Глава 2. Методы культурологических исследований




Определение метода

Термин «метод» произошел от греческого слова methods, которое означает «путь» или «дорога за чем-либо». Научный метод – целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигаются определенные задачи, что то познается или решается. В широком смысле слово метод представляет собой комплекс разнообразных практических операций и познавательных подходов, которые направленны на приобретение научных знаний. А в узком смысле термин метод означает специальные приемы научной дисциплины.

Именно метод это один из главных критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания.

В 19 веке разделение наук происходило с начало по предмету и потом только по методу. Так, в философии предметом были психологическое бытие и дух, именно поэтому отделились науки о духе и прежде всего психология; в механике – природа и материальное бытие.

Г. Риккерт предполагал деление всех наук по этому критерию несправедливым, так как живое – это единство духовного и материального. Культурно-исторические методы и естественно-научные методы – вот то деление, которое предложил Риккерт. Первый метод представляет с собой понимание природы как бытие вещей и явлений. Определяется это бытие общими законами, которые доступны формально-логическому мышлению. Культурно-исторические методы основываются на понятии истории как единого бытия во всей его особенности и индивидуальности, в противоположность вышеназванному общему закону.

Культура как предмет вышла из естественно-научного ареала в начале 19 века. Еще в 19 веке относительно культурологии говорили не как о культуре, а как о какой-нибудь науке. И те, и те методы в какой-то степени являются культурологическими.

Но мы говорим о культурологии как о науке, значит, и методы культурологического исследования должны соответствовать требованиям познания науки.

В методологии научного исследования разделяют на частнонаучные и методы общенаучные. Более общие философские методы – это диалектический, феноменологический, метафизический, герменевтический и тому подобные. Среди общенаучных методов обычно рассматривают всего три: эмпирический, теоретический и общелогический.

Социально-культурологические исследования лишь чуть-чуть видоизменяют состав методов познания, потому как направлены на изучение не целостного, абстрактного, материального, объективного, а, наоборот, призваны выявлять и отражать специфическое, и объектами изучения становятся идеи и стереотипы, то есть предметно располагающиеся в деятельностно-смысловом поле действительности. Новые методы базируются на некоторых принципах, которые характеры, лишь для социально-гуманитарного знания. Эти принципы таковы:

1. принцип терпимости;

2. принцип условности;

3. принцип аполитичности;

4. принцип антиактивизма;

5. принцип гуманизма.

Поэтому для культурологических исследований обоснованными являются не только обозначенные методы научного исследования, но и также важной часть являются и интуитивные, внеинтеллектуальные способы постижения реальности жизни. В чувствование, поэзия, вживание, музыка, а также иные внерациональные способы освоение мира тоже занимают большое место в мире культурологии, особенно в ее деятельностной составляющей.

Для методологии современного социально-культурологического познания характерно следующее:

Сближение методов естествознания и социально-гуманитарных наук.

1. Более и более тесное взаимодействие друг от друга отличающегося концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, вненаучных и научных, экзотерических и эзотерических, явного и неявного знания и иные подходы. «Возникает сложная методологическая проблема соотнесения «гибких» и «жестких» методов, научных и вненаучных подходов, использование в целях социального познания таких как социально-гуманитарные экспертизы и диагностики, ситуационные анализы, имитационные и ролевые игры».

2. Также особое внимание на изучение и поиск новых специфических методов социально-гуманитарных наук.Так в социологии в целом усиливается интерес частности к методам социологических исследований. К методике понимания, диалектики, диалога, идеографическому и номотетическому методам, ситуационной логике, ролевым и имитационным играм, методам социальной психологии присваивают и иные.

3. Огромное внедрение аппарата герменевтики, культурологии понимающих методик, что вызывает наиболее сходства объяснительного и интерпретационного подходов. Именно такие схемы имеют в себе элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук и о культуре таким образом, что примиряют эти крайние левые позиции.

4. Частое внедрение в социальное познание идей и разных методов синергетики, повышается внимание к случайным и неясным процессам, к нестабильным открытым системам.

5. Существует мнение, по которому законы развития природы и общества определяют некоторые пределы, в которых самый важный процесс остается заранее непредсказуемым.

6. Происходит поворот к определенному человеку, «Человек – центр всей методологии» - сказал Л. Фейербах.

7. Формируются и утверждаются совсем новые регулятивы человеческой жизнедеятельности. Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности оригинальности, новизны и нестандартности. Сменилось также экстенсивное развитие на интенсивное.

8. Возникает также необходимость в создании целой концепции жизнедеятельности человека в единстве его разных сторон.

9. Современная гуманитарная методологии ориентируется не только на познание, но еще и на социально-историческую практику. Проблема регуляции практики на основе каких-либо определенных принципов, а также норм и проблема «онаучивания» социального мира становятся все более и более актуальными.

В наше время методология культурологических исследований представляет собой целую систему методов. И некоторые из которых имеют общий характер и применяются в неважно каком социально-гуманитарном исследовании, а другие же находят себя внутри разных отраслей культурологического знания – психологии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, истории культуры и так далее. А. Шейкин отмечал, что на современном этапе развития культурологии как науки сформированность в целом методологической базы исследования культуры, методов сбора и систематизации исследуемого материала и эвристичных методов его теоретической интерпретации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: