Круговые тренировки как форма занятий фитнесом




В настоящее время фитнес тренировки подразделяются на индивидуальные и групповые. Преимуществом групповых фитнес-занятий является то, что осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка тренирующихся. Основной целью групповых занятий является положительное воздействие на все компоненты оздоровительного фитнеса. Именно такие программы необходимо применять при занятии фитнесом со школьниками, поскольку они обеспечивают «эффект стремления», когда менее сильные стараются выполнять такой объем упражнений и в такой интенсивности, в какой их выполняют более «успешные» в физическом плане одноклассники.

Виды групповых занятий фитнесом отражены на схеме 1.

Схема 1. Виды групповых фитнес-программ

Мы не будем останавливаться на рассмотрении всех видов программ. Особое внимание с точки зрения физического воспитания школьников, на наш взгляд, следует уделить комбинированным программам, в которые входят разнообразные виды упражнений. Одной из форм занятий фитнесом, относящейся к комбинированным программам, является круговая аэробика, в основу которой входит круговая тренировка.

Круговая тренировка – комплекс упражнений высокой интенсивности. Они не влияют на рост мышечной массы, в связи с чем их целесообразно использовать при проведении занятий с подростками, у которых мышечные ткани находятся в процессе формирования. Метод круговой тренировки в физической культуре применяется наряду с соревновательным, игровым, повторным и другими методами [17: 90]. Круговые тренировки в физической культуре используются исключительно для подготовки спортсменов с высокими показателями к различным соревнованиям. Данный метод не внедрен в качестве основного в учебный процесс по физической культуре. Тем не менее, установлено, что при увеличении нагрузки в процессе тренировки можно учитывать индивидуальные особенности организма подростка. А суть круговой тренировки заключается именно в нормированности выполнения всего объема специального комплекса упражнений, в их последовательности при обязательном условии постепенного увеличения нагрузки [5: 80]. Таким образом, данный метод может оказаться наиболее эффективным для физического развития школьников и выполнения оздоровительно-воспитательной функции на уроках физической культуры.

В основе обычной, традиционной круговой тренировки, лежит три принципа:

· непрерывности упражнений;

· минимизации отдыха и интервалов между упражнениями;

· повышении интенсивности упражнений по кругу.

При этом можно выделить три основных метода традиционной круговой тренировки:

1) Непрерывно-поточный. Тренировка должна выполняться потоком, одно упражнение должно следовать за другим, интервалы между упражнениями должны быть минимальными. Индивидуальная нагрузка повышается постепенно, увеличивается количество упражнений в кругу. Использование такого метода при тренировках помогает обеспечить комплексное развитие физических качеств.

2) Интервально-поточный. При данном методе упражнения выполняются по длительности 20-40 с., они являются простыми с технической точки зрения. Такой метод позволяет увеличить выносливость, помогает улучшению дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

3) Интенсивно-интервальный метод направлен на развитие «взрывной» силы, на использование максимальных нагрузках для организма. Данный метод основывается на принципе единства постепенности и предельности в увеличении нагрузок, о котором упоминалось в предыдущем разделе. Мощность и интенсивность упражнения является предельной, и упражнение выполняется в максимально короткие сроки, при этом интервалы между упражнениями остаются прежними. Такой метод целесообразно использовать при достижении высокого уровня физической подготовленности [14: 43].

Выбор круговой тренировки для физического воспитания школьников следует из методических рекомендаций, в которых содержится указание на предельное время выполнения физических упражнений. Наиболее эффективными для детей и подростков являются занятия фитнесом минимум 2-3 раза в неделю продолжительностью 30-45 мин. [9: 13]

Длительность круговой тренировки составляет как раз около 30 мин., а эффект от нее колоссальный [24: 216]. Однако, не стоит забывать о правилах, которыми следует руководствоваться при внедрении в учебный процесс круговой тренировки. Не зря такая форма физической подготовки в целом используется для тренировки скоростно-силовых способностей легкоатлетов [17: 90]. В фитнесе метод круговой тренировки зачастую используется для похудения [10]. Все это обусловлено высокой интенсивностью тренировки, что требует высокой выдержки, силы воли, желания человека заниматься спортом. Для оздоровительного фитнеса, который, по нашему мнению, следует внедрять в программу физической подготовки школьников, такая форма занятий как круговая тренировка непосредственно связана не только с физическим воспитанием, но и с мотивационной составляющей, большой психологической работой.

В связи с этим В.Н. Кряж выделил четыре правила, которыми необходимо руководствоваться при выборе в качестве формы физического воспитания круговой тренировки [7: 19]:

1) Прежде чем внедрить в процесс физического воспитания круговую тренировку, необходимо повысить мотивацию к физкультурной и спортивной деятельности. Таким мотивом может явиться стремление к совершенствованию. Автор предлагает укреплять мотивы статистическими данными и выдержками из биографии великих спортсменов. Учет интересов обучающихся позволит превратить мотивы в убеждение в необходимости тренировки.

От себя добавим, что выбор фитнеса как разновидности физического воспитания сам по себе является неплохой мотивацией для детей среднего школьного возраста. В настоящее время фитнес – модное направление физической подготовки, которым стремится заниматься большое количество людей, однако трудности возникают в грамотном составлении плана работы, который должен сочетаться с правильным питанием, работой над внутренним состоянием. И если в фитнес-клубах осуществляется работа с тренером, врачом, диетологом, то общеобразовательные учреждения не могут себе позволить вести такую планомерную работу в силу различных причин: недостаточности финансирования, большого количества обучающихся разных уровней. Кроме того, деление на классы не способствует разделению на группы при физической подготовке для выбора подходящей программы. Поэтому планомерное внедрение фитнеса в программу физической подготовки школьников и обоснование значимости круговых тренировок в фитнесе само по себе в силу воздействия на сознание детей 11-14 лет модных тенденций будет способствовать мотивации к занятию спортом.

2) При проведении круговой тренировки необходимо обеспечить наглядность упражнений. Это обеспечит правильную технику, сократит время на объяснение комплекса упражнений. Для этого можно использовать карточки и плакаты на каждой станции круга. На карточках могут быть изображены исходное положение, техника выполнения, количество подходов, интервал отдыха. Такое проведение занятия не умаляет роли тренера по объяснению, демонстрации упражнений и индивидуальной работе с каждым отдельным школьником.

3) Необходимо распределять нагрузку таким образом, чтобы она не наносила вреда школьнику. При этом она должна быть достаточной для прироста общей работоспособности и показателей выносливости. Поэтому важно обращать внимание на утомляемость каждого обучающегося и контролировать пульс и частоту дыхания на этапе тестирования.

4) Необходимо постоянно повышать нагрузку, учитывая три предыдущих правила.

Таким образом, круговая тренировка не является принципиально новым видом физической подготовки. Она используется уже достаточно давно и имеет ряд преимуществ. В настоящее время в силу совокупности причин круговые тренировки используются для подготовки спортсменов-профессионалов. Это вызвано сложностью мотивировать школьников к занятиям в форме круговой тренировки вследствие ее высокой интенсивности, требующей выносливости. Полагаем, что круговая тренировка является эффективным методом физического воспитания, позволяющим развивать физические способности обучающихся. Круговая тренировка как форма занятия фитнесом способствует оздоровлению школьников, позволит мотивировать их к занятию спортом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: