Год | Автор и название оригинала, год издания и язык | Название и автор перевода на славянск./русск. язык | Примечания |
A. Vesalius. «Epitome» (1543) (лат.) | «Врачевская анатомия» А. Везалия (перевел — Епифаний Славинец-кий) | Рукопись не сохранилась | |
G. Bidloo «Anatomia humani corporis...» (лат.) | Изучался в оригинале на латыни | ||
St. Blankardt «Anatomia reformata» (лат.) | Изучался в оригинале на латыни | ||
Н.Л.Бидлоо «Instructio de chirurgiain teatro ana-tomico studiosis propo-sita» (лат.) | Первое отечественное руководство по анатомии и хирургии.Впервые издано Н. А. Обориным в 1979 г. | ||
Около 1720 и 1729 | G. Bidloo «Ontleding des menschlyken Liehaams» (1690) (нем.) | «Бьщлова анатомия» (переводчик не известен) | Рукопись перевода хранится в Библиотеке РАН (СПб.) |
И. Вейтбрехт «Compendium anatomicum» (лат.) | Каталог коллекции Ф. Рюйша | ||
M. И. Шеин «Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus» (лат.). | Первый отечественный атлас анатомии | ||
I.Preissler (1666-1737) «Das ist deutliche An-weisung und grungliche Vorstellung von der Ana-tomie der МаЫег» (нем.) | «Ясное показание и основательное представление о анатомии живописцев» И.Прейслера (перевел А.П.Протасов, 1748; редактор — М.В.Ломоносов) | Первая печатная анатомическая книга на русском языке | |
И. Вейтбрехт (оригинал 1730) | «Краткое введение в анатомию» Иосия Вейт-брехта (перевел А.П.Протасов, 1749) | Манускрипт хранится в Библиотеке АН в СПб. | |
L. Heister «Compendium anatomicum» (1727) (лат.) | «Сокращенная анатомия» Лаврентия Гейс-тера (перевел М. И. Шеин, 1757) | Первое в России практическое руководство по анатомии на русском языке | |
I.Z.Platner «Institutiones chirurgiae retionalis turn medicae turn manualis inusus discentium» (1758) (лат.) | «Основательные наставления хирургические медические и рукопро-изводные» Иоганна За-хария Платнера (перевел М. И. Шеин, 1761) |
Окончание табл. 15
Год | Автор и название оригинала, год издания и язык | Название и автор перевода на славянск./русск.язык | Примечания |
К. И. Щепин «Об анатомии вообще» (русск.) | Манускрипт хранится в ЦАДА | ||
Н. М. Максимович-Ам-бодик «Анатомико-фи-зиологический словарь» (русск.) | |||
П. А. Загорский «Сокращенная анатомия...» в 2 т. (русск.) | Первое оригинальное отечественное руководство по анатомии |
занимались первые ученики госпитальной школы в 1710 — 1735 гг. (впервые издано в 1979 г. по инициативе Н.А.Оборина1).
Первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» («Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus») на латинском языке составил в 1744 г. Мартын Иванович Шеин (1712—1762 гг.), деятельность которого оставила значительный след в истории отечественной анатомии и хирургии. Будучи прекрасным рисовальщиком, М. И. Шеин сам выполнил большинство иллюстраций к этому первому в России изданию анатомического атласа. Он же в 1757 г. впервые перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую» Лаврентия Гейстера (Laurentii Heister) (см. ниже), которая стала первым в России практическим руководством по анатомии на русском языке (см. табл. 15).
Занимаясь переводами на русский язык анатомических и медицинских терминов, М. И. Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии, которая до него не существовала. Он верил в будущее отечественной науки: «География, навигация, архитектура, медицина и прочие знания, которые прежде всего в России мало известны были, ныне столько нам открыты, что уже имеем пригодных российских географов, мореплавателей, архитекторов и медиков и, может быть, в краткое время потомки наши увидят все оное в гораздо большем совершенстве...» — писал М. И.Шеин в предисловии к своему переводу2.
Несмотря на враждебное отношение, которое испытывала молодая российская наука в период своего становления со стороны некоторых ученых-иностранцев, Россия в короткий срок стала родиной выдающихся ученых-анатомов. Среди них Константин Иванович Щепин (1728 — 1770 гг.) — первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание анатомии и хирургии на русском языке в Москве и Петербурге; в 1764 г. он кратко изложил на русском языке основы анатомии в работе «Об анатомии вообще».
1 Бидлоо Н. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре. — М.: Медицина,
1979. - 592 с.
2 Гейстер Л. Сокращенная анатомия, все дело анатомическое кратко в себе заключающая /
Пер. М.Шеина. — 1757 с.
![]() |
Н. М. Максимовичем-Амбодиком, Петр Андреевич Загорский (1764—1846 гг.) утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах (1802), которое переиздавалось пять раз. Анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятельную дисциплину вплоть до начала XIX в. Она объединялась с физиологией, патологией, а позднее и патологической физиологией и изучалась в тесной связи с хирургией. Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были |
N. BIDLOO s. tz.m.arhiatri
INSTRUCTIO
de
CHIRURGIA
intheatro anatomico
STUDIOSIS
proposita a.d. l/iojanuarii die3
------------------- I.J.E.---------
Рис. 170. Портрет Николая Ламбертовича Бидлоо (1670-1725 гг.) и титульный лист его рукописного труда на латинском языке «Instructio de Chirurgia in teatro anatomico studiosis», 1710 г. («Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре». Санкт-Петербург. Военно-медицинский музей МО РФ
Яркой личностью в истории российской анатомии был Алексей Протась-евич Протасов (1724—1796 гг.) — первый русский анатом-академик (Петербургской Академии наук, 1771 г.), ученик М. В.Ломоносова. Он сделал перевод анатомического атласа И. Д. Прей-слера (I.D.Preissler, 1666—1737 гг.) «...Анатомия живописцев», который явился первой печатной книгой по анатомии на русском языке (1748 г.), а также перевел с латинского «Краткое введение в анатомию» профессора Петербургской Академии наук И. Вей-тбрехта (1749 г.) и принял участие в составлении «Словаря Академии Российской» (толкование анатомических терминов).
Одним из создателей русской анатомической и медицинской терминологии был Нестор Максимович Мак-симович-Амбодик (см. с. 454). Впервые в нашей стране он создал «Анатомико-физиологический словарь» (1783 г.), содержащий анатомические и физиологические термины на русском, латинском и французском языках. В своем предисловии он отмечал, что собирал их «по примеру пчелы» из книг светских и церковных, печатных и рукописных1.
Первая в России научная анатомическая школа сложилась в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П. А. Загорского. Продолжая дело, начатое М.И.Шейным, А.П.Протасовым и
1 Романов Н.А. Русская анатомическая терминология XVIII века. — Смоленск: САУ, 1997. — С. 38-39.
![]() |
![]() |
.!!V!O'i;lki> /HI1.» Г1 ll'll.l KIM тлнлицы |
Рис. 171. Илья Васильевич Буяльский и титульный лист его атласа «Анатомико-хирургические таблицы». СПб., 1828 г.
одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами. Среди них С.Г.Зыбелин (1735—1802 гг.) — первый русский профессор Московского университета; А. М. Шумлянский (1748 —1795 гг.), защитивший диссертацию «О строении почек»; Е.О.Мухин (1766—1850 гг.) — преподаватель Московского университета, автор «Курса анатомии» и многие другие (см. ниже).
Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1798—1866 гг.) — ученик П.А.Загорского и его преемник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833 г.). В 1828 г. И. В. Буяльский опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы», сразу получившие мировую известность (рис. 171). Они состояли из 36 рисунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину. Их ценность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебники анатомии — П. А. Загорского и хирургии — И. Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В.Буяльского объединили данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России отечественным атласом по оперативной хирургии. «Издание сие можно назвать великолепным и оно делает честь не только сочинителю, но и всей Российской хирургии,» — писал о «Таблицах» Буяльского «Военно-медицинский журнал» в 1828 г.1
И. В. Буяльский разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Созданные им коррозионные препараты почек (1863 г.) сохранились до наших
1 Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. Ч. 1. — М.: ЦОЛИУВ, 1960. — С. 90.
дней. Он был инициатором метода «ледяной анатомии». Под его руководством было отлито знаменитое «лежачее тело», на постаменте которого начертаны слова: «На замороженном теле препарировал профессор анатомии Илья Бу-яльский и по снятии под его наблюдением формы отлил из бронзы профессор скульптуры барон Петр Клодт». Его перу принадлежат крупные монографии «Краткая общая анатомия тела человеческого» (1844 г.), «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре в императорской академии художеств» (1860 г.).
И.В.Буяльский был не только искусным анатомом, но и блестящим хирургом (см. с. 433).
Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова — великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии как самостоятельной науки, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины (см. с. 434).
В конце XIX в. в ведущих научных центрах России сформировались крупные научные анатомические школы: в Московском университете — школа Дмитрия Николаевича Зернова (1834—1917 гг.), который внес большой вклад в изучение анатомии центральной нервной системы; в Киевском университете — школа Владимира Алексеевича Беца (1834—1894 гг.) — создателя учения об архитектонике коры головного мозга.
В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838—1909 гг.) — основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии: по Лесгафту, форма непрерывно изменяется под влиянием функций и условий питания, следовательно, совершенная форма здорового организма прямо зависит от активного воздействия на него упражнений, разработанных на научной основе. Таким образом, П. Ф. Лесгафт впервые проложил мостик между анатомией и физическим воспитанием.
Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и еще более приблизило ее к клинической медицине. Так, открытие лучей Рентгена (1895 г.) и создание рентгеноанатомии сделало возможным применение метода рентгенодиагностики в клинике. Значение анатомии для врача любой специализации трудно переоценить, ибо «врач не анатом не только бесполезен, но и вреден» (эпиграф к учебнику Е.О.Мухина «Курс анатомии»)1.
ГИСТОЛОГИЯ
Гистология (греч. histologia; от histos — ткань, logos — учение) — наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.
Становление гистологии связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения организмов и учения о клетке.
1 Достижения и современная история анатомии изучаются на кафедре анатомии человека; см. Анатомия человека: Учебник для вузов / Под ред. М. Р. Сапина. В 2 т. — М.: Медицина, 2001.
В истории учения о тканях и микроскопическом строении организмов выделяют два периода: 1) эмпирический и 2) микроскопический (а внутри него — ультрамикроскопический этап).
Эмпирический период
В этот весьма продолжительный период (вплоть до XVIII в.) первые представления о тканях складывались макроскопически на основании анатомических исследований, — первые научные обобщения о строении тканей делались без применения микроскопа.
Одновременно зарождалась и создавалась микроскопическая техника (применение увеличительных стекол и создание первых микроскопов) и накапливались первые фрагментарные данные о микроскопическом строении отдельных клеток и тканей.
Первый прибор из увеличительных стекол (двухлинзовый микроскоп) был сконструирован около 1590 г. отцом и сыном Гансом и Захарием Янсенами (Jansen) в Нидерландах (Голландия). В 1609 г. Галилео Галилей, используя сведения об изобретении увеличительной трубы, сконструировал оптический прибор, который имел девятикратное увеличение. Его первая демонстрация в Венеции произвела громадное впечатление. Сначала Г. Галилей применял свою оптическую систему для изучения строения разных предметов (1610—1614 гг.), а затем впервые использовал ее для рассмотрения небесных светил в ночном небе.
![]() |
Термин «микроскоп» появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гуна (Robert Hooke, 1635—1703 гг.) — секретаря Лондонского Королевского общества. Используя микроскоп собственной конструкции с увеличением в 30 раз, он обнаружил на тонком срезе пробки поры, которые сначала принял за пустоты и назвал их «клетками» (лат. cellula). В 1665 г. он опубликовал свой труд «Микрография, или физиологическое описание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол» («Micrographia, or some physiological descriptions of minutes bodies made by magnifying glasses»), в котором впервые описал свои наблюдения над растительными клетками укропа, моркови, бузины и др.
Дальнейшее развитие микроскопии тесно связано с именами М. Мальпи-ги, Я. Сваммердама и А. ван Левенгука.
Большое значение для становления
ботаники, гистологии и эмбриологии
(см. с. 348) имели работы Марчелло
Мальпиги (Marcello Malpighi) (1628 —
1694 гг.) — итальянского врача, ана
тома и натуралиста. Исследуя под 180- рис. 172. Микроскоп Антони ван Левенгука
кратным увеличением препараты мо- (1632-1723 гг.)
![]() |
чевого пузыря и легкого лягушки, он открыл (1661 г.) капилляры, соединяющие артерии с венами, и таким образом логически завершил исследования У. Гарвея. Мальпиги описал форменные элементы крови (1665 г.). Его именем названы слой эпидермиса и почечные тельца (1666 г.), которые он принял за железы. Более ста лет спустя А. М. Шумлянский (1748-1795 гг.) в своей работе «О строении почек» показал, что «малытигиевы тельца» не железы, а клубочки капилляров, уточнил связь между ними и мочевыводящими трубками и, применив оригинальную методику инъекции сосудов почки, изучил ее строение и связь между основными элементами.
Рис. 173. Мари Франсуа Ксавье Биша (1771-1801 гг.) |
Изучение растительных клеток долгое время значительно опережало изучение животных структур, так как их исследование требовало гораздо большего увеличения и разрешающей способности микроскопов.
Этот рубеж преодолел голландский натуралист—самоучка Антоны ван Ле-венгук (Antony van Leeuwenhoek, 1632— 1723 гг.). Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз. Вставляя их в металлические держатели собственной конструкции (рис. 172), он впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673 г.), сперматозоиды (1677 г.), бактерии (1683 г.), а также простейших, которых называл «мелкими зверьками» (лат. animaculi), и многие другие растительные и животные клетки. В 1686 г. он наблюдал микроциркуляцию крови при помощи специально созданного им прибора. О своих наблюдениях Левенгук регулярно информировал Лондонское Королевское общество (за период с 1673 по 1723 г. он послал 375 писем и докладов). Однако эти разрозненные наблюдения над животными и растительными клетками не сопровождались обобщениями и на том этапе не привели к созданию науки. Рождение гистологии как науки о тканях связано с именем французского врача Мари Франсуа Ксавье Биша (Marie Francois Xavier Bichat, 1771 — 1801 гг.; рис. 173), который (без применения микроскопа) создал первую классификацию тканей организма. Среди многообразия структур организма он выделил 21 тканевую «систему» и подробно описал их в своих трудах «Трактат о мембранах и оболочках» («Traite des membranes en general et de diverses membranes en particulie», 1800 г.) и «Общая анатомия в приложении к физиологии и медицине» («Anatomie generate, appliquee a la physiologie et a la medecine», 1801 г.). Наряду с хрящевой, костной и другими тканевыми «системами» он различал волосяную, венозную, кровеносную, которые (как это известно сегодня) являются структурами органного характера, а не тканевого. Таким образом, Биша
заложил основы науки о микроструктуре тканей («анатомия тканей») как здорового, так и больного организма (см. с. 353). Биша умер в расцвете сил на 32-м году жизни. После его смерти Ж. Н. Корвизар написал Наполеону: «Никто не сделал так много и так хорошо за такое короткое время»1.
Микроскопический период
Период систематических микроскопических исследований тканей открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX столетия — клеточной теорией строения организмов.
Клеточная теория в основных своих чертах была сформулирована в трудах немецкого ученого — зоолога Т. Шванна. Его предшественниками были естествоиспытатели Р. Гук, А. ван Левенгук, Ж.Ламарк, врач М. Мальпиги, ботаник М.Шлейден.
Матиас Шлейден (Matias Jacob Schleiden, 1804— 1881 гг.) — немецкий биолог, профессор ботаники Лейденского университета, в 1838 г. показал, что каждая растительная клетка имеет ядро, и определил его как орган, ответственный за образование новых клеток. Результаты своих исследований он изложил в статье «Материалы к фитогенезу».
Теодор Шванн (Theodor Schwann, 1810—1882 гг.) в 1839 г. опубликовал свой основополагающий труд «Микроскопическое исследование о соответствии в строении и росте животных и растений» («Mikroskopische Untersuchungen iiber die Obereinstimmung in der Struktur und dem Wachsthum der Thiere und Pflanzen»), в котором сформулировал основные положения клеточной теории: 1) клетка является универсальным структурным элементом растительных и животных организмов, 2) единство животных и растительных клеток является следствием их генезиса, 3) клетки до определенной степени автономны, жизнедеятельность целостного организма является совокупностью жизнедеятельности отдельных клеток. Таким образом, Шванн показал, что растительные и животные клетки гомологичны по структуре и аналогичны по функции, определил основные характеристики их образования, роста, развития и дифферен-цировки. Понятно, что со временем некоторые из положений его теории были пересмотрены, однако основной принцип Шванна — единство элементарной структуры строения животных и растений — оказался верным.
Одним из основоположников учения о клеточном строении живых организмов был Ян Эвангелист Пуркине (Johannes Evangelista Purkyne, 1787—1869 гг.) — чешский естествоиспытатель и общественный деятель, основатель пражской гистологической школы, почетный член многих зарубежных академий наук и научных обществ (в том числе в Петербурге и Харькове). Пуркине первым увидел нервные клетки в сером веществе головного мозга (1837 г.), описал элементы нейроглии, выделил в сером веществе коры мозжечка крупные клетки, названные впоследствии его именем, открыл волокна проводящей системы сердца (волокна Пуркине) и т.д. Он первым (1839 г.) применил термин «протоплазма» (греч. protoplasma; от protos — первый и plasma — нечто оформленное). В его лаборатории создан один из первых микротомов. Пуркине был организатором чешского Научного общества врачей, которое ныне носит его имя.
1 Locy, ИОДшт Л. Biology and its Makers. — New York: Henry Holt and Company, 1915. —P. 166—170.
Создание клеточной теории явилось одним из главнейших научных достижений эпохи, — оно выявило тождественность процессов, происходящих во всех многоклеточных организмах. Клеточная теория дала ключ к познанию законов строения и развития различных органов и тканей. На этой основе в XIX в. была создана микроскопическая анатомия как новый раздел анатомии. К концу XIX столетия в связи с успехами в изучении тонкого строения клетки были заложены основы цитологии.
В гистологическую практику были введены водные и масляные иммерсионные объективы, изобретен микротом, применены новые фиксаторы.
Наибольшие трудности встретились при исследовании нервной ткани, — тогда нервная ткань представлялась единой живой сетью, не имеющей внутренних границ, что противоречило физиологическим исследованиям и представлениям того времени о механизмах нервной регуляции. Открытие метода окраски нервных клеток (импрегнации) солями серебра (К.Гольджи) позволило проследить ход нервных волокон и осуществить фундаментальные исследования структуры нервной системы (С. Рамон-и-Кахаль, 1886 г.). Так были заложены основы нейрогистологии, а Камилло Гольджи (Camillo Golgi, 1843 — 1926 гг.) и Сантьяго Рамон-и-Кахаль (Santiago Ramon у Cajal, 1852— 1934 гг.) были удостоены Нобелевской премии (1906 г.).
В России гистология развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки. В 1840-х гг. гистология была включена в программу преподавания смежных дисциплин — анатомии и физиологии. Первый курс гистологии в России читал эмбриолог Карл Бэр (см. с. 349), который заведовал кафедрой сравнительной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1852 г. этот предмет был выделен в самостоятельный курс, который читал Н.М.Якубович. Первые кафедры гистологии и эмбриологии в России были организованы в 1864 г. в Московском (А. И.Бабухин) и Петербургском (Ф. В. Овсянников) университетах. Позднее они были созданы в Казани (К. А. Ар-нштейн), Киеве (П. И. Перемежко), Харькове (Н.А.Хржонщевский) и других городах страны. Русские ученые внесли большой вклад в развитие гистологии. Казанская школа нейрогистологов прославила отечественную науку исследованиями сетчатки глаза у различных позвоночных и анализом нейронного состава спинальных и вегетативных ганглиев (А.С.Догель). В 1915 г. А.С.Догель основал журнал «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Общеизвестны фундаментальные работы киевского гистолога В.А.Беца, изучавшего цитоар-хитектонику коры больших полушарий головного мозга и открывшего гигантские пирамидные клетки (клетки Беца)1.
Вместе с гистологией развивалась и эмбриология, достигшая значительных успехов к середине XIX в.
ЭМБРИОЛОГИЯ
Эмбриология (греч. embryologia; от embryon — зародыш, logos — учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном
1 Достижения и современная история гистологии изучаются на кафедре гистологии и эмбриологии; см. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А. Юриной. — М.: Медицина, 2002.
развитии плода от момента оплодотворения до рождения. В процессе становления содержание и объем этой науки значительно расширились — предметом ее изучения стали также развитие и строение половых клеток и ранний постэмбриональный период. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзародышевый — протогенез (греч. protogenesis), зародышевый — собственно эмбриогенез (греч. embryogenesis) и ранний пос-лезародышевый — постнатальный онтогенез (греч. ontogenesis postnatalis).
Первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в Древнем мире и изложены в сочинениях философов и врачей Древней Индии, Древнего Египта и Древней Греции («Гиппократов сборник»). Некоторые из них (например, Анаксагор, V в. до н. э.) полагали, что в отцовском или материнском «семени» в миниатюре предсуществуют все части будущего плода, т.е. существует маленький, не видимый глазом человечек, который в процессе развития лишь увеличивается в размерах (идея преформизма; от лат. praeformare — заранее образовывать).
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза; от греч. epi — сверху, над и genesis — происхождение). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без существенных изменений вплоть до XVII в.
![]() |
Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII — XYIII вв. (рис. 174). Этому способствовали несовершенство микроскопических методов исследования и механистическое понимание идеи развития. Утверждая, что будущий организм в миниатюре заранее предсуществует в яйце, преформисты (а среди них были выдающиеся исследователи своего времени: А.Левенгук, Я. Сваммердам, М.Маль-пиги, А. Галлер и др.) по существу отрицали качественные преобразования. Первый в истории эмбриологии трактат «О формировании плода» («De formatione foetu», 1600 г.) составил Иероним Фабриций (впоследствии учитель У. Гарвея). В нем он описал и изобразил на 32 гравюрах этапы развития плода у человека в сравнении с развитием различных животных (морской свинки, собаки, кошки, свиньи и др.). Другая ценная работа И.Фабриция «Об образовании яйца и цыпленка» {«De formatione ovi et pulli», 1621 г.) посвящена развитию плода цыпленка; ее сопровождают семь превосходных гравюр. рис 174 Идея префОрМИзма. Иллюстрация
В истории науки И. Фабриций изве- из КНИГи Севера Пинеуса «De virginitatis notis
стен прежде всего как первооткрыва- graviditate de partu», 1639 г.
тель венозных клапанов. Однако это лишь часть его научного наследия. Уже при жизни он прославил свое имя широкой благотворительной деятельностью: на средства, заработанные врачебной практикой, он построил анатомический театр Падуанского университета (1594 г.), — в то время единственный в своем роде, умноживший славу Падуи и ее Университета.
Рождение эмбриологии как науки связано с именем Уильяма Гарвея (William Harvey, 1578—1657 гг.) — английского врача, физиолога и эмбриолога. В 1651 г. он опубликовал сочинение «Исследования о зарождении животных» («Exercitationes de generatione animalium»), которое многократно переиздавалось. В отличие от сочинений И. Фабриция, труд Гарвея не был иллюстрирован. Материалы его исследований базировались на изучении развития эмбрионов цыпленка и некоторых млекопитающих (главным образом оленей, которых король Карл I щедро дарил своему придворному доктору после охоты).
У. Гарвей экспериментально опроверг идею о самозарождении и выдвинул аргументированные доводы против идеи преформизма. Он обобщил представления о яйце как источнике развития всех животных. Выражение «Все живое — из яйца» (лат. «Отпе vivum ex ovo») хотя и не принадлежит Гарвею, вошло в научный лексикон после выхода в свет его труда. Ввиду несовершенства микроскопической техники Гарвей не имел возможности увидеть яйцо млекопитающих.
Весьма близко к открытию яйцеклетки подошел голландский анатом и физиолог Ренье де Грааф (Regnier de Graaf, 1641 — 1673 гг.). Прожив не многим более 30 лет, Грааф оставил значительный след в истории анатомии, физиологии, гистологии и эмбриологии. С его именем связано совершенствование многих методик исследования, например, применение сифона и клизм в анатомии. Грааф впервые изучил семенные канальцы и определил их как «сосуды, изготовляющие семя». В 1672 г. он описал открытые им пузырьки женских половых желез (рис. 175), которые ошибочно принял за яйца, откуда и произошло название — «яичник» (лат. ovarium). Установить истину удалось лишь полтора столетия спустя, когда К. Бэр, используя более совершенную микроскопическую технику, показал, что «граафовы пузырьки» являются лишь полостями, где образуются яйцеклетки и откуда они высвобождаются в результате овуляции.
В том же 1672 г. Марчелло Мальпиги (см. с. 343) — один из основоположников эмбриологии — представил в Лондонское Королевское общество две работы «О формировании цыпленка в яйце» («De Formatione Pulli in Ovo») и «О развитии яйца» («De Ovo incubato»). Их текст сопровождали 12 таблиц с 86 рисунками, на которых впервые были изображены ранние стадии развития цыпленка. Наиболее полно (в 20 рисунках) были представлены стадии развития сердца. Мальпиги также впервые изобразил в рисунках формирование головного мозга и нервного ствола, мозговых сосудов и глазных бокалов. Работы М. Мальпиги во многом опередили время, а рисунки сердца, мозга и сосудов глаза превзошли по своей точности иллюстрации к труду К. Ф. Вольфа, вышедшему почти столетие спустя1.
Каспар Фридрих Вольф (Kaspar Friedrich Wolff, 1733—1794 гг.) нанес решительный удар концепции преформизма, развив и экспериментально обосновав теорию эпигенеза (термин, предложенный Вольфом). Тщательно изучив ранние стадии развития цыпленка, он доказал, что куриное яйцо не содержит
1 Locy William A. Biology and its Makers. — New York: Henry Holt and Company, 1915. — P. 203 — 204. 348
Рис. 175. Титульный лист труда Р.де Граафа «О женских органах, предназначенных для размножения» и изображение граафовых пузырьков и процесса овуляции. Лейден, 1672 г.
преформированного зародыша. Более того, Вольф выделил в нем два листка зародышевой ткани и показал, что нижний, свертываясь в трубочку, образует пищеварительный канал, который не существует на ранних стадиях развития. По аналогии с этим наблюдением Вольф предположил, что из верхнего листка формируется центральная нервная система и что все другие органы образуются в результате постепенной структурной дифференцировки организма в процессе внутриутробного развития.
Свои воззрения К. Ф. Вольф изложил в диссертации «Теория зарождения» («Theoria Generationis» с 17 рисунками), опубликованной в 1759 г., когда ему было всего лишь 26 лет, а также в труде «Об образовании кишечника у цыпленка» («De Formatione Intestinorum»), напечатанном в Санкт-Петербурге в 1768 — 1769 гг. (немец по происхождению, он в 1767 г. принял приглашение Петербургской Академии наук и до конца жизни работал в России).
Работы К.Ф.Вольфа положили начало успехам российской эмбриологии, видными представителями которой были Л.И.Тредерн, X. И.Пандер, К. Бэр, А. О. Ковалевский, И. И. Мечников и другие.
Карл (Максимович) Бэр (Karl Ernst von Baer, 1792 — 1876 гг.; рис. 176) родился в Эстляндии, работал в Австрии и Германии, в 1834 г. переехал из Кенигсберга в Санкт-Петербург, где был избран академиком Петербургской академии наук, а в 1862 г. — ее почетным членом. К. фон Бэр занимает особое место среди основоположников эмбриологии, — он открыл основные законы эмбриогенеза позвоночных и сделал важные теоретические обобщения в этой области. Его труд «Развитие животных» («Entwickelungs geschichte der Tiere — Beobachtung und Reflexion» 1828, 1837 гг.) является важнейшим классическим
![]() |
Рис. 176. Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876 гг.) |
трудом в истории эмбриологии. К. Бэр впервые увидел и описал яйцо млекопитающих и человека (1827 г.), открыл бластулу, исследовал и описал развитие всех основных систем органов позвоночных из зародышевых листков. Установив закон сходства зародышей различных классов позвоночных, он показал, что в процессе внутриутробного развития ранее всего обнаруживаются свойства типа, затем класса, отряда и далее, а видовые и индивидуальные признаки появляются на более поздних стадиях эмбриогенеза. Он показал также, что эмбрион человека развивается по аналогии со всеми позвоночными животными. Позднее немецкие ученые Э.Геккель (1834-1919 гг.) и Ф.Мюллер (1821-1897 гг.) сформулировали биогенетический закон, согласно которому онтогенез повторяет филогенез. Все эти исследования окончательно доказали несостоятельность концепции преформизма. Труды К. Бэра заложили основы
сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этой науки принадлежит российским ученым А. О. Ковалевскому и И. И. Мечникову.
Александр Онуфриевич Ковалевский (1840—1901 гг.) — академик Петербургской Академии наук — доказал связь между позвоночными и беспозвоночными и разработал единую теорию развития зародышевых листков для всех представителей животного мира (1874 г.), что до сих пор является основным обобщением эмбриологии.
Илья Ильич Мечников (1845—1916 гг.) — академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908 г., см. с. 366, 485), в период с 1865 по 1886 г. совместно с А. О. Ковалевским опубликовал ряд фундаментальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии.
В XIX в. наряду с общей и сравнительной эмбриологией получило широкое развитие физиологическое — экспериментальное направление в эмбриологии. Эмбриология стала одной из важнейших биологических дисциплин. Ее применение в медицине не ограничивается областью анатомии и гистологии, она имеет важное значение для развития профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями, для разработки новых методов тестирования фармакологических препаратов. Большие перспективы эмбриологии связаны с развитием генетики и многих других областей медицинской науки1.
1 Достижения и современная история эмбриологии изучаются на кафедре гистологии и эмбриологии; см. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Афанасьева и НА.Юриной. — М.: Медицина, 2002.
ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ
(патологическая анатомия и патологическая физиология)
Патология (от греч. pathos — болезнь) — область теоретической медицины, исследующая закономерности возникновения, течения и исхода болезней.
Патологическая анатомия — наука, изучающая структурные основы патологических процессов, — выделилась в конце XVIII — начале XIX в. Длительный процесс становления патологической анатомии как фундаментальной науки и предмета преподавания продолжался в Западной Европе более двухсот лет и завершился в первой четверти XIX столетия. Ее развитие в Новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.
Макроскопический период