Исследование эффективности проведения круговых тренировок с детьми 11-14 лет




Программа физической культуры в школе не включает в себя занятия фитнесом. Однако фитнес как разновидность физического воспитания школьников обеспечивает выполнение оздоровительных и развивающих функций за счет, в числе прочего, повышения мотивации учащихся к занятию инновационными формами спортивной подготовки.

Исследования показали, что активность детей в среднем школьном возрасте из года в год заметно снижается [4: 24-67]. Возраст 11-14 лет по школьной программе соответствует 5-8 классам. Такой возраст принято считать средним школьным возрастом.

В главе I были рассмотрены основные теоретические вопросы, характеризующие круговую тренировку как форму занятий фитнесом с учащимися 5-8 классов. На основе данных, представленных ранее, было проведено исследование по эффективности внедрения круговой тренировки как формы занятий фитнесом в процесс обучения в рамках школьной программы.

Цель исследования – определить эффективность внедрения фитнеса в школьную программу по физической культуре и круговой тренировки как формы занятий фитнесом в 6 «г» классе МОУ СШ № 1 г. Москвы.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

1. Рассмотреть методики организации и проведения занятий фитнесом в школе;

2. Изучить физическую подготовку учащихся 6 «г» класса;

3. Подобрать упражнения в рамках круговой тренировки как формы занятия фитнесом для учащихся 6 класса;

4. Проанализировать эффективность внедрения круговой тренировки в школьную программу по физической культуре.

Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 1 г. Москвы. В исследовании участвовали 26 человек в возрасте 12-13 лет (6 «г» класс) основной медицинской группы (не имеющие противопоказаний к занятиям физической культуры).

Методы исследования: педагогическое наблюдение, тестирование, метод опроса преподавателей и учащихся, педагогический эксперимент, статистический метод.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (сентябрь 2018-2019 учебного года) были проанализированы методические рекомендации по внедрению фитнеса в школьную программу, проводилось наблюдение, опрос, тестирование, были определены упражнения в рамках круговой тренировки, их последовательность, разработаны плакаты с указанием исходной позиции, основными движениями, количеством повторений.

Второй этап (октябрь 2018-2019 учебного года) представлял собой проведение педагогического эксперимента в естественном учебном процессе.

Третий этап представлял собой финальное тестирование эффективности внедрения круговой тренировки как формы занятий фитнесом.

На первом этапе проводилось наблюдение, которое дало следующую информацию об учащихся: занятия в 6 «г» классе проводятся три раза в неделю. Продолжительность урока – 45 минут. Всего продолжительность этапа составила 10 учебных часов. Урок разделен на три части: подготовительную, основную и заключительную. По результатам наблюдения была выявлена степень утомляемости учащихся, по данным показателям определялась нагрузка с постепенным увеличением объема заданий.

Также на данном этапе был проведен опрос педагога и обучающихся. В ходе опроса 84,6 % (22 учащихся) изъявили желание попробовать новые методы в физической культуре, идея проводить занятия по фитнесу вместо традиционных упражнений им понравилась. Кроме того, в ходе опроса была выявлена музыка, которая нравится учащимся и является популярной в настоящее время. Впоследствии были отобраны ритмические композиции, подходящие для занятия фитнесом и не отвлекающие детей от выполнения упражнений. В результате опроса педагога была выявлена степень утомляемости школьников. 4 человека, отказавшиеся от прохождения тестирования и участия в эксперименте, были исключены из программы исследования, поскольку занятия фитнесом должны быть добровольными и не должны вызывать негативных эмоций.

Тестирование проводилось по контрольным упражнениям: «Прыжок в длину с места», «Бег 30 м», «Подтягивание» (юноши)/ «Отжимание» (девушки).

Содержание эксперимента.

В связи с тем, что наибольший эффект дают занятия, которые выполняются в одной зоне мощности, класс для проведения эксперимента был поделен на две группы (по 11 человек каждая). Каждая группа состояла из учащихся с примерно одинаковым уровнем физической подготовки. В зависимости от группы устанавливалась интенсивность нагрузки и интервалы отдыха.

После проведения тестирования экспериментальная методика была применена к группе, которая уступала по всем показателям. Вторая группа (контрольная группа) занималась по обычной программе. Продолжительность этапа составила 10 учебных часов.

Эксперимент состоял в отработке специальных упражнений в рамках круговой тренировки (экспериментальной группы – 11 человек).

В ходе эксперимента были предложены комплексы круговых упражнений, перечень которых содержится в Таблице 1. (3 круга):

Таблица 1. Комплексы круговых упражнений для фитнес-занятий с учащимися 6 «г» класса

Название упражнения Описание Количество повторений
Приседание классическое ИП: ноги на ширине плеч. Упражнение выполняется с вытягиванием рук перед собой, носки стоп и колени находятся в одной плоскости, спина прямая, смотрит перед собой. На выдохе опускается вниз, пока бедра не окажутся параллельны полу 15 раз
Отжимания от пола ИП: упор лежа с опорой на руки (ладони шире плеч). На выдохе туловище опускается, не касаясь пола. На вдохе – возврат в ИП. 10 раз
Обратные отжимания ИП: сидя на скамье, руки упираются в край сиденья (ладони направлены вперед). Таз перемещается вперед, на вдохе опускается, на выдохе поднимается на уровень сиденья, не касаясь его. 10 раз
Джампинг Джек ИП: стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. На выдохе совершается прыжок, ноги разводятся шире в стороны, руки поднимаются вверх, делается хлопок, на вдохе – принимает ИП 1 минута с повышением интенсивности
Выпады ИП: руки на пояснице, спина прямая, ноги на ширине таза. На выдохе шаг вперед (вертикальное положение сохраняется, спина прямая), перенос веса на рабочую ногу, колено ведущей ноги под прямым углом, опорное колено сгибается, не касаясь пола. На выдохе возвращение в ИП. 7 раз каждой ногой
Боковые подъемы туловища ИП: тело лежит на боку, опора на локоть. На выдохе туловище отрывается от пола вверх с сохранением опоры на локте и внешней стороне стопы. Задержка 2 секунды в верхнем положении, на вдохе возврат в ИП. 7 повторов на каждую сторону

 

Все упражнения выполнялись после разминки, выполняемой по принципу круговой тренировки: круговые движения кистей рук по 10 раз в каждую сторону; круговые движения со сгибанием рук в локтях по 10 раз в каждую сторону; круговые движения руками в плечах по 10 раз в каждую сторону; круговые движения ногами с махом поочередно «внутрь» по 10 раз каждой ногой; круговые движения ногами с махом поочередно «наружу» по 10 раз каждой ногой; наклоны вперед 10 раз; наклоны в сторону – по 10 раз в каждую сторону; наклоны назад 5 раз; вращение шеи 5 раз в каждую сторону.

Первые два учебных часа были тренировочные: школьники обучались технике выполнения упражнений, выполняли их с интервалами и длительным отдыхом. На данном этапе фиксировались показатели утомляемости. Повторно к выполнению упражнений (к следующему кругу) человек приступал при пульсе 120 ударов в секунду.

3, 4, 5 часы: упражнения выполнялись в рамках установленного количества повторов (см. Таблицу 1). 6, 7, 8 часы: количество повторов упражнений увеличилась (с 7 до 10, с 10 до 13, с 15 до 20), увеличилась интенсивность прыжков в упражнении «Джампинг Джек». 9, 10 – контрольное тестирование.

На третьем этапе исследования проводилось повторное тестирование по физической подготовке школьников. Результаты тестирований представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный анализ показателей физической подготовки учащихся 6 «г» класса до и после экспериментальной работы (данные – средние по группе)

    Контрольная группа Экспериментальная группа
Бег 30 м (с) До эксперимента 5,52 6,05
  После эксперимента 5,39 5,48
  Разница показателей -0,13 -0,17
Прыжок в длину с места (м) До эксперимента 1,74 1,46
  После эксперимента 1,78 1,54
  Разница показателей 0,04 0,08
Подтягивание (юноши, раз) До эксперимента 6,6 3,8
  После эксперимента   4,8
  Разница показателей 0,4  
Отжимание (девушки, раз) До эксперимента 16,4 9,2
  После эксперимента    
  Разница показателей 0,6 1,8

 

Таким образом, проведенный эксперимент показал, что круговые тренировки обладают высокой степенью эффективности в развитии физических способностей школьников. Школьники, входившие в экспериментальную группу, изъявили желание продолжить заниматься круговыми тренировками. Их отношение к урокам улучшилось, они проявили особый интерес к спорту и физической культуре.

Заключение

Фитнес представляет собой инновационный подход к физическому воспитанию. Он повышает интерес школьников к занятию спортом и способствует оздоровлению обучающихся. Грамотное внедрение фитнес-технологий в систему школьного образования поможет улучшить состояние школьников, повысит мотивацию к занятию физической культурой. В рамках школьной программы фитнес не ставит задачи похудения или наращения мышечной массы, как принято думать. Главная цель – оздоровление и поддержание эмоционального фона. Ведь именно от движения и психологической стабильности в первую очередь зависит здоровье человека.

Круговая тренировка как форма занятий фитнесом несколько отличается от обычной круговой тренировки, используемой для подготовки профессиональных спортсменов. Она может применяться к каждому подростку, желающему улучшить свою физическую форму. При внедрении круговой тренировки необходимо обращать внимание на основные принципы ее внедрения, главным из которых является добровольность. Мотивация появляется, когда люди видят результат, эффективность применения методики. Особенно это касается подростков.

Организм подростков подвержен бурному росту, в связи с чем требуется индивидуальный подход к организации его тренировок и физических нагрузок во взаимосвязи с групповыми занятиями, где школьник мог бы «тянуться» за более развитыми в физическом плане сверстниками. Такое сочетание может быть реализовано в процессе фитнес-тренировок.

Полагаем, что внедрение оздоровительного фитнеса в школьную программу по физической культуре является в настоящее время одной из актуальных задач модернизации учебных планов, школьных программ.

При этом следует особо подчеркнуть роль фитнес-индустрии как первичной основы в процессе появления инновационных оздоровительных технологий. С этой точки зрения считаем возможным рассмотреть фитнес-индустрию как мультимедийную матрицу по отношению к инновационным оздоровительным технологиям по нижеследующим причинам: Сегодня развитие фитнес-индустрии характеризуется наличием и значительным увеличением количества фитнесклубов, разработкой фитнес-технологий и программ по организации семейного досуга, адаптацией программ занятий к конкретным группам населения (то есть широкая стратификация), сближением деятельности фитнес-клубов, медицинских и социально-психологических учреждений, а самое главное — привлечением широкого круга потребителей фитнес-услуг, что коррелирует с изменением стиля жизни молодёжи и взрослого населения.

Активное применение разнообразных упражнений и правил круговой тренировки при методически правильном их сочетании является достаточно сильным средством повышения разносторонней физической подготовки в спортивной тренировке. Это показал результат исследования, проведенного нами в общеобразовательном учреждении.

Список литературы

1. Актуализация антропологического образования специалистов в сфере физической культуры и спорта в современном обществе / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5.
С. 33–34.

2. Борилкевич В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. с. 45-47.

3. Борисова В.В., Панфилов О.П., Шестакова Т.А. Фитнес-технологии – новый раздел в школьном физическом воспитании // Физическая культура в школе. 2013. № 4. С. 39–44.

4. Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 классы: методическое пособие / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин. М.: Просвещение, 2010. 112 с.

5. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Высшая школа, 1985. 255 с.

6. Красникова О.С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников / Красникова О.С., Пащенко Л.Г., Коричко А.В., Пащенко А.Ю., Полушкина Л.Н. // Теория и практика физической культуры. 2014. №12. С. 38–40.

7. Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. Минск: Высшая школа, 1982. 120 с.

8. Легкая атлетика / под ред. Е.М. Лутковского, А.А. Филиппова. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

9. Лисицкая, Т.С. Добро пожаловать в фитнес-клуб! М.: Издательский центр «Академия», 2008. 102 с.

10. Лойтра Ю. Круговая тренировка в фитнесе: правила и преимущества [Текст]: Электронный ресурс. URL: https://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/fitnes/krugovaya_trenirovka_v_fitnese_pravila_i_preimushchestva/ (дата обращения: 11.11.2018)

11. Лосева Н. А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Н. А. Лосева, Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С. 55–60.

12. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнестехнологий) / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 62–66.

13. Пащенко Л.Г. Использование дополнительных аэробных нагрузок на уроках физической культуры // Пащенко Л.Г., Фаррахова М.М. // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. С. 206–210.

14. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М.: Физическая культура и спорт, 1986. 143 с.

15. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68.
С. 182-190.

16. Сапожникова О.В. Фитнес: учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.144 с.

17. Степанова М.М., Степанов К.С., Шафикова М.В. Влияние круговой тренировки на развитие скоростно-силовых способностей школьников 12-14 лет на уроках физкультуры // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 89-94.

18. Физическое воспитание учащихся 8 – 9 классов / Под ред. В.И. Ляха. М.: «Просвещение», 2004. 142 с.

19. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФИС. 1974. 230 с.

20. Фитнес: преимущества и недостатки: Электронный ресурс. URL: https://medvoice.ru/fitnes-preimushhestva-i-nedostatki/ (дата обращения: 11.10.2018).

21. Хоули Э. Т., Оздоровительный фитнес / Э. Т. Хоули, Б. Д. Френкс. Киев: Олимпийская литература, 2004. 362 с.

22. Швец С.В. Фитнес – вызов нового времени / С.В. Швец // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 1. С. 77-79.

23. Шемякина О.В. Воспитательная система образовательного учреждения: от цели к результату // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 1.
С. 81-84.

24. Шнайдер А.С. Круговая тренировка в спортивной подготовке // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. С. 216-219.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: