Однажды падишах Солтансоюн вместе со своими воинами выехал на охоту. Он ехал впереди своих везиров и векилей на расстоянии голоса. А Мирали ехал позади, перед войском. Везиры, векили, кетхуды и улемы все повторяли:
— О падишах, вы любите Мирали больше, чем нас.
И это повторялось не раз и не два, а всю дорогу. Солтансоюн ехал задумавшись и не отвечал на их слова. А Мирали, ничего не подозревая об этих жалобах, продолжал путь среди войска, следовавшего позади всех.
Вдруг Солтансоюн огляделся вокруг и увидел перекати-поле, которое катилось вдоль дороги.
— Ступайте расспросите это перекати-поле о новостях! — обратился Солтансоюн к везирам и векилям.
— О шах мира! — зароптали везиры и векили, — Что можно узнать у безмолвного, бессловесного перекати-поля, которое несется по ветру?
— Эй, Мирали! — крикнул Солтансоюн.
Мирали хлестнул коня и подъехал. Солтансоюн сказал ему:
— Ступай расспроси о новостях во-о-он то перекати-поле!
Мирали направил вперед коня, догнал катившееся перекати-поле, немного помедлил там и вернулся.
— Ну, Мирали, узнал новости? — спросил Солтансоюн.
— Да, — отвечал Мирали, — я спросил у перекати-поле, откуда оно прибыло, и оно мне отвечало: «О таких вещах не спрашивай. Откуда я прибыло, знает лишь ветер, а куда прибуду, знает овраг».
Солтансоюн поглядел на везиров и векилей и сердито сказал им:
— Ну, дураки, видали? Мирали заставил разговориться сухое перекати-поле, а вы ныли, что от него, дескать, ничего не узнаешь.
С тем они и вернулись назад с охоты.
Мух нет там, где нет людей
Солтансоюн постоянно с Мирали спорил, хотел победить его в речах любым способом. Однажды он сказал Мирали:
|
— Мухи одолели. Неужели нет места, где бы не было мух?
— Мух нет там, где нет людей, — отвечал Мирали.
Солтансоюн не поверил и сказал Мирали:
— Ступай садись на коня, поедем подальше в степь да поглядим!
Тотчас же сели они на коней и отправились в безлюдную степь. «Ну, вот уж здесь наверняка нет людей», — решили они и остановились. Спустя некоторое время вдруг зажужжала муха и села на щеку Солтансоюну.
— Мирали, что же ты врал? Разве это не муха уселась мне на щеку? — воскликнул Солтансоюн.
А Мирали отвечал:
— А что же, разве мы не люди?
Так Мирали снова победил Солтансоюна. С тем они и вернулись назад.
И это пройдет
Было в старые времена у падишаха Солтансоюна десять везиров. Везиры эти очернили Мирали-шира и заставили Солтансоюна бросить его в зиндан. А Солтансоюн очень горевал, что Мирали брошен в зиндан. Однажды, когда Солтансоюн сидел задумавшись, к нему пришли везиры. Солтансоюн сказал им:
— Везиры, отыщите мне такие слова, чтобы, услышав их, я и порадовался и погрустил. Если в течение трех дней вы таких слов не найдете, я всех вас повешу.
Как ни старались везиры, но за три дня они не придумали таких слов, что требовались Солтансоюну. Тогда они посоветовались между собой и решили:
— Эх, была не была, пойдем да спросим Мирали!
Двое везиров отправились в зиндан и обратились к Мирали:
— Мирали, Солтансоюн велел нам отыскать такие слова, чтобы, услышав их, он мог и порадоваться и погрустить. Если ты нас не выручишь, наши дела плохи.
На это Мирали отвечал:
— Скажите падишаху: «Ин хем мигузеред»,[89]что значит «И это пройдет».
|
Везиры поспешили к Солтансоюну и сказали:
— О падишах, мы нашли слова, которые вам требуются.
— Ну, если нашли, так говорите, — сказал Солтансоюн.
— «Ин хем мигузеред», — сказали везиры.
Тогда Солтансоюн спросил:
— А вы сами додумались до этого?
— О ваше величество падишах, если вы обещаете нас простить, мы все расскажем, — отвечали везиры.
— Я прощаю вас, — проговорил Солтансоюн.
Тогда везиры признались:
— Мы выспросили эти слова у Мирали.
Тогда Солтансоюн приказал:
— Ступайте и мигом освободите Мирали из зиндана!
Везиры освободили Мирали из зиндана и привели его к падишаху. Вот так Мирали спасся от тюрьмы.
Дыни в подарок
В давние времена, в такой-то год и в такой-то день у Мирали и его отца хорошо уродились дыни. Вот и говорит Мирали отцу:
— Послушай, отец, нигде нет таких дынь, как у нас. Подарю-ка я поэтому вьюк дынь падишаху.
— Иди, сынок, но только падишах ничего не даст тебе взамен, даже если и получит в подарок дыни, — отвечал отец.
— Ну и черт с ним, если не даст, — сказал Мирали.
Нагрузил Мирали на своего осла самые лучшие дыни и отправился в путь. А Солтансоюн увидал издали, что приближается Мирали, и стал у крепостных ворот, словно он привратник. Когда Мирали, ничего не подозревая, собирался пройти в ворота, Солтансоюн сказал ему:
— Эй, парень, куда идешь?
— Хочу сегодня подарить Солтансоюну дыни, — отвечал Мирали.
— Вот дурак! Чем дарить дыни Солтансоюну, который ничего не даст тебе взамен и проводит с пустыми руками, вези-ка ты их лучше на базар да продай, — сказал Солтансоюн.
— Не даст — и не нужно, я хоть покажу ему, какие у меня сладкие дыни, — проговорил Мирали, вошел в ворота и направился ко дворцу падишаха.
|
А Солтансоюн до прихода Мирали успел переодеться в одежду падишаха и сесть на трон. Приблизился Мирали к падишаху и сказал:
— Вот, падишах, я принес тебе дыни.
— Ничего хорошего в твоих дынях нет, и я тебе за них ничего не дам. Ступай унеси их! — сказал Солтансоюн.
— Ничего не дашь — ну и черт с этим! Я ведь это уже говорил, — отвечал Мирали.
— Эй, парень, что это ты уже говорил? — спросил Солтансоюн.
— То, что я говорил, — ясно и понятно, тут и спрашивать нечего, — отвечал Мирали.
Подумал-подумал Солтансоюн, потом дал Мирали пригоршню монет и отпустил его. Когда Мирали ушел, придворные падишаха сказали:
— О падишах, послушайте, если каждому, кто принесет дыни, вы станете давать столько денег, наша казна опустеет.
— Каждому, кто приносит дыни, столько денег не дают. Деньги ему даны не за дыни, а за его ответ, — ответил Солтансоюн.
— Чем же этот человек превзошел других? — спросил один из везиров.
— Чем он превзошел других, вы поймете, если попробуете только с помощью слов отнять у него те деньги, которые ему были даны.
— Позволь мне, о падишах, только с помощью слов отобрать у него деньги и привезти их назад, — сказал один из везиров и погнался за Мирали.
Догнав Мирали на полпути, везир крикнул:
— Эй, парень, постой-ка! Деньги тебе были даны зря, и я не оставлю их тебе!
Мирали, придержав осла, ответил:
— Вот я остановился — говори теперь свое слово. Посмотрим, что ты скажешь!
Тогда везир и спрашивает:
— Где середина земли? Угадай-ка!
А Мирали отвечает:
— Ты хочешь знать, где середина земли? Она под копытом правой передней ноги моего осла.
— Откуда тебе это известно? — спросил везир.
— Откуда я это знаю — не спрашивай, а если не веришь — я подожду, а ты измерь, вот и увидим, — ответил Мирали.
Везир, побежденный Мирали, вернулся к падишаху.
— Ну, удалось тебе отнять деньги? — спросили люди, окружавшие падишаха.
— Нет, — ответил везир, — я вернулся без денег.
Тогда другой человек с разрешения падишаха догнал Мирали и сказал ему:
— Эй, парень! Либо угадай, сколько звезд на небе, либо отдавай деньги и убирайся!
Мирали ему на это ответил:
— Вот так сказал! Да на небе звезд ровно столько, сколько волосков на теле моего осла! А если сомневаешься, возьми и сосчитай.
Так и этому человеку пришлось вернуться ни с чем.
И опять другой человек догоняет Мирали и спрашивает:
— Эй, парень, о чем кудахчет белая курица на небе? Знаешь — скажи, не знаешь — давай деньги и убирайся!
— Я слышу голос белой курицы, — задумчиво сказал Мирали, — но не разбираю, о чем она говорит. Если можно, дай мне своего коня. Я сяду на него да послушаю — ведь конь выше осла, может быть, когда я стану ближе к белой курице, я скорей разберу, о чем она говорит.
Человек отдал Мирали своего коня, а Мирали, сев верхом, устроился поудобнее и сказал:
— Вот теперь я слышу голос белой курицы ясно.
— Ну и что же ты услышал? — спросил тот.
— Белая курица говорит: «Садись на этого коня и поезжай, а этому человеку будет довольно и осла», — ответил Мирали, стегнул коня плетью и ускакал.
А тот человек, и коня потеряв и денег не добыв, сел на осла Мирали и вернулся во дворец. Тогда падишах сказал:
— Ну, теперь видали, что за человек Мирали?
Посочувствовали они тем, кого Мирали победил речами, и решили, что верно говорится: «С сильным не борись, с быстрым не беги наперегонки».[90]
Каракудук
Однажды падишах Солтансоюн и Мирали ехали мимо какого-то селения. Вдруг они увидели необычайно красивую женщину. Как только Солтансоюн заметил ее, он тотчас загорелся страстью и решил, что должен непременно ею завладеть. Но Мирали ему сказал:
— Можно ли без всякого повода отбирать чужую жену?
Тогда Солтансоюн решил, что он отыщет для этого повод.
Он подъехал к дому на краю селения и остановился.
— Эй, ты, у вас тут есть красивая женщина, так чья она жена? — спросил Солтансоюн у хозяина дома.
— А это жена человека по имени Каракудук, — отвечал хозяин дома.
Солтансоюн приказал привести этого человека. Кто-то пошел и сказал Каракудуку, что его зовет падишах. Каракудук явился.
— Послушай, Каракудук, — сказал Солтансоюн, — я даю тебе девяносто баранов-двухлеток, а ты должен сделать так, чтобы через пять месяцев они окотились!
— Ваше величество падишах, я пойду домой и посоветуюсь с женой, — отвечал Каракудук.
Пришел Каракудук к жене и сказал:
— Ну, жена, плохи наши дела!
— А что случилось? — спросила жена.
— Да вот, падишах приказал мне, чтобы я заставил девяносто баранов-двухлеток через пять месяцев окотиться, — отвечал Каракудук.
— Не печалься, ступай и приведи баранов, — сказала жена, — Мы их частью продадим, частью съедим, ну а дальше — там видно будет. Ответ я беру на себя.
Каракудук вернулся к падишаху и сказал:
— Ну, падишах, давай своих двухлеток, я заставлю их окотиться!
Забрал Каракудук с собой баранов-двухлеток и пошел домой. Большую часть баранов они с женой продали, а несколько зарезали себе в пищу.
Прошло пять месяцев. Падишах сел верхом на коня и поскакал к дому Каракудука. А жена его увидела, что едет падишах, и сказала:
— А ну, Каракудук, лезь скорей под одеяло, выпяти живот и так лежи. Я сама дам ответ падишаху.
Как раз в это время к двери дома подскакал падишах.
— Эй, Каракудук, где ты? — крикнул он.
— Ваше величество, — отвечала женщина, — Каракудук лежит беременный, вот-вот родит.
Падишах опешил:
— Да разве мужчина может рожать детей?
— О падишах, — отвечала женщина, — если можно заставить баранов-двухлеток окотиться, то почему же мужчина не сможет родить ребенка?
Понял тут падишах, что он совершил негодное дело. Пригнулся он к луке седла и ускакал обратно. А Каракудук с женой остались мирно доедать баранов.
Два быка
Шел один дайханин и нашел двух быков. Забрал он их с собой и пришел в селение.
— Ты откуда взял этих быков? — спросил другой дайханин.
— Этих быков мне дал бог.
— Где же тебе он их дал?
— Бог сидит вон на той арче. Если ты придешь к нему и скажешь: «Эй, боже, дай мне пару быков!» — он тебе тут же их и даст.
— Тогда я пойду, — сказал дайханин и направился в указанную сторону.
А тот дайханин, что нашел быков, незаметно для другого забежал вперед и влез на арчу. Подошел второй дайханин и, думая, что бог сидит в ветвях дерева, совершил у его подножия омовение,[91]прочитал молитву и сказал, обращаясь кверху:
— О боже, дай и мне пару быков!
А дайханин сверху ему отвечал:
— Не дам я тебе пары быков!
— Ну, тогда я не буду ради тебя ни молиться, ни поститься, — проговорил второй дайханин.
Тогда первый ему сказал:
— Поступай как хочешь.
На это дайханин, просивший быков, воскликнул:
— Тогда и ту молитву, что я прочитал, я прочитал по ошибке!
И он девять раз прокричал:
— Раз не даешь мне пары быков, так и не давай!
Три товарища
Отправились в путь трое: глухой, слепой и голый. Дошли они до одного места, и тут глухой сказал:
— Постойте, я слышу стук копыт.
— Да-да, на склон взбираются десять всадников, — сказал тогда слепой.
Давайте, братья, убежим, а то нас разденут, — проговорил голый.
Тут слепой заметил:
— Ну, если не снять с тебя кожу, то что же с тебя снять?
Мечта бедняка
В старые времена один бедняк сказал:
— Муки вот у меня нет, но если бы было масло, да сосед одолжил бы мне свой котел, я приготовил бы себе чельпек и поел.
Сопи и муллы
Один сопи сказал муллам, занимавшимся в келье:
— Муллы, идите и оставьте мне ключ от вашей кельи!
— Сопи-ага, — отвечали муллы, — мы свою келью потому и запираем, что есть вы, а если бы вас не было, мы бы ее и не запирали.
Состязание во лжи
Один враль из Теджена отправился, чтобы посостязаться во лжи с одним вралем из Мары. Пришел он, а того, оказывается, нет дома. Но дома был его сын десяти лет.
— Где твой отец? — спросил его человек, который пришел.
— А что тебе нужно? — отвечал мальчик.
Тогда человек, пришедший из Теджена, сказал:
— Я отправился из Теджена, захватив ковер: один его конец у меня на плече, а другой — остался в Теджене.
На это мальчик ему отвечал:
— Если бы отец был дома, мы бы твой ковер купили. Потому что в середине нашего ковра от огня образовалась дырка. Твой ковер как раз и стал бы заплатой для дырки в нашем ковре.
Когда пришел отец, мальчик рассказал ему о своем ответе.
— И это все, что ты ответил? — сказал отец и окунул сына в реку.
— Постой, отец, я поймал рыбу, — проговорил сын.
— Так где она? — спросил отец.
— А я ее поймал, приготовил и съел, — отвечал сын.
Так отец был побежден своим сыном.
Слепой и ишан
Один слепой от рождения спросил у ишана:
— Какого цвета земля?
— Желтоватая, — отвечал ишан.
— А что это такое — желтоватая? — спросил слепой. Тогда ишан засучил ему рукав и, коснувшись его запястья, сказал:
— Вот как это.
— А, ишан-ага, значит, то, что называется землей, все равно что запястье! — воскликнул слепой.