Биографическая справка и основные достижения




Содержание

  Введение ………………………………………………………...…  
Глава 1. Выдающийся мастер оперы Джакомо Пуччини…………………...  
1.1. Биографическая справка и основные достижения ……………...  
1.2. Итальянский оперный веризм……………………………………...  
1.3. Черты стиля Джакомо Пуччини.……………………………………  
Глава 2. Опера «Богема»………………………..………………...…………...  
2.1. История создания…………………………………………….………  
2.2. Сюжет……………………………………………………………......  
2.3. Музыка………..………………………………………………………..  
Глава 3. Анализ арии Мюзетты из оперы Джакомо Пуччини «Богема»...  
3.1. Образ и характер Мюзетты………………………...………………..  
3.2. Текст арии....……………………...…………………………………..  
3.3. Музыкальный анализ арии…………………………………………  
3.4. Техническая сторона арии …………………………………………  
  Заключение ……………………………………...………………...  
  Список использованной литературы …………...………………..  
  Приложение ……………………………………….………………  

Введение

«Много лет назад Создатель коснулся меня своим мизинцем и сказал:

«Пиши для театра, только для театра».

И я следовал этому высшему совету»

Джакомо Пуччини [2].

 

В истории музыки Джакомо Пуччини оставил свой след, как создатель прекрасных опер, ставших классикой, хотя он писал и симфонические произведения.

Я влюблена в оперы Пуччини и не могу найти никакого логического объяснения некоторым комментариям искусствоведов об излишней простоте и доступности музыки композитора. Его музыка необычайно искренняя, эмоционально открытая и обворожительно красивая.

Герои Пуччини – гениального оперного драматурга – никогда не бывают абстрактными, они невероятно живые, разрывающиеся между чувством и долгом. Следя за напряженным драматическим действием на сцене, слушая красочную и богатую партию оркестра, понимаешь, что исполнители должны не только виртуозно владеть голосом, но и обладать большим актерским талантом. Возможно, поэтому в операх Пуччини так любят выступать выдающиеся певцы, а исполнение, например, партии Тоски, Калафа или Турандот является признанием высочайшего класса артиста.

 

Глава 1. Выдающийся мастер оперы Джакомо Пуччини

Биографическая справка и основные достижения

22 декабря 1858 года в городе Лукка (Центральная Италия) в семье потомственных музыкантов родился мальчик, которого назвали Джакомо в честь прапрадеда, первого композитора из их рода. Ему и суждено было прославить на весь мир фамилию Пуччини.

По семейной традиции и желанию отца именно он, старший мальчик в семье, должен был получить серьезное композиторское образование. Отец Микеле Пуччини умер, когда Джакомо исполнилось семь лет. Несмотря на тяжелое материальное положение, вдова Альбина Пуччини-Маджи сделала все возможное, чтобы выполнить волю покойного мужа.

В маленькой Лукке путь к музыкальному образованию был особенно сложен. Юный Джакомо был вынужден зарабатывать на жизнь в качестве певчего в местной церкви, где также занимался с органистом. Его импровизации, в которых нередко слышались тосканские народные напевы, а подчас и оперные мелодии, восхищали прихожан, но вызывали недовольство местного духовенства из-за лишней «театральности» [3].

Яркой мелодической выразительностью отличались и произведения, написанные юношей под руководством умного и заботливого педагога-органиста Карло Анджелони, в классе которого он занимался в Луккском Музыкальном институте имени Джованни Пачини. В стенах института начинающий музыкант познакомился с основами гармонии и инструментовки. Здесь же он сочинил свои первые произведения, главным образом хоры религиозного содержания.

В 1876 году произошло событие, которое определило судьбу Джакомо Пуччини. Оперного театра в Лукке не было, и однажды Пуччини с друзьями отправился в соседний город, чтобы послушать «Аиду» Джузеппе Верди. Впечатление оказалось столь сильным, что юный музыкант решил стать оперным композитором.

В 1880 году, уже, будучи автором кантаты «Сыны прекрасной Италии» (1877 г.) и мессы (1880 г.), Пуччини поступил в Миланскую консерваторию. Здесь он обучался с 1880 по 1883 год под руководством таких крупных мастеров, как композитор Амилькаре Понкьелли и скрипач-теоретик Антонио Баццини. На долю Джакомо выпали нелегкие студенческие годы, но он не унывал и занимался с утра и до позднего вечера. Десятилетие спустя, работая над оперой «Богема», Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей студенческой юности. Среди друзей Пуччини были композиторы Альфредо Каталани и Пьетро Масканьи – будущий автор «Сельской чести».

За время учебы композитор написал струнный квартет (D-dur, 1880), скерцо (a-moll, для струнного квартета, 1880-1883), 4 романса на слова Антонио Гисланцони. На выпускном экзамене в консерватории 14 июля 1883 года Пуччини с успехом исполнил Симфоническое каприччио, получившее одобрительные отзывы в прессе. Но композитор чувствовал, что его жанр – это музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене. Чуткий Понкьелли также распознал характер дарования своего ученика. Еще в годы учения он не раз говорил Джакомо, что симфоническая музыка – не его стезя, следует работать, прежде всего, в оперном жанре, столь традиционном для итальянских композиторов [4]. Пуччини и сам непрестанно мечтал о создании оперы, а для этого нужно было добыть либретто, стоившее больших денег. На помощь пришел Понкьелли, привлекший молодого поэта-либреттиста Фердинандо Фонтана, который не успел еще завоевать известность и потому не претендовал на высокие гонорары. Таким образом, в 1883 году, в год окончания консерватории, Пуччини получил возможность приступить к созданию своей первой оперы "Виллисы" на средневековый сюжет. 31 мая 1884 года «Виллисы» были представлены на сцене театра «Даль Верме» в Милане. Критики высоко оценили мелодический дар автора, и самый влиятельный в Италии музыкальный издатель Джулио Рикорди даже заказал Пуччини оперу.

Премьера второй оперы «Эдгар» (на либретто Фонтана) 21 апреля 1889 года в Миланском театре «Ла Скала» большого успеха не имела. Критика резко осуждала несообразности либретто, его напыщенность и сюжетную запутанность. Даже Рикорди, всегда горячо защищавший работы своего подопечного, вынужден был согласиться с этими упреками.

Но Джакомо не сдался. Под влиянием оперы Масканьи «Сельская честь» Пуччини начал искать сюжеты, способные заинтересовать и взволновать публику. Такой сюжет он нашел в романе Антуана Франсуа Прево д’Экзиля «История кавалера Де Грие и Манон Леско». К этому произведению композиторы обращались и до Пуччини, в частности Массне. У последнего Манон обаятельна, но это не глубокая личность; тяга к «красивой жизни» пересиливает любовь к Де Грие. Героиня же Пуччини («Манон Леско», 1892) – натура страстная и сильная, способная полностью (в силу как раз своей цельности) погрузиться как в любовь, так и в порок. Опера построена на чередовании контрастных сцен: «В Амьене», «В Париже», «Гавр», «В Америке». Непосредственность и веселая суета сменяются церемонностью парижского салона, а траурное шествие женщин подготавливает предсмертную исповедь Манон [1]. Музыкальная драматургия «Манон» в сравнении с двумя ранними операми Пуччини гибче, совершеннее. В этой опере окончательно сложился вполне самостоятельный мелодический стиль композитора, тесно связанный с традициями современной итальянской бытовой песни [4]. После триумфальной туринской премьеры 1 февраля 1893 года «Манон Леско» быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии и стала одним из любимых детищ самого автора (второй «сердечной привязанностью» после оперы «Мадам Баттерфляй»).

Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала опера «Богема» (1895) по роману французского писателя Анри Мюрже. В этом произведении композитор нашел все, что искал: молодость и веселье, страсть и слезы, любовь и вдохновение. Герои оперы – молодые художники, живущие в артистическом Латинском квартале Парижа. Автор рассказывает историю любви, которая заканчивается печально. В центре – образ Мими, женщины тонко чувствующей и ранимой. Внутренний мир героини раскрывается в монологах и дуэтных сценах. Другие персонажи также имеют музыкальные характеристики. Действие оперы развивается стремительно; лирические сцены соседствуют с красочными эпизодами уличной жизни французской столицы. Первое представление «Богемы» на сцене театра «Реджо» в Турине 1 февраля 1896 года вызвало горячие споры. В защиту оперы выступил великий дирижер Артуро Тосканини, предсказавший ей блестящую будущность. Время подтвердило его правоту.

Еще до начала работы над «Манон Леско» Пуччини думал об опере «Тоска» (1899) на сюжет пьесы французского драматурга Викторьена Сарду «Флория Тоска». Действие происходит в июле 1800 года, когда Наполеон Бонапарт разгромил австрийскую армию в Италии. На историческом фоне показана личная драма героев – актрисы Тоски и художника Каварадосси. По сути это опера «одного героя»: самое главное в ней – чувства Тоски; перед силой ее характера остальные персонажи «меркнут». Здесь композитор впервые затрагивает тему борьбы с произволом: главные герои гибнут в столкновении с миром тирании. Яркая и мелодичная музыка в сочетании с блестяще выстроенным действием держит слушателя в постоянном напряжении. Это и определило успех оперы. Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900 года в театре Костанци под управлением дирижера Леапольдо Муиьоне, давнего друга композитора. За один год опера не только обошла крупнейшие театры мира, но и обрела долгую репертуарную жизнь.

В 1900 году в Лондоне Пуччини посетил Театр принца Йоркского, где шла пьеса «Гейша» американского драматурга Давида Беласко. Трагическая судьба бедной японской девушки Чио-Чио-Сан, или, как ее называли мадам Баттерфляй («Госпожа Бабочка»), сражу же пленила воображение композитора. Сочинение оперы «Мадам Баттерфляй» (другое название «Чио-Чио-Сан») затянулось на длительный срок, партитура была готова к концу 1903 года. В опере также наиболее интересна партия главной героини. Образ маленькой японочки из Нагасаки, утверждающий высокие нравственные идеалы, – самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров [5]. В финальном предсмертном монологе Чио-Чио-Сан раскрывается с неожиданной стороны – в нежном и хрупком существе вдруг просыпается настоящая страсть. Для создания образа ее возлюбленного, американца Пинкертона, Пуччини ввел гимн Соединенных Штатов. Чтобы передать национальный колорит, автор использовал японские народные мелодии, необычные гармонические обороты и тембры. Интересны партия служанки – Сузуки, хор ее подруг, «кукольное» шествие родственников Чио-Чио-Сан. 17 февраля 1904 года «Мадам Баттерфляй» увидела свет рампы миланского театра «Ла Скала». На этот раз премьера прошла без успеха. Новая опера показалась миланцам бездейственной, приглушенно-лиричной. Пуччини сам допустил драматургический просчет, в результате чего II акт оказался слишком растянутым. Обновленная опера, поставленная уже в мае 1904 года в театре Брешии, завоевала полное признание и начала свое победное шествие по театрам Европы и Америки.

Триумфом "Мадам Баттерфляй" завершился наиболее интенсивный период творческой биографии Пуччини и начался период депрессии, длившийся почти полтора десятилетия. В эти годы он был менее продуктивен, а то, что выходило из-под его пера – "Девушка с Запада" (1910), "Ласточка" (1917), – уступало ранее созданным шедеврам. Все труднее давался стареющему мастеру выбор оперных сюжетов. Художественное чутье подсказывало ему, что необходимо искать новые, нехоженые пути, ибо опасность повторения ранее достигнутых стилистических находок была очень велика. Материальная обеспеченность позволяла знаменитому маэстро не спешить с созданием очередных опусов, а триумфальные зарубежные поездки и страстное увлечение спортом заполняли его время.

Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения Л. Толстого, М. Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха – цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер. Первая часть – «Плащ» – основанна на стремительном развитии драмы любви и ревности. Лирическая середина – «Сестра Анжелика», повествующая о печальной судьбе молодой монахини, – выдержана в мягких, приглушенных тонах. И наконец, искрометный финал – веселый, озорной, в духе старых комических опер – «Джанни Скикки», сюжет которого навеян строками из «Божественной комедии» Данте. Получившей восторженный прием на премьере в нью-йоркской Metropolitan Opera, этот шедевр Пуччини и до сих пор сохраняет свое значение лучшей части цикла. Оказалось, что Пуччини может и звучно смеяться, и блестяще характеризовать мимоходом брошенным фрагментом мелодии, и при случае лукаво подмигнуть, подобно героям Боккаччо [5].

Уже, будучи тяжело больным, Пуччини работает над своим последним сочинением – монументальной экзотической оперой-легендой «Турандот» по одноименной пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци. Героев условно-сказочного мира композитор наделяет живыми человеческими страстями. Основная сюжетная линия связана с историей неприступной, гордой и жестокой китайской принцессы Турандот, побежденной великой любовью неизвестного принца Калафа. В опере композитор использовал старинные лады и необычные сочетания инструментов. В сочинении много масштабных хоровых номеров, что сближает его с итальянской оперой-сериа.

Закончить оперу композитор не успел, на четвертый день после мучительной операции Пуччини не стало. Тело его было перевезено в Италию и захоронено в часовне Торре дель Лаго. Первое представление «Турандот», завершенной по эскизам автора композитором Франко Альфано (1876-1954), состоялось в миланском театре «Ла Скала» 25 апреля 1926 года. Дирижировал Артуро Тосканини. Когда отзвучал последний аккорд, написанный Пуччини, Тосканини опустил дирижерскую палочку и, обернувшись к публике, сказал: «Здесь смерть вырвала перо из руки маэстро». Все встали. Публика разошлась в глубоком молчании [3].

Наследие композитора также включает кантата Юпитеру (1897), 2 марша (1896), камерно-инструментальные ансамбли: трио (для 2 скрипок и фортепиано, прим. 1880), струнный квартет (D-dur, 1880), скерцо (a-moll, для струнного квартета, 1880-1883), фуга (для струнного квартета, 1883), струнный квартет Хризантемы (Crisantemi, памяти А. ди Савойя, 1890), 3 менуэта (для струнного квартета, 1890); для хора и фортепиано – Гимн Риму (Inno а Rота, на cлова Ф. Сальватори, 1919); ц ерковная музыка: мотет (1878), Salve del ciel regina (для сопрано и гармониума, до 1880), месса (Messa di Gloria, A-dur, 1880).

Романсная лирика Джакомо Пуччини представлена следующими произведениями: 4 романса на cлова А. Гисланцони («Изящный ум», «Меланхолия», «Когда я умру», «Мы читаем» 1881-1882), «Маленькая история любви» (слова Пуччини, 1883), «Солнце и любовь» (cлова Пуччини, 1888), «Сольфеджио» (1888), «Птичка» (cлова Р. Фуччини, 1898), «Земля и море» ( 1902), «Песня души» (1907), «Скажите ей» (1908), «Умереть» (cлова Дж. Адами, 1917), «Вперёд, Урания!» (cлова Р. Фуччини).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: