Итальянский оперный веризм




Исследователи творчества Джакомо Пуччини отмечают, что оно тесно связано с веризмом. В 80-х годах XIX столетия в итальянском искусстве, и в частности в оперном, возникло новое течение – веризм (ит. verismo, от vero – «истинный», «правдивый») [1]. Художники стремились показать жизнь такой, какова она в действительности. Однако в отличие от реалистических произведений сочинения, написанные в стиле веризма, были построены на изображении исключительно сильных (часто преувеличенных) чувств, перераставших в страсть и толкавших героев на преступления, которые они совершали, прежде всего, по отношению к тем, кого любили. Веристы рисовали жизнь человека в тот момент, когда от любви до ненависти – один шаг.

В операх веристов почти стерлась грань между речитативом и арией (напевность речитативов приближала их к ариям). В звучании голоса подчеркивались интонации, передававшие сильные эмоции (рыдания, крик, смех), но при этом сохранялась выразительность тем и мелодий. Усложнились гармонии, а следовательно, увеличилась роль оркестра [6].

Первой оперой, созданной в стиле веризма, стало произведение Пьетро Масканьи (1863-1945) «Сельская честь» (1889) на сюжет одноименной новеллы итальянского писателя Джованни Верги. Сочинение Масканьи имело огромный успех у публики, и опера завоевала сцены театров Европы, Москвы и Петербурга. В центре произведения – трагическая история любви. Все события происходят в один день. Картины сельского праздника чередуются с лирическими партиями героев (таким построением «Сельская честь» напоминает «Кармен» Бизе). Сочинение Масканьи невелико по размерам – всего одно действие, состоящее из двух картин.

Следующую оперу в стиле веризма написал Руджеро Леонкавалло (1857-1919). В основе сюжета оперы «Паяцы» (1892) лежат реальные события, происшедшие в 60-х гг. в одной из итальянских деревень: актер бродячей труппы в порыве ревности убил жену. У Леонкавалло трагедия происходит во время спектакля артистов на сельской площади. Главный герой играет роль шута-паяца. Знаменитыми стали начальные слова клоуна, обращенные к публике: «Наш автор желает вам рассказать о неподдельных страданиях. Он хочет вам показать, что и актер – человек...» [1]. Зрители на площади не подозревают о страшной развязке, а игра уже закончена. Комедия на сцене превращается в трагедию в жизни: герой убивает жену и ее возлюбленного. Театр и жизнь, любовь и смерть неразделимы, если человек живет страстями, ‒ такова главная мысль оперы.

Традиции оперного веризма развили Умберто Джордано (1867-1948) и Франческо Чилеа (1866-1950). В опере Джордано «Андре Шенье» (1896) рассказывается о трагической судьбе поэта во времена Великой Французской революции. Наиболее известная опера Чилеа – «Адриенна Лекуврер» по драме Эжена Скриба (1902). Судьба великой французской актрисы XVIII в. Адриенны Лекуврер превратилась в эффектную мелодраму. Две женщины ‒ артистка и принцесса Бульонская ‒ оспаривают любовь графа Мориса Саксонского. Принцесса убивает соперницу, послав ей отравленные цветы. Опера интересна тем, что композитор обратился к итальянским вокальным традициям – стилю бельканто («прекрасному пению»).

Романтический музыкальный язык веризма основан, прежде всего, на традициях опер Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера, значительным было и влияние русского реализма – опер «Могучей кучки». Но композиторы-веристы трактуют музыкальную драму как жанр камерный, их оперы невелики по масштабам, в них участвуют несколько героев, сюжет развивается быстро, оркестр невелик. В операх веристов публика слышала привычные для себя арии, яркие и запоминающиеся мелодии, разделяла с певцами яркие, но понятные эмоции. Музыка этого стиля стала не только популярной, но и повлияла на развитие оперетты, мюзикла.

Творческий облик молодого Джакомо Пуччини формировался в эпоху оперного итальянского веризма. Однако отдельные веристские тенденции, получившие выражение в некоторых его операх («Тоска», «Девушка с Запада», «Плащ»), не стали для композитора определяющими. Подобно веристам, Пуччини обращается к воплощению обыденной жизни со свойственной ей острыми конфликтами. Но его произведения, наполненные тонкой поэзией и глубоким психологизмом, значительно выше типичных образов веристской оперы.

Пуччини оказался шире и глубже. Певец любви, он в отличие от веристов не удовлетворяется прямолинейным изображением страсти, ревности и жестокого убийства. Его герои – нередко простые люди, любящие и ревнующие, но их переживаниям присуща тонкость, одухотворенность, поэтичность, в их взаимоотношениях всегда есть место нежности, состраданию, самопожертвованию.

Пуччини – вдохновенный романтик, гуманист. Несмотря на драматизм и трагизм своих сюжетов, композитор утверждает главенство любви, света, чести и верности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: