французских материалистов и просветителей XVIII в. — сформулировал первую теорию эволюционного развития живых существ. Основные положения натурфилософской концепции Ламарка изложены в его трудах «Естественная история растений» (1803 г.) и «Философия зоологии» («Philosophic zoologique», 1809 г.). Занимаясь сравнительной анатомией беспозвоночных, он первым разделил животных на позвоночных и беспозвоночных и ввел эти понятия.
Ламарк утверждал, что между видами животных нет резких граней; виды не являются постоянными, — они изменяются под влиянием окружающей среды, приобретая новые свойства, и наследуют эти приобретенные признаки. Таким образом, Ламарк считал, что признаки, возникающие адекватно воздействующим факторам окружающей среды, передаются по наследству. Главным фактором адаптации он считал упражнения или неупражнения органов, а также образование новых органов. Он выступал против концепции преформизма (см. с. 347), утверждая, что «все живые тела происходят одни от других», и развиваются при этом не из «предсуществующих зародышей».
Но теория Ламарка содержала и несколько идеалистических положений. Так, он полагал, что прогресс в развитии организмов объясняется их внутренним «стремлением» к самосовершенствованию. Его учение впоследствии приобрело форму ламаркизма — философской концепции второй половины XIX в., ставшей после смерти Ламарка антитезой дарвинизма. Это, однако, не умаляет исторических заслуг самого Ламарка, предложившего первую целостную теорию эволюции. Это понимал и высоко ценил один из величайших биологов мира, основоположник эволюционного учения — Чарлз Дарвин.
|
Чарльз Дарвин (Charles Robert Darwin, 1809—1882 гг.) оставил огромное научное наследие, которое насчитывает более 8000 страниц. Его основополагающий труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» («The Origin of Species by means of naturae selection») вышел в свет в 1859 г. В последующих работах Дарвина «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и других эволюционное учение получило свое дальнейшее развитие.
После окончания Кембриджского университета Ч. Дарвин принял участие в кругосветном путешествии на корабле «Бигл» (1831 — 1836 гг.), во время которого он познакомился с удивительным многообразием «природной лаборатории эволюции». В течение 20 лет он собирал и анализировал материалы, экспериментировал и систематизировал. Основываясь на огромном фактическом материале, он пришел к убеждению, что существующие на Земле животные и растения произошли от ранее распространенных видов в результате эволюции. Главными факторами эволюции Дарвин считал изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях «борьбы за существование» (понятие, введенное Дарвином).
К идее естественного отбора Дарвин пришел через знакомство с трудами по политэкономии своего соотечественника Адама Смита (1776 г.), который писал о разделении труда в обществе, борьбе за существование и искусственном отборе как результате этой борьбы. Таким образом, Дарвин дал естественно-научное обоснование возникновению приспособительных признаков, в противовес представлениям об изначальной целесообразности существующего мира.
Ф. Энгельс назвал теорию Дарвина в числе трех основных естественно-научных открытий XIX в. В 1859 г. в письме к К. Марксу он писал: «...до сих пор никогда еще не было столь грандиозной попытки доказать историческое развитие в природе, да к тому же еще с таким успехом»1.
Чарльз Дарвин был избран почетным доктором Кембриджского, Боннского, Бреславского и Лейденского университетов, членом-корреспондентом Петербургской (1867 г.) и Берлинской (1878 г.) академий наук.
Теория естественного отбора встретила многочисленных сторонников и противников. С середины 1860-х годов эволюционный подход стали применять в морфологии, эмбриологии, палеонтологии; появились первые экспериментальные исследования эволюции. Итогом этой многогранной работы ученых разных стран мира стало создание современной синтетической теории эволюции (СТЭ). Принципиальным стержнем этой теории является представление о естественном отборе как движущей силе эволюции и популяции. Основы СТЭ заложены трудами Ф.Г.Добржанского «Генетика и происхождение видов» (1937 г.), Дж. Хаксли «Эволюция. Современный синтез» (1942 г.), Э.Майера «Систематика и происхождение видов» (1942 г.), а также Н.В.Тимофеева-Ресовского (по использованию радиации в изучении гена, 1935 г.) и многих других зарубежных и отечественных ученых.
Учение Дарвина открыло новый исторический подход к изучению закономерностей живой природы и способствовало дальнейшему развитию всех биологических наук.