Факторный анализ развития туристско-рекреационного комплекса г. Кировска (внешние и внутренние факторы, ограничения, риски, стратегические издержки и выгоды)




 

Центр Кольского полуострова является одним из основных туристско-рекреационных районов Мурманской области благодаря своему выгодному экономико-географическому положению и уникальному природному наследию. Здесь расположены важнейшие промышленные центры Кольского края – Мончегорск и Кировск, возникшие в 1930-х гг. при активном освоении природных ресурсов региона и строительстве индустриальных гигантов региона – комбинатов «Апатит» и «Североникель».

Помимо основной «промышленной» специализации, эта территория известна как центр зимних видов туризма и горнолыжного спорта. Еще в советский период уникальное природное наследие окрестностей северных городов привлекало сюда туристов из всего Советского Союза. Через Кировск, а также Мончегорск, проходили всесоюзные туристские маршруты и зимой, и летом. До 90-х годов по территории Кольского полуострова, Полярного Урала проходило более 30 туристских маршрутов всесоюзного и республиканского значения. Отправные пункты совпадали с крупными населенными пунктами, имеющими железнодорожное, авиа или автомобильное сообщение с остальными регионами, относительно развитую рекреационную инфраструктуру.

Туристы останавливались в тургостиницах «Лапландия» (Мончегорск) и «Хибины» (Кировск). Особой популярностью пользовался маршрут № 627 «По Лапландии» с посещением Мончегорска (14 дней) и Мурманска (4 дня). Мончегорская часть маршрута предусматривала однодневную экскурсию в Кировск (78 км) и многодневный водно-пешеходный поход по Мончеозеру и Волчьим Тундрам или поход на гребных шлюпках по Имандре с восхождением на хибинскую вершину Юмчорр. Также действовали туристские маршруты: «Край незаходящего солнца» (Кировск–Мончегорск–Мурманск), «По Хибинам», летний (Кировск (14 дней), включая пешие походы, – Мурманск (4 дня), «Мончегорский лыжный» (15 дней); «Хибинский горнолыжный» (15 дней).

В конце 90-х гг. на основе математического моделирования с использованием характеристик туристско-рекреационной системы Мурманской области было проведено ранжирование её рекреационного потенциала [1], методика которого также описывается в приводимом здесь источнике. Моделирование основано на использовании алгоритма построения нечетких классификаций Тикунова В.С. [2]. Итогом моделирования является формирование некого множества кластеров по совокупности характеристик (в нашем случае – характеристик рекреационной системы). Выбор конечного числа вариантов проводится экспертно в зависимости от масштаба исследований, разброса, использованной в моделировании, достаточной информативности выбранного числа вариантов. Многолетний опыт масштабных исследований авторов в Мурманской области позволил отобрать конечное число вариантов сочетаний характеристик частных рекреационных систем этого региона.

Кировско-Апатитский район, также, как и Баренцевоморский, Кольский, Чаваньга-Стрельнинский и Лоттинский, относятся к первой категории районов Мурманской области с высоким потенциалом для развития туризма, что и демонстрирует рисунок 1.1. Это объясняется относительно более мягкими, чем в прочих районах климатическими условиями, относительным благополучием медико-географической обстановки, высокой степенью пейзажного разнообразия, «насыщенностью» территории привлекающими внимание туристов видами растений и животных, включенных в Красную Книгу России и Красную Книгу Международного Союза охраны природы, а также сравнительно хорошо развитой для северных районов России туристской инфраструктурой в Баренцевоморском и Кольском рекреационных районах. На основании таких оценок Мурманская область является самым перспективным для развития рекреации как отрасли экономики во всем регионе.

Рисунок 1.1 - Рекреационный потенциал Мурманской области [1]

 

Хибины – наиболее хорошо освоенный в плане «самодеятельного туризма» регион. Согласно данным Администрации г. Кировска, в настоящее время более 70% прибывающих в Мурманскую область туристов посещают именно Хибинский район. Это один из немногих северных районов России, который имеет большие традиции пешеходного, лыжного, водного туризма, а также горнолыжного и лыжного спорта. Уже в начале 1930-х гг. А.Е. Ферсман писал о «стремлении наших туристских организаций в этот район» (Путеводитель…, 1932; с. 5). Путешествия в Хибины по словам популяризаторов того времени были интересны не только познавательной ценностью, но и оказывали оздоровительное воздействие на человека.

По Хибинам проходят лыжные, пешие классифицированные маршруты. Здесь возможно проводить туристские соревнования местного и российского масштабов, этапы российских и международных соревнований по горнолыжному и лыжному спорту; развивать альпинизм (классифицировано более 20 маршрутов I–V категорий трудности, позволяющие проводить различные альпмероприятия).

В Хибинах возможно активное развитие и некоторых относительно «экзотических» видов рекреации: минералогические туры, свободные спуски на горных лыжах с вершин и хребтов, подъем на которые осуществляется при помощи вертолета, горный велотуризм, парапланеризм (параглайдинг), автопробеги по пересеченной местности, маршруты на снегоходах и собачьих упряжках. На ближайшую перспективу целесообразно развивать научно-познавательный туризм, включающий ботанические, геологические, экологические и др. экскурсии. Таким образом, как следует из таблицы 1.1 широкий набор развивающихся в Хибинах видов рекреационных занятий делает их привлекательными для туристов практически в течение всего года, за исключение периода в конце осени – начале зимы.

 

Таблица 1.1.1 - Распределение различных видов рекреационной деятельности в Хибинах по сезонам.

Вид рекреационной деятельности Наиболее благоприятный сезон
Пешеходный туризм С 01.07 по 10.09
Лыжный туризм С 15.02 по 15.04
Горнолыжный туризм С 01.01 по 10.05
Водный туризм С 01.06 по 15.09
Минералогический туризм С 15.06 по 15.09
Альпинизм С 15.02 по 31.09

Привлекательность этого района обуславливают также следующие факторы:

- компактность территории;

- возможность совмещения нескольких видов рекреационных занятий;

- близость к крупным городам и культурным центрам России;

- наличие пути подъезда (автотрасса, аэропорт);

- наличие объектов основной и рекреационной инфраструктуры;

- сгущение границ ландшафтных зон (горной тундры, лесотундры и северной тайги), дающее возможность познакомиться с растительным и животным миром сразу двух или трёх природных зон;

- горный рельеф, пригодный для лыжных спусков и активной рекреации;

- обилие озер и небольших рек, а также удобное местоположение, позволяющее отсюда начинать водные путешествия по крупнейшим рекам и озерным системам Мурманской области: Имандре, Умбозеру и Ловозеру, Варзуге, Умбе, Поною, Вороньей и др.

Хибинские горы создают основу для развития туризма в г. Кировск, дают возможность развивать самые разные направления активного отдыха. Однако для развития туристской отрасли только наличия гор недостаточно: оно определяется сочетанием целого ряда факторов, которые можно подразделить на внешние по отношению к городу, и внутренние.

Основные положительные и отрицательные внешние факторы, оказывающие влияние на развитие туризма и рекреации можно условно подразделить на природные, в основном не зависящие от деятельности человека, и социогенные, создаваемые обществом, таблица 1.2

 

Таблица 1.2 - Основные внешние факторы развития туризма г. Кировск

Отрицательные Положительные
Социогенные: - транспортное положение - наличие подобных дестинаций в соседних странах - риск сокращения туристского потока лыжников как следствие мировой тенденции Природные: - физико-географическое положение: а) длинная полярная ночь б) лавиноопасность в) частые неблагоприятные погодные условия   Социогенные: - транспортное положение - расположение большинства населённых пунктов области в зоне 3–4– часовой доступности - наличие аэропорта в г. Апатиты - конкурентоспособность в своем продуктовом и географическом сегменте - ценовая конкурентоспособность. Природные: - физико-географическое положение а) ландшафтное разнообразие и уникальность природных объектов б) средняя высота гор в) один из наиболее длительных сезонов катания

 

Среди положительных природных факторов выделяются сами Хибины, обладающие средней высотой, удобной не только для горных лыж, но и для ряда других видов спорта и активного отдыха (например, парапланеризм, велопоходы и др.), этому также способствует сочетание разных природных объектов (горы, озёра) в пределах небольшой территории. Одновременно с этим горнолыжный сезон в Кировске является одним из наиболее длительных среди прочих аналогичных курортов.

Среди негативных природных факторов могут рассматриваться частые неблагоприятные для катания погодные условия, когда трассы закрываются, длительная полярная ночь, а также лавиноопасность территории, имеющая последствия как для отдыхающих (погибшие и пострадавшие есть почти ежегодно), так и для инфраструктуры.

Среди социогенных внешних отрицательных факторов одним из основных является транспортное положение города в стороне от главных транспортных осей Мурманской области: в 15 км от железнодорожной магистрали, соединяющей Санкт-Петербург, Петрозаводск и Мурманск и в 45 км от автомобильной трассы аналогичного направления (Р-21 «Кола»), соединяющей наиболее крупнонаселённые города региона. Ответвления авто– и ж/д– дороги в направлении города являются тупиковыми. Однако этот недостаток нивелируется сравнительно близким расположением всех населённых пунктов региона. Так, в пределах 250 км от г. Кировска располагаются все наиболее крупные города области, кроме того, в ближайшем к Кировску городе Апатиты располагается аэропорт, принимающий не только внутренние региональные рейсы, но и, также, рейсы из Санкт-Петербурга и Москвы, давая их жителям возможность более простым способом добраться до курорта. Кировск также близко расположен к региональной столице, отдаленной от него на 150 км (или 200 км по автодороге). В целом, несмотря на положение в стороне от основной полосы расселения региона, расстояние до основных населённых пунктов области не самое большое – около 75 км по автодороге до Мончегорска, около 100 км – до Кандалакши и Оленегорска. Таким образом, для большинства городов области Кировск находится в зоне 34часовой транспортной доступности.

Кроме того, среди отрицательных факторов можно выделить риск сокращения туристского потока. Основное направление туризма Кировска – горнолыжный спорт, который является не самым дешёвым, требует больших трат на экипировку, дополнительных трат непосредственно на курортах (например, на ски-пасс). В кризисные периоды в связи с сокращением потребительских трат число подобных туристов сокращается, и это сейчас мировая тенденция [3].

Основные конкуренты Кировска на близлежащей территории находятся в основном в Финляндии и Норвегии, что определяется транспортной доступностью и основными центрами – поставщиками туристов в регион. Курорты Финляндии обладают более развитым сервисом, сферой услуг и торговли, с которыми Кировску конкурировать сложно. Главным преимуществом Кировска является меньшая стоимость услуг для зимней рекреации и уникальность природных комплексов и историко-культурных объектов для проектирования и реализации уникальных циклов туристско-рекреационной деятельности в летнее время.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие в Кировске туристской отрасли, ещё более разнообразны, таблица 1.3.

 

Таблица 1.3 - Внутренние факторы развития туризма в г. Кировске

Отрицательные Положительные
- депопуляция и миграционный отток экономически активного и молодого населения - недостаток подготовленных кадров и отсутствие в городе центров их подготовки - детериорация ландшафтов и конфликты природопользования - неразвитая сфера услуг и торговли - бедная и «блеклая» городская среда - устаревшая туристская инфраструктура - сезонность актуального турпотока   - наличие базовой туристской инфраструктуры - возможность дозагрузки склонов - высокий потенциал развития альтернативных горнолыжному видов туризма - сложившийся образ города, в том числе индустриального города Мурманской области - наличие в городе потенциальных инвесторов

 

Наиболее сложным фактором, влияющим на развитие туризма в регионе, является конкурентный характер природопользования туризма и промышленности Кировска. Расположенные здесь предприятия нарушают ландшафты, превращают горы и их склоны в карьеры, создают хвостохранилища, загрязняют окружающую среду, и в дальнейшем их деятельность будет только расширяться. В то же время, именно эти предприятия являются основным источником инвестиций для туристской сферы Кировска и реконструкции города. Они финансировали создание уже имеющейся инфраструктуры и, кроме того, сами могут стать объектом туризма.

Среди прочих негативных для развития туризма факторов является бедная городская среда, неразвитая сфера услуг, торговли, устаревшая туристская инфраструктура, отсутствие гостиниц с высоким уровнем обслуживания, что редко устраивает туристов с более высокими доходами, в связи с чем, они выбирают альтернативные курорты. Одновременно с этим, даже имеющихся гостиниц не всегда хватает для размещения всех туристов. Дополнительным ограничением для развития отрасли является отсутствие специализированных центров подготовки кадров, необходимых для работы в туристской сфере.

Потенциально склоны окружающих Кировск гор могут принимать большее количество туристов, поэтому при реконструкции или строительстве туристской инфраструктуры и дополнительных мест размещения город сможет более полно использовать имеющийся потенциал.

Таким образом, в Кировске огромный туристский потенциал, связанный, прежде всего, с природными особенностями территории, ограничивается неразвитой сферой обслуживания, устаревающей инфраструктурой и соседством с крупными добывающими производствами, нарушающими окружающие город ландшафты. Однако при целенаправленной работе эти недостатки могут быть сокращены: реконструкция, создание новой инфраструктуры, диверсификация регионального туристского продукта, в том числе за счет летнего сезона, обучение специализированных кадров, расширение разнообразия предлагаемых услуг, что в основном затруднительно без помощи расположенных здесь промышленных предприятий, будет способствовать процветанию туризма в Кировске.

Стратегические издержки и выгоды. Развитие индустрии туризма играет важную роль в решении комплекса экономических и социальных проблем.

Развиваясь на территории, туризм стимулирует дополнительный спрос на товары и услуги. Прямое экономическое воздействие туризма представляет собой те виды доходов и эффекты, которые получают экономические субъекты, население, региональные органы власти и местного самоуправления непосредственно от туристов. К ним относятся: прибыль туристских компаний (представляет собой главный прямой источник доходов от туризма), которая может быть направлена на осуществление инвестиционных проектов и расширение производственно-сбытовой деятельности компаний. Кроме того, прямое воздействие туризма на национальную и региональную экономику включает также и поступления в бюджеты всех уровней за счет различных платежей и сборов.

Туристская индустрия вовлекает в сферу своей деятельности сопутствующие сектора – транспорт, сфера размещения туристов, связь, общественное питание, торговлю, банки и финансовое обслуживание, сферу развлечений и аттракции, музеи и иные культурные объекты, и оказывает стимулирующее влияние на их развитие.

Наиболее сильное прямое воздействие можно проследить в развитии транспорта. Система перевозок, исключая пешее перемещение туристов, определяется уровнем развития транспортной инфраструктуры, качеством предоставляемых услуг и формируется на основе использования различных средств передвижения.

Размещение рассматривается как самый важный элемент развития туристской деятельности. Зачастую об уровне развития гостиничной индустрии, разнообразии и качестве услуг в этой сфере судят об уровне развития туризма в регионе (стране) в целом. Главными показателями, используемыми для оценки потенциала туристского центра или региона, являются количество койко-мест в средствах размещения, мощность и структура номерного фонда, а также уровень его использования. Количество мест в гостиницах четко определяет емкость средств размещения и реальную возможность приема туристов в данном регионе. Сегодня индустрия гостеприимства – это мощнейшая составляющая системы туристско-рекреационной и деловой деятельности на территории, формирующая и концентрирующая основную массу прямых доходов от туризма.

Важнее прямое влияние туризм оказывает на развитие системы общественного питания и торговли. Система развлечений и аттракций – непременный атрибут и содержательный элемент развития туризма, формирующий его специфические особенности и уникальность по отношению к другим аналогичным турпродуктам. Чаще всего развлечения построены на организации экскурсионного обслуживания, связанного с посещением объектов туристского показа, наблюдениями природных явлений и ландшафтов, с посещением культурно-массовых и иных мероприятий с иными познавательными или развлекательными мероприятиями. Для некоторых видов туров стоимость пользования услугами индустрии развлечений и аттракциями может составлять основную часть стоимости всего тура (например, в рамках событийного туризма). В большинстве же случаев индустрия развлечений и аттракции призваны создавать благоприятное впечатление и удовлетворять потребности туриста в совокупности с другими неотъемлемыми элементами.

Неотъемлемой частью развития туризма является предоставление услуг страхования, представленные десятками видов услуг. От уровня развития, ассортимента и качества предоставляемых страховых услуг во многом зависит безопасность в туризме.

Привлекательность территории для туристов складывается не только и не столько из наличия объектов туристского показа, сколько из доступности и высокого качества предоставляемых услуг. В этом плане в качестве одного из факторов привлекательности рассматриваются широкие возможности по осуществлению банковских и финансовых операций и трансакций, включающих валютно-обменные операции, обналичивание денежных средств, операции по счетам и банковским картам, операции с валютными ценностями и дорожными чеками и др. В свою очередь плата, взимаемая за предоставление услуг по совершению вышеуказанных и иных операций, в данном случае рассматривается в качестве прямого дохода от туризма, получаемого предпринимательскими структурами в области банковского обслуживания. Кроме того, стимулирование банковских и финансовых операций туристов на территории региона может приводить и к существенному увеличению объемов покупок товаров и услуг с их стороны.

Информационные услуги и услуги связи также непосредственным образом связаны с развитием туризма в регионе и с обеспечением условий безопасности пребывания туристов на территории. Так, значительной интенсивностью характеризуется использование туристами систем и сетей сотовой телефонной связи при совершении путешествия. Существенно возрастает нагрузка, а, соответственно, и спрос на информационные услуги телекоммуникационных компаний. Информационные ресурсы и услуги в современных условиях играют определяющую роль в обеспечении информационной доступности региона и объектов показа, расположенных в его пределах. С использованием телекоммуникационных систем связан рост объемов информационных услуг, оказываемых туристам в части дистанционной продажи-покупки туров, on-line бронировании мест в гостиницах и билетов на транспорт, в получении информации о турах и др. Кроме того, турист, готовясь к путешествию, а также в процессе потребления тура, нуждается в дополнительной информации о дестинациях, нормах, правилах и обычаях, существующих в месте его пребывания, в информации о достопримечательностях, объектах туристского показа, схемах и картах местности, транспортных магистралей и др. Турист при получении (приобретении) информации, совершении on-line операций, пользовании услугами местных операторов сотовой связи и Интернет-провайдеров несет определенные затраты, которые рассматриваются как прямые. Причем часть этих затрат может быть включена в структуру себестоимости самого тура, так и рассматриваться в качестве дополнительных расходов, помимо тех, которые предусмотрены и предоплачены туристом при приобретении тура.

Косвенное воздействие – генерированная экономическая активность, полученная на последующих этапах расходования средств, вырученных от туризма. Косвенное воздействие возникает в результате того, что компании, к которым непосредственно поступают средства, расходуемые туристами для удовлетворения своих потребностей, тратят их на покупку товаров и услуг в других секторах экономики региона. Например, гостиницы пользуются услугами строительных, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, пищевых компаний и др. Однако косвенное воздействие не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть средств, вырученных от оказания туристских услуг, выходит из оборота через импорт и налогообложение. Во время прямого и косвенного расходования у местного населения и компаний возникает дополнительный доход, который они могут расходовать на покупку товаров и услуг (в данном случае товаров и услуг отечественного производства), создавая тем самым новый виток экономической активности.

Косвенное экономическое воздействие туризма представляет собой те виды доходов и эффекты, которые получает экономика региона и муниципалитета в результате стимулирования общей экономической активности, связанной с расходами туристов на территории. Оценить косвенные доходы от туризма в региональной (национальной) экономике позволяет методика определения мультипликатора для сопоставления вклада отраслей в общее развитие экономики региона и отдельных видов экономической деятельности.

Региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований пополняются в зависимости от прямых и косвенных доходов, которые получают туристские компании, тем или иным образом оказывающие услуги туристам. В качестве главных статей регионального и муниципальных бюджетов от туристской деятельности рассматриваются налоговые платежи, платежи по таможенным пошлинам, различного рода сборы. Среди налоговых источников доходов рассматриваются налоговые платежи туристских и иных компаний, занятых обслуживанием туристов. Сюда относятся как различные регулируемые налоговые выплаты, поступления от которых распределяются по бюджетам разных уровней (например, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий, налоги на заработную плату – единый социальный налог и налог на доходы физических лиц), так и специфические региональные и местные налоги. Помимо налоговых сборов источниками доходов регионального и местного бюджетов являются различные платежи и сборы, взимаемые как с компаний, обслуживающих туристские группы, так и с самих туристов (лицензионные сборы, платежи за оформление выездных и въездных документов, различные таможенные и пограничные пошлины и сборы). Таким образом, поскольку большинство налоговых и неналоговых сборов и платежей в бюджеты всех уровней взимаются не с самих туристов, а опосредованно с компаний, занимающихся обслуживанием туристского потока, а также с экономических субъектов, производственная деятельность которых, ориентирована на обслуживание туристского рынка и туристских компаний, то они рассматриваются как примеры косвенного влияния туризма.

Туристский комплекс охватывает множество разнообразных секторов экономики, тем или иным образом ориентированных на удовлетворение потребностей туристов, либо поставляя товары и оказывая услуги организациям и компаниям, непосредственно, ориентированным на обслуживание туристов. Этот факт усложняет точную оценку численности работников, занятых в регионе в сфере туризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики. Например, в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает не более 5% трудоспособного населения. Причем практически половина из них трудится в гостиничном хозяйстве. Особенностью современного туризма является его относительно высокая трудоёмкость. Так в среднем в международном туризме на одного занятого в этой сфере приходится около 7 туристов. В отличие от других секторов экономики (в частности, в отличие от промышленности), внедрение новых технологий, как правило, не приводит к пропорциональному высвобождению трудовых ресурсов. Поскольку качество обслуживания во многом зависит от численности персонала, приходящегося на одного туриста. Поэтому туризм, в отличие от большинства отраслей материального производства органично сочетает возможности для обеспечения занятости местного населения с внедрением передовых технологий по обслуживанию туристов и оказанию услуг. Кроме того, учитывая интегрированный характер туристского комплекса, рост туристского потока на территорию будет приводить к увеличению потребности в трудовых ресурсах не только в сфере туризма, но и в обслуживающих секторах, на предприятиях и объектах туристской инфраструктуры. Это один из важнейших косвенных эффектов, которые получает территория от развития туризма.

Туризм, однако, может оказывать и негативное воздействие на экономику. Производство туристских услуг требует переброски ресурсов из других секторов экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу происходит сокращение работников в традиционных секторах экономики.

Одновременно с этим развитие туристской деятельности, тем более в северных регионах, связано с повышенными издержками ведения экономической деятельности в суровых климатических условиях и повышенных первоначальных инвестиционных вложения для создания и поддержания основных фондов. Неотъемлемой частью решения проблем являются высокие тарифы действующих пассажирских перевозок. На рынке внутреннего туризма доля перевозки в стоимости турпакета достигает 70%, что свидетельствует о необходимости развития малобюджетных лоукост-перевозок, субсидирования авиамаршрутов. Высокие издержки хозяйственной деятельности в северной зоне (энергоресурсы, тарифы на услуги ЖКХ, продукты питания) являются одной из основных причин высокой стоимости конечного туристского продукта, что делает региональный турпродукт более дорогим в сравнении с аналогичными предложениями на рынке туристских услуг как на внутреннем, так и на международном рынках.

Одновременно с этим развитие экономической деятельности (в том числе и туристической) в северных регионах связано с увеличением издержек на ее ведение и повышением первоначальных инвестиционных вложений для создания и поддержания основных фондов (строительство объектов размещения, создание инфраструктуры, обеспечение безопасности и др.). Дополнительные затраты связаны с северными коэффициентами по оплате труда. Согласно методическим рекомендациям [4] по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:

(1.1)

где НЦСi – используемый показатель государственного сметного норматива – укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

N – общее количество используемых показателей государственного сметного норматива – укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

М – мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

ИПР – прогнозный индекс-дефлятор, определяемый на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

Ктр – коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов – нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются ФАУ «Главгосэкспертиза» (ранее – Минрегионом России), таблица 1.4

Таблица 1.4 - Коэффициенты перехода цен от базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации в 2017 г.

Виды работ/объектов Московская область Мурманская область
Жилые дома 1,00 1,29
Административные здания 1,00 1,24
Объекты народного образования 1,00 1,24
Объекты здравоохранения 1,00 1,24
Спортивные здания и сооружения 1,00 1,22
Объекты культуры 1,00 1,22
Железные дороги 1,00 1,26
Автодороги 1,00 1,21

 

Мосты и путепроводы 1,00 1,22
Наружные сети связи 1,00 1,19
Наружные электрические сети 1,00 1,20
Наружные тепловые сети 1,00 1,17
Сети водоснабжения и канализации 1,00 1,14
Сети газоснабжения 1,00 1,13
Малые архитектурные формы 1,00 1,26
Озеленение 1,00 1,25

Продолжение таблицы 1.4.

 

Крег – коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (для Мурманской области – 1,09);

КС– коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации;

Кзон – коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона;

Зр – дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г.№ 07/2699-ЮД);

НДС – налог на добавленную стоимость.

При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты (для Мурманской области – 1,4, за исключением г. Мурманск).

 

1.2. Эколого-экономическая оценка туристского потенциала исследуемой территории. Составление кадастра туристских ресурсов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: