Задача №5. «Галогены» (20 баллов)




Задача №1. «Ленивый студент» (20 баллов)

В качестве контрольной задачи по качественному анализу студенту был выдан раствор, содержащий 6 ионов (4 катиона и 2 аниона ) из следующего списка: сульфат, хлорид, иодид, хлорат, гипохлорит; катионы алюминия, железа(II), железа(III), свинца, хрома(II), марганца, хрома(III) (не считая ионов водорода и гидроксид-ионов). Студент немного подумал и решил ограничиться определением реакции среды раствора: проба с индикаторной бумажкой показала сильно кислую среду. После этого студент сразу сдал правильный ответ преподавателю. Какие же ионы присутствовали в задаче? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

Решение

Поскольку среда кислая, существование гипохлорит-иона представляется крайне маловероятным.

H+ + ClO- = HClO (2 балла)

Точно также в кислом растворе не существует ион Cr2+.

2Cr2+ + 2H+ = 2Cr3+ + H2 (2 балла)

Рассмотрим остальные комбинации:

  SO42- Cl- ClO3- I-
Cr3+      
Fe2+      
Pb2+  
Al3+        
Mn2+      

 

Pb2+ + SO42- = PbSO4 (2 балла)

Pb2+ + 2Cl- = PbCl2 (2 балла)

Pb2+ + 2I- = PbI2 (2 балла)

2Cr3+ + 2I- = 2Cr2+ + I2 (3 балла)

6Fe2+ + ClO3- + 6H+ = 6Fe3+ + Cl- + 3H2O (3 балла)

3Mn2+ + ClO3- + 3H2O = 3MnO2 + Cl- + 6H+ (3 балла)

Таким образом, выданный раствор содержал катионы хрома (III), железа(II), алюминия и марганца, анионы сульфат и хлорид. (1 балл)

 

Задача №2. «Кому все это нужно?!» (20 баллов) (в каждом задании было по 6 веществ)

Заполните предлагаемую таблицу, используя подсказки об агрегатных состояниях и областях применения веществ:

Вещество Агрегатное состояние при н.у. Применение
ClF5    
SF6    
UF6    
ICl    
SnCl4    
N2H4    

При н.у. два вещества из представленных являются газообразными, одно жидким и три твердыми.

Применение: Добавка для закаливания стекла; Реактив в органическом синтезе; Изолятор и теплоноситель в высоковольтной технике; Практического значения не имеет; Для разделения изотопов; Ракетное топливо.

По 2 балла за каждое верно определённое агрегатное состояние (суммарно не более 10 баллов); по 2 балла за каждое верно определённое применение (суммарно не более 10 баллов).

Ответ на все варианты:

Вещество Агрегатное состояние при н.у. Применение
HCN ж Боевое отравляющее вещество
HN3 ж Производные используются в качестве взрывчатых веществ
NF3 г При травлении кремниевых пластин
SO3 тв При производстве кислоты
OsO4 тв Краситель в микроскопии
Ga тв Производство полупроводников
SO2 г Консервант в виноделии
N2H4 тв Ракетное топливо
H2O2 ж Антисептик
BCl3 ж Флюс для пайки
TiCl4 ж Для постановки дымовых завес
SnCl4 ж Добавка для закаливания стекла
SF6 газ Изолятор и теплоноситель в высоковольтной технике
UF6 тв Для разделения изотопов
XeF2 тв Фторирующий агент
CF4 г В системах автоматического пожаротушения
HF ж При производстве алюминия
COCl2 г Боевое отравляющее вещество
ClF5 Газ Практического значения не имеет
Cs тв При производстве фотоэлементов и фотоумножителей
ICl тв Реактив в органическом синтезе

Задача 3 «Старая банка». (20 баллов)

Юный химик нашел банку с белым кристаллическим веществом, этикетка которого была частично утрачена, от надписи остался лишь фрагмент «калия......т». Юный химик предположил, что в банке находится соль калия и решил провести серию экспериментов, чтобы выяснить, что это за соль. Прежде всего, Юный химик приготовил водный раствор неизвестной соли калия. Юный химик разлил раствор по нескольким пробиркам. К первой пробирке Юный химик добавил 20% раствор серной кислоты. При этом выделился бесцветный газ, медленно буреющий на воздухе. Ко второй, третьей и четвертой пробирке Юный химик добавил растворы перманганат калия, иодида кадия и избыток раствора сульфата железа(II). Видимого эффекта не наблюдалась. Затем Юный химик добавил к каждой пробирке немного раствора серной кислоты. В итоге, раствор с перманганатом калия обесцветился, а растворы с иодидом калия и сульфатом железа(II) приобрели бурый цвет. Продукт взаимодействия неизвестной соли с сульфатом железа(II) был прозрачный, хоть и имел бурую окраску. Юный химик смекнул, что образовано комплексное соединение железа. Юный химик пошел к своему другу, студенту-физику и попросил помочь с определением формулы. Студент-физик с помощью атомно-абсорбционной спектроскопии выяснил, что неизвестная соль содержит 45,9% калия по массе. Помогите Юному химику определить, что это была за соль в банке.

1) Определите, какая соль была в банке, напишите ее формулу.

2) Напишите уравнения всех реакций, соответствующим успешным экспериментам Юного химика

Объясните, почему раствор неизвестной соли реагирует с растворами перманганата калия, иодида калия и сульфата железа(II) только при подкислении.

Решение

Бесцветный газ, медленно буреющий на воздухе – NO (1 балл), который на воздухе образует бурый газ NO2

2NO + O2 = 2NO2 (1 балл)

С выделением NO при добавлении кислоты разлагаются нитриты, следовательно, неизвестная соль – нитрит калия (KNO2), доказательством служит и массовая доля калия равная 45,9 %. (2 балла)

2KNO2 + H2SO4 = NO↑ + H2O + K2SO4 + NO2(2 балла)

Реакции с подкисленными растворами перманганата калия и иодида калия:

2KMnO4 + 5KNO2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5KNO3 + K2SO4 + 3H2O (2 балла)

(без подкисления реакция не идет, т.к. KMnO4 более сильный окислитель в кислой среде, в нейтральной среде KMnO4 недостаточный сильный окислитель для окисления нитритов в нитраты) (2 балла)

KNO2 + KI + H2SO4 = NO + I2 + K2SO4 + H2O (2 балла)

(без подкисления реакция не идет, т.к. в действительности идет реакция между HNO2 и KI, HNO2 более сильный окислитель чем нитрит-ион) (2 балла)

Реакция с подкисленным раствором сульфата железа(II):

Реакция идет в две стадии:

В результате добавления сульфата железа(II) и кислоты выделяется NO

2KNO2 + 2H2SO4 +2FeSO4 = 2NO +Fe2(SO4)3 + K2SO4 + 2H2O (2 балла)

который затем реагирует с избытком FeSO4 с образованием бурого комплекса FeNOSO4

FeSO4 + NO = FeNOSO4 (2 балла)

Принимается также реакция:

[Fe(H2O)6]SO4 + NO = [Fe(H2O)5 NO]SO4 + H2O

(без подкисления реакция не идет, т.к. для образование комплекса FeNOSO4 необходимо образование NO, а без подкисления реакция нитрита калия и сульфата железа(III) не идет, т.к. в действительности идет реакция между HNO2 и KI, HNO2 более сильный окислитель чем нитрит-ион) (2 балла)

 

Задача №4. «1000 советов молодой хозяйке» (20 баллов) (в каждом задании было по 3 совета + «предложите свой»)

В литературе приводится много различных советов молодым хозяйкам. Хотя они и выведены эмпирически, опытным путем, большинство из них имеет под собой вполне логичное научное (в ряде случаев – химическое) обоснование. Объясните с точки зрения химика следующие советы:

1) Поверхность золотых и позолоченных изделий со временем темнеет. Вернуть ювелирным изделиям первоначальный нарядный вид помогает выдерживание в крепком (25%-м) водном растворе аммиака.

2) В хрустальном графине не следует хранить вино, а коньяк и водку хранить можно.

3) В хрустальном графине не следует хранить фруктовые соки, а минеральную воду наливать можно;

4) Если потемнели столовые приборы из мельхиора, положите их в оцинкованное ведро и залейте подсоленной водой. Через 3-4 часа они станут совсем светлыми и чистыми.

5) Старые пятна от иода на ткани практически не поддаются удалению. Однако можно попробовать намочить ткань с таким пятном раствором иодида калия (1 чайная ложка на стакан воды) и сразу же промыть водным раствором тиосульфата натрия (2 чайные ложки на стакан воды).

6) Чтобы удалить черноту и зелень с медного или латунного изделия, протрите его поверхность тампоном, смоченным в нашатырном спирте.

7) Чтобы отмыть столовые приборы от жира, воспользуйтесь содой; при этом следует брать не кальцинированную и не питьевую, а стиральную соду.

8) Предложите еще один совет молодой хозяйке, обосновав его с точки зрения химии.

Решение

1) Темнеют ювелирные изделия из-за взаимодействия меди и серебра, входящих в состав сплава, с кислородом воздуха. (2 балла) Соответственно, при обработке аммиаком протекают следующие процессы:

CuO + 4NH3 + H2O = [Cu(NH3)4](OH)2

Ag2O + 4NH3 + H2O = 2[Ag(NH3)2]OH (3 балла)

2) В кислой среде силикат свинца, входящий в состав хрусталя и придающий ему блеск, будет частично выщелачиваться и переходить в раствор. (2 балла) С одной стороны, портится хрусталь (и теряет свой блеск), с другой – в растворе появятся ядовитые соли свинца (карбоксилаты свинца). (3 балла)

3) В состав мельхиора входит медь, никель, иногда железо и марганец. Потемнение связано прежде всего с окислением меди. (2 балла) В указанных условиях пойдет электрохимический процесс:

Zn + CuO + H2O = Cu + Zn(OH)2.

Хлорид натрия играет роль электролита и обеспечивает перенос электронов. (3 балла)

4) Сладкий вкус подмороженного картофеля связан с накоплением в нем глюкозы, являющейся хорошим восстановителем. Вместе с тем, в картофеле достаточно высоко содержание поташа, обусловливающего щелочную среду картофельного отвара. (2 балла) Тогда будет протекать реакция «серебряного зеркала»:

Ag2O + C6H12O6 + KOH = C6H11O7K + 2Ag + H2O (3 балла)

5) Иод переходит в раствор в виде дииодоиодата(I) калия, который затем восстанавливается тиосульфатом натрия (2 балла):

I2 + KI = K[I3]

K[I3] + 2Na2S2O3 = KI + 2NaI + Na2S4O6 (3 балла)

6) Чернота и зелень на медных и латунных изделиях – это оксид меди и карбонат гидроксомеди, соответственно. (2 балла)

При обработке аммиаком протекают реакции:

CuO + 4NH3 + H2O = [Cu(NH3)4](OH)2

(CuOH)2CO3 + 10NH3 + 2H2O= 2[Cu(NH3)4](OH)2 + (NH4)2CO3 (3 балла)

7) Стиральная сода Na2CO3∙10H2O из-за гидролиза по аниону создает сильнощелочную среду (2 балла). Жиры (сложные эфиры глицерина) эффективно гидролизуются в щелочном растворе. (3 балла)

8) За химически обоснованный совет - 5 баллов.

Задача №5. «Галогены» (20 баллов)

В одной старой неопубликованной рукописи неизвестного автора, юный химик обнаружил схему реакции металла М с избытком различных галогенов:

К сожалению, рукопись была сильно изъедена реактивами. Единственное, что можно было разобрать о характеристиках этих веществ, была массовая доля одного из элементов в соединениях D, Е, G и J, которая составляла 81,9%, 61,4 %, 54,4 %, и 48,8 % соответственно. Идентифицируйте соединения A - J. Напишите уравнения реакций. Как Вы думаете, кто мог быть автором данной рукописи, и когда она могла быть написана? Ответ аргументируйте.

Решение

Из схемы видно, что в задании приведено содержание иода в соединениях D, Е, G и J. Впрочем, Вы можете проверить остальные галогены и убедиться, что для этих случаев решения нет. Опираясь на массовую долю иода в D можем установить металл. В общем виде формулу иодида можно записать как MIx, где x – степень окисления металла.

Для x = 2 получаем железо. (2 балла) Аналогично, можно установить и остальные формулы веществ, для которых дана массовая доля иода.

 

По 0,5 балла за правильное определение формул веществ A – D, по 1 баллу за правильное определение формул веществ E – I. (Всего 8 баллов)

По 0,5 балла за написанные уравнения реакций с участием железа, по 1 баллу за остальные реакции. (Всего 8 баллов)

Данная работа могла быть написана только после выделения фтора Анри Муассаном в 1886 году. Поэтому, автором мог быть, например, сам Муассан, а дата написания – вторая половина (конец) 19 века. (2 балла)

 

2. В одной старой неопубликованной рукописи неизвестного автора, юный химик обнаружил схему реакции металла М с избытком различных галогенов:

К сожалению, рукопись была сильно изъедена реактивами. Единственное, что можно было разобрать о характеристиках этих веществ, была массовая доля одного из элементов в соединениях С, Е, F и I, которая составляла 28,6%, 38,6 %, 69,3 %, и 45,7 % соответственно. Идентифицируйте соединения A - J. Напишите уравнения реакций. Как Вы думаете, кто мог быть автором данной рукописи, и когда она могла быть написана? Ответ аргументируйте.

3. В одной старой неопубликованной рукописи неизвестного автора, юный химик обнаружил схему реакции металла М с избытком различных галогенов:

К сожалению, рукопись была сильно изъедена реактивами. Единственное, что можно было разобрать о характеристиках этих веществ, была массовая доля одного из элементов в соединениях B, F, G и H, которая составляла 79,8%, 30,7 %, 45,6 %, и 27,2 % соответственно. Идентифицируйте соединения A - J. Напишите уравнения реакций. Как Вы думаете, кто мог быть автором данной рукописи, и когда она могла быть написана? Ответ аргументируйте.

4. В одной старой неопубликованной рукописи неизвестного автора, юный химик обнаружил схему реакции металла М с избытком различных галогенов:

К сожалению, рукопись была сильно изъедена реактивами. Единственное, что можно было разобрать о характеристиках этих веществ, была массовая доля одного из элементов в соединениях A, H, I и J, которая составляла 64,6 %, 72,8 %, 54,3 %, и 51,2 % соответственно. Идентифицируйте соединения A - J. Напишите уравнения реакций. Как Вы думаете, кто мог быть автором данной рукописи, и когда она могла быть написана? Ответ аргументируйте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: