Развитие сферы туризма является одним из перспективных направлений г. Кировска и Мурманской области в целом, что отражено в государственной программе Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата (2014-2020 гг.)» и муниципальной программе «Развитие туризма в муниципальном образовании город Кировск с подведомственной территорией на 2017–2019 годы». Однако, говорить о сформированности на территории Кировска туристско-рекреационного комплекса ещё преждевременно. Приводимые ниже данные и выводы о состоянии объектов туриндустрии и предприятий инфраструктуры свидетельствуют о их несопряженности.
По данным районного отдела Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты), в г. Кировске на 2016 г зарегистрировано (Таблица 1.26):
- гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения – 10 (общей емкостью 1 125 койко-мест);
- специализированных средств размещения – 1;
- специализированных детских лагерей и баз отдыха – 4;
- общедоступных столовых, закусочных – 7;
- ресторанов, кафе, баров – 37;
- общее количество размещенных в коллективных средствах размещения – 24 096 чел.
- число обслуженных однодневных посетителей (экскурсантов) – 33 920 чел.
- объем платных туристских услуг населению – 20 761,9 тыс. руб.;
- объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – 43 878,6 тыс.руб.
- в 2016 г. в туристской сфере было занято – 5,6 тыс.чел.
Таблица 1.26 - Статистические данные по коллективным средствам размещения, объектам общественного питания и туристским предприятиям муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией за 2014–2016 гг.[3]
|
Наименование индикатора (группы индикаторов) | ||||||
Туроператоры, турагенты, экскурсоводы, гиды-переводчики[4] | ||||||
- [5] | - | |||||
- | - | |||||
- | - | |||||
Количество организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов и гидов- переводчиков, ед. | - | - | ||||
Количество туроператоров, работающих на туристском рынке региона, ед. | -[6] | - | ||||
Количество турагентств в регионе, ед. | ||||||
Количество организаций, предоставляющих услуги туроператоров и турагентов | ||||||
- категории 3 звезды[7] | - | - | ||||
- без категории[8] | - | - | ||||
Совокупный номерной фонд в гостиницах и аналогичных КСР, ед. | ||||||
Количество койко-мест в гостиницах и аналогичных КСР, ед. | 1 125 | |||||
Специализированные КСР1) | ||||||
Количество действующих специализированных КСР, ед., в т.ч.: | ||||||
- санаторно-курортных | ||||||
- организаций отдыха (дома отдыха, базы отдыха, пансионаты) | - | |||||
Кроме того, специализированные детские лагеря и базы | ||||||
Совокупный номерной фонд специализированных КСР, ед. | - | |||||
Количество койко-мест в специализированных КСР, ед. | - | |||||
Численность размещённых в КСР лиц1) | ||||||
Численность размещённых в КСР лиц, человек: | 24 578 | 24 096 | ||||
- из них иностранных граждан | 1 561 | 2 002 | 1 489 | |||
Численность размещённых в специализированных КСР лиц, человек | 9 930 | - | ||||
Число ночёвок, всего, с разбивкой по категориям КСР, в т.ч.: | 137 577 | 136 222 | 138 001 | |||
- гостиницы и аналогичные КСР | 74 220 | - | ||||
- специализированные КСР | 62 433 | 62 002 | - | |||
Численность размещённых в специализированных КСР лиц, по целям поездок, человек | ||||||
отпуск, досуг и отдых | 7 198 | 9 974 | - | |||
прочие (лечебные и оздоровительные процедуры) | 2 732 | 2 778 | - | |||
Численность размещённых в специализированных КСР лиц, по продолжительности пребывания, человек | ||||||
1-3 ночёвок | 6 766 | 7 879 | - | |||
4-7 ночёвки | 1 837 | - | ||||
8-14 ночёвок | - | |||||
15-28 ночёвок | 2 732 | 2 778 | - | |||
Площадь номерного фонда КСР, м² | 11 274,9 | 5 396,5 | 11 825,3 | |||
Общественное питание - количество объектов общественного питания, ед.: | ||||||
- общедоступные столовые, закусочные | 76) | |||||
- столовые, находящихся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий | 156) | |||||
- рестораны, кафе, бары | 376) | |||||
Общепит - количество посадочных мест объектов общественного питания, ед.:[9] | ||||||
- общедоступные столовые, закусочные | 264 | |||||
- столовые, находящихся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий | 2 423 | 2 480 | 2 380 | |||
- рестораны, кафе, бары | 1 676 | 1 853 | 2 158 | |||
Оборот общественного питания, млн. руб.7) | 224,7 | 140,5 | 161,5 | |||
Кадровое обеспечение в сфере туризма | ||||||
Численность занятых в сфере туризма, всего на конец отчётного года, тыс. человек | 5,7 | 6,0 | 5,6 | |||
Объём платных услуг населению, тыс.р.[10] | ||||||
Объём платных туристских услуг за отчётный год | 36 633,6 | 37 839,2 | 20 761,9 | |||
Объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за отчётный год | 67 972,1 | 52 676,5 | 43 878,6 | |||
Инвестиции в основной капитал КСР | 159 924 | - | - | |||
Число обслуженных однодневных посетителей (экскурсантов), (человек) | - | - | 33 920 | |||
|
Результатом предпринимаемых мер со стороны органов государственной власти региона стало динамичное развитие инфраструктурных объектов туристско-рекреационного комплекса, о чем свидетельствуют данные районного отдела Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты) (табл.24).
|
За последние 3 года (с 2014 по 2016 гг.) наблюдался рост следующих количественных показателей:
а) Количества гостиничных предприятий и аналогичных КСР (2014 г. – 7; 2016 г. – 10);
б) Совокупного номерного фонда гостиниц и аналогичных КСР (2014 г. – 397, 2016 г. – 550);
в) Предприятий общественного питания – кафе, рестораны (2014 г. -30; 2016 г. - 37);
г) Посадочных мест предприятий общественного питания – кафе, рестораны (2014 -1 676; 2016 – 2 158).
Однако, на фоне роста показателей по количеству предприятий размещения и питания в последние годы наблюдается сокращение объемов платных услуг в сфере туризма и гостеприимства. Так, объём платных туристских услуг за последние 3 года сократился более чем на 40 % и составил в 2016 г. 20 761,9 тыс. р. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения также сократился на 35% и составил в 2016 г. 43 878,6 тыс. р. На фоне сокращения объемов платных услуг населению и гостям г. Кировска в последние годы происходит рост налоговых поступлений в местный и региональные бюджеты (раздел 2 настоящего отчета). Так, согласно данным Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области, налоговые поступления от предприятий туризма, гостиниц и ресторанов в 2016 г. по сравнению с 2014 г. характеризовались ростом на 44% в областной бюджет (2014 г. – 15 876 тыс. р., 2016 г. -22 843 тыс. р.), и ростом на 2% в местный бюджет (2014 г. – 10 760 тыс. р., 2016 г. – 11 017 тыс. р.).
Незначительно снижено за последние 3 года количество ночевок в коллективных средствах размещения: 2014 г. - 24 578, 2016 г. – 24 096.По экспертным оценкам, более половины всех туристов города размещается в частном секторе, что создает проблемы точного учета ежегодного туристского потока, а также приводит к выпадающим доходам в городской бюджет.
Проблема: Подобные изменения свидетельствуют о сокращении платежеспособности гостей г. Кировска, использовании туристами съемного жилья, что сокращает их расходы на размещение, но способствует переводу гостиничного бизнеса в теневую сферу экономической деятельности.
Согласно данным районного отдела Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты), в настоящее время наблюдается положительный тренд в увеличении продолжительности пребывания гостей в г.Кировске (Таблица 23). По данным на 2015 г., рост количества гостей, задержавшихся в г.Кировске на 4-7 ночей, составил 450% по сравнению с предыдущим. Основная цель поездок – отдых, причем активный. Данные подтверждаются результатами социологических исследований, проведенных в мае 2017 г. в г.Кировске. В результате опроса респондентов мы получили портрет современного туриста (подраздел 1.4 настоящего отчета)..
Проблема: ограниченное предложение дополнительных услуг, не соответствующее объему современного туристского спроса.
Созданием условий для развития туризма в регионе занимается МАУ «Центр развития туризма г. Кировска», выполняющий функции туристского информационного центра, основными задачами которого являются:
- осуществление на территории г. Кировска единой государственной политики в области туризма;
- создание привлекательного образа г. Кировска как туристского центра;
- повышение информационной доступности г. Кировска и комплексное информационное обслуживание туристов и местных жителей;
- развитие внутреннего и въездного туризма в г. Кировске, продвижение города на российский, а также на международные рынки туристских услуг;
- координация деятельности учреждений, предприятий и организации в сфере туризма;
- представление интересов г. Кировска в вопросах туризма на региональном, российском и международном уровнях;
- осуществление в установленном порядке международных туристских связей.
К основным проблемам туристкой отрасли г. Кировска можно отнести имиджевые, транспортные, инфраструктурные факторы, а также отсутствие продуктового разнообразия, обозначенные в Таблице 1.27.
Таблица 1.27 - Основные проблемы развития туристско-рекреационного комплекса г.Кировска
Имидж, бренд | Транспортные | Туристская инфраструктура | Туристские продукты и услуги |
Устойчивые стереотипы развития г.Кировска как промышленного центра | Недостаточное количество прямых авиарейсов, монополия на авиаперевозки | Низкая конкурентоспособность гостиничных предприятий: устаревший и не отвечающий современным требованиям номерной фонд; отсутствие классифицированных гостиничных объектов | Слабое обеспечение вопросов безопасности туристов, отсутствие сертифицированных маршрутов, аккредитованных гидов-проводников, инструкторов |
Отсутствие четкого позиционирования г.Кировска в российском и международном информационном пространстве | Невысокий уровень сервиса в аэропорту, на ж/д и автовокзалах, отсутствие качественных VIP-залов | Низкий общий уровень сервиса | Низкая онкурентоспособность туристских услуг по стоимости по сравнению с аналоговыми территориями (цена-качество) |
Отсутствие понимания «платформы бренда» у: местных жителей, туристов, инвесторов | Невысокое качество и пропускная способность автодорог | Отсутствие единого портала по аренде временного жилья | Отсутствие туристского паспорта территории |
Отсутствие мероприятий по формированию положительного имиджа территории у целевой аудитории | Неразвитость скоростного железнодорожного транспорта | Отсутствие туристского информационного центра (ТИЦ), предоставляющего следующие услуги: - групповые и индивидуальные экскурсионные услуги - аудиогиды - услуги горнолыжных школ - комбинированные абонементы – «Карта Гостя» и т.д. | Отсутствие брендовых маршрутов и турпродуктов, пакетных туров и программ |
Отсутствие маркетинговой программы по продвижению региональных туристских продуктов и услуг | Нехватка и невысокие качество специализированного туристского транспорта («ski-bus») и оборудования для активных видов спорта | Слабый уровень развития индустрии развлечений – услуги «apres ski» | Отсутствие событийного календаря |
Недостаточная работа по продвижению зонтичного туристского бренда «Хибины» | Отсутствие единой службы такси | Отсутствие ресторанов/кафе с национальной кухней | Слабое взаимодействие участников туристского рынка |
Отсутствие сервисов проката автомашин, придорожной инфраструктуры, кемпингов и кемп-стоянок | Отсутствие сетевых кафе/ресторанов, в том числе быстрого обслуживания | Нехватка профессиональных туристских кадров, в т.ч. владеющих иностранными языками | |
Отсутствие обустроенных экологических троп | Отсутствие системы подготовки и переподготовки туристских кадров |
Таким образом, повышение эффективности использования объектов специализированной туристско-рекреационной инфраструктуры возможно при комплексном подходе к решению продуктовых, имиджевых, кадровых проблем и проблем качества предоставляемых услуг.
Для получения достоверной информации об отношении местного населения к туристскому бизнесу и готовности людей подключиться к созданию на территории их города туристско-рекреационного кластера «Хибины» в период с 9 по 11 мая 2017 г. на территории г. Кировск был проведен социологический опрос жителей города. Было опрошено 294 человек, из которых 76% проживают непосредственно в г. Кировск, по 2% в пп. Каошва и Титан, при этом 19% опрошенных ответили на данный вопрос, что проживает в настоящий момент в г. Апатиты, однако, подчеркнули, что большая часть их экономической деятельности проходит в г. Кировск (рисунок 1.50)
Рисунок 1.50 - Распределение ответов на вопрос: «Где Вы живете?»
71% респондентов согласились с утверждением, что г. Кировск может стать крупным туристским центром (рисунок 1.51).
Рисунок 1.51 - Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы со следующим утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
При этом, среди респондентов давших положительный ответ на данный вопрос 55% - женщины, 30% - люди в возрасте 31-45 лет, 26% - 18-25 лет и 18% - 26-30 лет, т.е. 74% из них – это экономически активное население г. Кировск (рисунки 1.52–1.53).
Рисунок 1.52 - Гендерная структура жителей г. Кировск, согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Рисунок 1.53 - Возрастная структура жителей г. Кировск, согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
41% согласных с утверждением имеют высшее образование, 34% – среднее специальное и 11% незаконченное высшее, при этом, 69% из них – это жители со среднем уровнем материального достатка, 23% – это госслужащие и менеджеры и 20% – студенты (рисунки 1.54 –1.56).
Рисунок 1.54 - Структура уровня образования жителей г. Кировск, согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Рисунок 1.55 - Структура уровня материального обеспечения жителей г. Кировск, согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Рисунок 1.56 - Структура занятости жителей г. Кировск, согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Из 26% не согласных с утверждением, что г. Кировск может стать крупным туристским центром, 56% - мужчины, 38% - люди в возрасте 31–45 лет, 24% – 18–25 лет и 16% –26-30 лет, т.е. 78% из них – это также экономически активное население г. Кировск, с иным гендерным признаком, при этом среди данной группы респондентов нет мужчин, старше 61 не согласны с утверждение, что г. Кировск не может стать крупным туристским центром (рисунки 1.57 – 1.58).
Рисунок 1.57 - Гендерная структура жителей г. Кировск, не согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Рисунок 1.58 - Возрастная структура жителей г. Кировск, не согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
50% не согласных с данным утверждением имеют среднее специальное, 30% – высшее и 12% незаконченное высшее, при этом, 58% из них – это жители со среднем уровнем материального достатка, 21% – с доходами ниже среднего уровня. 34% – это инженеры, горные или технические рабочие и 19% - госслужащие и менеджеры (рисунки 1.59 – 1.5.4.61).
Рисунок 1.59 - Структура уровня образования жителей г. Кировск, не согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Рисунок 1.60 - Структура уровня материального обеспечения жителей г. Кировск, не согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Рисунок 1.61 - Структура занятости жителей г. Кировск, не согласных с утверждением: «г. Кировск может стать крупным туристским центром?»
Большая часть респондентов считает, что основным последствием получения г.Кировском статуса крупного туристского центра станет создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры города (дорог, систем связи и пр.) и получение дополнительных доходов в бюджет муниципального образования (рисунок 1.62).
Рисунок 1.62 - Распределение ответов на вопрос: «Какие последствия даст (дал) г. Кировску статус крупного туристского центра? (отметьте 3 варианта ответа)» (согласие с возможностью получение городом такого статуса)
Среди не согласных с утверждением, что г. Кировск может стать крупным туристским центром, большая часть респондентов считает, что, в случае получение им статус крупного туристского центра резко повысятся цены розничные товары, услуги и транспорт и будет слишком много приезжих (рисунок 1.63).
Рисунок 1.63 - Распределение ответов на вопрос: «Какие последствия даст г. Кировску статус крупного туристического центра? (отметьте 3 варианта ответа)» (не согласие с возможностью получение городом такого статуса)
66% жителей г. Кировск в случае развития его как туристского центра останутся на прежней работе, при этом, по 17% респондентов готовы включиться в развитие туристской отрасли или смежных отраслей (гостиничные предприятия и пр.) (рисунок 1.64).
Рисунок 1.64 - Распределение ответов на вопрос: «В случае развития г. Кировска как туристского центра (выберите из предложенных вариантов)»
Среди тех, кто готов включиться в развитие туризма и поменять (приобрести) специальность 50% женщины и 50% мужчины, 40% – относятся к возрастной группе – 18–25 лет, 22% – 31–45 лет, 14% – 26–30 лет, т.е. 76% – это экономически активное население, при 40% – имею высшее образование, 28% – среднее специальное (рисунки 1.65 - 1.67)
1.66 - Гендерная структура жителей г. Кировск, готовых включиться в развитие туризма в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1.67 - Возрастная структура жителей г. Кировск, готовых включиться в развитие туризма в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1.69 - Структура уровня образования жителей г. Кировск, готовых включиться в развитие туризма в случае получение городом статуса крупного туристского центра
68% респондентов, готовых включиться в развитие туризма имеют средний уровень материального благосостояния, 32 % в настоящий момент являются студентами и учащимися (рисунки 1.68 –1. 69).
Рисунок 1.68 - Структура уровня материального обеспечения жителей г. Кировск, готовых включиться в развитие туризма в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1.69 - Структура занятости жителей г. Кировск, готовых включиться в развитие туризма в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Среди тех, кто готов включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) и поменять (приобрести) специальность 53% - женщины, 36% - относятся к возрастной группе – 18-25 лет, 28% - 26-30 лет, 24% - 31-45 лет, т.е. 88% - это экономически активное население, при этом, 37% имею среднее специальное образование, 29% – высшее (рисунки 1.70 – 1.72). Мужчины, старше 46 и женщины старше 56 не готовы включиться в смежные отрасли.
Рисунок 1.70 - Гендерная структура жителей г. Кировск, готовых включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1.71 - Возрастная структура жителей г. Кировск, готовых включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1.72 - Структура уровня образования жителей г. Кировск, готовых включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) в случае получение городом статуса крупного туристского центра
62% респондентов, готовых включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) в случае получение г. Кировском статуса крупного туристского центра имеют средний уровень материального благосостояния, 20% – доходы ниже среднего, при этом, 28% их них – студенты и учащиеся и по 20% составляют доли госслужащих/менеджеров и инженеров/горных и технических рабочих (рисунки 1.73 – 1.74)
Рисунок 1.73 - Структура уровня материального обеспечения жителей г. Кировск, готовых включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1.74 - Структура занятости жителей г. Кировск, готовых включиться в смежные отрасли (гостиницы, предприятия питания, транспорт и пр.) в случае получение городом статуса крупного туристского центра
Рисунок 1. 75 - Распределение ответов на вопрос: «Какие виды туризма являются наиболее перспективными для развития в г. Кировск? (отметьте 3 варианта ответа)»
С точки зрения большей части жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе, наиболее перспективными для развития в городе являются горнолыжный туризм и зимние активные виды туризма (снегоходы, равнинные лыжи, собачьи упряжки), третье место (по популярности) разделили ответы «альпинизм» и «охота/рыбалка» (рисунок 1.75). При этом, при ответе на вопрос «С чем у Вас ассоциируется понятие «горный приключенческий курорт?», более половины жителей (52%) ответили, что это – горный туризм (горнолыжный, альпинизм», а 24% проголосовали в пользу технологических видов активного отдыха (снегоходы, квадрациклы, мотоциклы, горные велосипеды. Третье место (17%) занял ответ – «приключенческий туризм (тоффи, охота)». Только 6% респондентов ассоциируют понятие «горный приключенческий курорт» с промышленным туризмом (посещение карьеров, шахт, фабрик и прочих выведенных из эксплуатации и действующих промышленных объектов» (рисунок 1.76).
Рисунок 1.76 - Распределение ответов на вопрос: «С чем у Вас ассоциируется понятие «горный приключенческий курорт»?
Более половины жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе – женщины (51%), 33% респондентов относятся к возрастной группе – 31–45 лет, 25% – 18-25 лет, 17% – 26–30 лет, таким образом, 73% опрошенных – экономически активное население (рисунки 1.77 – 1.78).
Рисунок 1.77 -. Гендерная структура жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе
Рисунок 1.78 - Возрастная структура жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе
76% опрошенных жителей г. Кировск имеют средне специальное или высшее образование (по 38%), 66% относят себя к группе со средним уровнем материального благосостояния, при этом, доли респондентов относящихся к инженерам/горным или техническим рабочим, госслужащим/менеджерам или студентам/учащимся, примерно, равны (23%, 22% и 20%, соответственно) (рисунки. 1.79 – 1.81).
Рисунок 1.79 - Структура уровня образования жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе
Рисунок 1.80 - Структура уровня материального обеспечения жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе
Рисунок 1.81 - Структура занятости жителей г. Кировск, принявших участие в социологическом опросе
Результаты проведенного социологического исследования показали потенциальную готовность жителей г. Кировска и подведомственных территорий участвовать в развитии своего города как крупного туристского центра. Наибольшую готовность включиться в развитие туристской сферы продемонстрировали люди в возрасте от 18 до 45 лет с высшим или средним специальным образованием, среднего уровня достатка, работающие на государственных предприятиях и организациях, а также бюджетники (врачи, учителя).
[1] Источник: Комплексный план развития моногорода Кировска Мурманской области
[2] https://rg.ru/2016/12/16/reg-szfo/turpotok-v-murmanskoj-oblasti-vyros-na-10-procentov.html
[3] Источник: Районный отдел Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты).
[4] За 2014 и 2015 годы - без микропредприятий
[5] Здесь и далее «-» - явление отсутствует
[6] Здесь и далее «...» - данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4 п. 5; ст. 9 п., а также в целях исключения возможности получения показателей, предоставленных организациями, из ряда опубликованных путём вычитания
[7] Наблюдение не осуществляется
[8] Наблюдение осуществляется с 2016 г.
[9] За период 2016 – данные предварительные
[10] Без субъектов малого предпринимательства