Тема 2. 3Народное театральное творчестве




Понятие "фольклорный театр". Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах. Обычай ряжения, ряженые как гонители порчи, хранители здоровья и благополучия. Личины ряженых. Кудеса, игрища, сценки ряженых. Ряженые на зимних святках.

Фольклорный театр и смеховая народная культура. Скоморошьи "потехи" и "игрища" в ХУ11 веке: "Барин и Афонька", "Самобойные кнуты", "Два мужика". Интермедии ("Дьячок и сыновья", "Голландский лекарь и добрый аптекарь" и др.). Образы скоморохов в русском классическом искусстве (пляска скоморорохов в опере Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка" и др.). Развитие традиций скоморошества в современном любительском и профессиональном театральном творчестве.

Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. Традиционные сюжеты представлений театра Петрушки. Театр Петрушки на русских ярмарках. Сохранение и развитие традиций театра Петрушки в современных условиях.

Раек как разновидность фольклорного театра; традиционные новгородские, петербургские и московские райки. Вертепные представления. Прибаутки балаганных и карусельных "дедов". Медвежьи потехи. Русский народный театр ХVII - ХIХ веков. Разновидности народных драм: российские комедии ХVIII в. ("Комедия о царе Максимилиане" и другие), драматические произведения героического характера ("Лодка", "Шлюпка", "Как француз Москву брал") и обличительного характера ("О храбром воине Анике", "Царь Ирод" и другие). Постановка народных драм, роль "заправилы "в постановке народных драм.

Особенности подготовки и проведения в старину представлений фольклорного театра. "Заправилы" как народные режиссеры.

Современный опыт возрождения традиционных видов фольклорного театра в профессиональном и любительском театральном творчестве.

История крепостных театров в России. Домашние театры и любительские театральные кружки в России в Х1Х -начале XX веков. Любительский театр Ф. Волкова в Ярославле (основан в 1750г.) и его роль в становлении и развитии отечественного профессионального театрального искусства. "Алексеевский кружок" и его роль в становлении К.С.Станиславского как одного из основателей Московского Художественного театра.

Самодеятельные театральные коллективы и студии в период после 1917 года. Роль Пролеткульта в развитии самодеятельного театрального творчества на основе революционных идей. Народные театры. Конкурсы и фестивали театральной самодеятельности.

Современное состояние и тенденции развития любительских театров и студий, их связь с традициями старинного русского фольклорного театра и домашних любительских спектаклей. Современные этнографические театры в России и других странах.

.

Тема 2.5. Народное танцевальное творчество.

Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обрядах и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски.

Русские народные танцы: происхождение, художественно-эстетические особенности, традиционные образы и формы бытования. Хороводы, их основные виды (орнаментальные, игровые и другие), роль и место в традиционной народной культуре. Пляски (одиночные, парные, перепляс, русская кадриль).

Музыкальное сопровождение народных танцев (плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах).

Народные танцы в репертуаре любительских и профессиональных хореографических коллективов.

Народный танец и классическое искусство (например, "Камаринская" М.И. Глинки).

Тема 2.6. Декоративно-прикладное творчество.

Типология народного искусства. Художественная роспись, гончарное дело, ковка, гравирование, художественная резьба по дереву, кости, художественное литье (металл, стекло), чеканка, ткачество, вязание, вышивание. Региональные и национальные особенности (приемы в мастерстве и технологии, своеобразие форм, орнамента цветовых сочетаний, композиционных построений и т.д.).

Наиболее распространенные промыслы и школы народных мастеров резьбы по дереву. История формирования (1Х-Х вв.) - на примере промыслов Архангельской, Вологодской, Владимирской и других областей. Древняя посуда, черпаки, кухонные наборы, настенные панно, скульптуры, предметы украшения (броши, бусы, браслеты), матрешки, лаковые расписные шкатулки, коробочки и т.д. Разнообразие художественного оформления изделий - резьба, выжигание, вышивание, инкрустация камнем или металлом и т.д. - на примере изделий художественно-прикладных промыслов Абрамцевской и Загорской (Подмосковье), Хохломской, Городецкой, Богородской (Нижегородская обл.) и других. Хохломская золотистая расписная посуда, городецкие игрушки, полхов-майданские матрешки. Изделия из самшита (пудреницы, декоративные вазочки), капокорня (курительные трубки, мундштуки, папиросницы), бересты, лозы, лыка (солонки, лукошки, кошельки, корзинки). Основные центры в России: Вятская, Пензенская, Московская и многие другие области.

Проблема индивидуальности и массовости в прикладном искусстве, разрушение единства утилитарного и художественного начала. Индивидуальный труд мастера и его замена серийным производством. Тенденция превращения народного искусства в коммерческую отрасль. Изделия народных промыслов как сувениры. Возрождение исторически сложившихся промыслов: на примере Федоскино, Жостово (Московская обл.), Палеха, Холуя (Ивановская обл.), Мстеры (Владимирская обл.).

Традиционные художественные изделия из металла. Художественное литье, техника сканно-эмальерного дела, золотая наводка, черевной узор во времена Киевской Руси в ХГУ-ХУП вв. Производство изделий из серебра, меди, мельхиора, латуни, бронзы, чугуна. Центры: Москва, Вологда, Ростов Великий, Костромская обл. (села Подольское, Красное), Владимирская обл. (Мстера), Дагестан (Кубачи); традиции работы по металлу в разных республиках и регионах.

Эмалевые (финифтевые) изделия из Ленинграда, Ростова; каслинское (Челябинская обл.) литье и т.д.

Тема 2.7. Городской “примитив” как явление НХТ.

Понятие городской “примитив”. Истоки возникновения городского “примитива”. Исторические особенности творчества возникшего на пересечении ученого и традиционного крестьянского искусства. “Примитив” как явление народного художественного творчества и значение его в жизни всех слоев населения.

Тема 2.8. Любительство как явление народного художественного
творчества.

Понятие о любительстве. Социально-исторические условия возникновения любительства. Любительство как движущее начало в развитии народного творчества. Взаимосвязь самодеятельности и любительства в народном творчестве в разных конкретно-исторических условиях.

Любительские объединения и клубы по интересам, их классификация. “Примерное положение о клубах по интересам и любительских объединениях”. Организация, содержание и методика работы. Устав, программа, методика их разработки. Любительские объединения области и региона.

Коллективы кружкового типа: кружок, студия, народный коллектив. “Примерное положение о народных коллективах”. Организация, содержание и методика работы коллективов кружкового типа. “Народные” коллективы региона.

Тема 3.1. Организация народного художественного творчества в современных условиях.

Понятия "организация", "организаторская деятельность" и "организационная структура". Правовые основы организации народного художественного творчества в культурно - досуговых и образовательных учреждениях.

Цели, задачи и основные этапы организации коллективов народного художественного творчества. Особенности организационной структуры и организации работы самодеятельных художественных коллективов (хоров, ансамблей и т.д.) и студий (хоровых, театральных и т.д.). Составление планов и программ работы самодеятельных художественных коллективов. Принципы подбора репертуара самодеятельных художественных коллективов. Организационно-педагогические основы подготовки самодеятельных художественных коллективов к концертным выступлениям (спектаклям, выставкам). Педагогическое руководство межличностным общением участников в самодеятельных художественных коллективах и студиях.

Процесс организации фестивалей, смотров, конкурсов и выставок народного художественного творчества. Особенности подготовки и проведения театрализованных народных праздников.

Тема 3.2. Организация фестивалей, смотров и выставок художественного творчества.

Значение различных форм демонстрации художественно-творческих достижений и удовлетворения потребностей в самовыражении и самореализации.

Основные этапы подготовки и проведения фестивалей, смотров, выставок художественного творчества. Подготовка и утверждение постановления (решения) о проведении фестиваля, смотра или выставки художественного творчества, разработка и утверждение положения о данном мероприятии, плана его проведения. Деятельность оргкомитета по решению организационных, финансовых и материально-технических проблем; формы взаимодействия со спонсорами. Деятельность жюри. Проведение итоговых мероприятий. Взаимодействие оргкомитета фестиваля (смотра, выставки) с органами культуры, образования. Участие родителей в подготовке и проведении фестиваля (смотра, выставки) детского художественного творчества. Роль средств массовой информации в подготовке, проведении и подведении итогов фестиваля, конкурса или выставки детского художественного творчества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: