Применение комплексов упражнений с отягощением
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности 49.02.01 Физическая культура
Междисциплинарный курс
Методика обучения предмету «Физическая культура»
Работа рекомендована к защите Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/ Допустить к защите Нормоконтролёр ……………… «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/ Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _ 2019г. № | Выполнил Тагильцев Максим Валерьевич студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена «» 2019г. /___________/ Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2019г. /___________/ Курсовая работа защищена «» 2019г. Оценка Секретарь аттестационной комиссии |
2019 г.
Введение | |
1 Теоретические и методические основы применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры | |
1.1 Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста | …. |
1.2 Характеристика силовых способностей | …. |
1.3 Упражнения с отягощением как средство развития силовых способностей | …. |
1.4 Определение уровня развития силовых способностей | …. |
2 Применение комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся 10 класса на уроках физической культуры | …. |
Заключение | …. |
Список литературы | …. |
Приложение А | …. |
Приложение Б | …. |
Приложение В | …. |
Одной из задач урока физической культуры является развитие силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста. Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
Целенаправленное и избирательное развитие силовых способностей различных группы мышц основывается на четких представлениях о топографии мышечных напряжений при выполнении конкретных физических упражнений. Наиболее часто при выполнении физических упражнений работают несколько мышц одновременно (например, большая грудная мышца, дельтовидная, двуглавая мышца плеча). На эти мышцы приходится наибольшая нагрузка, и относительная слабость даже одной из мышц может существенно повлиять на качество выполнения упражнений.
Недостаточное развитие силовых способностей часто является основной причиной невозможности выполнить определённое двигательное действие. Например, выполнение стойки на голове и руках зависит от силы мышц-разгибателей рук, подъём переворотом в упор ‒ от силы разгибателей рук и брюшного пресса. Если не работать систематически над развитием силовых способностей, то со временем они утрачиваются, поэтому учитель физической культуры должен уделять особое внимание их развитию у учащихся старшего школьного возраста [22, с.27].
Целенаправленная работа по развитию силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста должна осуществляться на каждом уроке физической культуры.
Анализ изученных источников показал, что такие ученые, как Павел Карпович Петров, Николай Владимирович Зимкин, Жорж Константинович Холодов, Василий СеменовичКузнецов и другие серьезно исследовали вопрос развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста. Они считают, что в среднем школьном возрасте развитие силовых способностей должно осуществляться за счет укрепления основных мышечных групп. Ведущим методом здесь является метод, основанный на применении динамических упражнений (в преодолевающем и уступающем режимах). Статические (изометрические) упражнения должны служить дополнением к ним. В старшем школьном возрасте развитие силовых способностей преимущественно используются упражнения с отягощением.
В учебно-методической литературе предлагается перечень средств развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста. Однако предлагаемые средства развития силовых способностей не всегда объединены в комплексы с учетом особенностей развития учащихся старшего школьного возраста, этапа подготовки и индивидуальных возможностей занимающихся.
Поэтому проблемой научного исследования данной курсовой работы является поиск наиболее эффективных комплексов упражнений с отягощением весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: развитие силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: комплексы упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: если на основе теоретического исследования и результатов диагностики подобрать и включить в содержание уроков физической культуры комплексы упражнений с отягощением для развития силовых способностей, то это будет способствовать повышению уровня развития данных способностей у учащихся старшего школьного возраста.
Цель: теоретически обосновать и практически проверить результативность применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи курсовой работы:
‒ изучить теоретические и методические основы развития силовых способностей;
‒ изучить требования к уровню развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста;
‒ изучить особенности комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей;
‒ разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры;
‒ проверить результативность практического исследования.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
‒ теоретические:
а) анализ теоретических и методических аспектов развития силовых способностей;
б) синтез для формулировки выводов на теоретическом уровне;
‒ эмпирические:
а) тестирование для определения уровня развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста;
б) моделирование для последующего составления комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей;
в) оценка уровня развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста.
Этапы работы
‒ изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
‒ составление плана практического исследования;
‒ реализация содержания практического исследования;
‒ формулирование и обобщение выводов.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.
В первой главе раскрыты теоретические и методические основы развития силовых способностей на уроках физической культуры и возрастные особенности у учащихся старшего школьного возраста.
Вторая глава курсовой работы посвящена практическому исследованию использования комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Изучено 37 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.
Научное исследование состоит в том, что в ней сделана попытка теоретически обобщить использование и практически проверить результативность применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Практическая значимость выпускной квалификационной работе состоит в возможности использования студентами на педагогической практике разработанных комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
1 Теоретические и методические основы применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
1.1 Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста
……………..найти информацию на 5-6 страниц…………….
1.2 Характеристика силовых способностей
Сила ‒ это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность [39, с.76].
При этом влияние на проявление силовых способностей, оказывают разные факторы, вклад которых в каждом случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их сосуществования, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: собственно мышечные; центрально-нервные; личностно-психические; биомеханические; биохимические; физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [39, с.77].
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации [18, с.34].
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффективных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно – психологических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [1, с.66].
Определённое влияние на проявление силовых способностей оказывают:
‒ биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и другое);
‒ биохимические (гормональные);
‒ физиологические особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и другое) факторы.
Анализ изученных источников показал, что многие ученые (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, А.Н. Ашмарин) дают одинаковую классификацию видов силы и силовых способностей. Различают: собственно силовые способности и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Собственно-силовые способности:
‒ динамическая сила;
‒ статическая сила (активная статическая сила и пассивная статическая сила).
Соединение силовых и других физических способностей:
‒ скоростно-силовые способности: быстрая сила; взрывная сила (стар-товая сила и ускоряющая сила);
‒ силовая ловкость к циклической и ациклической работе;
‒ силовая выносливость к динамической и статической работе.
Собственно силовые способности проявляются:
‒ при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнения, выполняемых с около предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);
‒ при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в продолжающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышц и функциональными возможностями нервно – мышечного аппарата [11, с.14].
Статическая сила характеризуется двумя её особенностями проявления:
‒ при напряжении мышц за счёт активных волевых усилий человека (активная статическая сила);
‒ при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряжённую мышцу (пассивная стати-ческая сила) [19, с.23].
Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжёлая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, лёгкоатлетические метания и другое); общие укрепления опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительство тела бодибилдинг [27, с.28].
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напря-жениями мышц проявляемые с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, придельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов). При этом, чем значительнее внешние отягощения, преодолеваемые спортсменом (например, при подъёме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется не придельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Не достигающей придельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в лёгкоатлетических прыжках и метаниях).
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой.
Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.
В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе. Например, при упоре рук в стороны на пальцах или удержание руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лёжа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.
Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и другое). Её можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимах работы мышц».
Для оценки степени развития силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком, в каком – либо движении, независимо от массы его тела. Относительна сила – это сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы и массы тела человека и имеет большое значение в двигательных действиях, где приходиться перемещать собственное тело. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значение, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.
Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массы тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23% к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%).
При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. В связи с этим подбираются определённые средства и методы воспитания силовых способностей.
……………можно добавить еще информацию на 2-3 страницы………
1.3 Упражнения с отягощением как средство развития силовых способностей
……………..найти информацию на 3-4 страницы…………….
…………методы, применяемые при выполнении упражнений с отягощением…2-3 страницы….
1.4 Определение уровня развития силовых способностей ……………..найти информацию на 3-4 страницы……………. |
2 Применение комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся 10 класса на уроках физической культуры |
…………………..пишем во втором полугодии!…………………..
Цель практической части исследования – теоретически обосновать и практически проверить результативность применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
……………………….
Заключение
…………………..пишем во втором полугодии!…………………..
1 Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2012. 463 с.
2 Андреева В.Е. Развитие силовых качеств в гимнастике: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения 16.04.2017).
3 Баршай В.М. Гимнастика. М.: Кнорус, 2013. 312 с.
4 Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. 2013. №8. С. 21-27.
5 Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2011. 230 с.
6 Викторов И.В. Управление тренировочными нагрузками в ударных микроциклах. М.: Физкультура и спорт, 2011. 53 с.
7 Гавердовский Ю.К. Не только по программе (о специализированной подготовке в гимнастики) // Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2 / Сост. В.М Смолевский. М.: НГЛ, 2012. С. 46-54.
8 Гимнастика / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Акаде-мия, 2011. 448 с.
9 Гимнастическая терминология: Справ. по курсу «Гимнастика» / Сост. С.А. Александров. Гродно: ГрГУ, 2010. 43 с.
10 Железняк Ю.Д. Модель системы физического воспитания и спорта с учетом их специфики. М.: Диона, 2014. 163 с.
11 Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершен-ствование. М.: Академия, 2011. 448 с.
12 Кривощекова О.Н. Развитие силовых способностей юных гимнасток, различающихся индивидуально-психологическими особенностями: [Электрон-ный ресурс]. URL: https://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 15.12. 2017).
13 Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая под-готовка детей школьного возраста. М.: ЦН ЭНАС, 2012. 200 с.
14 Лисицкая Т.Н., Сиднева Л.Н. Кинезиология силовых упражнений // Спорт в школе. 2014. № 13. С. 21-24.
15 Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. 2016. №2. С. 2-5.
16 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. М.: АСТ, 2011 39 с.
17 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2012. 232 с.
18 Менхин А.В., Савенкова Е.К. Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастками: [Электронный ресурс]. URL: https://bmsi.ru/doc/(дата обращения 10.11.2017).
19 Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 2011. 224 с.
20 Методика гимнастики / Авт.-сост. М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Академия, 2012. 448 с.
21 Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков. Ростов-н/Д., 2012. 326 с.
22 Озолин Н.Г. Общая и специальная физическая подготовка. М.: Астель, 2012. 347 с.
23 Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. М: ФиС, 2012. 280 с.
24 Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Владос, 2010. 448 с.
25 Попов Г.И., Самсонова А.В. Биомеханика двигательной деятельности. М.: Академия, 2012. 320 с.
26 Самохвалов С.В. Программа спортивной гимнастики: [Электронный ресурс]. UR: https://1sport-kyznetsk.ucoz.ru/ (дата обращения 10.02.2017).
27 Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2011. 549 с.
28 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, техно-логии. М.: Академия, 2010. 572 с.
29 Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. М.: Акаде-мия, 2010. 230 с.
30 Спортивная гимнастика. Программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВС. М: Терра-Спорт, 2015. 183 с.
31 Спортивная гимнастика: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: ФиС, 2015. 420 с.
32 Теория и методика гимнастики / Под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сай-киной. М.: Академия, 2012. 496 с.
33 Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курашина. М.: Террра-Спорт, 2014. 464 с.
34 Терехина Р.Н., Крючек Е.С. Люйк Л.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика. М.: Академия, 2012. 273 с.
35 Укран М.Н. Спортивная гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 2014. 232 с.
36 Филин В.П. Испытание физических качеств у юных спортсменов. М.:Физкультура и спорт, 2016. 264 с.
37 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспи-тания и спорта. М.: Академия, 2013. 480 с.
(обязательное)
Протокол диагностики уровня развития силовой выносливости
способностей у учащихся 10 класса
Таблица 1 – Протокол диагностики уровня развития силовой выносливости способностей у учащихся 10 класса
Ф.И. учащегося | Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) | ||||
н.т. | уровень | к.т. | уровень | ||
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девочки) | |||||
н.т. | уровень | к.т. | уровень | ||
Условные обозначения:
– н.т.– начальное тестирование;
– к.т – контрольное тестирование.
(обязательное)
Комплексы упражнений с отягощением на развитие
силовой выносливости
……………….
(обязательно)
Конспект урока по физической культуре № 5 (Гимнастика),
проведенного в 10 классе,……...2019 г.
…………………..