МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
(ФГБОУ ВПО «ОГИИК»)
Художественное творчество
Социально-культурной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
071209 Режиссура театрализованных представлений и праздников
ДИСЦИПЛИНА
“Народное художественное творчество”
цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД), компонента курса по выбору.
Направление подготовки
51.03.05.
«Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Профиль- «Театрализованные представления и праздники»
Орел 2009
Автор-составитель: Жиляева Светлана Николаевна, ст. преподаватель кафедры социально-культурной деятельности.
Утверждено на заседании кафедры социально-культурной деятельности ОГИИК. Протокол заседания № 10 от 30 июня 2009.
Рецензент: Зав. отделом традиционной культуры ГБУК «Областной центр народного творчества» Красникова Г.Е.
I. Организационно-методический раздел.
Учебная программа “Народное художественное творчество” имеет целью формирование у студентов представление о народном художественном творчестве как многосоставном, разнообразном, сложном, но цельном социально-эстетическом явлении, имеющем свою специфическую жанрово-видовую структуру и устойчивые формы проявления. Курс ставит и раскрывает соподчиненность различных структур и форм народного творчества.
Теоретико-познавательные задачи:
освоение основных понятий и концепций народного художественного творчества, изложенных в литературе;
понимание исторических и духовно-эстетических закономерностей народного художественного творчества;
ориентирование в современных проблемах народного художественного творчества;
представление перспектив народного художественного творчества в ХХ1 веке.
Прикладными задачами курса являются:
овладение умениями определять этапы развития, структуру, формы, жанры народного художественного творчества;
понимание значимости фольклора, традиционных обрядов, обычаев, ритуалов, прикладных искусств для жизни современного человека;
приобретение навыков владения научной литературой и специальной терминологией в области народного художественного творчества.
В результате освоения курса студенты должны знать и понимать:
структуру, сущность, функции, исторические корни и основные этапы развития народного художественного творчества в России;
систему знаний основных видов жанров традиционного русского народного творчества;
своеобразие региональных традиций народного художественного творчества;
правовые, экономические и организационно-управленческие основы развития народного художественного творчества;
историю развития народных промыслов и ремесел России и их региональные особенности;
место и значение народного художественного творчества на современном этапе.
Студенты должны уметь:
ориентироваться в современных процессах развития народного художественного творчества;
обобщить опыт развития народного художественного творчества в регионе и России;
ориентироваться в литературе по народному художественному творчеству и пользоваться специальной терминологией.
Объем дисциплины и виды учебной нагрузки для студентов дневного отделения
| Вид занятий | Всего часов | Семестр | Семестр |
| IX | Х | ||
| Общая трудоемкость | |||
| Аудиторные задания | |||
| Лекции | |||
| Семинары | |||
| Самостоятельная работа | |||
| Реферат | |||
| Зачет | - | ||
| Изучение литературы |
Объем дисциплины и виды учебной нагрузки для студентов заочного отделения.
| Вид занятий | Всего часов | Семестр | Семестр | Семестр |
| VIII | IX | X | ||
| Общая трудоемкость | ||||
| Аудиторные задания | ||||
| Лекции | - | |||
| Семинары | - | |||
| Самостоятельная работа | ||||
| Реферат | - | |||
| Зачет | - | |||
| Изучение литературы |
Ш. Распределение часов по темам и видам работ.
| № п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семинарские занятия |
| Введение. Предмет и задачи курса | ||||
| Раздел 1. НХТ как составная часть общенациональной культуры России | ||||
| 1.1. | Понятие и концепции НХТ | |||
| 1.2 | Социально-исторические условия и этапы развития НХТ | |||
| 1.3 | Социальные функции НХТ | |||
| 1.4 | Структура и классификация современного НХТ | |||
| 1.5 | Выдающиеся деятели культуры и искусства в области организации НХТ. | |||
| Раздел 2. Основные направления НХТ. | ||||
| 2.1 | Фольклор как форма НХТ. | |||
| 2.2 | Народное устно-поэтическое творчество. | |||
| 2.3 | Песенно-хоровой фольклор | |||
| 2.4 | Народное театральное творчество. | |||
| 2.5 | Народное музыкально-инструментальное творчество. | |||
| 2.6 | Народное танцевальное творчество | |||
| 2.7 | Декоративно-прикладное и изобразительное творчество | |||
| 2.8 | .Художественное творчество Орловской области | |||
| 2.9 | Городской "примитив" как явление НХТ | |||
| 2.10 | Любительство как явление народного художественного творчества. | |||
| 2.11 | Художественная самодеятельность | |||
| 3. | Организация и управление НХТ | |||
| 3.1 | Организация народного художественного творчества в современных условиях | |||
| 3.2 | Организация фестивалей, смотров, конкурсов рчествои выставок художественного творчества | |||
| Всего |
II. Содержание курса.
Разделы курса.
Раздел 1. Народное художественное творчество как составная часть общенациональной культуры России.
Раздел 2. Основные направления народного художественного творчества.
Раздел 3. Организация и управление народного художественного творчества.
Темы и краткое содержание.
Тема 1.1. Понятие концепции народного художественного творчества.