Серьезным научным подтверждением эволюционной теории явилось открытие законов наследственности, которое сделал чешский естествоиспытатель Грегор Мендель (Gregor Johann Mendel, 1822—1884 гг.) — монах (позднее — аббат) доминиканского монастыря на территории Чехии. Мендель стал осно-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 29. — 2-е изд. — С. 424. 332
![]() |
воположником одного из важнейших направлений современной биологии — генетики (греч. genetica; от genetikos — относящийся к происхождению). Этот термин предложил Уильям Бейтсон (W.Bateson, 1861-1926 гг.) в 1906 г.
Рис. 166. Грегор Мендель (1822-1884 гг.) проводит опыты по гибридизации разных сортов гороха |
В течение 10 лет Мендель проводил опыты по гибридизации различных сортов гороха (рис. 166), сравнивая их по нескольким признакам (окраска цветов, цвет горошин, их шероховатость). Он впервые установил правила генетического опыта: скрещивание линий одного вида, резко отличающихся по стабильным признакам; учет признаков в первом и последующих поколениях гибридов; строгий количественный учет результатов эксперимента. В результате своих опытов Мендель пришел к заключению, что растения содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству и переходят от поколения к поколению. Он впервые заговорил о дискретных наследственных единицах (лат. discretus — прерывистый, состоящий из отдельных частей), которые позднее назовут «генами». Мендель установил законы наследственности и изложил их в труде «Опыты над растительными гибридами» (нем. «Versuche uber Pflanzen-Hybriden», 1865 г.), ставшем впоследствии классическим.
Однако наука того времени еще не была готова к восприятию идей Менделя. Его открытие не получило адекватной оценки и долгое время оставалось в тени. Оно не было известно и Ч.Дарвину, тогда как именно теория Менделя разрешала «самое опасное возражение», которое, по словам самого Дарвина, когда-либо было сделано его теории. Это — утрата вновь приобретенных признаков в последующих поколениях.
Заслуженное признание открытия Менделя состоялось лишь в 1900 г., когда Карл Эрих Корренс (С. Е. Correns, 1864—1933 гг., Германия), Хуго де Фрис (Н. de Vries, 1848 — 1935 гг., Голландия) и Эрих Чермак-Зейзенегг (E.Tschermak-Seysenegg, 1871 — 1962 гг., Австро-Венгрия) почти одновременно повторно открыли законы наследственности Менделя. Только после этого была найдена и повторно опубликована (1901 г.) забытая работа Менделя, и были заложены основы учения о мутации (лат. mutatio — изменчивость). С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.
Термин «хромосома» («цветные тельца»; от греч. chroma — цвет, soma — тело) появился в 1888 г. (его ввел Г. Вальдейер). Термин «ген» был введен в 1909 г. датским ученым В. Иоганнсеном, который назвал так содержащиеся в хромосомах носители наследственности (от греч. genos — род, происхождение).
В 1911 г. американский ученый Томас Хант Морган (T.H.Morgan, 1866 — 1945 гг.) начал опыты на хромосомах дрозофилы (лат. Drosophila melanogaster), пришел к заключению о линейном расположении генов в хромосоме (1915 г.) и сформулировал хромосомную теорию наследственности (Нобелевская премия 1933 г.). Его ученик Герман Джозеф Мёллер (1890—1967 гг.) также был удостоен Нобелевской премии (1946 г.) за открытие в 1927 г. «возникновения мутаций под действием рентгеновских лучей». Это дало генетикам инструмент для воздействия на гены и позволило ученым-эволюционистам понять причины изменчивости. Бурное развитие генетики привело к формированию новых научных направлений — молекулярной генетики и молекулярной биологии1.
АНАТОМИЯ
Основоположник современной научной анатомии Андреас Везалий (см. с. 271) не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, — он обобщил и систематизировал их (т.е. сделал из анатомии науку). После А. Везалия профессора стали собственноручно и публично препарировать трупы умерших.
Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI — XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии многочисленных коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637).
В XVII в. центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно в Нидерланды (Голландия).
Крупнейшая анатомическая школа того времени сформировалась в стенах Лейденского университета. Ее воспитанником был голландский анатом и хирург из Амстердама Николас ван Тюльп (Nikolas van Tulpius, 1593— 1674 гг., рис. 167), известный своими исследованиями по сравнительной анатомии, — он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом. С именем Н.Тюльпа связано возникновение одного из символов врачебной деятельности — горящей свечи — и девиза «Светя другим, сгораю» (лат. Aliis inserviendo consumer — Служа другим, уничтожаю себя).
В стенах Лейденского университета получил медицинское образование один из крупнейших анатомов того времени голландец Фредерик Рюйш (Frederik Ruysch, 1638—1731 гг.) — убежденный последователь Везалия. В 1664 г. Ф.Рюйш закончил Лейденский университет и был приглашен в Амстердам для чтения лекций по анатомии гильдии хирургов города; он был также лектором по акушерству (с 1672 г.), судебным медиком (с 1679 г.) и профессором ботаники (с 1685 г.). Рюйш в совершенстве овладел техникой приготовления анатомических препаратов и методом инъекции кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями (рис. 168), изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично выполнил уникальную коллекцию музейных экс-
1 Достижения и современная история.биологии и генетики изучаются на кафедре биологии и общей генетики; см. Биология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н.Ярыгина. В 2 т. — М.: Высш. шк., 2002.
Рис. 167. Урок анатомии доктора Тюльпа (1632 г.).
Художник — Рембрант Харменс ван Рейн (1606-1669 гг.).
Гаага. Дом-музей Маурициуса
понатов (врожденные аномалии и пороки развития) и создал первый анатомический музей. За свои заслуги Ф. Рюйш был избран членом немецкой Академии «Леопольдина» (1705 г.), Лондонского Королевского общества (1720 г.) и Парижской академии наук (1727 г.).
Анатомический музей Рюйша занимал пять комнат его дома. В них были представлены не только анатомические препараты, но и богатые коллекции засушенных растений, насекомых и птиц. Все они были аккуратно описаны в мельчайших подробностях, даже к каждому извлеченному из мочевых или желчных путей камню прилагалась история болезни. Каждый экспонат его коллекции имел естественный и приятный вид; для этого они украшались цветными одеяниями и кружевными манжетами, бусинами или раковинами. Два раза в неделю музей Рюйша был открыт для посетителей (за плату). Наиболее известные гости оставляли свои впечатления в книге записей. Одним из самых замечательных гостей Рюйша был молодой российский царь Петр I, приехавший в Амстердам с Великим посольством в 1698 г. Он провел в музее несколько дней, присутствовал на операциях Рюйша и его анатомических вскрытиях: «...о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. В одном из госпиталей для царя была проделана тайная дверь, через которую он проникал на аутопсии»1.
1 Богоявленский Н.А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом. — Л.: Медицина, 1970. — С. 93.
![]() |
В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682—1725 гг.). Его интерес к естественным наукам и медицине был огромен: находясь в Голландии, он принимал у себя А. ван Левенгука; в Лейденском университете слушал лекции Г.Бурхаве (см. с. 382); в Англии побывал в Оксфордском университете и беседовал с И.Ньютоном.
Рис. 168. Препараты, выполненные по методу Фредерика Рюйша. Иллюстрация из книги «Die Corrosions-Anatomie undihre Ergebnisse». Вена, 1873 г. |
Знакомство молодого русского царя с работами Ф.Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. После своего первого Великого посольства в страны Западной Европы (1697—1698 гг.), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 г. по указу Петра в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа (см. с. 385); в ней также производились вскрытия, при которых царь часто присутствовал. Автор «Истории деяний Петра Великого»
И. И. Голиков пишет об этом: «Он приказывал себя уведомлять, если в госпитале или где-нибудь в другом месте надлежало анатомировать тело или делать какую-нибудь хирургическую операцию, и когда только время позволяло, редко пропускал такой случай, чтоб не присутствовать при оном, и часто даже помогал операциям. Со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировав тело (рис. 169), пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою...»1.
Во время своего второго визита в Голландию в 1717 г. Петр I снова встретился с Фредериком Рюйшем, посетил его музей и после долгих переговоров купил все его собрание (более 2 тыс. препаратов по анатомии и эмбриологии человека) за фантастическую по тем временам сумму — 30 тыс. голландских гульденов2. Коллекция Рюйша по тем временам была необычайно богатой и считалась одной из лучших в Европе. После ее продажи уже немолодой Рюйш создал новую большую коллекцию и в 1724 г. издал ее каталог с посвящением Петру I — императору России.
Препараты Ф. Рюйша положили начало фондам первого русского музея — Кунсткамеры (нем. Kunstkamera; от Kunst— искусство), основанного Петром I. По указу царя (1718 г.) его коллекция постоянно расширялась и пополнялась благодаря трудам отечественных ученых. Своеобразный Петровский музей ред-
1 Голиков И.И. История деяний Петра Великого (и дополнения к ним). — М., 1788 — 89,
1790-97.
2 Для сравнения: годовое жалованье «ближнего доктора» Петра I — Николая Бидлоо —
составляло 2,5 тыс. гульденов (или 500 руб. царской чеканки).
![]() |
костей в Санкт-Петербурге со временем превратился во всемирно известный музей (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН).
Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных авторов: «Anatomia humani corporis» (1685 г.) Готфрида Бидлоо (Gottfried Bidloo, 1649—1713 гг.), «Anatomia reformata» (1687) Стефана Бланкар-дта (Stefan Blankardt, 1650—1702 гг.), другие книги на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык (табл. 15).
Рис. 169. Инструменты для трепанации черепа. Из собрания Петра I. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж |
Как упоминалось (см. с. 321), первый перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 г.: монах Епифаний Славинецкий перевел для патриарха Никона книгу А.Веза-лия «Эпитоме», изданную в Амстердаме в 1642 г., и назвал ее «Врачевс-кая анатомия». К сожалению, рукопись этого перевода до наших дней не сохранилась, имеется лишь достоверное свидетельство ее существования — запись в книге Патриаршего казенного приказа: «166 (1658) майа 8 киевлянину старцу Епифанию, что в Чудовом монастыре живет и перевел на славянский язык государю патриарху дохтурс-кую книгу, в приказ 10 рублев дано сполна, те деньги по казначееву велению старцу Епифанию в Чудов монастырь отнес подъячий Иван Зерцалов»1.
В начале XVIII в. специально для Петра I был переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо «Outleding des menschlyken Liehaams», вышедший в свет в 1690 г. в Амстердаме. В 1729 г. эта книга была переведена повторно, но, как и в первый раз, на русском языке не издавалась и существовала только в рукописном варианте (хранится в Библиотеке РАН в Санкт-Петербурге).
Племянник Г. Бидлоо — Николай (Ламбертович) Бидлоо (1670—1735, рис. 170), приглашенный в Россию в 1702 г. в качестве «ближнего доктора» Петра I и основавший первую госпитальную школу — Московскую медико-хирургическую школу (см. 385), составил весьма ценное рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» на латинском языке {«Instructio de chirurgia in teatro anatomico studiosis proposita»), по которому
1 Оборин Н.А. Выдающееся событие в истории отечественной медицины //Арх. анат. — 1959. — №5.-С. 101.
22 Сорокина
Таблица 15. Рукописные и печатные труды, используемые в преподавании анатомии