МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
(ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО)
Институт ____________________________________
Кафедра _____________________________________
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
Студента __________________________________________________________
Курс _____Направление подготовки: ___________________________________
Профиль подготовки: _______________________________________________
Групповой руководитель ___________ Н.В.Карпинская
Методист по педагогике ___________ Н.В.Карпинская
Методист по психологии ___________ Е.А.Шайкина
Место прохождения практики ________________________________________________________________
Срок прохождения практики: с ______________ по ______________
Результаты защиты ___________________ _____________
(количество баллов) (оценка)
Руководитель практики от кафедры:___________ ____________.
ЛУГАНСК 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСТУДЕНТА–ПРАКТИКАНТА
о прохождении летней практики в детских оздоровительных лагерях
(производственная)
Студент (А) ___________________________________________________ _____ курса __________ формы обучения Института направленияподготовки______________________________________________проходил (ла) практику в ___________________________________________________________________________________________ с «___» ___________ 20 ___ г. по «___» ___________ 20 ___ г. в качестве ___________________________________________________________ под руководством (Ф.И.О., должность руководителя от Базы практики) Выводы о работе студента-практиканта:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендуемая оценка работы студента-практиканта ____________________________________________________________________________________________________________________________________Руководитель практики от Базы практики __________________________ (подпись) (должность, Ф.И.О.) М.П.
|
Задание 1. Ознакомиться с ДОЛ и оформить информационную справку об учреждении образования, в которой указать:
− общие сведения о лагере: название и адрес лагеря, его принадлежность; деятельностная направленность; характеристика материальной базы (состояние спальных корпусов, столовой, актового зала, других помещений); характеристика прилегающей местности; продолжительность смены, количество смен за летний период.
− состав детей в лагере: общая численность детей, их количество по возрастным и половым группам; количество отрядов и их деятельностная направленность, специализация.
|
− педагогический состав: количество педагогов (из них – педагогов, вожатых, руководителей кружков и т. п.); возрастной состав педагогического коллектива; структура педагогического управления.
Задание 2. Познакомиться с детьми и педагогами своего отряда, изучить состав отряда (общее количество членов отряда (из них – мальчиков и девочек); их средний возраст; наличие членов той или иной детской организации; социальная характеристика состава, общий культурный уровень воспитанников), оформить список детей группы.
Задание 3. Осуществите планирование оздоровительной и воспитательной работы в отряде на лагерную смену, составьте план-сетку. В дневнике укажите, какими способами воспитанники отряда привлекались к планированию.
Методические рекомендации к осуществлению планирования
План работы в деятельности отрядного вожатого – это, с одной стороны, нормативно-правовой документ, подтверждающий выполнение функциональных обязанностей, а с другой – модель организации воспитательной работы в отряде. План должен отражать:
· цели будущей деятельности;
· систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели;
· реальные сроки реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены;
· ответственных за выполнение конкретных дел.
Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.
|
Принципы планирования:
· добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
· системность в организации деятельности отряда;
· личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
· сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
· диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
· создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений
Этапы процесса планирования:
1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана. При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.
2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов. Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:
· моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;
· определяем приоритетный вид совместной деятельности;
· продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде.
3 этап. Коллективное планирование. В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники. Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела. План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления.
4 этап. Оформление документа – плана работы. При планировании воспитательной деятельности вожатый, наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей, находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.
Форма плана: характеристика отряда; цель и задачи воспитательной деятельности; содержание жизнедеятельности отряда; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями; анализ воспитательной работы в отряде.
Основные педагогические требования к плану:
· соответствие целям и задачам лагеря;
· учет возрастных особенностей, интересов и увлечений детей;
· разнообразие и последовательное усложнение видов деятельности, форм и методов работы;
· систематичность, преемственность в подборе видов деятельности;
· реальность по срокам и видам деятельности.
Задание 4. Совместно с воспитанниками отряда разработайте отрядный уголок, обязательно включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему. К дневнику педагогической практики приложите макет (формат А4) либо фотографию отрядного уголка.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Задачи этапа:
- Развивать творческий потенциал воспитанников.
- Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
- Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
- Создать условия для самореализации воспитанников.
Задание 5. Разработайте сценарий воспитательного мероприятия, оформите его по следующей схеме на отдельных листах формата А 4:
Титульный лист:
– учреждение образования;
– форма проведения мероприятия (беседа, конкурс, игровая программа и т. д.);
– тема мероприятия;
– фамилия, имя, отчество студента;
– курс, группа, факультет.
Содержание конспекта:
– цель;
– задачи (воспитательные, развивающие, образовательные, оздоровительные);
– возраст воспитанников, отряд;
– участники мероприятия (администрация лагеря, вожатый, воспитатель, гости, члены отряда и т. д.);
– продолжительность;
– место проведения;
– оборудование и оформление (плакаты, выставка книг, магнитофон и т. д.);
– подготовительный этап (обсуждение темы и формы проведения мероприятия с активом отряда, выбор творческого актива по подготовке мероприятия, индивидуальная работа с воспитанниками по подборке материала и т. д.);
– ход мероприятия;
– подведение итогов (рефлексия, выводы, постановления, рекомендации и т. д.);
– литература (список литературы, использованной при подготовке мероприятия).
Задание 6. Выполните самоанализ проведенного вами воспитательного мероприятия. Самоанализ оформляется на листах формата А4 и осуществляется по следующему плану:
1. Общие сведения:
– дата проведения;
– форма работы. Входит ли она в систему воспитательной работы данного отряда или является эпизодической?
– цель мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно рассчитано?
– психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям воспитанников.
2. Анализ подготовки сценария:
– кто был инициатором проведения данного мероприятия?
– как оно готовилось: как обеспечивалась активная позиция воспитанников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива?
– удалось ли в подготовительный период вызвать у воспитанников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать эмоциональное отношение к ней?
3. Ход мероприятия:
– актуальность темы, своевременность проведения мероприятия;
– реализация требований комплексного подхода к воспитательным воздействиям;
– нравственно-эстетическая направленность содержания;
–разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристическая, общественно-полезная и т. д.), в которую вовлекались воспитанники в процессе подготовки и проведения мероприятия;
– эмоциональные состояния, возникавшие в процессе мероприятия, их адекватность воспитательным целям и задачам;
– характер взаимоотношений («вожатый – воспитанник», «воспитанник – воспитанник» и т. д.), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия.
4. Общая оценка:
– какие новообразования личности возможны под влиянием данного мероприятия (что воспитываем, формируем)?
– насколько удалось достигнуть поставленных целей?
– причины успехов, неудач, ошибок;
– выводы, предложения.
Задание 7. Подготовьте материалы фото- и видеосъемкиинтересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и своей педагогической деятельности в качестве вожатого. Фотоматериалы можно оформить в виде вожатского альбома, презентации, педагогического коллажа.
Педагогический коллаж (от франц. – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Отличительная черта коллажа – создание нового рисунка из фрагментов иллюстраций и текстов. При составлении коллажа можно также использовать заголовки газет, интересные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию. По композиционному расположению материала, наклеиваемому на листы ватмана, полотна ткани, коллаж может состоять из единого смыслового рисунка; отдельных фрагментов, объединенных общей тематикой; множества изображений, образующих сериал и т. д. (Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А. Пуйман, В.В. Чечет. – Минск, 2003.).
Технология подготовки педагогического коллажа:
1) формирование творческой группы;
2) сбор рисунков, фотоснимков и других материалов;
3) группировка материалов, компоновка коллажа (раскладывание, продумывание подписей, общего вида коллажа), композиционное расположение материала;
4) оформление коллажа;
5) подготовка презентации коллажа.
ИТОГОВЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП
Задачи этапа:
- Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
- Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
- Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
- Подготовить детей к отъезду из лагеря.
Задание 8. Выполните письменный анализ конфликтной ситуации из опыта вашей вожатской деятельности. Смоделируйте и опишите ваши педагогические действия, эффективные пути продуктивного разрешения конфликта:
1. Опишите конфликтную ситуацию из опыта вашей вожатской деятельности.
2. Поставьте себя на место воспитанников в конкретной конфликтной ситуации. Смоделируйте данную ситуацию с позиции ребенка, его жизненного опыта, взглядов, переживаний.
3. Проанализируйте конфликтную ситуацию и предположите истоки этого конфликта, назревающие или актуальные противоречия в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация.
4. Определите ведущую воспитательную цель (предполагаемый результат), которую должен достичь (решить) вожатый, чтобы найти продуктивный выход из конфликтной ситуации.
5. Реализуйте условно эту цель в конкретных практических действиях, которые позволят продуктивно разрешить конфликт.
6. Поясните, почему Вы избрали именно эти практические цели, конкретные практические действия (методы и средства работы) для разрешения конфликтной ситуации.
7. Выберите и обоснуйте наиболее продуктивный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.
Задание 9. Проанализируйте свою педагогическую деятельность и напишите отчет по результатам прохождения педагогической практики. Отчет должен содержать слеудующие структурные компоненты: общие сведения о месте прохождения практики (краткие сведения о лагере; состав детей в лагере; педагогический состав; календарные сроки практики); сведения об отряде (состав отряда; управление отрядом; межличностная структура отряда; процессы коллективообразования; конфликтные ситуации между детьми); педагогическая деятельность (взаимоотношения в педколлективе; организация и планирование оздоровительно-воспитательной работы в отряде; организация деятельности детей; взаимоотношения с воспитанниками); самооценка подготовленности в практике (оценка курса «Воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях»; оценка ожиданий от педагогической деятельности; оценка трудностей в педагогической деятельности).
2.Приложения (образцы документов)
2.1Характеристика студента-практиканта.
2.2 Отчет о прохождении практики.