В настоящее время понятие «фитнес» является многозначным, оно не имеет четко очерченных границ. Единого понимания термина не существует, вследствие чего затруднено его принятие и внедрение в профессиональную лексику практиков в области физической культуры.
Слово «фитнес» в переводе с английского означает «годность, пригодность» [15: 184].
В.Е. Борилкевич полагает, что англоязычное слово «фитнес» близко к русскоязычному «физическая культура» [2: 45]. Э. Хоули и Б. Френкс, напротив, утверждают, что фитнес – понятие, которое эволюционировало от так называемой «физической пригодности», т.е., от обычной физической культуры. Авторы полагают, что в настоящее время фитнес обозначает социальное явление, культурный феномен. Сейчас фитнес не просто физическое здоровье человека, отражающееся в том, насколько он способен к работе, а, скорее, «стремление к оптимальному качеству жизни, включающее социальный, психический, духовный и физический компоненты» [21: 17].
О том, что фитнес и физическая культура – различающиеся понятия, говорит история. В США термин «фитнес» не использовался до 1960 г., все физические упражнения охватывались понятием «физическая культура». Начало фитнесу как таковому положила аэробика, которая впоследствии стала лишь одной из разновидностей упражнения в рамках фитнеса. Основателем современного фитнеса считается К. Купер, который в своей работе «Аэробика» пропагандировал профилактику заболеваний вместо их лечения.
О.В. Сапожникова отмечает, что фитнес представляет собой систему занятий физической культурой, включающую не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, духовное начало. Автор обращает внимание на то, что фитнес – это система, состоящая из вышеуказанных компонентов. Система должна работать целостно, каждый компонент имеет огромное значение [16: 7].
|
Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма.
Фитнес-тренировка основана на тех же принципах, что и любая образовательная деятельность. Среди них выделяют принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуального подхода, систематичности [23: 82].
Кроме того, важно учитывать также принципы физического воспитания. К ним относятся:
1) Принцип непрерывности процесса. Фитнес-тренировка, как и другие формы физического воспитания, является длительным, многолетним процессом, в связи с чем нужно выстраивать ее таким образом, чтобы чередовались более тяжелые и более легкие нагрузки. Регулярная тренировка обеспечивает наиболее полный, кумулятивный тренировочный эффект за счет суммы эффектов каждой последующей тренировки, когда результаты одного дня накладываются на другой.
2) Принцип единства постепенности и предельности в увеличении нагрузок. Следование данному принципу означает, в первую очередь, постоянное наращивание тренировочных нагрузок, вследствие которого произойдет увеличение физических возможностей организма. Однако в процессе тренировки должны быть «скачки», достижение предельной для данного этапа развития организма нагрузки.
3) Принцип волнообразности нагрузок. Динамика нагрузок должна иметь волнообразный характер, поскольку это необходимо для адаптации организма к изменениям. Таким образом, повышение нагрузок на определенном этапе должно чередоваться не только с отдыхом, но и со снижением интенсивности нагрузок.
|
4) Одним из наиболее важных принципов тренировки является цикличность тренировочного процесса, под которым понимается отчасти законченный круг занятий с повторением отдельных упражнений или даже различных периодов. Каждый последующий цикл должен содержать в себе элементы предыдущего и наслаивать на них новые, усиливающие эффект тренировки в соответствии с изменениями, произошедшими в организме.
Фитнес представляет собой систему упражнений, представляющих собой оздоровительные мероприятия. Анкетирование школьников показало, что последние 15 лет наблюдается неудовлетворенность обучающихся обычными занятиями физической культурой, где из года в год, из занятия в занятие повторяются однотипные упражнения, преподаватель не уделяет должного внимания технике освоения различных упражнений, правильности их выполнения детьми [3: 40]. Поэтому внедрение фитнес-технологий является целесообразным усовершенствованием системы физического воспитания детей в школе. Особенное значение это имеет для детей 11-14 лет, т.е., среднего школьного возраста, поскольку эмоциональная составляющая на уроках физической культуры в таком возрасте играет большую роль в мотивации к занятиям физической деятельностью, а также в психологическом, общефизическом состоянии школьников. Развитие интереса к обучению способствует повышению уровня физической подготовки, что, в свою очередь, приводит к улучшению состояния здоровья детей. Ведь именно на это направлены уроки физической культуры в школе.
|
Существует множество исследований по совершенствованию методов физического воспитания подростков. Однако, по мнению В.П. Лукьяненко, О.П. Панфилова, никаких изменений в решении данной проблемы не происходит [1: 33].
А.В. Титова полагает необходимым включение в школьную программу упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса. Странным представляется отдельное указание на оздоровительно-развивающий признак фитнеса, в то время как, исходя из рассмотренных определений, фитнес предполагает выполнение функций оздоровления и развития. Автор предлагает собственное определение оздоровительно-развивающего фитнеса, где под ним понимается «комплекс современных физкультурно-оздоровительных направлений и физических упражнений (аэробика, пилатес, ритмическая гимнастика, силовая гимнастика), которые направлены на физическое совершенствование людей любых возрастов и всех слоев населения» [12: 62-64]. Помимо этого, согласно определению А.В. Титовой, фитнес направлен на поддержание умственной и физической работоспособности. Таким образом, фитнес, по мнению автора, влияет на учебную и трудовую деятельность в целом, может применяться в качестве оздоровительной системы независимо от возраста. Каких-либо особых признаков фитнеса по сравнению с ранее представленными, автором не выделяется. Не указывается на специфику так называемого «оздоровительно-развивающего характера». В связи с этим полагаем, что данное определение подходит к понятию «фитнес» в целом. Указание на оздоровительно-развивающий характер является излишним, лишь подчеркивающим значение фитнеса, но не меняющим его сущности.
С.В. Швец предлагает определение фитнеса, принятое Национальным фитнес-сообществом в 2010 году. Согласно данному определению, фитнес представляет собой определенный вид физической активности, при этом указывается, что она осуществляется в форме услуги. В дефиниции выделены следующие цели фитнеса: оздоровление, улучшение физических навыков. Кроме того, дается уточнение, что такой вид физической активности реализуется в соответствии с программами тренировок, питания и поведения (что принципиально отличает фитнес от физической культуры) в специально подготовленном месте, где есть спортивные сооружения, оборудование, при участии специалистов (по большей части – тренеров, но ими могут быть также врачи и диетологи) [22: 78].
Таким образом, фитнес и физическая культура – несколько различающиеся понятия. Фитнес можно определить как относительно новое направление в физической культуре, выполняющее функции оздоровления (в части укрепления здоровья, поддержание его и реабилитации), развития мыслительных способностей (в силу необходимости высокой степени сосредоточенности в процессе занятий), которое обладает значительными интеграционными возможностями, в связи с чем может использоваться не только взрослыми, но и для целей физического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, фитнес-тренировки могут быть не только специальными, но также занятия по фитнесу ввиду высоких адаптационных возможностей могут быть внедрены в школьную программу.