Черты стиля Джакомо Пуччини




Джакомо Пуччини – один из выдающихся и ярких представителей оперного жанра не только в итальянской, но и мировой музыке. Однако в работе я уже упоминала, что на протяжении своего творческого пути композитор подвергался критике. При этом критиковались даже не отдельные его произведения, а вообще его творчество, стиль, метод отображения жизни и людей.

Некоторые считали Пуччини чем-то вроде собирательной линзы, концентрирующей ярчайшие лучи нового времени. По мнению других, итальянский мастер является представителем легкой музыки и не должен бы занимать место в ряду оперных классиков [5]. В 1912 году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка ‒ это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пиццетти» [7].

Лишь мнение публики было неизменно и единодушно. В доказательство достаточно привести следующий факт, почти исключительный в истории театра: не считая нескольких юношеских опытов, все произведения Пуччини и поныне сохранились в репертуаре оперных театров.

Джакомо Пуччини ‒ великий мастер драматической атмосферы. Нет слушателя, на которого не воздействовала бы картина зимней улицы в «Богеме», несколько аккордов, характеризующих Скарпья, дуэт в саду из «Чио-Чио-Сан» или ночной гран-гиньоль в «Плаще».

Пуччини ‒ большой мастер создания человеческих образов: одна только изящная гибкая мелодия ‒ и перед нами нежная, самоотверженная Баттерфляй; незабываем пикантно-прелестный портрет грешно-обаятельной Манон Леско. И какая богатая портретная галерея: героически-сентиментальный Каварадосси, безответственно-легкомысленный Пинкертон, лучащийся извечным итальянским юмором Скикки, напоминающая о голосах парижской улицы Мюзетта, представитель сладостно-грустной романтики чердаков Рудольф и незабываемая Мими, этот осенний цветок, увиденный сквозь призму слез, страдания и счастье которого «глубоки, как море» [5].

Пуччини ‒ мастер театра. Он пишет драмы, быстрый темп которых не только не тормозится музыкальным эффектом, но, напротив, благодаря ему как бы повышается, ускоряется, ни на минуту не ослабевая, ‒ с самого начала и до трагической развязки [8]. Композитор немногословен. Ни на минуту не позволяет он слушателю вырваться из очарования музыкального спектакля.

Пуччини и в самом деле эклектичен, он объединяет в себе ряд стилей. В его партитурах встречается и вагнеровский лейтмотив, характеризующая и повторяющаяся мелодия; он учился и у французов ‒ в его произведениях нередко чувствуется отзвук гармоний Дебюсси; но он верен и великим принципам итальянцев, обеспечившим Паэзиелло, Чимарозе, Спонтини, Керубини, Беллини, Доницетти, Россини и Верди первенство на оперной сцене. Он придерживается «принципа мелодии», который дает исполнителям не только прекрасные роли, но и большие арии, обеспечивающие бурные аплодисменты публики [9].

Пуччини эклектичен, и все же индивидуален. Звучание его опер, их атмосфера и мелодика настолько характерны, что достаточно нескольких тактов, чтобы даже малосведущий слушатель тотчас сказал: «Не знаю, из какой оперы, но это наверняка мелодия Пуччини!» [5].

Глава 2. Опера «Богема»

История создания

В 1851 году в Париже вышла книга Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».

Анри Мюрже (1822-1861) был родом из очень бедной семьи. Отец его, парижский полупролетарий, был сперва привратником, затем портным. Писатель тоже готовился стать мастеровым, но счастливый случай приводит его в юридическую контору. Юный Мюрже – приличный стихотворец и обладает юмором, поэтому он скоро приобретает популярность, его печатают парижские газеты и журналы, замечают театры. В 19 лет юноша навсегда покидает отчий дом. Его отец не доволен беспокойной жизнью и неустойчивым заработком сына. Мюрже познает голод, нетопленную комнату и ночную жизнь Парижа. В 22 года он становится профессиональным журналистом.

До выхода в свет книги на протяжении ряда лет в литературно-артистической газете «Корсар» она публиковалась в виде отдельных новелл, а в 1840 году была поставлена пьеса, созданная Мюрже в соавторстве с Т.Барьером на основе некоторых сцен бедующей книги [10]. Пьеса и книга имели колоссальный успех. Впервые в литературе и театре появились новые герои – представители полуголодной артистической молодежи, жизнь которых автор знал не понаслышке: он сам вышел из этой среды, и в образе одного из персонажей, Рудольфа, отчетливо выявлялись автобиографические черты. Подряд издаются книги Анри Мюрже, да и театры охотно берутся за его пьесы. Но бродячая жизнь вскоре подрывает его здоровье. Анри Мюрже умер 39-ти лет. Кроме официального общества у могилы Мюрже собрался весь мир богемы. Пришли поэты, художники, артисты, музыканты, философы, о которых он писал с таким увлекательным юмором и сочувствием. Пришли все те, кого Париж отмел на обочину жизни, кто узнал немного и самого себя в истории Мими и Рудольфа, Мюзетты и Марселя.

Обращение Пуччини к единственной из книг Мюрже, пережившей своего автора, тоже не случайно: и для него это произведение было во многом автобиографично.

Идеей оперы на этот сюжет композитор увлекся в 1893 году. Еще в период первых спектаклей «Манон» Пуччини со свойственной ему страстной увлеченностью начал разрабатывать план будущей «Богемы». Либреттистами стали постоянные соавторы композитора Луиджи Иллика (1857-1919) и Джузеппе Джакоза (1847-1906), однако он сам наметил план и характеры действующих лиц. Они во многом изменены по сравнению с первоисточником. Исчез элемент иронии и даже гротеска, отчетливый у Мюрже. Кардинально изменился образ Мими, сохранившей лишь внешнее сходство с той прагматичной девицей, какой изобразил ее писатель. Основываясь на главе «Муфта Франсины», либреттисты придали Мими черты поэтичной и обаятельной девушки-труженицы, музы поэта. Опоэтизированной и более яркой оказалась и Мюзетта. Что же касается четырех друзей, то они преобразились кардинально: если в «Сценах из жизни богемы» все изображенные события – лишь дань молодости, о которой приятно вспоминать, достигнув полного благополучия, и даже смерть Мими не нарушает душевного покоя Рудольфа, то у Пуччини герои полны благородства, отзывчивы и участливы [10]. Был изменен и финал: если в первоисточнике Рудольф и художник Марсель «шумно празднуют свое вступление в свет», а Мюзетта выходит замуж за чиновника, то опера заканчивается смертью Мими, а остальным героям будущее по-прежнему не сулит ничего хорошего [11].

Пуччини был настолько захвачен темой, что начал писать музыку в 1894 году, не дожидаясь окончания либретто, например, популярнейший Вальс Мюзетты композитор писал на собственный текст. Пуччини к этому времени уже знал, что над «Богемой» работает Леонкавалло, но это его не смутило. Опыт «творческого соревнования» у него уже был — еще в начале 1884 года в Париже состоялась премьера оперы Ж. Массне «Манон».

Музыка «Богемы» была написана в течение восьми месяцев. К концу 1895 года опера была закончена, и ее премьера состоялась 1 февраля 1896 года в Турине на сцене театра «Реджо». Дирижировал спектаклем Артуро Тосканини, которому на тот момент было 28 лет. Первая реакция публики оказалась достаточно прохладной, а в прессе появились язвительные замечания. Один из критиков зашел настолько далеко, что назвал оперу «пустой, совершенно инфантильной» [11]. Но в скором времени Пуччини был сполна вознагражден за свои мучительные переживания. В апреле 1897 года опера «Богема» с большим успехом была поставлена в Палермо, а также на сцене крупнейших мировых театров. Необычайную сенсацию «Богема» вызвала в Париже, французская критика подняла ее до небес.

В России премьера «Богемы» состоялась в Москве, в январе 1897 года, в «Частной русской опере» (театр Г.Г. Солодовникова), организованной и финансируемой С.И. Мамонтовым [12]. В Большом театре опера стала исполняться с 1911 года благодаря Леониду Собинову, который перевел текст, выступил в роли Рудольфа, а также был режиссером-постановщиком.

Премьера оперы «Богема» в Мариинском театре состоялась 11 февраля 1900 года на русском языке (перевод С.И. Мамонтова).

Сюжет

«Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился»

Джакомо Пуччини [4].

Почему опера Джакомо Пуччини «Богема» столь полюбилась публике? Все дело не только в прекрасной музыке, но и в том, с какой искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказывает композитор о трогательной истории любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа.

Действие оперы разворачивается не в современной Пуччини итальянской среде, а в Латинском квартале Парижа 1830 года, в канун Рождества. Живые зарисовки повседневной жизни Парижа по достоинству оценил художник Клод Дебюсси: «Не знаю никого, кто сумел бы так описать Париж того времени, как это сделал Пуччини в «Богеме»!» [13].

Все герои молоды, талантливы, независимы, полны надежд и мечтаний. Это нищие интеллигенты, обитатели парижской мансарды: поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Колен. Своим дружным квартетом они часто посещают кафе, в котором собираются завсегдатаи – свободные художники. Нужда – постоянная спутница их жизни, но они не падают духом и веселятся даже тогда, когда нечем заплатить хозяину дома или протопить камин. Только Марсель грустит, вспоминая свою ветреную подругу гризетку Мюзетту, которая оставила его ради богатого старика.

Музыканту Шонару как-то удалось заработать немного денег. Друзья тут же отправляются в свое любимое кафе, чтобы отметить это событие. Лишь Рудольф задержался на несколько минут, чтобы закончить статью. Внезапно к нему заходит жившая по соседству милая девушка Мими и просит зажечь ей потухшую свечку. Молодые люди знакомятся и понимают, что между ними вспыхивают нежные чувства.

Девушка теперь проводит все свое свободное время с любимым и его друзьями. Однако не все гладко складывается между Рудольфом и Мими, неожиданно возникают разногласия. Юноша сильно приревновал свою возлюбленную, увидев, как та танцевала с посторонним мужчиной. Мими не ожидала такого поведения от всегда нежного и доброго Рудольфа и даже решилась обратиться за помощью к его другу Марселю. Однако совершенно неожиданно для всех открывается страшная правда – возлюбленная Рудольфа больна чахоткой. Юноша расстроен, ведь у него нет средств, чтобы дать Мими то, в чем она нуждается. В жилище сыро и холодно, часто нечего есть, а она серьезно больна и может умереть. Девушка в отчаянии и вынуждена разлучиться с любимым.

Впоследствии возлюбленные снова оказываются вместе, когда умирающую Мими приводит на мансарду подруга Мюзетта. Встревоженные молодые люди тут же спешат к девушке, вызывают врача, пытаются согреть ее, но уже слишком поздно. Мими умирает.

Опера итальянского композитора получилась едва ли не самой французской по стилю и духу, отличающейся удивительной тонкостью чувств. Здесь нет откровенной мелодрамы, нет темы «рока». Главная героиня Мими погибает не потому, что ее обманули, бросили, предали, а потому, что у нее нет сил бороться за существование. Но это не означает, что в повседневной жизни нет радости, поэзии, дружбы и любви.

Музыка

«Богема» Джакомо Пуччини является одним из самых значительных оперных произведений поколения композиторов, следующего после Джузеппе Верди. Оперу отличает органичное слияние музыки и драмы, гармоничное сочетание всех элементов спектакля. Как лирические сцены чередуются с бытовыми зарисовками, картинами праздничного веселья, так и лирично-сентиментальная музыка в зависимости от сценария сменяется живыми, полными энергии темами.

Музыка Пуччини сверкает тысячами оттенков: тонкий юмор, глубокая грусть, любовный пыл, ироническая улыбка, интимная лирика, горькие зарисовки общества того времени и стыдливо, вполголоса, прозвучавшая трагедия.

В опере «Богема» 4 действия, которые объединяются попарно: в двух первых царит иллюзия счастья, в следующих происходит крушение этих иллюзий. Четыре акта аналогичны четырем частям симфонии.

В этой лирической опере нет некоторых особенностей, к которым привыкла публика, например, нет увертюры или каких-либо иных симфонических эпизодов. Вокальные номера естественно «перетекают» один в другой по мере развития действия. Основными формообразующими факторами становятся контрастность и репризность. «Богема» являет собою симметричную конструкцию: действие первого акта и заключительного разворачивается в мансарде, а второго и третьего – за ее пределами, при этом два средних акта противопоставляются друг другу.

В первом, экспозиционном действии («В мансарде») определяется круг образов драмы. В первую очередь, музыка знакомит зрителя с романтическим поэтом Рудольфом и его друзьями. Первая половина акта выдержана в комедийном ключе (показ беззаботного, жизнерадостного быта богемы). Музыка полна задора. Непринужденно разворачивается диалог Рудольфа и Марселя, в котором впервые появляется лирическая мелодия, являющаяся лейтмотивом поэта («Видом любуясь»).

Вторая половина акта – лирическая. Это экспозиция любовной линии, первая встреча Рудольфа и Мими. Ее появление сопровождается нежной, хрупкой мелодией. Большая жанровая сцена, разнообразная по настроениям, сменяется лирическим диалогом Рудольфа и Мими. В него включены два сольных эпизода. Первый – известная ария Рудольфа «Холодная ручонка», рисующая облик мечтательного и восторженного юноши. Второй – спокойный и нежный рассказ Мими («Зовут меня Мими»), который выдержан в прозрачных акварельных тонах. Контраст двух начал, комедийного и лирического, напоминает соотношение главной и побочной тем в сонатной экспозиции.

Второе действие («В Латинском квартале») открывается яркой массовой сценой и выполняет функцию «скерцо». Оно рисует кипучую жизнь веселящегося Парижа. Друзья празднуют Рождество. В непрерывном музыкальном развитии с огромной скоростью сменяются эпизоды, живописующие этот праздник в Латинском квартале. Это единственная массовая сцена оперы, полная ярких красок. В ней звучат два хора, фанфары, отдельные оживленные реплики солистов, детский хор.

В центре второго действия – грациозно-кокетливый вальс Мюзетты «Я весела». Стремительный вальс вырисовывает образ девушки. Недавно она оставила Марселя ради богатого старика. Марсель напускает на себя равнодушный вид, а она старается вызвать его ревность. Наконец девушка бросается в его объятия. Вальс Мюзетты – музыкальная вершина акта – виртуозный, с прихотливой изменчивой мелодией и капризным ритмом, который подхватывает ансамбль солистов и хор. Завершением акта служит комически-воинственный марш «Как хороши саперы и стрелки», к нему присоединяются четверо друзей.

Третье действие («У заставы») подобно «медленной части» печально-элегического характера. Здесь господствуют широкие кантиленные темы, неторопливые темпы. Тонкая звукопись (цепочка квинт на фоне тремоло в басах) изображает раннее зимнее утро. За сценой возникает тема вальса Мюзетты. Раздаются короткие тихие реплики отдельных групп хора. Это звуки пробуждающегося города – выкрики уличных торговцев, извозчиков. Слышится звон бубенцов, утренние колокола.

Основная часть третьего действия посвящена Мими, которая узнает о своей смертельной болезни. Ее сцена с Марселем «Ах, вы мне помогите» основана на взволнованных речитативах. Дуэт Марселя и Рудольфа нагнетает напряжение, которое доходит до кульминации в терцете. Ариозо Мими «Я с любовью в душе» проникновенно и трогательно. Заключительный квартет – один из самых ярких оперных ансамблей – строится на противопоставлении мягкого, нежного, исполненного грусти прощания влюбленных и доносящейся из кафе перебранки Марселя и Мюзетты.

Четвертое действие («В мансарде») – это трагический финал и, вместе с тем, своеобразная реприза первого действия. При поднятии занавеса зритель видит ту же картину: мансарда Рудольфа, он сам и Марсель заняты своим трудом. Далее постепенно подключаются те же персонажи, что и в первом действии. Оба действия начинаются в до-мажоре, в обоих лейтмотив любви появляется в ре-мажоре. Повторяется большая часть тематического материала; совпадают общие принципы композиции – сопоставление комедийного и лирического планов. Однако если комедийная сцена в целом не вносит ничего существенно нового, то лирическая изменена кардинально: там – первая встреча Рудольфа и Мими, здесь – последнее прощание.

Первый раздел акта вновь посвящен жанровым зарисовкам, включающим танцы. Перелом наступает с появлением Мюзетты. Комически-трогательно прощание с плащом – ариозо Коллена «Плащ мой, слуга примерный». Дуэт Рудольфа и Мими «Я притворилась спящей», начинаясь строго и сдержанно, достигает огромной силы чувства. Завершает оперу скорбное звучание темы Мими, музыка выразительно окрашивается траурно-трагическими нотами. Мими уходит из жизни так же тихо и застенчиво, как вошла впервые в мансарду Рудольфа. Никто из друзей не замечает рокового момента.

Когда в начале оперы Мими приходит к Рудольфу попросить огня, юношу поражает холод ее маленькой ручки. Сейчас Мими мечтает уже не об огне, а о теплой муфте, которую ей покупает не нищий Рудольф, а Мюзетта. Думая, что это подарок любимого, Мими успокоенно произносит: «Я руки согрею... и... усну». В это время в оркестре предельно тихо и нежно звучит колыбельная, которую когда-то напевал Рудольф, целуя ее холодные руки.

Сцена смерти Мими – одно из высших достижений Пуччини. По трагическому накалу ее можно сравнить с финалом «Травиаты» Джузеппе Верди. Все сдержанно и просто в этой сцене. Развитие идет по линии постепенного угасания, только последние слова Мими «Ты любовь, ты жизни мне дороже», а также острая драматическая концовка с мощным оркестровым заключением на теме ариозо Мими, говорит о влиянии на композитора веристских традиций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: