Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие въездного туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее.
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"
Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";
задача 2 "Повышение качества туристских услуг";
задача 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках".
Решение задачи 1 планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров, которые станут точками роста развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа).
Для решения указанной задачи также предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
Для решения задачи 2 планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Программы.
Значительный вклад в решение задачи 2 будет обеспечен за счет наделения контрольными и надзорными функциями за деятельностью субъектов туристской отрасли, в том числе за качеством предоставляемых ими туристских услуг, самих участников рынка, создавая при этом условия для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. В настоящее время такие организации в сфере туризма отсутствуют.
Туристские саморегулируемые организации могли бы взять на себя ряд функций в части организации и содействия развитию отечественного туризма, включая распространение и развитие системы добровольной стандартизации туристской деятельности с учетом требований конкурентной среды и интересов потребителя, консультирование и оказание юридической помощи, защиту прав и интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Деятельность саморегулируемых организаций будет способствовать повышению качества выполнения работ и оказания услуг в области туризма как членами саморегулируемых организаций, так и другими участниками рынка туристских услуг.
Для решения задачи 3 в течение всего срока реализации Программы планируется развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров и пунктов, организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Российской Федерации как привлекательного направления для туристов.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
· создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) на 26 процентов по сравнению с 2010 годом);
· удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, на 20 процентова по сравнению с 2010 годом);
· повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 10 процентов и работающих в туристских фирмах на 17 процентов по сравнению с базовым уровнем 2010 года);
· увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 2 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);
· рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом).
Развитие въездного туризма даст России следующие преимущества:
- приток иностранной валюты, а, следовательно, и рост доходов населения (при активной структуре въезда-выезда);
- рост валового национального продукта;
- пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений;
- создание новых рабочих мест, то есть увеличение занятости населения;
- привлечение капитала, в том числе иностранного;
- эффект мультипликатора — развивая сферу туризма, страна постепенно развивает и другие отрасли;
- развитие инфраструктуры в регионах и по стране в целом, которая может быть использована как туристами, так и местным населением.
Главная особенность въездного туризма состоит в том, что его влияние на экономику страны происходит через спрос и потребление туристов. Спецификой такого туристского потребления является то, что не товар и не услуга как таковые доставляются туристу, или потребителю, а именно сам турист-потребитель прибывает к месту, где производится и потребляется данная услуга или товар. Именно через функцию потребления туризм развивает и обогащает хозяйственную деятельность отдельного региона и даже страны. Как следствие - увеличение уровня доходов средств размещения, предприятий питания и транспорта, развитие спортивных объектов, учреждений культуры и образования и т.д. Возрастает товарооборот всех предприятий общего и специального назначения.
Хотя въездной туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, он не является панацеей от всех экономических проблем. Правительство должно прилагать усилия для оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.
Во въездном туризме мы продаем в основном впечатления от посещения каких-либо достопримечательностей, то есть речь идет об исторических, культурных, архитектурных, этнографических и других ресурсах. Средства производства услуг (гостиницы, рестораны, транспорт) остаются при нас, давая возможность и далее принимать все новых и новых туристов. Нужно сказать, что туристские услуги иностранцам продаются по розничным ценам, содержащим большие надбавки в виде налогов и наценок. Наконец, почти каждый турист приобретает значительное количество товаров ежедневного потребления, которые не могут быть проданы по обычным каналам экспорта.
В целом можно прогнозировать следующие направления развития российского туризма:
1. Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.
2. Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.
3. Освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.
4. Возрождение туризма в Кавказском регионе.
5. Продолжение развития приграничного туризма.
6. Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.
7. Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.
8. Возрождение туризма выходного дня.
9. Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.
10. Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.
11. Предложение комбинированных туров «отдых-лечение» и их популяризация.
12. Становление и упрочнение тенденции клубного отдыха и путешествий.
13. Интерес к событийному и паломническому туризму.