Документальное оформление поступления товаров




Ведение бухгалтерского учета в торговле

К.э.н., доцент Лукина В.Л.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 1

1. УЧЕТ ТОВАРОВ.. 2

1.1. Документальное оформление поступления товаров. 2

1.2. Учет поступления товаров. 4

1.3. Учет изменения стоимости товаров. Методы оценки товаров при выбытии. 12

1.4. Порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов. 14

1.5. Аналитический учет товаров. 19

1.6. Учет тары.. 20

2. УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.. 23

2.1. Отражение доходов от реализации в бухгалтерском учете. 23

2.2. Отражение расходов, связанных с реализацией, в бухгалтерском учете. 25

2.3. Отражение доходов и расходов, связанных с реализацией, в налоговом учете. 29

2.4. Начисление НДС по операциям, связанным с реализацией. 31

3. ОПТОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.. 32

3.1. Учет реализации по договору поставки. 32

3.2. Учет реализации по договору комиссии. 36

4. РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.. 42

4.1. Учет розничной реализации. 42

4.2. Учет возврата товаров покупателями. 48

4.3. Ведение раздельного учета в розничной торговле. 50

4.4. Учет реализации товаров в кредит. 54

5. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 57

5.1. Отражение прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете. 57

5.2. Отражение внереализационных доходов и расходов в налоговом учете. 61

5.3. Учет расчетов по налогу на прибыль. 63

5.4. Учет конечного финансового результата. 68

5.5. Учет собственного капитала. 70

ВВЕДЕНИЕ

Торговля представляет собой отрасль хозяйства, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, хранение товаров и их подготовка к продаже, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки.

Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей перепродажи без дополнительной переработки.

Торговая деятельность относится к сфере обращения, так как в процессе ее осуществления не происходит изменения форм и потребительских свойств товаров.

Основным документом, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральным законом от 06.11.10 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В настоящей книге рассматриваются теоретические и практические вопросы отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с поступлением, хранением и реализацией товаров.

Порядок учета излагается в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н с последующими изменениями и другими нормативными документами.

По всем операциям, связанным с поступлением, хранением и реализацией товаров, разъяснена методика ведения учета, приведе­на корреспонденция счетов. По наиболее сложным вопросам учета приводятся конкретные цифровые примеры.

В книге рассматриваются также вопросы, связанные с налого­вым учетом в торговой организации в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ.

Книга будет полезной для бухгалтеров-практиков, а также для руководителей организаций, менеджеров, студентов и всех, изучающих бухгалтерский учет.

 

УЧЕТ ТОВАРОВ

Документальное оформление поступления товаров

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями договора поставки товаров и правилами перевозки грузов: товарной накладной, товарно-транспортной накладной и другими. Товарная накладная (форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Товарная накладная выписывается материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, а также при принятии товаров на склад.

В накладной указывается номер и дата составления, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество и цена, общая сумма поставки (с учетом налога на добавленную стоимость).

Товарная накладная составляется в двух или более экземплярах, подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Один экземпляр товарной накладной пе­редается принимающей организации, у которой является основанием для оприходования этих ценностей, остальные остаются в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и являются основанием для их списания.

Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) выписывается при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

Транспортный раздел определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета работы транспорта и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов.

Если материально ответственное лицо организации - покупателя получает товары вне своего склада, то необходимым документом является доверенность (формы М-2 или М-2а, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а), которая под­тверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров определяется Инструкцией о порядке выдачи доверенно­стей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 № 17.

Порядок и сроки приемки товаров покупателем по количеству, качеству, комплектности и ее документальное оформление определяются Гражданским кодексом РФ и условиями договора поставки.

В случаях, когда это предусмотрено договором поставки, может применяться порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132), который является основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации и представитель поставщика. Возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии. В сопроводительных документах делается отметка о составлении акта.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согла­сованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику должны быть оговорены договором поставки.

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были оговорены в контракте, то необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90.

Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в Журнале поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, дату регистрации документа, сведения о по­ступивших товарах.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Первичные учетные документы по движению товаров на складах организации должны быть сданы в установленные сроки в бухгалтерскую службу, которая проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.

При совершении операций по реализации товаров поставщик составляет счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость (статья 169 НК РФ). Порядок составления счетов-фактур определяется Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 с последующими изменениями.

Счета-фактуры составляются при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых НДС, так и не облагаемых. При отгрузке товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись «Без налога (НДС)».

У покупателя счета-фактуры регистрируются в книге покупок и служат основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: