Расположение города в горах обусловливает не только его промышленный, но и туристско-рекреационный потенциал: благодаря сочетанию природных достопримечательностей (полярно-альпийский ботанический сад с большим разнообразием растительности, озеро Большой Вудъявр и др.) с развитым промышленным производством здесь развиваются различные виды туризма. В контексте развития туристской отрасли необходимо рассматривать несколько масштабов привлекательности Кировска:
- Макроуровень: для туристов из других регионов России и приграничных стран;
- Мезоуровень: туристы из населённых пунктов Мурманской области и Республики Карелия, прежде всего – из г. Мурманск и г. Апатиты;
- Микроуровень, или уровень города, на котором можно рассмотреть роль туристских преобразований в городе для самих его жителей.
Макроуровень. Основными туристами Кировска из других регионов России, прежде всего, будут жители крупных региональных центров, городов федерального значения и, прежде всего, Санкт-Петербурга, для которого эта дестинация наиболее близока. Жители этих центров отличаются наиболее высоким платежеспособным спросом, повышенными требованиями к комфорту, наличию креативных площадок, развлечениям и т.д. Это определяет возможность развития дополнительных развлечений высокого ценового сегмента, например, парапланеризм или мотокроссы, требует развития современных форматов торговли и общественного питания (торговые центры с совокупностью предоставляемых услуг, наличие сетевых магазинов, в том числе известных спортивных брендов). На макроуровне Кировск привлекателен и для туристов из ближайших зарубежных стран – Финляндии и Норвегии.
|
Мезоуровень. В пределах Мурманской области и Республики Карелия Кировск может быть привлекателен для населения всех сравнительно крупнонаселённых городов. Благодаря своему не очень отдалённому по отношению к ним расположению город может развиваться как курорт выходного дня, то есть туристы приезжают на более короткий срок, зато (возможно) чаще. Основной поток туристов сюда будет следовать из наиболее близкого города – Апатиты, и наиболее крупного – Мурманска.
Для них основной причиной приезда также является разнообразие возможностей проведения времени, прежде всего, связанных с активным отдыхом. Комфортность проживания, развитость городской среды их будут интересовать в меньшей степени. Зачастую эта группа туристов будет приезжать в Кировск с конкретной целью: покататься на горных лыжах, сходить в пешеходный маршрут, посетить какое-либо мероприятие и др. (значение событийного туризма как дополнительного повода выехать в Кировск достигает на этом уровне наибольшего значения).
Именно поэтому – чем большее разнообразие вариантов проведения времени в городе и его окрестностях будет предложено, тем большее количество туристов будет сюда приезжать.
Микроуровень. Развитие туристской сферы может быть интересно и принести пользу не только туристам, но и самим жителям Кировска. При развитии городской среды следует учитывать и потребности местного населения. Появление новых объектов сферы услуг и туристской инфраструктуры позволит создать дополнительные рабочие места, в том числе в новых направлениях деятельности, сделать город более комфортным для жизни и интересным для молодого населения, а значит, будет способствовать сокращению миграционной убыли населения.
|
Основным видом деятельности муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией по объему отгруженной продукции остается добыча полезных ископаемых. В структуре экономики по финансовым показателям лидируют АО «Апатит» и АО «СЗФК» Однако в 2017 г. в целях объединения всех производственных активов ПАО «ФосАгро» в одно юридическое лицо была проведена перерегистрация компании АО «Апатит» в город Череповец Вологодской области, что привело к сокращению такого показателя как «Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий». Одновременно на предприятии последовательно проводится оптимизация и повышение эффективности производственных процессов, что отражается на занятости населения и высвобождении квалифицированных трудовых ресурсов.
Одновременно с этим в городе постепенно растет занятость в отраслях непроизводственной сферы, в том числе в туристической и связанных с ней отраслях. Однако, анализ социально-экономических показателей развития городской экономики показывает крайне незначительный вклад этих видов деятельности по налоговым отчислениям непосредственно в местный бюджет. Этот факт определяется как объективными причинами системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, так и масштабами развития отрасли в целом.
По экспертным оценкам, туристский поток г. Кировска (рисунок 1.2) составляет около 120–150 тыс. человек в год (т.е. 40–45% от общего по Мурманской области – 300–320 тыс.).
|
Рисунок 1.2 - Количество посетителей ГЛК «Большой Вудъявр», 2012–2016 гг.,
(человеко-скипасс)[1]
Несмотря на ежегодное увеличение показателей туристского потока, потенциал города существенно больше. Основная задача Кировска как горнолыжной дестинации – увеличивать туристский поток и заставить туриста остаться в городе как можно дольше, ведь в среднем за день турист оставляет в городе около 7 тыс. руб. (хотя в целом данный показатель рознится в зависимости от его финансовой обеспеченности (Таблица 1.5).
Таблица 1.5- Средние суточные траты туриста в г. Кировск, руб.
Услуги | Экономический уровень туристов | ||
«СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ» | «СРЕДНИЕ» | «ЭКОНОМ» | |
Проживание* | 4000-4500 | 2500-2600 | 800-1000 |
Питание | |||
Горнолыжный курорт ** | 1200-2500 | 1200-2300 | 1200-2000 |
Продолжение таблицы 1.5
Дополнительные туристские развлечения*** | 50-5000 | 50-2000 | 50-250 |
Дополнительные траты (магазины, сувениры) | около 1000 | около 1000 | около 1000 |
Итого по средним значениям: |
Источник: составлено и рассчитано авторами на основе данных популярных сайтов бронирования отелей, сайтов предоставления услуг
*апартаменты за пределами г. Кировск не рассматривались
**перечень и стоимость входящих в рассчитанный показатель услуг приведены в Таблице 1.6
*** перечень и стоимость входящих в рассчитанный показатель услуг приведены в Таблице 1.7
Таблица 1.6 - Перечень и стоимость услуг горнолыжных склонов г. Кировск
Услуга | Стоимость, руб | Комментарий |
Ски-пасс | 900–1400 | в зависимости от длительности – на 1 сутки или 5 суток и ГЛК |
Прокат | 700–1000 | 1000 р. на сутки, если брать на несколько дней |
Снегоход | мин стоимость тура для начинающего туриста |
Источник: составлено авторами на основе данных сайтов
https://bigwood.ru/web/kurort/и https://www.25chorr.ru/
Таблица 1.7 - Перечень и стоимость туристских услуг, не относящихся к горнолыжным склонам
Услуга | Стоимость | Источник |
Ботанический сад | https://pabgi.ru/excursion.html | |
МВЦ Апатит | https://www.mvc-apatit.ru/ | |
Краеведческий музей | 30-100 | https://www.museum25km.ru/?p=people |
ЭТЦ «Снежная деревня» | https://snowderevnya.ru/ | |
Бассейн (в час) | 200–300 | https://www.hibiny.com/info/yellow/item/546/ |
Велопрогулка | https://rstveloped.ru/services/leto/veloprogulki/ | |
Прогулка на собачьих упряжках | https://hibiny4you.ru/c-legkim-parom/141-banja-6.html | |
Конный клуб | 200–1000 | https://koni-kirovsk.ru/excursion/13-verkhovye-progulki.html |
Аренда автомобиля (на сутки) | 2000–2500 | https://www.snowtracker.ru/services/cars_rent/?clear_cache=Y https://prokat-kirovsk.ru/automobile-i-ceni/ |
Аренда велосипеда (на сутки) | 500–700 | https://www.snowtracker.ru/services/bikes_rent/ https://prokat-kirovsk.ru/bike/ |
Прокат лодок | https://murmansk.goplace.ru/kirovsk/arenda-lodki.html |
Источник: составлено авторами на основе данных представленных в таблице сайтов
Согласно данным, представленным в Таблице 1.5, в среднем за год (при средней продолжительности проживания в городе 2 – 3 дня) туристы, исходя из их соотношения по ценовым категориям, которое было рассчитано через соотношение отелей и апартаментов определённой звёздности и стоимости проживания, оставляют в Кировске около 2,5 млрд. руб. Однако, в структуре суммарных налоговых отчислений г. Кировска вклад туристской деятельности, на данный момент, остается незначительным, в то время как в 2016 г. 86% суммарных налоговых отчислений приходилось на промышленное производство (Таблицы 1.8 – 1.9, рисунок 1.3 – 1.4).
Таблица 1.8 - Структура суммарных налоговых поступлений г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
1 737 642 | 2 252 503 | 493 502 | 4 483 647 | |
1 625 911 | 3 032 583 | 539 987 | 5 198 481 | |
2 612 982 | 5 408 602 | 523 359 | 8 544 943 | |
3 912 621 | 8 516 677 | 567 503 | 12 996 801 |
Рисунок 1.3 - Структура суммарных налоговых поступлений г. Кировска
(2013–2016 гг.), тыс. р.
Таблица 1.9 - Структура суммарных налоговых поступлений от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
20 843 | 13 197 | 10 079 | 44 119 | |
-16 262 | 15 876 | 10 760 | 10 374 | |
-95 637 | 22 254 | 10 614 | -62 769 | |
-82 613 | 22 843 | 11 017 | -48 753 |
Рисунок 1.4 - Структура суммарных налоговых поступлений от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Если рассматривать налоговые поступления в местный бюджет, то в2016 г. вклад туристской индустрии составил 2%, при этом большую часть финансовых средств обеспечивала работа кафе и ресторанов (ОКВЭД 55.3) и гостиниц (ОКВЭД 55.1) (44% и 24% от всех поступлений от туристских видов деятельности соответственно). Промышленные производства обеспечили в 2016 г. 32% налоговых поступлений в муниципальный бюджет, прочие виды деятельности – 66 % (Таблицы 1.10 – 1.11, рисунки 1.4 – 1.5).
Таблица 1.10 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | ||||
Всего поступлений от налогопательщиков г. Кировска, в т.ч.: | 493 502 | 539 987 | 523 359 | 567 503 |
- налогоотчисления АО «Апатит» | 163 252 | 197 842 | 181 761 | 181 876 |
- налогоотчисления от деятельности прочих предприятий (без АО «Апатит»), в т.ч.: | 330 250 | 342 145 | 341 598 | 385 627 |
- налогоотчисления от предприятий туризма, питания и средств размещения | 10 079 | 10 760 | 10 614 | 11 017 |
- налогоотчисления от деятельности прочих предприятий | 320 171 | 331 385 | 330 984 | 374 610 |
Рисунок 1.5 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Таблица 1.11 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (по ОКВЭД) (2013–2016 гг.), тыс. р.
ОКВЭД | Наименование ОКВЭД | ||||
55.1 | Деятельность гостиниц | 2 606 | 2 490 | 2 661 | |
55.11 | Деятельность гостиниц с ресторанами | ||||
55.12 | Деятельность гостиниц без ресторанов |
Продолжение таблицы 1.11
55.2 | Деятельность прочих мест для временного проживания | ||||
55.23.3 | Сдача внаем для временного проживания меблированных комнат | ||||
55.3 | Деятельность ресторанов и кафе | 4 484 | 5 762 | 4 840 | |
55.4 | Деятельность баров | ||||
55.5 | Деятельность столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания | 1 605 | 1 487 | ||
55.51 | Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях | 1 208 | 1 849 | ||
55.52 | Поставка продукции общественного питания | ||||
63.3 | Деятельность туристических агентств | ||||
63.30.4 | Предоставление туристических экскурсионных услуг | ||||
ВСЕГО | 10 079 | 10 760 | 10 614 | 11 017 |
Рисунок 1.6 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (по ОКВЭД) (2013–2016 гг.) (тыс. руб.)
Все варианты размещения туриста в городе можно разделить на несколько основных типов:
- съемные квартиры (апартаменты), в которых туристы могут себя чувствовать себя как дома: есть кухня, санузел, стиральная машина, но существуют и все нюансы, связанные с проживанием в многоквартирном доме. По оценкам экспертов, около 60% туристов размещаются в частном фонде, в частности, на ул. Олимпийская, т.к. это дешевле, дома располагаются в шаговой доступности к горнолыжному комплексу, а также вследствие предпочтения домашней обстановки. Были предприняты попытки создания интернет-сервисов по аренде квартир, но они не дали результатов, скорее всего, по причине отсутствия рекламы и, как следствие, не информированности туристов;
- хостелы, отличающиеся удобством для больших компаний, но недостаточностью личного пространства;
- отели классического формата с понятным и стандартным набором опций.
По итогам 2016 г. совокупное количество действующих гостиниц и коллективных средств размещения составило 17 единиц с общим номерным фондом в количестве 563 единовременной вместимостью 1 321 мест. По экспертным оценкам, более половины всех туристов города размещается в частном секторе, что создает проблемы точного учета ежегодного туристического потока, а также приводит к выпадающим доходам в городской бюджет. Таким образом, количество лиц, размещенных в частном секторе, сопоставимо с количеством лиц, размещенных в коллективных средствах размещения. По данным районного отдела Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты), на 2016 г. в КСР г. Кировска было размещено 24 096 чел., из которых 1 489 – иностранные граждане, т.е., суммарно количество размещенных в частном секторе и в КСР, превысило 50 000 чел.
Основной проблемой города является ограниченное предложение дополнительных услуг, не соответствующее объему современного туристского спроса, таблица 1.12. В Кировске необходимо вывести из «теневого бизнеса» туристские компании, занимающиеся формированием пакетных программ активных отдыха, прокатом экипировки и оборудования для активного туризма (велосипеды, байдарки и т.п.).
При существующем туристском потоке и при предположении, что хотя бы по 20% от «состоятельных» и «средних» туристов один раз воспользуются вышеназванными услугами, они оставят в городе дополнительно около 60 млн. руб.
Таблица 1.12 - Перечень и средняя стоимость возможных для развития в Кировске услуг
Услуга | Стоимость |
Поездки или походы на байдарках | 3000–8000 |
Пешие походы | 1000–3000 |
Экскурсии по промышленному производству | От 1500 |
Парапланеризм | 1800–3000 |
Кроме того, среди недостатков курорта можно назвать небольшое количество (или отсутствие) гостиниц и отелей, имеющих хотя бы четыре звезды по международной классификации, апарт-отелей, то есть почти полное отсутствие уровня обслуживания, необходимого для «состоятельных» туристов (в то же время планируемое создание нескольких гостиниц такого уровня с примерным количеством мест размещения около 2000 позволит в ближайшие 10 лет увеличить поток «состоятельных» и, возможно, «средних» туристов на 150–200 тыс. чел.); неразвитую сферу торговли, в то время как создание новых специализированных и обычных продуктовых магазинов интересно не только туристам, но и самим жителям города.
Рассмотрим структуру налоговых поступлений от различных видов экономической деятельности, связанных с туризмом (по ОКВЭД) (Таблицы 1.13 –1.23, рисунки 1.7–1.17).
Таблица 1.13 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий (ОКВЭД 55.1) г. Кировска (2013-2016 гг.), тыс.р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | ВСЕГО |
2 606 | ||||
1 039 | 2 490 | 3 530 | ||
3 131 | ||||
1 209 | 2 661 | 3 870 |
Рисунок 1.2.4.8 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий (ОКВЭД 55.1) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014 и 2016 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности гостиничных предприятий (ОКВЭД 55.1).
Таблица 1.14 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий с ресторанами (ОКВЭД 55.11) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
1 390 |
Рисунок 1.8 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий с ресторанами (ОКВЭД 55.11) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014 и 2016 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности гостиничных предприятий и ресторанов (ОКВЭД 55.11).
Таблица 1.15 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий без ресторанов (ОКВЭД 55.12) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
Рисунок 1.9 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий без ресторанов (ОКВЭД 55.12) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Следует отметить, что суммы налоговых отчислений по ОКВЭД 55.12 – деятельность гостиничных предприятий без ресторанов – резко возросли в 2016 г., причем произошло увеличение доходов в местный бюджет, более чем в 3 раза по сравнению с 2015 г.
Таблица 1.16 - Структура налоговых поступления от деятельности прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.2) г. Кировска (2013–2016 гг.) тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
Рисунок 1.10 - Структура налоговых поступления от деятельности прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.2) г. Кировска (2013–2016 гг.) (тыс. руб.)
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, основные налоговые поступления от деятельности прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.2) концентрируются в федеральном бюджете.
Таблица 1.17 - Структура налоговых поступления от сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат (ОКВЭД 55.23.2) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
Рисунок 1.11 - Структура налоговых поступлений от сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат (ОКВЭД 55.23.2) г. Кировска (2013-2016 гг.), тыс. р.
Следует отметить, что учет налоговых отчислений по ОКВЭД 55.2 и ОКВЭД 55.23.3 – сдача внаем для временного проживания меблированных комнат – ведется только с 2016 г.
Таблица 1.18 - Структура налоговых поступления от деятельности ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
-891 | 6 882 | 4 484 | 10 475 | |
-29 415 | 8 865 | 5 762 | -14 788 | |
-101 312 | 19 258 | 5 911 | -76 143 | |
-83 095 | 16 790 | 4 840 | -61 465 |
Рисунок 1.12 - Структура налоговых поступлений от деятельности ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, с 2014 г. наблюдается ежегодная задолженность по налоговым отчислениям в федеральный бюджет от деятельности ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.3).
Таблица 1.19 - Структура налоговых поступления от деятельности баров (ОКВЭД 55.4) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности баров (ОКВЭД 55.4).
Рисунок 1.13 - Структура налоговых поступления от деятельности баров
(ОКВЭД 55.4) г. Кировска (2013–2016 гг.) (тыс. руб.)
Таблица 1.20 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания (ОКВЭД 55.5) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
21 658 | 3 904 | 1 605 | 27 167 | |
13 031 | 5 247 | 1 487 | 19 765 | |
5 562 | -1 356 | 4 288 | ||
Рисунок 1.14 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания (ОКВЭД 55.5) г. Кировска (2013-2016 гг.) (тыс. руб.)
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2015 г. наблюдалась задолженность по налоговым отчислениям в областной бюджет от деятельности столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания. Данные за 2016 г. в налоговые органы на момент проведения анализа налоговых поступлений по данному ОКВЭД предприятиями не были представлены (ОКВЭД 55.5).
Таблица 1.21 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и учреждениях (ОКВЭД 55.51) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс.р
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
1 037 | 1 471 | |||
2 792 | 1 208 | 4 000 | ||
4 097 | 1 849 | 5 947 |
Рисунок 1.15 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и учреждениях (ОКВЭД 55.51) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2014 г. наблюдалась резкое снижение налоговых отчислений в целом, а также отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности столовых при предприятиях и учреждениях (ОКВЭД 55.51).
Таблица 1.22 - Структура налоговых поступления от поставки продукции общественного питания (ОКВЭД 55.52) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
Рисунок 1.16 - Структура налоговых поступления от поставки продукции общественного питания (ОКВЭД 55.52) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2016 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от поставки продукции общественного питания (ОКВЭД 55.52).
Таблица 1.23 - Структура налоговых поступления от деятельности туристических агентств (ОКВЭД 63.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.
Год | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местный бюджет | Всего |
Рисунок 1.17- Структура налоговых поступления от деятельности туристических агентств (ОКВЭД 63.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс.р
Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности туристических агентств (ОКВЭД 63.3). Учет данных по ОКВЭД 63.30.4 «Предоставление туристических экскурсионных услуг» в 2013–2016 гг. не проводился.
Для привлечения большего количества туристов город и непосредственно объекты туристской инфраструктуры должны стать более приятными и современными, то есть им необходимы ремонт и модернизация, обновление имеющихся фондов. Работа именно в этом направлении уже дала результаты. Так, по данным приведённым в Российской газете[2], появление в городе комбинированной кресельно-гондольной канатной дороги в 2015 г. на ГЛК «Большой Вудъявр» туристический поток Кировска увеличился на 30%, которые принесли в Кировск дополнительно около 230 млн. р.
Туризм может стать главной альтернативой занятости в добывающей промышленности - это отрасль, которая требует работников самой разной квалификации, умений и способностей, но во многом это более креативная и коммуникативная отрасль, что может быть более интересно молодому населению города. В связи с этим туризм можно рассматривать как отрасль, способную сократить миграционный отток населения Кировска, а также создать сезонную занятость.
Согласно Стратегии развития г. Кировска, создаваемые в течение ближайших 20 лет гостиницы и рестораны смогут дополнительно дать порядка 7,5 тыс. новых рабочих мест, то есть потенциально на них смогут быть заняты около 20% от работников всех организаций г. Кировска, рисунок 1.18. Кроме этого, в сезон в городе могут быть созданы от 400 (уже к 2020 г.) до 2500 (к 2037 г.) дополнительных рабочих мест.
Рисунок 1.18 - Прогнозируемый рост доли занятых в сфере «гостиницы и рестораны» от среднесписочной численности работников организаций города Кировска
Источник: Кировск. Градостроительная концепция развития города как всесезонного туристского центра
Заработная плата в туристской отрасли в основном будет уступать средней по городу, составляя примерно 50% от неё. Однако если учитывать, что туризм сможет активизировать не имеющие работы кадры, сократить миграцию или стать источником дополнительного заработка, то даже этот показатель может внести небольшой вклад в рост оборота розничной торговли города.
Однако в целом дополнительный рост экономических показателей города будет обеспечиваться непосредственно туристским бизнесом и привлекаемыми на курорт туристами: создание дополнительной и модернизация имеющейся инфраструктуры позволит принимать большее количество туристов, приток которых активизирует деятельность объектов розничной торговли, ресторанов, центров предоставления различных услуг. В связи с этим, согласно имеющемуся прогнозу, оборот розничной торговли в Кировске уже к 2020 г. возрастёт в 2,5 раза, а к 2037 г. данный показатель может быть увеличен более, чем в 15 раз с учётом инфляции, что главным образом будет достигаться за счёт зимнего притока туристов на курорт, рисунок 1.19.
Рисунок 1.19 - Динамика оборота розничной торговли на период реализации стратегии по развитию туризма
Источник: Кировск. Градостроительная концепция развития города
как всесезонного туристского центра
Таким образом, туризм будет способствовать активизации малого и среднего бизнеса в Кировске, который, в свою очередь, сможет обеспечить городу дополнительный доход благодаря росту доходной части его бюджета (прежде всего – НДФЛ, земельного налога и налога на имущество физических лиц). Как показано на рисунке 1.20, туристская сфера к 2037 г. сможет составлять уже почти 50% всего объёма поступающего в бюджет города НДФЛ и около 10% от всего земельного налога. Кроме того, туристская сфера может стать источником дополнительного налога – курортного сбора, введение которого позволит городу получать дополнительно около 25 млн. р. уже в 2020 г. и 50 млн. р. к 2047 г.
Рисунок 1.20 - Прогнозируемые значения доходов бюджета и его основных составляющих
Источник: Кировск. Градостроительная концепция развития города
как всесезонного туристского центра
Кировск–курорт предлагает достаточно много вариантов проведения времени, однако для достижения большего эффекта необходимо увеличить их масштабы и сделать централизованные центры комплексного предоставления услуг. Основным препятствием для раскрытия потенциала города является недостаток мест размещения и питания с высоким уровнем обслуживания и текущее состояние туристской инфраструктуры. Изменения именно в этом направлении в ближайшие годы смогут обеспечить наибольший рост туристского потока в г. Кировск, который, в свою очередь, сможет активизировать малое и среднее предпринимательство в городе, обеспечивающее населению дополнительные рабочие места и доходы, а городу – дополнительные налоговые доходы.