Не пройдет у тебя боль сердца




 

Один человек подружился со змеей. Змея оказала человеку много добра, сделала его богатым. Однажды они оба поссорились, и человек отрубил саблей змее хвост. А змея ужалила десятилетнего сына человека, и тот умер. В один из дней человек снова пришел к змее и сказал:

— Давай опять дружить!

На это змея отвечала:

— Теперь нашей дружбе конец, потому что не пройдет у меня боль в хвосте, а у тебя боль сердца!

 

Проданный сон

 

Было ли не было, в давние времена жил один старик. Детей он не имел, а была у него только старуха жена. Жили они очень бедно. Как-то ночью старик увидел сон, будто к нему на плечи село по соловью. Наутро старик рассказал обо всем старухе и решил отправиться вслед за сном. Поначалу жена старика не соглашалась отпустить его. Тогда старик сказал ей:

— Судьба такого бедняка, как я, рассказана во сне, я должен пойти.

Наконец старуха согласилась. Старик собрал нужные в дороге вещи и пустился в путь.

Через несколько переходов повстречался старик с пастухом, пасшим овец. Отдохнул он у этого пастуха и стал с ним беседовать. Рассказал старик пастуху про сон, который видел, а пастух ему и говорит:

— Послушай, старик, зачем тебе, такому седобородому, этот сон? Дам-ка я тебе десяток овец, а ты продай мне свой сон.

— Да что ты, — отвечал старик, — разве можно отдать такой сон за десять овец?

— Ну, ладно, я дам тебе сто овец.

— Нет, не пойдет, и за сто овец такой сон не продается!

— Хорошо, тогда я дам тебе пятьсот овец.

— Нет, не согласен.

— Ну, старик, я отдаю тебе всех своих овец. Пусть и мой пастушеский посох будет твоим, только продай мне этот сон, — упрашивал пастух.

Наконец старик согласился и продал пастуху свой сон. Попрощавшись со стариком, пастух отправился в путь. Коротко ли, долго ли он шел, а через несколько переходов подошел к большому саду. Смотрит — в саду поют соловьи, текут источники, цветут цветы. Ходит пастух по саду — и вот видит красивый дворец, а у порога дворца под деревом спит знатный юноша, привязав к руке повод прекрасного серого коня. Понял пастух, что этот юноша здесь на страже, срезал у него с руки повод коня и стал караулить сам. Через некоторое время пастух заметил туго набитый и завязанный хурджин. Взял он этот хурджин и взвалил его на коня. Немного погодя из дворца тихонько выбежала пери. Пастух посадил красавицу девушку на коня и отправился в путь. А знатный юноша, который стерег пери, так и остался спать, ни о чем не ведая.

Едет пастух с пери за спиной, а девушка тем временем думает: «Кто этот юноша? Вроде бы он похож на пастуха, но кого он пасет: верблюдов, коров или овец? А ну-ка испытаю я его!» Проехали они немного и оказались перед полем, заросшим верблюжьей колючкой и гараком.

— На этом поле хорошо пасти верблюда, — проговорила девушка, но юноша ничего не ответил.

Поехали они дальше, и вот показалось поле, поросшее травой и камышом.

— Как много камыша на этом поле, — сказала девушка, — здесь хорошо пасти корову.

Юноша снова промолчал.

Едут они дальше, а перед ними — луг, раскинувшийся словно узорчатая шаль. Не успела девушка воскликнуть: «Вот так поле!» — как пастух сказал:

— Эх, вот самое подходящее место, чтобы пасти овец. Пустить ягнят в одну сторону, маток — в другую, а самому лечь посередине, отдыхать да посматривать, а овцы пусть бродят себе взад и вперед…

Тут пери поняла, что юноша — пастух, и стала называть его теперь пастухом.

Несколько дней ехали верхом пастух и пери и добрались до города. Сняли они дом на окраине города и поселились в нем. Прожили они сколько-то месяцев, отдохнули, тогда пери и говорит пастуху:

— Пастух, нечего нам обоим сидеть без дела, пора о себе позаботиться. Ступай на базар и купи разноцветных шелков. Я вышью своими искусными руками тюбетейки, а ты их продашь, вот и будут у нас деньги на пропитание.

Пастух согласился с пери. Взял он деньги и уже собрался отправиться на базар, чтобы купить шелку, но тут пери крепко наказала ему:

— Смотри, пастух, ничего не покупай в долг, да не торгуйся с безбородым, иначе не будет тебе добра.

Пришел пастух на базар, а у самых ворот сидит какой-то безбородый и продает разные красивые шелка. Понравились они пастуху, и стал он их выбирать, а когда начал расплачиваться, денег у него не хватило.

— Остальные деньги отдам тебе дома, — сказал пастух и повел безбородого к себе домой.

Безбородый очень удивился тому, что у пастуха в женах оказалась пери, и побежал сообщить об этом падишаху. Увидел падишах пери и задумал пастуха убить, а пери взять себе. Тогда безбородый ему сказал:

— Нет, падишах, ты его так просто не убивай. Не гоже это для чести падишаха. Лучше возьми его к себе на службу, а потом отправь в такое место, откуда ему не возвратиться. Пастух погибнет там, а ты заберешь его пери.

Потолковав с падишахом, безбородый отправился в дом пастуха и принялся его уговаривать:

— Иди-ка ты служить падишаху: жалованье у тебя будет большое, одежда — даровая, уважать все тебя станут!

Коротко говоря, поступил пастух на службу к падишаху. Вот служит он уже сколько-то дней. И вот падишах, посоветовавшись с безбородым, приказывает пастуху достать молока от черной кобылицы. Сильно опечалился пастух и побрел домой. Встретила его пери и спросила, что с ним. Рассказал пастух ей о том, какое дело поручил ему падишах.

— Ну, это все устроил твой безбородый «друг», который притащился вслед за тобой, — сказала пери. — Пока он жив, много еще у тебя будет таких поручений. Ступай попроси у падишаха десять дней сроку, да выпроси пегого коня.

Наутро встал пастух, отправился к падишаху и попросил сорок дней сроку и пегого коня. Падишах ему сказал:

— Ладно, если пегий конь нужен тебе, чтобы справиться с делом, бери его, а сроку тебе даю восемьдесят дней.

Пошел пастух и стал ловить в табуне пегого коня. А когда поймал его, увидел, что конь этот такой тощий, что вот-вот издохнет. Даже с земли подняться не может. Поднял пастух коня и сорок дней его выхаживал: с одной стороны сыпал перед конем овес, а с другой — пшено. День ото дня пегий конь жирел и становился сильнее. На сороковой день пегий конь сказал пастуху:

— Зачем ты так заботливо выхаживаешь меня?

— Чтобы верхом на тебе отправиться за молоком черной кобылицы, — отвечал пастух.

— Эх, — сказал конь, — если бы я узнал это раньше, убежал бы я от тебя. Я ведь и отощал так от страха перед черной кобылицей, а теперь и подавно не знаю, как мне быть. Но раз уж ты меня выхаживал и холил, будь что будет — попытаюсь я исполнить порученное тебе дело. Добудь только сорок аршин бязи и сорок воловьих шкур.

Раздобыл пастух все, что потребовал пегий конь. Сначала он надел на коня одну за другой воловьи шкуры, а потом крепко обмотал его бязью. После этого сел пастух на пегого коня верхом, а тот вдруг взлетел в воздух. Пастух очень изумился.

Вот летит пегий конь среди облаков и наконец опускается у подножия горы. Спрятал пегий конь пастуха в пещере, завалил его мельничным жерновом и велел пастуху наблюдать сквозь щелку.

— Если победит черная кобылица, ты погибнешь, если же одолею я, мы доставим кобылицу падишаху.

Сказав это, пегий конь вышел в поле и заржал так громко, что задрожали горы. В ответ ему заржала черная кобылица, да так, что с неба начал падать град. Сшиблись они и взлетели в небо. Каждый раз как куснет черная кобылица, она срывает с пегого коня воловью шкуру. И каждый раз как куснет пегий конь, он отхватывает кусок мяса. Так сшибались они сорок раз, и оказалось, что пегий конь сильнее. Одолел он черную кобылицу.

Привел пастух черную кобылицу к падишаху и сказал:

— Вот, падишах, я привел тебе кобылицу, можешь подоить ее и попить кумысу.

После этого падишах снова посоветовался с безбородым, и решили они отправить пастуха за цветами, что выпадают изо рта пери Гюлькахкас.[3]

Сильно опечаленный пришел пастух домой. Встретила его пери-жена и спросила:

— Почему ты такой бледный, здоров ли ты?

— Я-то здоров, — отвечал пастух, — да вот падишах снова поручил мне трудное дело.

— Что же это за дело? — спросила пери. — Видно, пока жив этот безбородый, таким делам и конца не будет!

Рассказал пастух о том, что ему приказано добыть цветы, которые выпадают изо рта пери Гюлькахкас. Тогда пери-жена ему и говорит:

— Все это падишах сделал по наущению безбородого. Но с помощью пегого коня ты сумеешь выполнить и это поручение.

Пошел пастух к пегому коню и рассказал ему о приказе падишаха.

— Садись на меня верхом! — приказал пегий конь.

Сел пастух на пегого коня и отправился в путь. Через несколько переходов добрались они наконец до сада этой пери. Тут пегий конь и говорит:

— Вон там виднеется черная юрта. В ней живет старуха дэв. Если ты ей понравишься, да попросишь ее, она может тебе помочь. Я буду пастись на этом поле и ждать тебя три дня. Если через три дня ты не придешь, я буду знать, что тебя нет в живых, и вернусь обратно.

Пастух расстался с пегим конем, пошел к старухе дэву и поздоровался с ней. Старуха ему говорит:

— Если бы ты не приветствовал меня, я бы тебя тотчас проглотила. В эти края кулан забежит — копыт лишится, птица залетит — крыльев лишится, ты-то зачем пожаловал? Отвечай немедля!

Рассказал все пастух старухе и попросил ее о помощи. Тогда старуха ему сказала:

— Иди вон в тот сад, что виден отсюда. Посреди сада увидишь пруд. Спрячься в цветах на его берегу. Вскоре прилетит стая голубей, и обернутся они пери. Все сложат одежду в одном месте и станут купаться, только одна из них положит свое платье в другом месте, отдельно. Это и есть пери Гюлькахкас. Как только пери начнут нырять, ты хватай одежду пери Гюлькахкас и беги не оглядываясь.

 

Пастух все сделал так, как советовала ему старуха. Вот он уже схватил одежду пери Гюлькахкас и бросился бежать, но тут Гюлькахкас крикнула вслед юноше:

— Оставь мое платье, и я исполню все, что пожелаешь!

Пастух от неожиданности оглянулся и тут же превратился в камень. Наутро старуха узнала об этом и с помощью волшебных заклинаний снова превратила камень в человека.

— Больше не оглядывайся, бери одежду и убегай, — сказала она пастуху.

Вот второй раз пастух притаился в цветах на берегу пруда. Появилась пери, сняла платье, собираясь купаться, а пастух схватил его и бросился бежать что есть силы. Принес пастух платье пери старухе.

Колдовство старухи оказалось сильнее колдовства пери Гюлькахкас. Посадил пастух пери Гюлькахкас на пегого коня и поехал домой.

Жена пастуха встретила их с радостью. Потом она спрятала пастуха и пегого коня, двор чисто подмела метелкой и легла спать. На рассвете к пери Гюлькахкас прилетели ее подруги и завели с ней веселую беседу. Как только пери Гюлькахкас рассмеется, изо рта красавицы падают цветы и рассыпаются по ее подолу. А пери — жена пастуха — тут же собирает эти цветы в хурджин. Когда совсем рассвело, беседа кончилась и подруги пери Гюлькахкас улетели. Жена пастуха отдала мужу хурджин с цветами. А пастух унес его и положил перед падишахом.

Посоветовались падишах и безбородый снова и на этот раз задумали послать пастуха за письмом к родителям падишаха, которые давно умерли, чтобы пастух принес вести с того света. Сильно опечалившись, пошел пастух домой и все думал: «У меня в доме две пери, неужели они не спасут меня своей хитростью?»

Пери тотчас же разузнали, в чем дело, и дали пастуху такой совет:

— Пусть падишах велит доставить к озеру сорок верблюдов дров и сорок ведер нефти. Ты взберись на эти дрова и подожги их, а мы прилетим и незаметно среди дыма унесем тебя.

Вот пастух отправился к падишаху и попросил его доставить сорок верблюдов дров и сорок ведер нефти. Потом он влез на дрова и велел их зажечь. Падишах зажег огонь. Тогда в дыму появились пери и, подхватив пастуха, унесли его домой. Потом пери взяли большую тетрадь, заполнили ее письменами, разорвали на кусочки и набили ими карманы и рукава одежды пастуха. На семнадцатую ночь они закопали пастуха в золу сгоревшего костра. А на восемнадцатую ночь слуги падишаха разгребли золу, чтобы посмотреть, не вернулся ли пастух, и обнаружили его. После этого пастух пришел к падишаху и сказал:

— Государь, я вместе с дымом добрался до того света. И повстречался мне там старик. Стал я выспрашивать у него новости того света. Старик мне рассказал многое, а потом он написал письмо и сунул мне в карман. Вот, возьмите и читайте сами. Ваши родители передали вам привет.

Все придворные падишаха, которые прочитали это письмо, удивились: «Гляди-ка!» А назавтра сам падишах и все его придворные захотели отправиться посмотреть на тот свет. «Если пастух побывал там за восемнадцать дней, мы обернемся за девять», — сказали они и притащили восемьдесят верблюдов дров и восемьдесят ведер нефти. Нефть вылили на дрова, а потом туда забрались падишах, его везиры и векили и все придворные беки. Влез туда и безбородый. Когда дрова подожгли, некоторые хотели было спрыгнуть на землю и убежать.

— Если хотите повидать тот свет, не прыгайте! — закричали смотревшие на них люди и стали толкать их обратно. А когда дрова хорошенько разгорелись, у падишаха, его везиров и векилей начали трескаться головы. А все, кто слышал этот треск, посмеивались и говорили:

— Вот они и достигли, видать, того света.

Врагам — погибель, а людям — радость, поэтому сделали люди пастуха падишахом. И стал пастух шахом.

 

Караджа-батыр

 

Было ли не было, в давние времена жил один падишах. И было у него трое сыновей, а у каждого сына — по кобылице. Однажды падишах сказал старшему сыну:

— Сынок, сегодня твоя кобыла должна ожеребиться, пойди туда.

Пошел старший сын и увидел, что кобыла вот-вот родит. Вскоре кобыла ожеребилась, и родился у нее гнедой жеребенок, очень красивый. Не успел он появиться на свет, как сразу стал прыгать туда-сюда через свою мать.

Пока юноша стоял и радовался, с неба вдруг полилось что-то вроде дождя, зашумело и унесло жеребенка ввысь. Не зная, что ему делать, пришел юноша к отцу и рассказал обо всем. Отец ему отвечал:

— Сын мой, должно быть, ты в чем-то провинился.

В другой раз падишах сказал среднему сыну:

— Иди, сынок, сегодня твоя кобыла должна ожеребиться.

Пошел средний сын. Пришел он и видит, что его кобылица пасется. В скором времени принесла она вороного жеребенка, и был он намного красивее жеребенка старшего брата. Вдруг с неба что-то налетело, полилось, как дождь, зашумело и унесло ввысь также и этого жеребенка. Юноша только поглядел ему вслед. Не зная что делать, пришел он к отцу и рассказал, что все было так-то и так. Отец разгневался и закричал:

— Видно, хороших дел ты натворил! Убирайся!

Затем он сказал младшему сыну, чтобы испытать и его:

— Сын мой, ты юноша добрый, надеюсь, что ты не окажешься таким, как твои старшие братья. Сегодня чалая кобыла должна ожеребиться, пойди и забери своего жеребенка.

Взял юноша лук и стрелы и отправился. Пришел он, а чалая кобыла пасется в траве. Чтобы не испугать ее, он забрался в пещеру и притаился там, держа лук и стрелы наготове. В скором времени кобыла покружилась и легла. Родился у нее чалый жеребенок, и был он без изъяна. Юноша накинул на шею жеребенка аркан и стал радоваться, как вдруг с неба что-то налетело. Юноша выстрелил из лука. Стрела пронзила кисть руки дэва и вместе с ней вернулась назад. Взял юноша эту кисть и прибежал к отцу:

— Отец, вот что я совершил! — сказал он и отдал отцу кисть дэва.

Взял падишах эту кисть и сказал, обрадовав юношу:

— Сын мой, из тебя что-нибудь да выйдет! А пока иди играй, ты свободен.

С той поры прошло время, юноша повзрослел. Ему исполнилось двадцать лет, и однажды он сказал своим братьям:

— О глупые мои братья, вот мы, три сына падишаха, дали дэву унести наших жеребят, каждый из которых стоил девушки, и при этом спим спокойно! Давайте что-нибудь предпримем. Я пойду скажу отцу, и, если он согласится, давайте отправимся искать этих коней.

После этого юноша пришел к отцу и сказал ему:

— Отец, когда я был маленьким, случилось так, что дэв унес наших жеребят, цена которым равна цене золота. Я тогда был еще мал и не знал себя. Теперь я хочу отправиться на поиски этих коней.

Падишах дал сыну разрешение и сказал:

— Сын мой, ты хочешь идти вместе со своими братьями? Я не верю, что твои братья сумеют рассчитаться с дэвом. Одна у меня надежда — на тебя. Ступай, сынок! Идите, и пусть вам поможет в вашем деле бог!

Когда падишах увидел, как юноши один за другим трогаются в путь, он очень опечалился.

Тем временем юноши прошли путь в несколько переходов и приблизились к горе. А возле горы было три дороги. По одной пойдешь — то придешь, по другой пойдешь — не придешь, а по третьей пойдешь — неизвестно, придешь или не придешь. Так было написано на большом камне, который стоял на перекрестке трех дорог. Младший юноша немного знал грамоту. Прочитал он все и сказал, обращаясь к братьям:

— Вот, братья, три дороги. По одной пойдешь — придешь, по другой пойдешь — не придешь, а по третьей пойдешь — неизвестно, придешь или нет. Выбирайте, кому какая дорога нравится, а я довольствуюсь той, которая останется. Поглядим, что с нами случится на наших дорогах.

Старший брат сказал:

— Я пойду по той дороге, по которой, если пойдешь, то придешь.

Средний брат сказал:

— Я пойду по той, где неизвестно, придешь или не придешь.

А младший брат подумал немного и сказал:

— Ладно, братья, пусть каждый из вас ищет удачи на выбранном им пути. Я же должен идти дорогой, по которой нет возврата. Прежде чем я отправлюсь, я хочу договориться с вами об одном, затем же — в путь! Первый из вас, кто пройдет по своей дороге и вернется к этой горе, пусть отметит на камне время. Тогда будет видно, кто пришел первым.

Три брата распрощались, и каждый из них отправился своим путем.

Младший брат некоторое время шел среди гор и вдруг видит: стоит в густых зарослях дом, а у входа в него камень, и такой огромный, словно кусок горы. Помолился юноша богу и пошел ко входу. Подойдя, он остановился, произнес: «О святые!» — поднял тот камень и отбросил его в сторону. После этого вошел юноша внутрь дома и увидел там котел с сорока ушками, самовар в сорок чайников и сорок чайников и чашек. Открыл он следующую дверь, а там — несколько баранов, несколько кувшинов масла и несколько батманов риса. Юноша закрыл эту дверь, открыл другую и увидел, что там лежат двадцать пять человек, связанных по рукам и ногам. Люди эти увидали юношу и закричали ему:

— Эй, парень, зачем ты сюда пришел? Здесь такое место, что если птица залетит — крыльев лишится, кулан забежит — копыт лишится.

Юноша рассердился и отвечал:

— Не кричите так, приятели, а лучше скажите мне, когда должен вернуться дэв? Когда он обычно появляется и по каким признакам можно это узнать?

Тогда те люди сказали:

— Когда дэв поворачивает назад, небо покрывается тучами и дует ветер. Когда ему остается день пути сюда, шумят вершины деревьев, когда же дэв сюда доходит, дрожит земля, деревья трещат и ломаются.

— Ладно, — ответил юноша, поставил на огонь котел и вскипятил самовар в сорок чайников.

Попил юноша чаю и поел. Вдруг глядит — налетели тучи, вершины деревьев зашумели, закачались. Через некоторое время деревья затрещали, стали ломаться, задрожала земля и загрохотали камни. Юноша испугался, но не подал вида, взял себя в руки и остался сидеть на месте, продолжая есть.

Теперь послушайте про дэва. Дэв пришел и понял, что в его дом попал чужой человек. Испугался дэв: «Как бы этот человек не оказался очень сильным, ведь я не знаю его». От страха он готов был убежать. Забрался дэв на гору, сел и закричал юноше:

— Эй, парень, выйди, я погляжу на тебя!

А юноша, не обращая на него внимания, продолжал спокойно есть. Дэв, не зная, как быть, подошел наконец к тому камню, что был у входа, и уселся на него. Смотрит дэв, а юноша сидит и ест. Стал дэв задавать юноше вопросы, но тот ему ничего не отвечал. Тогда дэв притащил одного из тех людей и на глазах у юноши разорвал его пополам. Но и тут юноша не перестал есть, только отшвырнул в сторону тело разорванного человека.

Через некоторое время юноша перестал есть, взял лук и стрелы и собрался выходить. Дэв вскочил и убежал к горе, а юноша подошел к выходу и сказал:

— Не бойся, дэв-ага, подойди ко мне.

Но дэв от страха не решался. Скорчившись и весь дрожа, он сказал:

— О юноша, если ты не поклянешься именем святого, я не подойду к тебе.

Тогда юноша сказал:

— Подойди, ага, я не причиню тебе вреда. Давай померяемся силами: забросим этот камень в небо.

Дэв подошел и сказал:

— Бросай ты, а я погляжу.

Юноша бросил камень вверх, поймал его одной рукой и положил на землю. Потом бросил дэв. Камень упал вниз, попал дэву в голову и размозжил ее. После этого освободил юноша связанных людей, поделил между ними все добро дэва и отпустил их. А сам отправился на поиски жеребят.

Шел он, шел и взобрался на гору. Поглядел — виднеется свет. Пошел юноша на этот свет. А это был дом того дэва, который унес жеребят. Подошел юноша поближе и видит: в доме сидят три пери. Назвать бы их луной — да есть у них рот, назвать бы солнцем — да глаза у них есть.

— О пери, как вы попали сюда? — спросил юноша.

— Мы дочери падишаха, — отвечали пери. — Однажды с неба на нас что-то полилось, вроде дождя, и унесло нас.

— Скажите, пери, — продолжал спрашивать юноша, — а какие у дэва кони?

— Да ведь их три брата, — отвечали пери. — У старшего — конь гнедой, у среднего — вороной, а у младшего — чалый.

— А когда эти дэвы возвращаются? — спросил юноша.

— Старший дэв возвращается вскоре после полудня, средний — немного позднее, а младший — на закате, — отвечали пери.

Юноша попил чаю, поел лепешки, насытился и как раз после полудня отправился к реке. А на реке был только один мост. Кроме него других мостов не было. Юноша взял в руки лук и стрелы и засел в яме у моста. Наступил тот послеполуденный час, когда появлялся старший дэв. Только дэв хотел переехать через мост, как его конь заржал, захрапел и попятился, его борзая завыла и бросилась под ноги коню, его сокол забил крыльями и взвился в небо, готовый улететь. Тогда дэв воскликнул:

— Борзая моя, что ты воешь? Уж не почуяла ли ты Караджа-батыра? Конь мой, что ты ржешь? Уж не почуял ли ты Караджа-батыра? Сокол мой, что ты бьешь крыльями? Уж не почуял ли ты Караджа-батыра?

Караджа-батыр вышел и сказал:

— Если тебе угодно, вот я!

— Стреляться или бороться?

— Пусть твой отец стреляется, а по мне — так бороться!

В скором времени Караджа-батыр повалил дэва, отрубил ему голову кинжалом и бросил в реку. Потом увел он коня дэва и привязал к колу, а сам снова вернулся к реке и притаился. Спустя немного времени приехал средний дэв. Конь его тоже заржал и попятился, борзая его тоже завыла и бросилась коню под ноги, сокол тоже забил крыльями и не усидел на руке дэва.

— Конь мой, что ты ржешь? Уж не почуял ли ты Караджа-батыра? Сокол мой, что ты бьешь крыльями? Уж не почуял ли ты Караджа-батыра? Борзая моя, что ты воешь? Уж не почуяла ли ты Караджа-батыра? — стал спрашивать дэв.

Тут Караджа-батыр и сказал, выпрямляясь во весь рост:

— Если тебе угодно, то Караджа-батыр здесь!

— Стреляться или бороться? — спросил дэв.

— Пусть твой отец стреляется, а ты борись! — отвечал Караджа-батыр.

И стали они бороться. Караджа-батыр и этого дэва повалил, придавил, отрубил ему голову и бросил в реку, а коня дэва увел. Привязал он коня к колу и пришел к пери.

— Ну, пери, — сказал Караджа-батыр, — приближается время, когда должен возвратиться младший дэв. Этот дэв сильнее меня. Я сейчас уйду, а вам поручаю вот что: если я задержусь, принесите две катламы, немного маша и немного проса. Дэв скажет: «Дайте мне катламу», а вы скажите: «На!» — и суньте катламу в рот мне. Дэв опять скажет: «Высыпьте ему под ноги просо, а мне под ноги маш», — но вы его не слушайте, а высыпьте просо под ноги дэву, а маш — под ноги мне.

После этого Караджа-батыр пошел и засел на прежнем месте. Вскоре показался дэв и стал, приближаясь, ругать своих братьев:

— Эй вы, собачьи дети, почему вы привязали своих коней на месте моего коня! — кричал он.

Когда дэв подъехал к берегу реки, конь его стал ржать и рваться, борзая завыла и бросилась под ноги коню, сокол забил крыльями, готовый взлететь. Тогда дэв грозно спросил:

— Конь мой, что ты ржешь? Уж не почуял ли ты Караджа-батыра? Сокол мой, что ты бьешь крыльями? Уж не почуял ли ты Караджа-батыра? Борзая моя, что ты не стоишь на месте? Уж не почуяла ли ты Караджа-батыра?

Тут Караджа-батыр сказал, появляясь:

— Если тебе угодно, подойди сюда, ага.

— Стреляться или бороться?

— Пусть твой отец стреляется, давай бороться!

Начали они в тот день после полудня биться и до вечера следующего дня все не могли одолеть друг друга. Увидев, что они так запаздывают, пришли пери.

— Эй, пери, я проголодался, положите мне в рот катламу! — закричал дэв.

Пери сказали: «На!» — и сунули катламу в рот Караджа-батыру.

Дэв снова сказал:

— Высыпьте ему под ноги просо, а мне под ноги — маш.

Но пери высыпали под ноги Караджа-батыру не просо, а маш, а под ноги дэву они высыпали просо. Дэв поскользнулся, и его колено коснулось земли. Тут Караджа-батыр опрокинул дэва и прижал его, потом отрубил ему голову и бросил в реку.

Потом Караджа-батыр вернулся, поел-попил вместе с пери, отдохнул и сказал:

— Ну, пери, что вы теперь собираетесь делать? Отправитесь к себе на родину или поедете со мной?

Пери отвечали:

— Если мы поедем одни, то не сумеем найти родительский дом. Поэтому мы поедем с тобой.

После этого юноша взял с собой коней и пери и тронулся в путь. Прибыл он к тому месту, о котором условился с братьями, и встретил их там. Каждый из братьев взял себе в жены пери, и все поехали дальше. Взобрались они на гору и огляделись вокруг. Смотрят — в стороне виднеется юрта. Подъехали они к той юрте и решили в ней заночевать. Караджа-батыр и говорит своим братьям:

— Вы ложитесь в юрте, а я лягу у двери.

— Нет, мы ляжем у двери, а ты ложись в юрте, — отвечали братья.

И они заставили Караджа-батыра лечь в юрте. Ночью, лежа у двери, братья стали совещаться:

— Как мы теперь в нашем положении явимся к отцу? Что делать — убить Караджа-батыра или бросить его здесь одного?

Наконец решили они бросить Караджа-батыра одного и стали договариваться:

— Привяжем к двери алмазную саблю,[4]а потом нарочно крикнем: «Враг идет!» Караджа-батыр кинется к двери, а тут алмазная сабля отсечет ему обе ноги. Тогда мы его и бросим одного.

Привязали братья к порогу алмазную саблю и громко закричали:

— Беда, Караджа-батыр, вставай! Враги напали!

Караджа-батыр вскочил, кинулся к двери, и тут алмазная сабля отсекла ему ноги.

Наутро собрались братья уходить без Караджа-батыра. Тот стал умолять их не бросать его, но ни один из братьев не стал и слушать. Так братья и ушли своей дорогой. А Караджа-батыр подозвал свою жену и сказал ей:

— Возьми моего коня и ступай вслед за братьями. Я же останусь здесь. Мои стрелы отдай тому, кто сумеет ими стрелять, а мой лук — тому, кто сможет его натянуть.

Тем временем братья вернулись к себе на родину, приветствовали отца и устроили праздничный пир.

Теперь послушайте новости про Караджа-батыра. Оставшись без ног, Караджа-батыр после отъезда братьев каждый день выползал из юрты и осматривался кругом. Однажды выполз он наружу и вдруг увидел какого-то человека. Тот гнался за кейиком, но не поймал его и неожиданно остановился.

Караджа-батыр крикнул:

— Эй, человек, что ты делаешь? Подойди-ка ко мне!

Тот подошел. Караджа-батыр спросил его:

— Чем это ты занимаешься?

— Меня называют Амет-слухач, — отвечал тот. — Нас было трое братьев. И вот братья отрубили мне руки и бросили меня одного. Поэтому, когда я догоняю кейиков, мне нечем их схватить. Тут я и останавливаюсь.

Тогда Караджа-батыр рассказал ему все, что с ним произошло, и они побратались. В один из дней сидели они возле юрты, как вдруг перед ними появился человек, который гнался за кейиком. Человек догонял кейика и шарил вокруг рукой. Окликнули они человека, тот подошел, и они спросили:

— Почему когда ты догнал кейика, то остановился и стал шарить руками?

— Меня называют Быстроногий Вели, — отвечал человек. — Я — один из трех братьев. Как-то раз братья завели меня в степь и выкололи мне глаза. Теперь, когда я гонюсь за кейиками и догоняю их, я стараюсь нащупать, где они, но не могу и поэтому останавливаюсь.

После этого они все трое побратались и в один из дней отправились на охоту. Взобрались они на гору и остановились там. С Караджа-батыром была его борзая. Эта борзая ловила сусликов, мышей и тому подобных тварей. Стали они укладываться спать. Тут Караджа-батыр и говорит:

— А ну-ка, Амет-слухач, послушай, о чем говорят, каковы новости?

Амет-слухач послушал и отвечал:

— Вон в том селении есть котел уже готового плова, да еще варится котел мяса.

Отправились они туда, подошли к селению и стали советоваться: «Видно, в этом селении берут невесту. Давайте-ка мы украдем эту невесту и убежим». Вошли они в селение, набили себе животы едой, а когда невесту посадили в кеджебе, они ее оттуда выкрали. Потом все забрались на спину Быстроногому Вели, и тот помчался. За ними следом погналось множество всадников, но никто не смог их догнать. Привезли они невесту к себе и отдали в жены одному из них.

Однажды, уходя на охоту, они сказали девушке:

— Приготовь к нашему возвращению плов.

И вот, когда молодуха готовила плов, появился старичок ростом с вершок, борода — в два вершка, и сказал:

— Мой караван проходит мимо, а я проголодался, дай-ка мне один кепгир плова.

Молодуха шмякнула ему один кепгир плова, но он не насытился и попросил:

— Дай еще.

Та не захотела больше давать, тогда старичок вырвал из бороды один волос, связал им молодуху, съел весь плов и ушел. А молодуха побарахталась и освободилась. Погоревала она и снова принялась готовить плов, но только собралась класть рис, как вернулись охотники.

— Ты почему не приготовила плов вовремя? — спросили они.

А молодуха отвечала:

— Да вот засиделась и забыла.

На другой день собрались они снова на охоту. На этот раз оставили с молодухой Амета-слухача, чтобы тот помог ей. И снова пришел старичок ростом с вершок, борода — в два вершка.

— Мой караван проходит мимо, дай-ка мне кепгир плова, — сказал он.

Съел старичок плов и попросил:

— Дай еще!

Молодуха и Амет-слухач не захотели дать. Тогда старичок вырвал с головы один волос, связал обоих, съел всю еду и ушел. Когда молодуха и Амет-слухач освободились, они принялись заново сыпать рис в котел. Как раз в это время вернулись охотники и спросили:

— Что это вы делаете? Опять не приготовили еду?

— Мы тут вдвоем заболтались и заснули, — отвечали те.

В один из дней все снова собрались на охоту. На этот раз с молодухой остался Быстроногий Вели. Как и прежде, пришел старичок, сам ростом с вершок, борода — в два вершка, связал их, съел еду и ушел. И снова к приходу охотников еда не была готова. Тогда Караджа-батыр сказал, рассердившись:

— Видно, от вас толку не будет. Почему не готова еда?

И вот Караджа-батыр отправил других на охоту и остался с молодухой сам. Снова пришел старичок ростом с вершок, борода — в два вершка.

— Эй, молодуха, шмякни-ка мне кепгир плова: мой караван проходит мимо, а я проголодался, — сказал он.

Молодуха дала ему плова. А перед тем как тот старичок пришел, Караджа-батыр залез на ступу, чтобы казаться повыше.

Вот старичок снова и говорит:

— Молодуха, дай еще плова, а не то свяжу!

А Караджа-батыр отвечает:

— Еще кто кого свяжет!

Взял Караджа-батыр лук и стрелы, прицелился в старичка ростом с вершок, борода — в два вершка, а тот как закричит:

— Джан-ага, не убивай!

Поднял он руки и подошел к Караджа-батыру. Караджа-батыр связал старичка по рукам и ногам и положил в сторонке.

Спустя некоторое время пришли охотники. Смотрят — еда готова, можно садиться есть. Когда поели, Караджа-батыр и говорит:

— Эй ты, ростом с вершок, борода — в два вершка, если ты не покажешь нам силу своей бороды, мы убьем тебя!

Тогда длиннобородый сказал:

— Я все могу сделать.

И Караджа-батыр приказал:

— Дай глаза слепому, дай руки безрукому, дай ноги безногому!

После этого старичок ростом с вершок, борода в два вершка каждого из них поодиночке проглотил и изверг. Стали они здоровыми людьми. Затем все распрощались и каждый пошел своим путем.

Караджа-батыр шел, шел — и пришел к дому одного дэва.

— Откуда ты и куда идешь, чем занимаешься? — спросил дэв.

И Караджа-батыр рассказал все, что с ним произошло. Дэв подружился с ним. Пришли они к большой реке, дэв перенес Караджа-батыра на спине через реку и показал ему дорогу. Дал он Караджа-батыру клочок седой бороды и сказал:

— Как только с тобой что-нибудь случится, станет тебе туго, зажги эти волоски.

После этого Караджа-батыр отправился в страну своего отца. Там он остановился в доме одной старухи и спросил у нее:

— О чем примечательном говорят люди?

И старуха рассказала:

— У нашего падишаха было три сына, и у каждого из них было по жеребенку, но жеребят этих утащил дэв. Сыновья падишаха отправились их искать. И вот один из трех юношей умер, а два других убили дэва и вернулись с их пери и со своими жеребятами. Теперь падишах на радостях устраивает пир.

Тогда Караджа-батыр прицепил себе седую бороду и отправился в облике старика на пир падишаха. Завел он с падишахом беседу, и падишах подробно рассказал все, что произошло: что один сын у него умер, а два других — вернулись. В тот день возвратился Караджа-батыр в дом старухи и лег спать, а на следующий — снова пошел к падишаху. Сидел он в доме падишаха и вдруг увидел свою пери. И хотя он ее узнал, но не признался, что это он. Затем он спросил у пери:

— Как ты попала в эти края, откуда ты и чья ты жена?

Пери все подробно рассказала Караджа-батыру.

— Моего мужа зовут Караджа-батыр. Он остался без обеих ног в широкой степи, в месте, которое называется Мирзачуль, — сказала она.

— А хочешь ли ты выйти замуж? — спросил тогда Караджа-батыр.

— Мой муж поставил условие, и, если найдется человек, который его выполнит, я готова за него пойти, — отвечала пери.

— Какое же это условие? — спросил Караджа-батыр.

— Караджа-батыр сказал: «Дай мои стрелы тому, кто сумеет ими стрелять, а мой лук тому, кто сможет его натянуть». Но нет человека, которому бы это удалось, — сказала пери.

— А не попытаться ли мне? — сказал Караджа-батыр.

И пери отвечала:

— Твое время прошло, ты старше меня, борода твоя поседела, и я не дам тебе лук и стрелы!

Снова вернулся Караджа-батыр к старухе. А на следующее утро пришел к пери уже в облике молодого джигита. Он попросил лук и стрелы, а пери, увидав его, засомневалась: «Уж не Караджа-батыр ли это?» Принесла она ему лук и стрелы. Караджа-батыр прицелился и убил своего старшего брата. Потом он убил и среднего брата. Сбежались вокруг него люди, его отец, везиры и векили.

— Почему ты это сделал? Мы убьем тебя самого, — закричали они, хватая его.

Тогда Караджа-батыр рассказал отцу и всем людям все, что с ним случилось; рассказал о том, как братья его предали, и открылся, что он-то и есть Караджа-батыр.

Так Караджа-батыр убил своих братьев, получил свою пери, задал праздничный пир на сорок дней и ночей и достиг цели своего желания.

Я тоже побывал на этом пиру и ушел, завернув в полу кость. Да по дороге на меня бросился щенок моего деда по матери. Я хотел швырнуть в него комком земли, да по ошибке кинул костью. Тут щенок и обглодал ее.

 

Две сестры

 

Было ли не было, в старые времена у одного человека было два сына и две дочери. Вот старший сын и говорит своей матери:

— Матушка, я хочу жениться. Созови сегодня всех девушек селения шить одеяло.[5]А я куплю на базаре кольцо, и кому из девушек оно подойдет, на той я и женюсь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: