Жил один старик. И был у него осел. Старик говаривал: «Мой осел будет поумней везиров падишаха!»
Услыхали везиры про речи старика и стали жаловаться падишаху: «Мол, есть такой-то старик — позорит он нас». Тогда падишах призвал к себе старика и спросил его:
— Ну, старик, почему ты говоришь, что у твоего осла ума больше, чем у везиров падишаха?
— Это правда, — отвечал старик, — я всегда так говорю. Однажды я сел на осла и поехал. Пришлось мне переезжать мост, и вот нога осла попала в дыру на мосту, так что осел с трудом ее вытащил. Теперь всегда, когда я переезжаю этот мост, мой осел всхрапывает, упирается и перескакивает эту дыру. Видишь, какая умная скотина? А твои везиры совершают разные проступки, но, сколько бы ты их ни наказывал, при каждом удобном случае они делают то же самое! Так разве мой осел и здесь не был бы умнее?
Падишаху понравились речи старика, он подарил ему халат, а везирам своим сказал:
— Слыхали? Все, что говорит этот старик, — правда, и вам следует брать пример с его осла!
Так везирам пришлось брать пример с осла, потому что у них не было даже ума осла.
Умная девушка
В старые времена был один вор. Однажды он ограбил сокровищницу падишаха. Вдогонку за вором падишах послал всех своих сыщиков. Вора схватили и отняли у него награбленное. Тут падишах спросил своего главного везира:
— Как поступить с этим вором?
— Нужно собрать все население города и при всем народе этого вора зарезать, — отвечал везир.
А у падишаха была дочь. Падишах спросил ее:
— Правильно ли говорит везир?
— Везир рассудил по сути, — отвечала девушка.
Тогда падишах спросил среднего везира:
— Как поступить с этим вором?
|
— Нужно сложить побольше дров, посадить на них вора и поджечь.
И снова падишах спросил у своей дочери:
— Как ты находишь то, что сказал везир?
И дочь падишаха снова отвечала:
— Твой везир рассудил по сути.
Наконец падишах спросил своего младшего везира:
— Как поступить с вором?
— Нужно одеть вора с головы до ног, дать ему все, чтобы живот у него всегда был полон, и отпустить его.
Падишах опять спросил у дочери:
— Как ты находишь то, что сказал везир?
— Твой везир рассудил по сути, — отвечала девушка.
Тогда падишах сказал:
— Ты о каждом из трех везиров говорила, что он рассудил по сути. Что же ты имеешь в виду, объясни нам.
И девушка отвечала:
— Главный везир, который сказал, что вора нужно зарезать, по происхождению, должно быть, из мясников. Твой средний везир, видно, из обжигальщиков кирпича. А младший везир по всей своей сути — благороден.
Падишах проверил, и оказалось, что девушка была права. С вором поступили, как советовал младший везир: накормили досыта, дали на расходы денег и избавили от смерти. А младшего везира сделали главным везиром.
Ковродел
В одной стране падишах рассылал своих людей подслушивать разговоры, которые велись в городе. А у падишаха был добрый везир. Однажды ночью этот везир ходил по городу, интересуясь, о чем говорят люди, и услыхал чей-то голос. Везир подумал: «Что это значит?» — подошел поближе и увидел, что в одном старом доме сидит человек и ткет ковер. Человек ткал ковер и приговаривал со слезами в голосе: «О мой язык, тысячу раз молю тебя, не ввергай меня в беду!» И так каждую ночь до рассвета человек ткал ковер и обращался с мольбой к своему языку.
|
«Тут должен быть какой-то смысл», — подумал везир и стал всякий раз приходить к этому человеку и подслушивать.
А человек этот очень искусно ткал ковры. На свете не было другого, кто бы ткал ковры так, как он.
Однажды, соткав ковер, человек понес его на базар продавать. И не было на базаре ковра более прекрасного, чем этот. Тогда один из тех, кто был в это время на базаре, пришел к падишаху и сказал:
— О мой шах, сейчас на базаре один человек продает очень красивый ковер. Такого ковра на базаре еще никогда не бывало, и ему пристало быть только в твоем доме. Я понял это и пришел тебе об этом сказать.
— Ступай и позови этого человека ко мне! — приказал тогда падишах.
Тот пошел и сказал ковроделу:
— Тебя зовет падишах!
Ковродел явился к падишаху.
Увидев ковер, падишах изумился и спросил:
— Сколько же он стоит?
Человек назвал свою цену, и падишах, заплатив деньги, купил ковер.
Ковродел отправился по своим делам, а падишах созвал своих везиров и векилей и сказал:
— О люди, сегодня я купил замечательный ковер! А теперь посоветуйте, как его получше употребить.
Каждый что-нибудь посоветовал. Только умный везир стоял молча. Тогда падишах спросил:
— О везир, каждый из присутствующих что-то мне посоветовал, один ты не сказал ни слова.
— О мой шах, — отвечал тогда везир. — Я хотел бы сказать вот что: давай позовем человека, который соткал ковер, и спросим его совета. Он знает лучше нас, как употребить этот ковер.
Падишах одобрил слова везира. Он позвал ковродела и спросил:
|
— О хозяин ковра, ты его соткал, а мы его купили. Так как же лучше всего употребить твой ковер?
И человек ответил:
— О мой шах, вот когда ты умрешь, пусть на этом ковре прочитают по тебе молитву. Лучше всего этот ковер употребить именно так, а до тех пор спрячь его.
Ответ ковродела привел падишаха в ярость. Он позвал палачей и приказал:
— Вздернуть этого человека на виселицу!
Но тут умный везир обратился к падишаху с просьбой:
— О мой шах, я очень прошу тебя: избавь этого человека от смерти. Дело в том, что однажды, когда я ходил с караулом по городу, я услышал чей-то голос. Я подошел поближе и увидел человека, который ночью ткал ковер и говорил со слезами в голосе, обращаясь к своему языку: «О мой язык, умоляю, не навлекай беды на мою голову!» И так каждую ночь я приходил послушать, что говорит этот человек, а на рассвете возвращался назад. Против длинного языка нет средства, любое дело человека зависит от его языка. Освободи его.
Падишах согласился и освободил ковродела от смерти. Тот вернулся домой и снова занялся своим делом, по-прежнему с плачем моля свой язык не ввергать его в беду. А везир с тех пор говаривал: «Когда не знаешь, что скажет твой язык, — это большое бедствие. Уж лучше быть немым».
Сын вора
Жил-был вор. И был у него сын десяти лет. Однажды вор украл барана. А когда он барана зарезал, его сын стащил баранью почку.
— Где вторая почка барана? — спросил отец сына, а тот отвечал:
— Я не знаю, отец, может быть, она у барана и была одна?
Тогда отец стал бить и ругать сына, но тот так и не сознался, что украл почку.
Однажды вор взял сына с собой и отправился грабить казну падишаха.
Он проделал в крыше дома дыру и спустил через нее внутрь дома сына, велев ему наполнить там мешок золотом и помочь вытащить его наружу. После того как вор вытащил порядочный куль золота, стал он поднимать наверх сына. И когда тот уже выбрался наполовину, отец снова спросил его:
— Ну, так где же вторая почка барана?
— Не знаю, отец, может быть, она у барана и была одна? — отвечал сын.
— Раз ты не сознаешься, что украл почку барана, я брошу тебя тут, — сказал отец.
И так как сын не сознавался, отец оставил его внутри дома, а сам ушел.
Наступило утро, и обнаружилось, что казну падишаха обокрали. Внутри помещения нашли мальчика. Его доставили к падишаху и стали спрашивать.
— Кто ограбил казну? — спросил мальчика падишах.
— Тот, кто привел меня сюда, — отвечал мальчик.
— А кто привел тебя сюда? — спросил падишах.
— Тот, кто ограбил казну, — отвечал мальчик и, кроме этого, ничего больше не захотел сказать.
Тогда падишах приказал палачам:
— Вздернуть мальчишку на виселицу!
Собралась толпа. Мальчику накинули на шею веревку. В это время его отец, находившийся в толпе, поднял два пальца, показывая, что, мол, у барана было две почки. А сын поднял в ответ один палец, дескать, нет, у барана почка была одна. Падишах увидел это и приказал:
— Подведите ко мне мальчишку!
Мальчика подвели к падишаху, и он спросил, почему тот поднял один палец. Тогда мальчик ответил:
— Когда мне на шею набросили петлю, явился мне шайтан и потребовал; «Скажи: два бога!» — а я, подняв один палец, ответил: «Бог един».
Падишах выслушал эти слова и освободил мальчика.
Изгнанный везир
Некогда жил один падишах. И был у него везир. Вот по какой-то причине везир впал в немилость, и падишах отнял все его имущество. А везир даже не знал, чем это объяснить.
Как-то раз изгнанный везир ходил по улицам и набрел на кучку ребятишек, которые играли в падишаха, его везиров и векилей. Игра ребятишек понравилась везиру, и он стал наблюдать. Смотрит везир — приехал «падишах» со своими всадниками и стал отбирать у мальчика, который изображал везира, его имущество. Тогда мальчик спросил:
— Ты падишах справедливый или нет?
— Справедливый, — отвечал «падишах».
И мальчик сказал:
— Ладно, можешь забрать мое имущество, но если ты справедливый, то верни мне жизнь, которую я потратил на службе у тебя!
«Падишах» засмеялся и ушел, а везир, услышав ответ мальчика, изумился и подумал: «Вот так надо было и мне ответить падишаху. Мальчик-то оказался умнее меня».
И везир написал падишаху письмо: «Так, мол, и так, падишах, ты отнял у меня все мое имущество, и против этого мне нечего возразить, потому что я был беден, когда ты сделал меня везиром, и все свое добро я нажил благодаря тебе. Но служа тебе в течение долгих лет, я растрачивал свою жизнь. И если ты справедливый падишах, то верни мне потраченную на тебя жизнь».
Падишах прочел письмо везира, и оно ему понравилось. Придя в хорошее расположение духа, он послал за везиром ясаула. Когда везир пришел, падишах снова вернул ему его прежнее место.
А спустя некоторое время везир рассказал падишаху об игре мальчиков, о том, как он взял с них пример, и они оба посмеялись.
Догадливый бедняк
Жил один бедняк, который служил падишаху. В один из дней падишах дал бедняку письмо и сказал:
— Ступай и вручи это письмо главному мирабу.
А бедняк был очень сообразительный. Он взял у падишаха письмо и, выйдя от него, дал прочесть письмо какому-то человеку, а затем спросил его:
— О чем здесь говорится?
Человек, прочитав письмо, сказал:
— Наш падишах повелел главному мирабу выдать подателю сего письма тридцать пудов снега.
Все это происходило зимой, и бедняк подумал: «Кто же в зимний день не достанет снега? Но если главный мираб человек могущественный, пусть-ка он достанет это летом». Спрятал бедняк письмо к себе в карман и пошел по своим делам.
Зима прошла, и в самый разгар лета бедняк достал письмо падишаха и отправился к главному мирабу. Подал он письмо мирабу, а тот сказал ему:
— Глупец, разве бывает снег летом?
А бедняк ему отвечал:
— Меня это не касается, исполняй приказ падишаха.
— Что же мне теперь делать? — в страхе спросил мираб.
Тогда бедняк сказал:
— Я могу сказать тебе, что делать.
— Ну, скажи, — проговорил мираб.
И бедняк сказал:
— Вместо этого снега дай мне денег. Ведь если потерянная вещь не находится, за нее платят деньги.
Мираб выдал бедняку деньги, а тот, забрав их, отправился к падишаху и вернул ему его письмо.
— Что же, бедняк, не нашлось для тебя снега? — спросил падишах.
И бедняк ответил:
— Э, хоть снега мне и не дали, но я своего не упустил и взял вместо снега деньги.
Падишах очень этому удивился, а потом долго смеялся. Деньги же, которые получил бедняк, так у него и остались.