Физиологические и психологические механизмы и средства саморегуляции




В разработке представлений о физиологических механизмах саморегуляции большую роль сыграли работы П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна.

П.К. Анохин разработал теорию функциональной системы – концепцию организации процессов в целостном организме, взаимодействующем со средой. В основе теории функциональной системы лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой. Функциональная система - это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Она формируется в процессах проб и ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается соответственному отбору. Соотношение со средой современных организмов представляет собой иерархию функциональных систем, усложнявшуюся в процессе эволюции. Согласно теории функциональной системы, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности. Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между стимулом и началом реакции выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез (то есть сбор и обработка необходимой информации), на основе которого осуществляется принятие решения, то есть выбор цели и программы действия; начало двигательной активности озна­чает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия); достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой.

Близкие идеи содержит физиология активности Я.А. Бернштейна. Это концепция, трак­тующая поведение организма, как активное отношение к среде, определяемое потребной организму моделью будущего (искомого результата). Модель потребного будущего строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит жест­кого характера, так как организм постоянно стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели, решения двигательной задачи. Создав программу поведения, организм борется за нее, преодолевая сопротивление среды, особенности которой учитываются посредством вносимых в программу сенсорных коррекций. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно носит характер рефлекторного кольца, а не рефлекторной дуги. Непре­рывное циклическое взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Для исполнительного аппарата характерно большое коли­чество степеней свободы, избыточное количество которых преодолевается координацией движений и превращением исполнительного органа в управляемую систему.

Среди психологических средств саморегуляции выделяют мотивационные, эмоциональные и интеллектуальные.

Описывая мотивационный компонент саморегуляции, стоит отметить, что поведение человека чаще всего определяется одновременным наличием нескольких мотивов. Проявление мотивации у человека опосредовано функцией сознания, поэтому определенную роль в принятии и изменении решений при актуализации того или иного мотива играет так называемый сознательный мотив. Говоря о мотиве как об осознанном побуждении к определенному образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе мотив не может вы­ступать причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике по­требностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями.

Важную роль в процессе саморегуляции поведения играет ориентировочная потребность. Как отмечает А.Н. Леонтьев, руководствуясь предварительно усвоенными сигналь­ными значениями различных раздражителей, таких как звук, цвет, форма и т. п., или же благодаря врожденным способам ориентировки по отношении к ним, все живые организм выбирают такие формы поведения, которые позволяют достичь полезной цели и избежать вредных воздействий. Тем самым обеспечиваются наилучшие условия для сохраненения внутреннего равновесия в широком смысле слова. Реализация ориентировочных потребностей в целом позволяет человеку ориентироваться и регулировать собственное поведение в окружающей природной и социальной среде.

Регуляция поведения и деятельности человека осуществляется и при помощи эмоциональных механизмов. Эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью при­вить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, то есть эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. В саморегуляции социального поведения особое место занимает потребность в эмоциональном контакте.

Большую роль в саморегуляции играют и интеллектуальные психические образования. Благодаря интеллекту человек познает окружающий мир и себя самого, развивая присущие ему возможности абстрактного мышления, поэтапного предвидения ситуации, планирова­ния w организации своей деятельности. Благодаря этим механизмам человек приобретает определенный уровень независимости от внешней среды и способность преобразовывать эту среду в соответствии со своими потребностями.

Важным механизмом интеллектуального компонента саморегуляции является антиципация. Антиципация (от лат. anticipate - предвосхищаю) - представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее сред­ством обратной связи при построении действия. Понятие антиципации рассматривается в двух основных смыслах:

1) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет реше­на; служит средством связи обратной при построении действия;

2) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или опережающее отражение) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия.

Такого рода «предреагирование» всегда совмещает интуитивное предугадывание, забегание вперед, формирование мнения прежде, чем станут известными все необходимые факты, предвидение хода событий для ответа с упреждением.

Таким образом, саморегуляция осуществляется благодаря действию разнообразных физиологических и психологических механизмов, однако особую роль в данном процессе играют два психических образования: воля и внимание.

ВОЛЯ КАК ОСОБЕННОЕ РЕГУЛЯТОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Понятие «воля» мы используем в случаях, когда хотим обозначить эффективность реализации человеком его намерений произвести определенное целенаправленное действие.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психичеких процессов.

Волевую сферу личности составляют процессы, обеспечивающие сложную систему связей между намерениями и действиями человека. Особенность волевых процессов в том, что они недоступны непосредственному наблюдению, с этим связана и трудность психологических исследований данного образования. Как отмечает В.А. Иванников, «проблема воли в том и состоит, что никто не сомневается в ее наличии, но никто не знает, что это такое». Вместе с тем воля – это одно из самых древних психологических понятий.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно­научный.

Древние философы рассматривали целенаправленное или осознан­ное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам. В Античном мире, прежде всего, признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения чело­века должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, воля выступает как особая инстанция, наряду со стремлением способная изменять ход поведения – инициировать его, останавливать, изменять направление поведения и т.д. Природа воли выражается в формировании логического заключения. Следовательно, источник сознательных действий кроется в разуме человека.

Во времена Средневековья проблема воли фактически не сущест­вовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривал­ся средневековыми философами как исключительно пассивное нача­ло, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Понятие воли во времена Средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.

Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже на ошибку. Например, стало гос­подствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выде­лившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникно­вению мировоззрения экзистенциализма -«философии существова­ния». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Ка­мю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма высту­пает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж.П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т.д.

Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с пре­пятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И.П. Пав­лова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля в трактовке И.П. Павлова рефлекторна по своей природе, т.е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихе­виоризма и получила поддержку в реактологии (К.Н. Корнилов) и рефлексологии (В.М. Бехтерев).

Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все боль­шее число сторонников другая концепция, согласно которой поведе­ние человека понимается как изначально активное, а сам человек рас­сматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследова­ниями в области физиологии, проведенными Н.А. Бернштейном и П.К. Анохиным. Согласно сформировавшейся па основе этих иссле­дований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, как личностный уровень произвольной регуляции. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. В современной отечественной психологии волю определяют через волевое действие, под которым понимается сознательное целенаправленное действие человека (воля в широком смысле) по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий (воля в узком смысле).

Можно отметить несколько линий исследования воли и волевой регуляции в зависимости от выделения предмета, на который они были направлены (Быков, Шульга, 1999):

ü Становление произвольной регуляции как предпосылки развития воли (через изучение произвольного поведения)

ü Мера сформированности волевой регуляции деятельности и поведения у детей отдельно взятых возрастов

ü Изучение уровня развития волевых качеств, условий и методов их формирования

ü Развитие произвольных движений, действий, их механизмов, роль речи в управлении ими

ü Прикладные аспекты функционирования волевой регуляции в разных видах деятельности (учебной, спортивной, трудовой и т.д.)

Воля проявляется в следующих феноменах:

ü В волевых действиях

ü В выборе мотивов и целей

ü В регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов

ü В волевых качествах личности

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможе­ния нервной системы.

Шапкин выделяет следующие психологические функции воли:

ü Инициирование действия путем формирования намерения

ü Поддерживание первоначального намерения в активном стоянии вплоть до достижения цели. Лица, у которых выражен этот аспект регуляции действия, в большей степени фиксированы на процессе деятельности и значительно меньше озабочены ее результатом. Крайним выражением этого является феномен «трудоголизма», когда смыслом работы человека становится сама работа.

ü Преодоление препятствий, возникающих на пути реализации намерения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: