Администрация Президента




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Кафедра: Управления и административно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Президентский контроль в сфере деятельности исполнительной власти»

Выполнил:

Курсант 2курса 25группы

очной формы обучения

По специальности Административное право

Крюкова Мария Леонидовна

 

Научный руководитель

Доцент кафедры
управления и административно-правовых дисциплин
полковник внутренней службы

Коляшин Андрей Владимирович

 

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

___________________________________

(подпись научного руководителя)


 

Оглавление

Введение. 3

Глава I Президентский контроль в сфере деятельности исполнительной власти.. 4

Администрация Президента.. 4

Административная юрисдикция полномочных представителей президента РФ.. 9

Управление делами Президента Российской Федерации 16

Глава II Перспективы развития Президентского контроля.. 20

Институт главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах.. 20

Администрация президента РФ, ее специфика, сущность, перспективы, полномочия.. 28

Заключение. 36

Библиографический список.. 38

 


 

Введение

Президент Российской Федерации согласно Конституции РФ обладает большой компетенцией по контролю деятельности исполнительных органов. И несмотря на то, что основной закон прямо не говорит о президентском контроле, такая функция, несомненно, связано с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117)[1], отменять его акты (ст. 115)[1], приостанавливать действия органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85)[1] и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Цель моей курсовой работы: проанализировать деятельность Президента РФ в сфере исполнительной власти, его контроль за исполнением их функций.

Для полного исследования темы и для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

· Рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов исполнительной власти и полномочия Президента РФ;

· Изучить становление и развитие Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ и Управление делами Президента РФ;

· Проанализировать и выявить перспективы развития Президентского контроля в России;

Актуальность и значимость моей темы, несомненно, высока, так как Президент стоит во главе всей системы власти РФ и осуществляет контроль и надзор непосредственно и через представительные органы, которые требуют особого внимания.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, что позволяет полной мере раскрыть выбранную мною тему.

Глава I Президентский контроль в сфере деятельности исполнительной власти

Администрация Президента

Трудность организационно-правового формирования механизмов, имеющих своей главной задачей обеспечение эффективного функционирования института главы государства, стала решаться сравнительно недавно во временно-правовом континиуме. Еще в XIX веке, при превалировании такой организации государственной власти как монархия, далее трансформирующейся в конституционные монархии, сама компетентностная деятельность монарха в основном обеспечивалась рядом лиц, пользующихся его личным доверием, а весьма примитивным прообразом современных структур (организаций) такого рода мы можем назвать личные канцелярии монархов, которые исполняли, как правило, обязанности почтовой экспедиции, обеспечивая эпистолярную связь с монархическими дворами других стран.

Однако уже в начале 20 века Л. Гумплович прогнозировал структурно-содержательное и функциональное развитие организационных форм государственной деятельности, которая, начинаясь с простого примитивного господства, трансформируется в обширное многообразие форм и технологийлегистативной, судебной, административной, правоохранительной, казначейско-финансовой и социокультурной деятельности - этого не могли помыслить даже величайшие и влиятельные политические деятели седой старины.

Виршины развития этого процесса в большинстве государств Европы, Америки и, естественно, России пришелся на первую треть XX века, а именно:

· СССР — создается Секретариат ЦК ВКП(б), затем, в 1952 году-КПСС;

· США — в 1939 году создается Исполнительный офис Президента;

· Франция — зарождение и развитие органов и структур президентской администрации относится к эпохе III республики (1870-1940 гг.). Это формирование администрации современного типа относят к периоду правления президента Ф. Ариоля, пришедшегося на конец 40-х — начало 50-х годов XX века.

Зарождение и развитие Администрации Президента России принято связывать с возникновением этого поста еще в РСФСР в начале 90-х годов XX века. Именно тогда, 19 июля 1991 года, была создана Администрация Президента РСФСР, которая представляла собой организационно-правовой инструментарий обеспечения деятельности Президента РСФСР, вице-президента РСФСР и председателя Совета Министров РСФСР.

На протяжении 90-х годов прошлого столетия параллельно шли поиски наиболее оптимальной структуры и эффективной деятельности аппарата и вместе с тем процесс усиления его полномочий, это выразилось в том, что проекты решений Правительства РФ, принятие которых предусмотрено актами главы государства, равно как и проекты решений, рассмотренные на заседании в «Белом Доме» (или на выезде, в том числе в Кремле) под его председательством, направлялись в Администрацию Президента РФ для согласования. Также обязательного согласования с Администрацией Президента РФ требовали проекты решений Правительства России, принимаемые в пределах его компетенции, по вопросам, отнесенным Конституцией к его ведению (права и свободы), обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов власти и управления, определения основных направлений внутренней и внешней политики и пр. Согласованные с заинтересованными федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, проекты правовых актов Президента РФ, затрагивающие вопросы компетенции российского правительства, должны были направляться и направляются Правительству РФ поручением Президента РФ или письмом руководителя Администрации Президента РФ.

В середине 90-х годов XX века Президентом Б.Н. Ельциным было принято крайне нетипичное решение о фактической передаче контроля над исполнением бюджета Администрации Президента РФ, то есть, по сути дела, произошло выведение его из ведения Министерства финансов и шире — Правительства России. Основанием для такого решения стало создание Бюджетным управлением Администрации информационных сетей для Фе­дерального казначейства, по результатам чего оно оставило за собой и фактический контроль за его работой.[18]

Администрация российского Президента за 25 лет существования постепенно превратилась не просто в alter еgо главы государства, а фактически в самодостаточный центр управления страной. Роль, которую играет этот орган, формально являющийся просто вспомогательным аппаратом, вряд ли стоит недооценивать. Между тем специалисты в области государственного права умудряются обходить стороной изучение его статуса, оставляя данный вопрос специалистам в области административного права, которые тоже не спешат уделять ему внимание. Наибольший интерес деятельность президентской Администрации вызывает у политологов и журналистов, в том числе и иностранных. В 2016 году исполнилось 25 лет институту президентства, неотъемлемой частью которого стала президентская Администрация — орган ранее в России не существовавший и, видимо, не совсем понятный и по своей природе, и по функциональной нагрузке, и по конструкции, причем как исследователям, так и самим его создателям.

В отличие от структур советской эпохи Администрация российского Президента не была порождением отечественного государственного строительства. Аналогичные органы при главе государства существовали и существуют практически во всех зарубежных государствах. Так, в США аналогичным органом фактически является Исполнительное управление Президента, во Франции — Дом Президента. Суть у всех этих структур одна — это своеобразное ведомство, которое отвечает за координацию деятельности всего государственного аппарата в соответствии с решениями главы государства. Но в российском варианте президентская Администрация, что вполне естественно, оказалась не лишена определенной специфики, которая с годами лишь усилилась.

В СМИ ее нередко сравнивали с тайным орденом или теневым правительством, а то даже и с регентом при недееспособном Президенте, что, в свою очередь, не раз приводило к весьма серьезным проблемам, ибо даже формально независимый судейский корпус стал воспринимать этот орган с особым пиететом. Яркой иллюстрацией такого необыкновенного почтения может служить отказ Тверского районного суда города Москвы в принятии заявления Института развития свободы информации об оспаривании действий (бездействия) сотрудников Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций на том основании, чтообжалование в судебном порядке действий государственных органов и их должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президента, а также предъявление исков к данным государственным органам, на практике означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность Президента как главы государства, обладающего неприкосновенностью и осуществляющего верховную государственную власть в стране, что не допустимо, и нарушает основы конституционного строя Российской Федерации и принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации. С течением времени институциональный образ Администрации Президента вырисовывался все отчетливее, и сегодня, как представляется, уже возможно (а по многим при­чинам и необходимо) вести речь о выявлении неких закономерностей ее деятельности и обобщении накопленного ею позитивного и негативного опыта.

Замысел о создании этого органа и его изначальное воплощение, действительно, могли вызывать чувство гордости у его основателей, поскольку удалось не только уйти, что бы там ни говорили наблюдатели, от аналогий со всемогущим Аппаратом ЦК КПСС, но и организовать команду, обеспечившую интеграцию института президентства в систему управления государством и его довольно успешное функционирование. Как ни странно, но Администрация Президента стала той структурой, в которой эффективно сочетались сохранение выработанных аппаратных традиций и применение новых либеральных, порой креативных начал в работе. Эта комбинация отражалась и в кадровом составе президентской Администрации.

Конституция 1993 года фактически лишь упомянула Администрацию, легитимировав ее уже состоявшееся появление. Определение же ее задач и функций, состава и структуры осталось на усмотрение главы государства. Однако одновременно Конституция 1993 года заложила такую конструкцию президентских полномочий, которая позволила на практике существенно расширить компетенцию российского Президента. Учитывая же, что аппарат главы государства есть не что иное, как производная от его полномочий, роль президентской Администрации в России постепенно становилась все более значимой и, к сожалению, зачастую не в самом положительном смысле этого слова. Как совершенно верно отмечает в своей недавней публикации М.А.Краснов, «расширение президентской компетенции неизбежно вызывает все большее дублирование полномочий Президента и Правительства, президентского аппарата и собственно федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб и агентств) - вплоть до соперничества между ними».

Спустя 20 лет с момента создания Администрации российского Президента и 18 лет с момента конституционного закрепления факта ее существования многие из тех опасений, что звучали в спорах вокруг проекта Конституции, близки к тому, чтобы оправдаться. Администрация Президента на современном этапе уже едва ли может быть охарактеризована как оперативный штаб главы государства, являющийся незаметным вспомогательным образованием. Сегодня это один из двух реальных центров власти в России, и едва ли тенденция к еще большему усилению влияния данной структуры, минимально ограниченной рамками правового поля и максимально отражающей объем президентских полномочий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: