В России XVII—XVIII столетиях




 

Год Автор и название оригинала, год издания и язык Название и автор перевода на славянск./русск. язык Примечания
  A. Vesalius. «Epitome» (1543) (лат.) «Врачевская анатомия» А. Везалия (перевел — Епифаний Славинец-кий) Рукопись не сохрани­лась
  G. Bidloo «Anatomia humani corporis...» (лат.)   Изучался в оригинале на латыни
  St. Blankardt «Anatomia reformata» (лат.)   Изучался в оригинале на латыни
  Н.Л.Бидлоо «Instructio de chirurgiain teatro ana-tomico studiosis propo-sita» (лат.)   Первое отечественное руководство по анато­мии и хирургии.Впер­вые издано Н. А. Обо­риным в 1979 г.
Около 1720 и 1729 G. Bidloo «Ontleding des menschlyken Liehaams» (1690) (нем.) «Бьщлова анатомия» (переводчик не изве­стен) Рукопись перевода хра­нится в Библиотеке РАН (СПб.)
  И. Вейтбрехт «Compen­dium anatomicum» (лат.)   Каталог коллекции Ф. Рюйша
  M. И. Шеин «Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus» (лат.).   Первый отечественный атлас анатомии
  I.Preissler (1666-1737) «Das ist deutliche An-weisung und grungliche Vorstellung von der Ana-tomie der МаЫег» (нем.) «Ясное показание и ос­новательное представ­ление о анатомии жи­вописцев» И.Прейслера (перевел А.П.Протасов, 1748; редактор — М.В.Ломоносов) Первая печатная анато­мическая книга на русс­ком языке
  И. Вейтбрехт (ориги­нал 1730) «Краткое введение в анатомию» Иосия Вейт-брехта (перевел А.П.Протасов, 1749) Манускрипт хранится в Библиотеке АН в СПб.
  L. Heister «Compendium anatomicum» (1727) (лат.) «Сокращенная анато­мия» Лаврентия Гейс-тера (перевел М. И. Шеин, 1757) Первое в России прак­тическое руководство по анатомии на русском языке
  I.Z.Platner «Institutiones chirurgiae retionalis turn medicae turn manualis inusus discentium» (1758) (лат.) «Основательные настав­ления хирургические медические и рукопро-изводные» Иоганна За-хария Платнера (пере­вел М. И. Шеин, 1761)  

Окончание табл. 15

 

Год Автор и название оригинала, год издания и язык Название и автор перевода на славянск./русск.язык Примечания
  К. И. Щепин «Об ана­томии вообще» (русск.)   Манускрипт хранится в ЦАДА
  Н. М. Максимович-Ам-бодик «Анатомико-фи-зиологический словарь» (русск.)    
  П. А. Загорский «Сокра­щенная анатомия...» в 2 т. (русск.)   Первое оригинальное отечественное руко­водство по анатомии

занимались первые ученики госпитальной школы в 1710 — 1735 гг. (впервые издано в 1979 г. по инициативе Н.А.Оборина1).

Первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» («Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus») на латинском языке составил в 1744 г. Мар­тын Иванович Шеин (1712—1762 гг.), деятельность которого оставила значи­тельный след в истории отечественной анатомии и хирургии. Будучи прекрас­ным рисовальщиком, М. И. Шеин сам выполнил большинство иллюстраций к этому первому в России изданию анатомического атласа. Он же в 1757 г. впер­вые перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомичес­кое кратко в себе заключающую» Лаврентия Гейстера (Laurentii Heister) (см. ниже), которая стала первым в России практическим руководством по анато­мии на русском языке (см. табл. 15).

Занимаясь переводами на русский язык анатомических и медицинских тер­минов, М. И. Шеин заложил основы русской научной медицинской термино­логии, которая до него не существовала. Он верил в будущее отечественной науки: «География, навигация, архитектура, медицина и прочие знания, ко­торые прежде всего в России мало известны были, ныне столько нам откры­ты, что уже имеем пригодных российских географов, мореплавателей, архи­текторов и медиков и, может быть, в краткое время потомки наши увидят все оное в гораздо большем совершенстве...» — писал М. И.Шеин в предисловии к своему переводу2.

Несмотря на враждебное отношение, которое испытывала молодая российс­кая наука в период своего становления со стороны некоторых ученых-иностран­цев, Россия в короткий срок стала родиной выдающихся ученых-анатомов. Сре­ди них Константин Иванович Щепин (1728 — 1770 гг.) — первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание анатомии и хи­рургии на русском языке в Москве и Петербурге; в 1764 г. он кратко изложил на русском языке основы анатомии в работе «Об анатомии вообще».

1 Бидлоо Н. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре. — М.: Медицина,
1979. - 592 с.

2 Гейстер Л. Сокращенная анатомия, все дело анатомическое кратко в себе заключающая /

Пер. М.Шеина. — 1757 с.


 
 

Н. М. Максимовичем-Амбодиком, Петр Андреевич Загорский (1764—1846 гг.) утверждал русскую анатомическую тер­минологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отече­ственное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах (1802), которое переиздавалось пять раз. Анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятель­ную дисциплину вплоть до начала XIX в. Она объединялась с физиологией, патологией, а позднее и патологической физиологией и изучалась в тесной связи с хирургией. Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были

N. BIDLOO s. tz.m.arhiatri

INSTRUCTIO

de

CHIRURGIA

intheatro anatomico

STUDIOSIS

proposita a.d. l/iojanuarii die3

------------------- I.J.E.---------

Рис. 170. Портрет Николая Ламбертовича Бидлоо (1670-1725 гг.) и титульный лист его рукописного труда на латинском языке «Instructio de Chirurgia in teatro anatomico studiosis», 1710 г. («Наставление для изу­чающих хирургию в анатомическом театре». Санкт-Петербург. Военно-медицинский музей МО РФ


Яркой личностью в истории россий­ской анатомии был Алексей Протась-евич Протасов (1724—1796 гг.) — пер­вый русский анатом-академик (Петер­бургской Академии наук, 1771 г.), уче­ник М. В.Ломоносова. Он сделал пере­вод анатомического атласа И. Д. Прей-слера (I.D.Preissler, 1666—1737 гг.) «...Анатомия живописцев», который явился первой печатной книгой по анатомии на русском языке (1748 г.), а также перевел с латинского «Крат­кое введение в анатомию» профессора Петербургской Академии наук И. Вей-тбрехта (1749 г.) и принял участие в составлении «Словаря Академии Рос­сийской» (толкование анатомических терминов).

Одним из создателей русской ана­томической и медицинской термино­логии был Нестор Максимович Мак-симович-Амбодик (см. с. 454). Впервые в нашей стране он создал «Анатомико-физиологический словарь» (1783 г.), содержащий анатомические и физио­логические термины на русском, латин­ском и французском языках. В своем пре­дисловии он отмечал, что собирал их «по примеру пчелы» из книг светских и церковных, печатных и рукописных1.

Первая в России научная анатоми­ческая школа сложилась в Петербург­ской медико-хирургической академии под руководством академика П. А. За­горского. Продолжая дело, начатое М.И.Шейным, А.П.Протасовым и


1 Романов Н.А. Русская анатомическая терминология XVIII века. — Смоленск: САУ, 1997. — С. 38-39.




.!!V!O'i;lki> /HI1.» Г1 ll'll.l KIM тлнлицы

 


Рис. 171. Илья Васильевич Буяльский и титульный лист его атласа «Анатомико-хирургические таблицы». СПб., 1828 г.

одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами. Сре­ди них С.Г.Зыбелин (1735—1802 гг.) — первый русский профессор Московс­кого университета; А. М. Шумлянский (1748 —1795 гг.), защитивший диссерта­цию «О строении почек»; Е.О.Мухин (1766—1850 гг.) — преподаватель Мос­ковского университета, автор «Курса анатомии» и многие другие (см. ниже).

Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1798—1866 гг.) — ученик П.А.Загорского и его преем­ник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833 г.). В 1828 г. И. В. Буяльский опубликовал «Анатомико-хирургические табли­цы», сразу получившие мировую известность (рис. 171). Они состояли из 36 ри­сунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину. Их цен­ность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебники анатомии — П. А. Загорского и хирургии — И. Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В.Буяльского объединили данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России отечественным атласом по оперативной хирургии. «Издание сие можно назвать великолепным и оно делает честь не только сочинителю, но и всей Российской хирургии,» — писал о «Таблицах» Буяльского «Военно-медицинский журнал» в 1828 г.1

И. В. Буяльский разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Созданные им коррозионные препараты почек (1863 г.) сохранились до наших

1 Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. Ч. 1. — М.: ЦОЛИУВ, 1960. — С. 90.


дней. Он был инициатором метода «ледяной анатомии». Под его руководством было отлито знаменитое «лежачее тело», на постаменте которого начертаны слова: «На замороженном теле препарировал профессор анатомии Илья Бу-яльский и по снятии под его наблюдением формы отлил из бронзы профессор скульптуры барон Петр Клодт». Его перу принадлежат крупные монографии «Краткая общая анатомия тела человеческого» (1844 г.), «Анатомические за­писки для обучающихся живописи и скульптуре в императорской академии художеств» (1860 г.).

И.В.Буяльский был не только искусным анатомом, но и блестящим хирур­гом (см. с. 433).

Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Ни­колая Ивановича Пирогова — великого анатома и хирурга, создателя топогра­фической анатомии как самостоятельной науки, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины (см. с. 434).

В конце XIX в. в ведущих научных центрах России сформировались крупные научные анатомические школы: в Московском университете — школа Дмит­рия Николаевича Зернова (1834—1917 гг.), который внес большой вклад в изучение анатомии центральной нервной системы; в Киевском университете — школа Владимира Алексеевича Беца (1834—1894 гг.) — создателя учения об архитектонике коры головного мозга.

В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838—1909 гг.) — основоположник теоретической ана­томии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии: по Лесгафту, форма непре­рывно изменяется под влиянием функций и условий питания, следовательно, совершенная форма здорового организма прямо зависит от активного воздей­ствия на него упражнений, разработанных на научной основе. Таким образом, П. Ф. Лесгафт впервые проложил мостик между анатомией и физическим вос­питанием.

Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и еще более приблизило ее к клинической медицине. Так, открытие лучей Рентгена (1895 г.) и создание рентгеноанатомии сделало возможным при­менение метода рентгенодиагностики в клинике. Значение анатомии для врача любой специализации трудно переоценить, ибо «врач не анатом не только бес­полезен, но и вреден» (эпиграф к учебнику Е.О.Мухина «Курс анатомии»)1.

ГИСТОЛОГИЯ

Гистология (греч. histologia; от histos — ткань, logos — учение) — наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.

Становление гистологии связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения орга­низмов и учения о клетке.

1 Достижения и современная история анатомии изучаются на кафедре анатомии человека; см. Анатомия человека: Учебник для вузов / Под ред. М. Р. Сапина. В 2 т. — М.: Медицина, 2001.


В истории учения о тканях и микроскопическом строении организмов выде­ляют два периода: 1) эмпирический и 2) микроскопический (а внутри него — ультрамикроскопический этап).


Эмпирический период

В этот весьма продолжительный период (вплоть до XVIII в.) первые пред­ставления о тканях складывались макроскопически на основании анатомичес­ких исследований, — первые научные обобщения о строении тканей делались без применения микроскопа.

Одновременно зарождалась и создавалась микроскопическая техника (при­менение увеличительных стекол и создание первых микроскопов) и накапли­вались первые фрагментарные данные о микроскопическом строении отдель­ных клеток и тканей.

Первый прибор из увеличительных стекол (двухлинзовый микроскоп) был сконст­руирован около 1590 г. отцом и сыном Гансом и Захарием Янсенами (Jansen) в Нидер­ландах (Голландия). В 1609 г. Галилео Галилей, используя сведения об изобретении увеличительной трубы, сконструировал оптический прибор, который имел девяти­кратное увеличение. Его первая демонстрация в Венеции произвела громадное впечат­ление. Сначала Г. Галилей применял свою оптическую систему для изучения строения разных предметов (1610—1614 гг.), а затем впервые использовал ее для рассмотрения небесных светил в ночном небе.

Термин «микроскоп» появился лишь в 1625 г. Первое его применение в есте­ствознании связано с именем Роберта Гуна (Robert Hooke, 1635—1703 гг.) — секретаря Лондонского Королевского общества. Используя микроскоп собствен­ной конструкции с увеличением в 30 раз, он обнаружил на тонком срезе пробки поры, которые сначала принял за пустоты и назвал их «клетками» (лат. cellula). В 1665 г. он опубликовал свой труд «Микрография, или физиологическое опи­сание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол» («Micrographia, or some physiological descriptions of minutes bodies made by magnifying glasses»), в котором впервые описал свои наблюдения над расти­тельными клетками укропа, моркови, бузины и др.

Дальнейшее развитие микроскопии тесно связано с именами М. Мальпи-ги, Я. Сваммердама и А. ван Левенгука.

Большое значение для становления
ботаники, гистологии и эмбриологии
(см. с. 348) имели работы Марчелло
Мальпиги
(Marcello Malpighi) (1628 —
1694 гг.) — итальянского врача, ана­
тома и натуралиста. Исследуя под 180- рис. 172. Микроскоп Антони ван Левенгука
кратным увеличением препараты мо- (1632-1723 гг.)


чевого пузыря и легкого лягушки, он открыл (1661 г.) капилляры, соединя­ющие артерии с венами, и таким об­разом логически завершил исследова­ния У. Гарвея. Мальпиги описал фор­менные элементы крови (1665 г.). Его именем названы слой эпидермиса и почечные тельца (1666 г.), которые он принял за железы. Более ста лет спустя А. М. Шумлянский (1748-1795 гг.) в своей работе «О строении почек» по­казал, что «малытигиевы тельца» не же­лезы, а клубочки капилляров, уточнил связь между ними и мочевыводящими трубками и, применив оригинальную методику инъекции сосудов почки, изучил ее строение и связь между ос­новными элементами.

Рис. 173. Мари Франсуа Ксавье Биша (1771-1801 гг.)

Изучение растительных клеток дол­гое время значительно опережало изу­чение животных структур, так как их исследование требовало гораздо боль­шего увеличения и разрешающей спо­собности микроскопов.

Этот рубеж преодолел голландский натуралист—самоучка Антоны ван Ле-венгук (Antony van Leeuwenhoek, 1632— 1723 гг.). Занимаясь шлифовкой опти­ческих стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофо­кусных линз, которые давали увеличение до 270 раз. Вставляя их в металличес­кие держатели собственной конструкции (рис. 172), он впервые увидел и зари­совал эритроциты (1673 г.), сперматозоиды (1677 г.), бактерии (1683 г.), а также простейших, которых называл «мелкими зверьками» (лат. animaculi), и многие другие растительные и животные клетки. В 1686 г. он наблюдал микро­циркуляцию крови при помощи специально созданного им прибора. О своих наблюдениях Левенгук регулярно информировал Лондонское Королевское об­щество (за период с 1673 по 1723 г. он послал 375 писем и докладов). Однако эти разрозненные наблюдения над животными и растительными клетками не сопровождались обобщениями и на том этапе не привели к созданию науки. Рождение гистологии как науки о тканях связано с именем французского врача Мари Франсуа Ксавье Биша (Marie Francois Xavier Bichat, 1771 — 1801 гг.; рис. 173), который (без применения микроскопа) создал первую классифика­цию тканей организма. Среди многообразия структур организма он выделил 21 тканевую «систему» и подробно описал их в своих трудах «Трактат о мемб­ранах и оболочках» («Traite des membranes en general et de diverses membranes en particulie», 1800 г.) и «Общая анатомия в приложении к физиологии и меди­цине» («Anatomie generate, appliquee a la physiologie et a la medecine», 1801 г.). Наряду с хрящевой, костной и другими тканевыми «системами» он различал волосяную, венозную, кровеносную, которые (как это известно сегодня) яв­ляются структурами органного характера, а не тканевого. Таким образом, Биша


заложил основы науки о микроструктуре тканей («анатомия тканей») как здо­рового, так и больного организма (см. с. 353). Биша умер в расцвете сил на 32-м году жизни. После его смерти Ж. Н. Корвизар написал Наполеону: «Никто не сделал так много и так хорошо за такое короткое время»1.

Микроскопический период

Период систематических микроскопических исследований тканей открыва­ется одним из крупнейших обобщений естествознания XIX столетия — кле­точной теорией строения организмов.

Клеточная теория в основных своих чертах была сформулирована в трудах немецкого ученого — зоолога Т. Шванна. Его предшественниками были есте­ствоиспытатели Р. Гук, А. ван Левенгук, Ж.Ламарк, врач М. Мальпиги, бота­ник М.Шлейден.

Матиас Шлейден (Matias Jacob Schleiden, 1804— 1881 гг.) — немецкий био­лог, профессор ботаники Лейденского университета, в 1838 г. показал, что каждая растительная клетка имеет ядро, и определил его как орган, ответ­ственный за образование новых клеток. Результаты своих исследований он из­ложил в статье «Материалы к фитогенезу».

Теодор Шванн (Theodor Schwann, 1810—1882 гг.) в 1839 г. опубликовал свой основополагающий труд «Микроскопическое исследование о соответствии в строении и росте животных и растений» («Mikroskopische Untersuchungen iiber die Obereinstimmung in der Struktur und dem Wachsthum der Thiere und Pflanzen»), в котором сформулировал основные положения клеточной теории: 1) клетка является универсальным структурным элементом растительных и животных организмов, 2) единство животных и растительных клеток является следствием их генезиса, 3) клетки до определенной степени автономны, жиз­недеятельность целостного организма является совокупностью жизнедеятель­ности отдельных клеток. Таким образом, Шванн показал, что растительные и животные клетки гомологичны по структуре и аналогичны по функции, опре­делил основные характеристики их образования, роста, развития и дифферен-цировки. Понятно, что со временем некоторые из положений его теории были пересмотрены, однако основной принцип Шванна — единство элементарной структуры строения животных и растений — оказался верным.

Одним из основоположников учения о клеточном строении живых организ­мов был Ян Эвангелист Пуркине (Johannes Evangelista Purkyne, 1787—1869 гг.) — чешский естествоиспытатель и общественный деятель, основатель пражской гистологической школы, почетный член многих зарубежных академий наук и научных обществ (в том числе в Петербурге и Харькове). Пуркине первым уви­дел нервные клетки в сером веществе головного мозга (1837 г.), описал эле­менты нейроглии, выделил в сером веществе коры мозжечка крупные клетки, названные впоследствии его именем, открыл волокна проводящей системы сердца (волокна Пуркине) и т.д. Он первым (1839 г.) применил термин «протоплазма» (греч. protoplasma; от protos — первый и plasma — нечто оформленное). В его лаборатории создан один из первых микротомов. Пуркине был организатором чешского Научного общества врачей, которое ныне носит его имя.

1 Locy, ИОДшт Л. Biology and its Makers. — New York: Henry Holt and Company, 1915. —P. 166—170.


Создание клеточной теории явилось одним из главнейших научных дости­жений эпохи, — оно выявило тождественность процессов, происходящих во всех многоклеточных организмах. Клеточная теория дала ключ к познанию законов строения и развития различных органов и тканей. На этой основе в XIX в. была создана микроскопическая анатомия как новый раздел анатомии. К кон­цу XIX столетия в связи с успехами в изучении тонкого строения клетки были заложены основы цитологии.

В гистологическую практику были введены водные и масляные иммерсион­ные объективы, изобретен микротом, применены новые фиксаторы.

Наибольшие трудности встретились при исследовании нервной ткани, — тогда нервная ткань представлялась единой живой сетью, не имеющей внут­ренних границ, что противоречило физиологическим исследованиям и пред­ставлениям того времени о механизмах нервной регуляции. Открытие метода окраски нервных клеток (импрегнации) солями серебра (К.Гольджи) позво­лило проследить ход нервных волокон и осуществить фундаментальные иссле­дования структуры нервной системы (С. Рамон-и-Кахаль, 1886 г.). Так были заложены основы нейрогистологии, а Камилло Гольджи (Camillo Golgi, 1843 — 1926 гг.) и Сантьяго Рамон-и-Кахаль (Santiago Ramon у Cajal, 1852— 1934 гг.) были удостоены Нобелевской премии (1906 г.).

В России гистология развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки. В 1840-х гг. гистология была включена в программу преподавания смеж­ных дисциплин — анатомии и физиологии. Первый курс гистологии в России читал эмбриолог Карл Бэр (см. с. 349), который заведовал кафедрой сравни­тельной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии в Петер­бурге. С 1852 г. этот предмет был выделен в самостоятельный курс, который читал Н.М.Якубович. Первые кафедры гистологии и эмбриологии в России были организованы в 1864 г. в Московском (А. И.Бабухин) и Петербургском (Ф. В. Овсянников) университетах. Позднее они были созданы в Казани (К. А. Ар-нштейн), Киеве (П. И. Перемежко), Харькове (Н.А.Хржонщевский) и других городах страны. Русские ученые внесли большой вклад в развитие гистологии. Казанская школа нейрогистологов прославила отечественную науку исследо­ваниями сетчатки глаза у различных позвоночных и анализом нейронного со­става спинальных и вегетативных ганглиев (А.С.Догель). В 1915 г. А.С.Догель основал журнал «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Общеизвестны фундаментальные работы киевского гистолога В.А.Беца, изучавшего цитоар-хитектонику коры больших полушарий головного мозга и открывшего гигант­ские пирамидные клетки (клетки Беца)1.

Вместе с гистологией развивалась и эмбриология, достигшая значительных успехов к середине XIX в.

ЭМБРИОЛОГИЯ

Эмбриология (греч. embryologia; от embryon — зародыш, logos — учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном

1 Достижения и современная история гистологии изучаются на кафедре гистологии и эмбрио­логии; см. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А. Юриной. — М.: Медицина, 2002.


развитии плода от момента оплодотворения до рождения. В процессе станов­ления содержание и объем этой науки значительно расширились — предме­том ее изучения стали также развитие и строение половых клеток и ранний постэмбриональный период. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзародышевый — протогенез (греч. protogenesis), зародышевый — собственно эмбриогенез (греч. embryogenesis) и ранний пос-лезародышевый — постнатальный онтогенез (греч. ontogenesis postnatalis).

Первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в Древнем мире и изложены в сочинениях философов и врачей Древней Индии, Древнего Египта и Древней Греции («Гиппократов сборник»). Некоторые из них (например, Анак­сагор, V в. до н. э.) полагали, что в отцовском или материнском «семени» в миниатю­ре предсуществуют все части будущего плода, т.е. существует маленький, не видимый глазом человечек, который в процессе развития лишь увеличивается в размерах (идея преформизма; от лат. praeformare — заранее образовывать).

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза; от греч. epi — сверху, над и genesis — происхождение). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без суще­ственных изменений вплоть до XVII в.

Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллель­но, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII — XYIII вв. (рис. 174). Этому способствовали несовершенство микроскопических методов исследования и механистичес­кое понимание идеи развития. Утверж­дая, что будущий организм в миниатю­ре заранее предсуществует в яйце, пре­формисты (а среди них были выдаю­щиеся исследователи своего времени: А.Левенгук, Я. Сваммердам, М.Маль-пиги, А. Галлер и др.) по существу от­рицали качественные преобразования. Первый в истории эмбриологии трак­тат «О формировании плода» («De formatione foetu», 1600 г.) составил Иероним Фабриций (впоследствии учи­тель У. Гарвея). В нем он описал и изоб­разил на 32 гравюрах этапы развития плода у человека в сравнении с разви­тием различных животных (морской свинки, собаки, кошки, свиньи и др.). Другая ценная работа И.Фабриция «Об образовании яйца и цыпленка» {«De formatione ovi et pulli», 1621 г.) посвя­щена развитию плода цыпленка; ее со­провождают семь превосходных гравюр. рис 174 Идея префОрМИзма. Иллюстрация

В истории науки И. Фабриций изве- из КНИГи Севера Пинеуса «De virginitatis notis
стен прежде всего как первооткрыва- graviditate de partu», 1639 г.


тель венозных клапанов. Однако это лишь часть его научного наследия. Уже при жизни он прославил свое имя широкой благотворительной деятельностью: на средства, заработанные врачебной практикой, он построил анатомический театр Падуанского университета (1594 г.), — в то время единственный в своем роде, умноживший славу Падуи и ее Университета.

Рождение эмбриологии как науки связано с именем Уильяма Гарвея (William Harvey, 1578—1657 гг.) — английского врача, физиолога и эмбриолога. В 1651 г. он опубликовал сочинение «Исследования о зарождении животных» («Exercitationes de generatione animalium»), которое многократно переиздава­лось. В отличие от сочинений И. Фабриция, труд Гарвея не был иллюстриро­ван. Материалы его исследований базировались на изучении развития эмбри­онов цыпленка и некоторых млекопитающих (главным образом оленей, кото­рых король Карл I щедро дарил своему придворному доктору после охоты).

У. Гарвей экспериментально опроверг идею о самозарождении и выдвинул аргументированные доводы против идеи преформизма. Он обобщил представле­ния о яйце как источнике развития всех животных. Выражение «Все живое — из яйца» (лат. «Отпе vivum ex ovo») хотя и не принадлежит Гарвею, вошло в науч­ный лексикон после выхода в свет его труда. Ввиду несовершенства микроско­пической техники Гарвей не имел возможности увидеть яйцо млекопитающих.

Весьма близко к открытию яйцеклетки подошел голландский анатом и фи­зиолог Ренье де Грааф (Regnier de Graaf, 1641 — 1673 гг.). Прожив не многим более 30 лет, Грааф оставил значительный след в истории анатомии, физиоло­гии, гистологии и эмбриологии. С его именем связано совершенствование мно­гих методик исследования, например, применение сифона и клизм в анатомии. Грааф впервые изучил семенные канальцы и определил их как «сосуды, изго­товляющие семя». В 1672 г. он описал открытые им пузырьки женских половых желез (рис. 175), которые ошибочно принял за яйца, откуда и произошло назва­ние — «яичник» (лат. ovarium). Установить истину удалось лишь полтора столетия спустя, когда К. Бэр, используя более совершенную микроскопическую техни­ку, показал, что «граафовы пузырьки» являются лишь полостями, где образуют­ся яйцеклетки и откуда они высвобождаются в результате овуляции.

В том же 1672 г. Марчелло Мальпиги (см. с. 343) — один из основоположни­ков эмбриологии — представил в Лондонское Королевское общество две работы «О формировании цыпленка в яйце» («De Formatione Pulli in Ovo») и «О развитии яйца» («De Ovo incubato»). Их текст сопровождали 12 таблиц с 86 рисун­ками, на которых впервые были изображены ранние стадии развития цыплен­ка. Наиболее полно (в 20 рисунках) были представлены стадии развития серд­ца. Мальпиги также впервые изобразил в рисунках формирование головного мозга и нервного ствола, мозговых сосудов и глазных бокалов. Работы М. Маль­пиги во многом опередили время, а рисунки сердца, мозга и сосудов глаза превзошли по своей точности иллюстрации к труду К. Ф. Вольфа, вышедшему почти столетие спустя1.

Каспар Фридрих Вольф (Kaspar Friedrich Wolff, 1733—1794 гг.) нанес ре­шительный удар концепции преформизма, развив и экспериментально обо­сновав теорию эпигенеза (термин, предложенный Вольфом). Тщательно изучив ранние стадии развития цыпленка, он доказал, что куриное яйцо не содержит

1 Locy William A. Biology and its Makers. — New York: Henry Holt and Company, 1915. — P. 203 — 204. 348


Рис. 175. Титульный лист труда Р.де Граафа «О женских органах, предназначенных для размножения» и изображение граафовых пузырьков и процесса овуляции. Лейден, 1672 г.

преформированного зародыша. Более того, Вольф выделил в нем два листка зародышевой ткани и показал, что нижний, свертываясь в трубочку, образует пищеварительный канал, который не существует на ранних стадиях развития. По аналогии с этим наблюдением Вольф предположил, что из верхнего лис­тка формируется центральная нервная система и что все другие органы обра­зуются в результате постепенной структурной дифференцировки организма в процессе внутриутробного развития.

Свои воззрения К. Ф. Вольф изложил в диссертации «Теория зарождения» («Theoria Generationis» с 17 рисунками), опубликованной в 1759 г., когда ему было всего лишь 26 лет, а также в труде «Об образовании кишечника у цып­ленка» («De Formatione Intestinorum»), напечатанном в Санкт-Петербурге в 1768 — 1769 гг. (немец по происхождению, он в 1767 г. принял приглашение Петербур­гской Академии наук и до конца жизни работал в России).

Работы К.Ф.Вольфа положили начало успехам российской эмбриологии, видными представителями которой были Л.И.Тредерн, X. И.Пандер, К. Бэр, А. О. Ковалевский, И. И. Мечников и другие.

Карл (Максимович) Бэр (Karl Ernst von Baer, 1792 — 1876 гг.; рис. 176) ро­дился в Эстляндии, работал в Австрии и Германии, в 1834 г. переехал из Ке­нигсберга в Санкт-Петербург, где был избран академиком Петербургской академии наук, а в 1862 г. — ее почетным членом. К. фон Бэр занимает особое место среди основоположников эмбриологии, — он открыл основные законы эмбриогенеза позвоночных и сделал важные теоретические обобщения в этой области. Его труд «Развитие животных» («Entwickelungs geschichte der Tiere — Beobachtung und Reflexion» 1828, 1837 гг.) является важнейшим классическим


Рис. 176. Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876 гг.)

трудом в истории эмбриологии. К. Бэр впервые увидел и описал яйцо мле­копитающих и человека (1827 г.), от­крыл бластулу, исследовал и описал развитие всех основных систем орга­нов позвоночных из зародышевых ли­стков. Установив закон сходства заро­дышей различных классов позвоноч­ных, он показал, что в процессе внут­риутробного развития ранее всего об­наруживаются свойства типа, затем класса, отряда и далее, а видовые и индивидуальные признаки появляют­ся на более поздних стадиях эмбрио­генеза. Он показал также, что эмбри­он человека развивается по аналогии со всеми позвоночными животными. Позднее немецкие ученые Э.Геккель (1834-1919 гг.) и Ф.Мюллер (1821-1897 гг.) сформулировали биогенетичес­кий закон, согласно которому онтоге­нез повторяет филогенез. Все эти иссле­дования окончательно доказали несос­тоятельность концепции преформизма. Труды К. Бэра заложили основы

сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этой науки принадле­жит российским ученым А. О. Ковалевскому и И. И. Мечникову.

Александр Онуфриевич Ковалевский (1840—1901 гг.) — академик Петербург­ской Академии наук — доказал связь между позвоночными и беспозвоночны­ми и разработал единую теорию развития зародышевых листков для всех пред­ставителей животного мира (1874 г.), что до сих пор является основным обоб­щением эмбриологии.

Илья Ильич Мечников (1845—1916 гг.) — академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908 г., см. с. 366, 485), в период с 1865 по 1886 г. совместно с А. О. Ковалевским опубликовал ряд фундаментальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии.

В XIX в. наряду с общей и сравнительной эмбриологией получило широкое развитие физиологическое — экспериментальное направление в эмбриологии. Эмбриология стала одной из важнейших биологических дисциплин. Ее при­менение в медицине не ограничивается областью анатомии и гистологии, она имеет важное значение для развития профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями, для разработки новых методов тестирова­ния фармакологических препаратов. Большие перспективы эмбриологии свя­заны с развитием генетики и многих других областей медицинской науки1.

1 Достижения и современная история эмбриологии изучаются на кафедре гистологии и эмбри­ологии; см. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Афанась­ева и НА.Юриной. — М.: Медицина, 2002.


ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ

(патологическая анатомия и патологическая физиология)

Патология (от греч. pathos — болезнь) — область теоретической медицины, исследующая закономерности возникновения, течения и исхода болезней.

Патологическая анатомия — наука, изучающая структурные основы пато­логических процессов, — выделилась в конце XVIII — начале XIX в. Длитель­ный процесс становления патологической анатомии как фундаментальной науки и предмета преподавания продолжался в Западной Европе более двухсот лет и завершился в первой четверти XIX столетия. Ее развитие в Новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.

Макроскопический период



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: