Экономическая оценка туристско-рекреационного потенциала исследуемой территории.




Расположение города в горах обусловливает не только его промышленный, но и туристско-рекреационный потенциал: благодаря сочетанию природных достопримечательностей (полярно-альпийский ботанический сад с большим разнообразием растительности, озеро Большой Вудъявр и др.) с развитым промышленным производством здесь развиваются различные виды туризма. В контексте развития туристской отрасли необходимо рассматривать несколько масштабов привлекательности Кировска:

- Макроуровень: для туристов из других регионов России и приграничных стран;

- Мезоуровень: туристы из населённых пунктов Мурманской области и Республики Карелия, прежде всего – из г. Мурманск и г. Апатиты;

- Микроуровень, или уровень города, на котором можно рассмотреть роль туристских преобразований в городе для самих его жителей.

Макроуровень. Основными туристами Кировска из других регионов России, прежде всего, будут жители крупных региональных центров, городов федерального значения и, прежде всего, Санкт-Петербурга, для которого эта дестинация наиболее близока. Жители этих центров отличаются наиболее высоким платежеспособным спросом, повышенными требованиями к комфорту, наличию креативных площадок, развлечениям и т.д. Это определяет возможность развития дополнительных развлечений высокого ценового сегмента, например, парапланеризм или мотокроссы, требует развития современных форматов торговли и общественного питания (торговые центры с совокупностью предоставляемых услуг, наличие сетевых магазинов, в том числе известных спортивных брендов). На макроуровне Кировск привлекателен и для туристов из ближайших зарубежных стран – Финляндии и Норвегии.

Мезоуровень. В пределах Мурманской области и Республики Карелия Кировск может быть привлекателен для населения всех сравнительно крупнонаселённых городов. Благодаря своему не очень отдалённому по отношению к ним расположению город может развиваться как курорт выходного дня, то есть туристы приезжают на более короткий срок, зато (возможно) чаще. Основной поток туристов сюда будет следовать из наиболее близкого города – Апатиты, и наиболее крупного – Мурманска.

Для них основной причиной приезда также является разнообразие возможностей проведения времени, прежде всего, связанных с активным отдыхом. Комфортность проживания, развитость городской среды их будут интересовать в меньшей степени. Зачастую эта группа туристов будет приезжать в Кировск с конкретной целью: покататься на горных лыжах, сходить в пешеходный маршрут, посетить какое-либо мероприятие и др. (значение событийного туризма как дополнительного повода выехать в Кировск достигает на этом уровне наибольшего значения).

Именно поэтому – чем большее разнообразие вариантов проведения времени в городе и его окрестностях будет предложено, тем большее количество туристов будет сюда приезжать.

Микроуровень. Развитие туристской сферы может быть интересно и принести пользу не только туристам, но и самим жителям Кировска. При развитии городской среды следует учитывать и потребности местного населения. Появление новых объектов сферы услуг и туристской инфраструктуры позволит создать дополнительные рабочие места, в том числе в новых направлениях деятельности, сделать город более комфортным для жизни и интересным для молодого населения, а значит, будет способствовать сокращению миграционной убыли населения.

Основным видом деятельности муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией по объему отгруженной продукции остается добыча полезных ископаемых. В структуре экономики по финансовым показателям лидируют АО «Апатит» и АО «СЗФК» Однако в 2017 г. в целях объединения всех производственных активов ПАО «ФосАгро» в одно юридическое лицо была проведена перерегистрация компании АО «Апатит» в город Череповец Вологодской области, что привело к сокращению такого показателя как «Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий». Одновременно на предприятии последовательно проводится оптимизация и повышение эффективности производственных процессов, что отражается на занятости населения и высвобождении квалифицированных трудовых ресурсов.

Одновременно с этим в городе постепенно растет занятость в отраслях непроизводственной сферы, в том числе в туристической и связанных с ней отраслях. Однако, анализ социально-экономических показателей развития городской экономики показывает крайне незначительный вклад этих видов деятельности по налоговым отчислениям непосредственно в местный бюджет. Этот факт определяется как объективными причинами системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, так и масштабами развития отрасли в целом.

По экспертным оценкам, туристский поток г. Кировска (рисунок 1.2) составляет около 120–150 тыс. человек в год (т.е. 40–45% от общего по Мурманской области – 300–320 тыс.).

 

Рисунок 1.2 - Количество посетителей ГЛК «Большой Вудъявр», 2012–2016 гг.,

(человеко-скипасс)[1]

 

Несмотря на ежегодное увеличение показателей туристского потока, потенциал города существенно больше. Основная задача Кировска как горнолыжной дестинации – увеличивать туристский поток и заставить туриста остаться в городе как можно дольше, ведь в среднем за день турист оставляет в городе около 7 тыс. руб. (хотя в целом данный показатель рознится в зависимости от его финансовой обеспеченности (Таблица 1.5).

Таблица 1.5- Средние суточные траты туриста в г. Кировск, руб.

Услуги Экономический уровень туристов
«СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ» «СРЕДНИЕ» «ЭКОНОМ»
Проживание* 4000-4500 2500-2600 800-1000
Питание      
Горнолыжный курорт ** 1200-2500 1200-2300 1200-2000

 

Продолжение таблицы 1.5

Дополнительные туристские развлечения*** 50-5000 50-2000 50-250
Дополнительные траты (магазины, сувениры) около 1000 около 1000 около 1000
Итого по средним значениям:      

 

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе данных популярных сайтов бронирования отелей, сайтов предоставления услуг

*апартаменты за пределами г. Кировск не рассматривались

**перечень и стоимость входящих в рассчитанный показатель услуг приведены в Таблице 1.6

*** перечень и стоимость входящих в рассчитанный показатель услуг приведены в Таблице 1.7

 

Таблица 1.6 - Перечень и стоимость услуг горнолыжных склонов г. Кировск

Услуга Стоимость, руб Комментарий
Ски-пасс 900–1400 в зависимости от длительности – на 1 сутки или 5 суток и ГЛК
Прокат 700–1000 1000 р. на сутки, если брать на несколько дней
Снегоход   мин стоимость тура для начинающего туриста

Источник: составлено авторами на основе данных сайтов

https://bigwood.ru/web/kurort/и https://www.25chorr.ru/

 

Таблица 1.7 - Перечень и стоимость туристских услуг, не относящихся к горнолыжным склонам

 

Услуга Стоимость Источник
Ботанический сад   https://pabgi.ru/excursion.html
МВЦ Апатит   https://www.mvc-apatit.ru/
Краеведческий музей 30-100 https://www.museum25km.ru/?p=people
ЭТЦ «Снежная деревня»   https://snowderevnya.ru/
Бассейн (в час) 200–300 https://www.hibiny.com/info/yellow/item/546/
Велопрогулка   https://rstveloped.ru/services/leto/veloprogulki/
Прогулка на собачьих упряжках   https://hibiny4you.ru/c-legkim-parom/141-banja-6.html
Конный клуб 200–1000 https://koni-kirovsk.ru/excursion/13-verkhovye-progulki.html
Аренда автомобиля (на сутки) 2000–2500 https://www.snowtracker.ru/services/cars_rent/?clear_cache=Y https://prokat-kirovsk.ru/automobile-i-ceni/
Аренда велосипеда (на сутки) 500–700 https://www.snowtracker.ru/services/bikes_rent/ https://prokat-kirovsk.ru/bike/
Прокат лодок   https://murmansk.goplace.ru/kirovsk/arenda-lodki.html

Источник: составлено авторами на основе данных представленных в таблице сайтов

Согласно данным, представленным в Таблице 1.5, в среднем за год (при средней продолжительности проживания в городе 23 дня) туристы, исходя из их соотношения по ценовым категориям, которое было рассчитано через соотношение отелей и апартаментов определённой звёздности и стоимости проживания, оставляют в Кировске около 2,5 млрд. руб. Однако, в структуре суммарных налоговых отчислений г. Кировска вклад туристской деятельности, на данный момент, остается незначительным, в то время как в 2016 г. 86% суммарных налоговых отчислений приходилось на промышленное производство (Таблицы 1.81.9, рисунок 1.31.4).

 

Таблица 1.8 - Структура суммарных налоговых поступлений г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
  1 737 642 2 252 503 493 502 4 483 647
  1 625 911 3 032 583 539 987 5 198 481
  2 612 982 5 408 602 523 359 8 544 943
  3 912 621 8 516 677 567 503 12 996 801

Рисунок 1.3 - Структура суммарных налоговых поступлений г. Кировска

(2013–2016 гг.), тыс. р.

 

 

Таблица 1.9 - Структура суммарных налоговых поступлений от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
  20 843 13 197 10 079 44 119
  -16 262 15 876 10 760 10 374
  -95 637 22 254 10 614 -62 769
  -82 613 22 843 11 017 -48 753

Рисунок 1.4 - Структура суммарных налоговых поступлений от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

Если рассматривать налоговые поступления в местный бюджет, то в2016 г. вклад туристской индустрии составил 2%, при этом большую часть финансовых средств обеспечивала работа кафе и ресторанов (ОКВЭД 55.3) и гостиниц (ОКВЭД 55.1) (44% и 24% от всех поступлений от туристских видов деятельности соответственно). Промышленные производства обеспечили в 2016 г. 32% налоговых поступлений в муниципальный бюджет, прочие виды деятельности – 66 % (Таблицы 1.101.11, рисунки 1.41.5).

Таблица 1.10 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год        
Всего поступлений от налогопательщиков г. Кировска, в т.ч.: 493 502 539 987 523 359 567 503
- налогоотчисления АО «Апатит» 163 252 197 842 181 761 181 876
- налогоотчисления от деятельности прочих предприятий (без АО «Апатит»), в т.ч.: 330 250 342 145 341 598 385 627
- налогоотчисления от предприятий туризма, питания и средств размещения 10 079 10 760 10 614 11 017
- налогоотчисления от деятельности прочих предприятий 320 171 331 385 330 984 374 610

Рисунок 1.5 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Таблица 1.11 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (по ОКВЭД) (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

ОКВЭД Наименование ОКВЭД        
55.1 Деятельность гостиниц 2 606 2 490   2 661
55.11 Деятельность гостиниц с ресторанами        
55.12 Деятельность гостиниц без ресторанов        

 

Продолжение таблицы 1.11

55.2 Деятельность прочих мест для временного проживания        
55.23.3 Сдача внаем для временного проживания меблированных комнат        
55.3 Деятельность ресторанов и кафе 4 484 5 762   4 840
55.4 Деятельность баров        
55.5 Деятельность столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания 1 605 1 487    
55.51 Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях     1 208 1 849
55.52 Поставка продукции общественного питания        
63.3 Деятельность туристических агентств        
63.30.4 Предоставление туристических экскурсионных услуг        
ВСЕГО 10 079 10 760 10 614 11 017

 

 

Рисунок 1.6 - Структура налоговых поступлений в муниципальный бюджет от предприятий туризма, питания и средств размещения г. Кировска (по ОКВЭД) (2013–2016 гг.) (тыс. руб.)

 

Все варианты размещения туриста в городе можно разделить на несколько основных типов:

- съемные квартиры (апартаменты), в которых туристы могут себя чувствовать себя как дома: есть кухня, санузел, стиральная машина, но существуют и все нюансы, связанные с проживанием в многоквартирном доме. По оценкам экспертов, около 60% туристов размещаются в частном фонде, в частности, на ул. Олимпийская, т.к. это дешевле, дома располагаются в шаговой доступности к горнолыжному комплексу, а также вследствие предпочтения домашней обстановки. Были предприняты попытки создания интернет-сервисов по аренде квартир, но они не дали результатов, скорее всего, по причине отсутствия рекламы и, как следствие, не информированности туристов;

- хостелы, отличающиеся удобством для больших компаний, но недостаточностью личного пространства;

- отели классического формата с понятным и стандартным набором опций.

По итогам 2016 г. совокупное количество действующих гостиниц и коллективных средств размещения составило 17 единиц с общим номерным фондом в количестве 563 единовременной вместимостью 1 321 мест. По экспертным оценкам, более половины всех туристов города размещается в частном секторе, что создает проблемы точного учета ежегодного туристического потока, а также приводит к выпадающим доходам в городской бюджет. Таким образом, количество лиц, размещенных в частном секторе, сопоставимо с количеством лиц, размещенных в коллективных средствах размещения. По данным районного отдела Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты), на 2016 г. в КСР г. Кировска было размещено 24 096 чел., из которых 1 489 – иностранные граждане, т.е., суммарно количество размещенных в частном секторе и в КСР, превысило 50 000 чел.

Основной проблемой города является ограниченное предложение дополнительных услуг, не соответствующее объему современного туристского спроса, таблица 1.12. В Кировске необходимо вывести из «теневого бизнеса» туристские компании, занимающиеся формированием пакетных программ активных отдыха, прокатом экипировки и оборудования для активного туризма (велосипеды, байдарки и т.п.).

При существующем туристском потоке и при предположении, что хотя бы по 20% от «состоятельных» и «средних» туристов один раз воспользуются вышеназванными услугами, они оставят в городе дополнительно около 60 млн. руб.

 

 

Таблица 1.12 - Перечень и средняя стоимость возможных для развития в Кировске услуг

 

Услуга Стоимость
Поездки или походы на байдарках 3000–8000
Пешие походы 1000–3000
Экскурсии по промышленному производству От 1500
Парапланеризм 1800–3000

 

Кроме того, среди недостатков курорта можно назвать небольшое количество (или отсутствие) гостиниц и отелей, имеющих хотя бы четыре звезды по международной классификации, апарт-отелей, то есть почти полное отсутствие уровня обслуживания, необходимого для «состоятельных» туристов (в то же время планируемое создание нескольких гостиниц такого уровня с примерным количеством мест размещения около 2000 позволит в ближайшие 10 лет увеличить поток «состоятельных» и, возможно, «средних» туристов на 150–200 тыс. чел.); неразвитую сферу торговли, в то время как создание новых специализированных и обычных продуктовых магазинов интересно не только туристам, но и самим жителям города.

Рассмотрим структуру налоговых поступлений от различных видов экономической деятельности, связанных с туризмом (по ОКВЭД) (Таблицы 1.13 –1.23, рисунки 1.7–1.17).

 

Таблица 1.13 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий (ОКВЭД 55.1) г. Кировска (2013-2016 гг.), тыс.р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет ВСЕГО
      2 606  
    1 039 2 490 3 530
        3 131
    1 209 2 661 3 870

 

Рисунок 1.2.4.8 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий (ОКВЭД 55.1) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014 и 2016 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности гостиничных предприятий (ОКВЭД 55.1).

 

Таблица 1.14 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий с ресторанами (ОКВЭД 55.11) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
        1 390

 

Рисунок 1.8 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий с ресторанами (ОКВЭД 55.11) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014 и 2016 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности гостиничных предприятий и ресторанов (ОКВЭД 55.11).

 

Таблица 1.15 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий без ресторанов (ОКВЭД 55.12) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
         

 

 

Рисунок 1.9 - Структура налоговых поступления от деятельности гостиничных предприятий без ресторанов (ОКВЭД 55.12) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Следует отметить, что суммы налоговых отчислений по ОКВЭД 55.12 – деятельность гостиничных предприятий без ресторанов – резко возросли в 2016 г., причем произошло увеличение доходов в местный бюджет, более чем в 3 раза по сравнению с 2015 г.

 

Таблица 1.16 - Структура налоговых поступления от деятельности прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.2) г. Кировска (2013–2016 гг.) тыс. р.

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
         

 

Рисунок 1.10 - Структура налоговых поступления от деятельности прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.2) г. Кировска (2013–2016 гг.) (тыс. руб.)

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, основные налоговые поступления от деятельности прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.2) концентрируются в федеральном бюджете.

 

Таблица 1.17 - Структура налоговых поступления от сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат (ОКВЭД 55.23.2) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
         

Рисунок 1.11 - Структура налоговых поступлений от сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат (ОКВЭД 55.23.2) г. Кировска (2013-2016 гг.), тыс. р.

 

Следует отметить, что учет налоговых отчислений по ОКВЭД 55.2 и ОКВЭД 55.23.3 – сдача внаем для временного проживания меблированных комнат – ведется только с 2016 г.

 

Таблица 1.18 - Структура налоговых поступления от деятельности ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
  -891 6 882 4 484 10 475
  -29 415 8 865 5 762 -14 788
  -101 312 19 258 5 911 -76 143
  -83 095 16 790 4 840 -61 465

 

 

Рисунок 1.12 - Структура налоговых поступлений от деятельности ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, с 2014 г. наблюдается ежегодная задолженность по налоговым отчислениям в федеральный бюджет от деятельности ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.3).

 

Таблица 1.19 - Структура налоговых поступления от деятельности баров (ОКВЭД 55.4) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
         

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности баров (ОКВЭД 55.4).

 

Рисунок 1.13 - Структура налоговых поступления от деятельности баров

(ОКВЭД 55.4) г. Кировска (2013–2016 гг.) (тыс. руб.)

 

Таблица 1.20 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания (ОКВЭД 55.5) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
  21 658 3 904 1 605 27 167
  13 031 5 247 1 487 19 765
  5 562 -1 356   4 288
         

 

 

Рисунок 1.14 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания (ОКВЭД 55.5) г. Кировска (2013-2016 гг.) (тыс. руб.)

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2015 г. наблюдалась задолженность по налоговым отчислениям в областной бюджет от деятельности столовых при предприятиях и поставка продукции общественного питания. Данные за 2016 г. в налоговые органы на момент проведения анализа налоговых поступлений по данному ОКВЭД предприятиями не были представлены (ОКВЭД 55.5).

 

Таблица 1.21 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и учреждениях (ОКВЭД 55.51) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс.р

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
    1 037   1 471
         
    2 792 1 208 4 000
    4 097 1 849 5 947

 

Рисунок 1.15 - Структура налоговых поступления от деятельности столовых при предприятиях и учреждениях (ОКВЭД 55.51) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2014 г. наблюдалась резкое снижение налоговых отчислений в целом, а также отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности столовых при предприятиях и учреждениях (ОКВЭД 55.51).

 

Таблица 1.22 - Структура налоговых поступления от поставки продукции общественного питания (ОКВЭД 55.52) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
         

 

 

Рисунок 1.16 - Структура налоговых поступления от поставки продукции общественного питания (ОКВЭД 55.52) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2016 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от поставки продукции общественного питания (ОКВЭД 55.52).

 

Таблица 1.23 - Структура налоговых поступления от деятельности туристических агентств (ОКВЭД 63.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс. р.

Год Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Всего
         
         
         
         

 

 

Рисунок 1.17- Структура налоговых поступления от деятельности туристических агентств (ОКВЭД 63.3) г. Кировска (2013–2016 гг.), тыс.р

 

Согласно данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области, в 2013–2014 гг. наблюдалось отсутствие налоговых отчислений в федеральный бюджет от деятельности туристических агентств (ОКВЭД 63.3). Учет данных по ОКВЭД 63.30.4 «Предоставление туристических экскурсионных услуг» в 2013–2016 гг. не проводился.

Для привлечения большего количества туристов город и непосредственно объекты туристской инфраструктуры должны стать более приятными и современными, то есть им необходимы ремонт и модернизация, обновление имеющихся фондов. Работа именно в этом направлении уже дала результаты. Так, по данным приведённым в Российской газете[2], появление в городе комбинированной кресельно-гондольной канатной дороги в 2015 г. на ГЛК «Большой Вудъявр» туристический поток Кировска увеличился на 30%, которые принесли в Кировск дополнительно около 230 млн. р.

Туризм может стать главной альтернативой занятости в добывающей промышленности - это отрасль, которая требует работников самой разной квалификации, умений и способностей, но во многом это более креативная и коммуникативная отрасль, что может быть более интересно молодому населению города. В связи с этим туризм можно рассматривать как отрасль, способную сократить миграционный отток населения Кировска, а также создать сезонную занятость.

Согласно Стратегии развития г. Кировска, создаваемые в течение ближайших 20 лет гостиницы и рестораны смогут дополнительно дать порядка 7,5 тыс. новых рабочих мест, то есть потенциально на них смогут быть заняты около 20% от работников всех организаций г. Кировска, рисунок 1.18. Кроме этого, в сезон в городе могут быть созданы от 400 (уже к 2020 г.) до 2500 (к 2037 г.) дополнительных рабочих мест.

 

Рисунок 1.18 - Прогнозируемый рост доли занятых в сфере «гостиницы и рестораны» от среднесписочной численности работников организаций города Кировска

Источник: Кировск. Градостроительная концепция развития города как всесезонного туристского центра

 

Заработная плата в туристской отрасли в основном будет уступать средней по городу, составляя примерно 50% от неё. Однако если учитывать, что туризм сможет активизировать не имеющие работы кадры, сократить миграцию или стать источником дополнительного заработка, то даже этот показатель может внести небольшой вклад в рост оборота розничной торговли города.

Однако в целом дополнительный рост экономических показателей города будет обеспечиваться непосредственно туристским бизнесом и привлекаемыми на курорт туристами: создание дополнительной и модернизация имеющейся инфраструктуры позволит принимать большее количество туристов, приток которых активизирует деятельность объектов розничной торговли, ресторанов, центров предоставления различных услуг. В связи с этим, согласно имеющемуся прогнозу, оборот розничной торговли в Кировске уже к 2020 г. возрастёт в 2,5 раза, а к 2037 г. данный показатель может быть увеличен более, чем в 15 раз с учётом инфляции, что главным образом будет достигаться за счёт зимнего притока туристов на курорт, рисунок 1.19.

 

Рисунок 1.19 - Динамика оборота розничной торговли на период реализации стратегии по развитию туризма

Источник: Кировск. Градостроительная концепция развития города

как всесезонного туристского центра

Таким образом, туризм будет способствовать активизации малого и среднего бизнеса в Кировске, который, в свою очередь, сможет обеспечить городу дополнительный доход благодаря росту доходной части его бюджета (прежде всего – НДФЛ, земельного налога и налога на имущество физических лиц). Как показано на рисунке 1.20, туристская сфера к 2037 г. сможет составлять уже почти 50% всего объёма поступающего в бюджет города НДФЛ и около 10% от всего земельного налога. Кроме того, туристская сфера может стать источником дополнительного налога – курортного сбора, введение которого позволит городу получать дополнительно около 25 млн. р. уже в 2020 г. и 50 млн. р. к 2047 г.

 

Рисунок 1.20 - Прогнозируемые значения доходов бюджета и его основных составляющих

Источник: Кировск. Градостроительная концепция развития города

как всесезонного туристского центра

 

Кировск–курорт предлагает достаточно много вариантов проведения времени, однако для достижения большего эффекта необходимо увеличить их масштабы и сделать централизованные центры комплексного предоставления услуг. Основным препятствием для раскрытия потенциала города является недостаток мест размещения и питания с высоким уровнем обслуживания и текущее состояние туристской инфраструктуры. Изменения именно в этом направлении в ближайшие годы смогут обеспечить наибольший рост туристского потока в г. Кировск, который, в свою очередь, сможет активизировать малое и среднее предпринимательство в городе, обеспечивающее населению дополнительные рабочие места и доходы, а городу – дополнительные налоговые доходы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: