Задачи и цели культурологии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ»

МГРИ-РГГРУ

Кафедра гуманитарных наук

Дисциплина «Культурология»

 

РЕФЕРАТ

«Предмет и методы культурологических исследований »

Специальность:

09.03.02«Информационные системы и технологии»

 

Выполнил:

Студент группы ГИС-18аб

Абдразаков Ильдус Рифатович

 

Научный руководитель:

Третьякова Наталья Мезаировна

 

Принял:

Третьякова Наталья Мезаировна

 

Москва, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРАЛОГИЯ…………..………………...……5-6

1. Задачи и цели культурологии………………………………………..…...…5-6

ГЛАВА 2. МЕТОДЫКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ…...7-15

2. 1. Определение метода…………………..……………………......................7-9

2. 2. Подходы исследования культурологии………………………………...9-11

2. 3. Методы теоретического исследования…………………………...….. 11-12

2. 4. Эмпирические методы научного исследования……………………....12-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..............16

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин культурология был введен в 1949 году американцем Лесли Уайтом для того чтобы обозначить новую научную дисциплину как самостоятельную науку в комплексе других наук.

Культурология это интегративная сфера знаний, которая родилась на стыке психологии, философии, языкознания, истории, религии, этнографии, искусствоведения и социологии культуры.

Культурология — это предмет, где исследуются феномены культуры как исторически-социальных экспериментов людей, воплощающегося в специфических нормах, в законах, а также в чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценных ориентаций и идеалов, а также интерпретируется в «культурные текста» религии, искусстве, философии, прав. Смысл культурологии на сегодня том, чтобы учить человека на уровне культуры, как создателя.

Хоть и культура стала предметом познания с того времени, когда возникла философия, но оформление культурологии в специфической сферы гуманитарного знания относится к нашему времени и связано с именами Дж. Вика, И. Г. Гердера и В. Ф. Гегеля. А на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер, автор одной из самой интересных концепций, который вызывает взлет широкого общественного резонанса в культурологии. Основные концепции, а также культурологии 20 века связаны также с именами К. Г. Юнга, 3. Фрейда, К. А. Бердяева, но в России культурология представлена работами Н. Я. Данилевского и Н. А. Бердяева. Метод культурологии это единство понимания и объяснения. Любую культуру рассматривают как систему смыслов, которые имеют свою сущность и внутреннюю логику. Культура всегда адресована людям и поэтому не существует другой связи с ней. Именно поэтому культурология для постижения своей науки нуждается в понимании предмета, то есть для обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - осуществление диалога культур, в ходе этого мы приобщаемся к другим культурам, к другим смысловым мирам, но не поглощаемся в них. В этой науке есть система рациональных знаний, а также система внерационального понимания, и эти обе системы внутренне одинаково и весьма согласованы, ну и важны для научно-гуманитарного достижения культуры. Наивысшим достижением культурологии это полнота понимания, которая опирается на полноту объяснения. Это дает возможность проникать в жизненный мир других культур, выполнять с ними диалог, таким образом обогащать и наиболее глубже постигать эту культуру. Предмет изучает не только культуру в общем, но и разные, специфические сферы культурной жизни, который взаимодействует с этнографией, антропологией, лингвистикой, психологией, психиатрией, социологией, экономической теорией, но и в то же время сохраняет свое лицо и решает свои исследовательские задачи.

Актуальность: Перед тем как «культурно» развиваться, а без этого ну никак в нашем мире, каждому человеку, нужно знать, что именно такое культура, откуда она произошла и в общем зачем нужна в современном обществе.

Цель работы:

1. Дать определение, что значит понятие «культурология».

2. Узнать какие бывают методы культурологических исследований.

3. Дать современное определение понимания культурологии

4. Описать важные этапы становления культурологического знания

 

Глава 1. Предмет культурология

Задачи и цели культурологии

 

Задачами и целями культурологии как науки в таком ракурсе являются следующие:

 

1. проектирование и прогнозирование духовных процессов общественного развития;

2. анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий;

3. поиск новых методов социализации и инкультурации человеческой личности.

 

Задача культурологии как научной дисциплины состоит в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре, но и способствовать пониманию других, существующих рядом людей и культур с иными взглядами. Знакомство с такими культурами, взаимодействие и понимание с ними и есть тот путь купрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном обществе.

Будучи органично вписанной в круг социально-гуманитарных наук, культурология также взаимодействует с науками, как: история, психология, социология, антропология, философия и другие. Поэтому культурологии присущи:

1. способность интегрировать гуманитарное и социальное знание;

2. обобщать усилия философии, истории, религиоведения, языкознания и других наук на изучение бытия человека;

3. создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу.

В наше время, когда фактом становятся равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, время когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от старших поколей к младшим, что в итоге ведет к деградации общества в целом, нужно декларировать ценности культуры. Настало время обучать культуре так же, как и любой другой науке. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования РФ. Социально-научное исследование проблем культуры многое время существовало в рамках той же этнографической традиции, которая балансирует между описательной этнографией – как источником исследовательского материала, и которая формируется социологией – как источником научных методов исследования. Именно развитие смежных дисциплин, которые работали с культурным материалом, – психологии, лингвистики, социологии, этологии – как источниками методов и гипотез; истории культуры, демографии, археологии – как источниками материала, определили постепенное формирование круга исследовательских проблем, связанных именно с культурой, и, поэтому формирование адекватной этим проблемам научно-исследовательской дисциплины и практики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: