[Документ Л-180, США-276]
...К нашему изумлению вначале было нелегко провести большой еврейский погром. Климатис — начальник отряда вооруженных добровольцев, который вначале был использован для этой цели, смог организовать погром лишь на основании советов, которые давались ему небольшой воинской частью, которая действовала в Каунасе. Это было сделано таким образом, что постороннему наблюдателю невозможно было заметить никакого приказа или подстрекательства со стороны немцев.
Во время первого погрома в ночь с 25 на 26 июля литовские добровольцы прикончили более 1 500 евреев, сожгли несколько синагог или разрушили их другими способами и выжгли район, где жили евреи, уничтожив примерно 60 зданий.
В последующие ночи, примерно, 2 300 евреев были убиты таким же образом...
Благодаря аналогичному влиянию на литовские вспомогательные отряды был произведен погром евреев также и в Риге. Во время этого погрома были разрушены синагоги и было убито около 400 евреев[335].
ИЗ СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОГО ОТЧЕТА УНТЕРШТУРМФЮРЕРА СС ДОКТОРА БЕККЕРА ОТ 16 МАЯ 1942, г., АДРЕСОВАННОГО ОБЕРШТУРМБАННФЮРЕРУ СС РАУФФУ В БЕРЛИН, ПРИНЦ-АЛЬБРЕХТШТРАССЕ, Д. №8
[Документ 501-ПС, США-288]
Осмотр газовых автомобилей группами «Д» и «С» окончен. В то время, как газовые автомобили первой серии могут использоваться также, когда погода не слишком плохая, автомобили второй серии (Заурер) совершенно выходят из строя в дождливую погоду. Например, если они пробыли под дождем в течение получаса, то газовый автомобиль нельзя использовать, потому что он буксует. Его можно использовать только при абсолютно сухой погоде. Вопрос заключается теперь в том, может ли газовый автомобиль использоваться только тогда, когда он стоит на месте казни. Во-первых, автомобиль следует доставить к этому месту, что возможно только при хорошей погоде. Место казни обычно находится в 10—15 километрах от шоссе, и к нему трудно добираться. В грязь или в сырую погоду к нему вообще нельзя проехать. Если лиц, подлежащих уничтожению, перевозят или ведут к этому месту, то они немедленно понимают, что происходит. Они начинают беспокоиться, чего следует избегать насколько возможно. Остается один только способ — грузить их на автомашины в одном пункте, а затем перевозить к месту казни. Я приказал замаскировать автомашину «Д» под прицепы, приспособленные под жилье, приделав по одной паре оконных ставен с каждой стороны малого газового автомобиля и по две пары ставен на каждой стороне больших автомобилей так, чтобы это походило на крестьянские домики, какие можно наблюдать в сельской местности. Эти машины стали настолько хорошо известными, что не только власти, но и гражданское население называют эти автомобили «душегубками», как только появится хотя бы одна такая автомашина.
|
Я думаю, что невозможно даже в течение короткого промежутка времени не только держать в секрете газовый автомобиль, но даже и замаскировать его...
Ввиду пересеченной местности, ужасных дорог и шоссе со временем отходят заклепки и появляются щели. Меня спросили, надо ли в таких случаях направлять автомобили на ремонт в Берлин. Перевозка в Берлин была бы слишком дорога и требовала бы слишком много горючего. С целью избежать этих затрат я приказал запаивать небольшие щели, а если это, в конце концов, окажется невозможным, то немедленно информировать Берлин по радио, что автомобиль неисправен. Затем я приказал, чтобы во время выпуска газа служебный персонал находился на возможно большем расстоянии от автомашины с тем, чтобы их здоровье не страдало от газа, который может иногда выходить наружу. Я хотел бы воспользоваться этим случаем, чтобы обратить ваше внимание на тот факт, что некоторые команды должны были произвести разгрузку после применения газа своими силами. Я обратил внимание командира С.К. на огромный психологический вред и ущерб для здоровья, которые эта работа может иметь для них если не сразу, то; по крайней мере, позднее. Люди жалуются мне на головные боли, которые появляются после каждой разгрузки. Тем не менее они не хотят уклоняться от выполнения приказа потому, что заключенные, привлеченные к этой работе, могут использовать удобный момент для того, чтобы совершить побег. Я прошу вас отдать соответствующие приказы для того, чтобы предохранить служебный персонал от ущерба их здоровью...
|
Газ не всегда применяется правильным образом. С целью кончить как можно скорее шофер нажимает акселератор до отказа. Таким образом, люди умирают от удушья, а не от отравления, как это было запланировано. Выполнение моих инструкций показало, что при правильном положении рычага управления заключенные мирно впадают в глубокий сон. Больше не приходится наблюдать искаженные лица и испражнения, как это было прежде.
Сегодня я продолжу мою инспекционную поездку и посещу группу «Б», где я смогу получить дальнейшие сведения.
Подписано: Доктор Беккер, унтерштурмфюрер СС
ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД ОСТЛАНД ГАУПТШТУРМФЮРЕРА ТРЮГЕСА ПО ВОПРОСУ ГАЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, АДРЕСОВАННОЕ В ГЛАВНОЕ ИМПЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В БЕРЛИНЕ
[Документ ПС-501]
Тема: Газовые автомобили.
Транспорты с евреями, которые должны быть подвергнуты особому способу обращения, прибывают еженедельно в управление начальника полиции безопасности и службы безопасности Белоруссии. Три газовых автомобиля, которые имеются там, недостаточны для этой цели. Я прошу, чтобы прислали еще один газовый автомобиль (пятитонку). В то же время я прошу, чтобы переправили 20 газовых труб для трех автомашин, которыми мы располагаем (две — Диамонд, одна — Заурер), так как имеющиеся трубы уже пропускают газ.
Подписано: Начальник полиции безопасности и службы безопасности Остланд.