Взаимодействие с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Как уже отмечалось, международно-правовая деятельность РФ осуществляется не только Генеральным прокурором РФ, но и Главным управлением международно-правового сотрудничества.
Основными задачами Главного управления, согласно Положению о Главном управлении международно-правового сотрудничества являются:
·организация выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров и законодательства РФ по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, а также по другим вопросам международного сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры.
·организация сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ с международными органами и организациями, а также органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесённым к компетенции органов прокуратуры.
·участие в нормотворческой деятельности, в том числе в подготовке проектов международных договоров и нормативных правовых актов в рамках полномочий прокуратуры РФ.
·координация деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и приравнённых к ним прокуратур, научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ в сфере международного сотрудничества.
Для своевременного обеспечения выполнения изложенных задач Главное управление разделено на несколько подразделений.
1. управление экстрадиции в составе четырёх отделов;
2. управление правовой помощи в составе трёх отделов;
|
3. управление международного права в составе двух отделов;
4. отдел документационного обеспечения.
Кроме данных отделов, как указано на официальном сайте Генеральной прокуратуры, в целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии.
Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, налоговой полиции, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи. международная правовая прокуратура
Так, действия Генеральной прокуратуры в рамках правовой помощи можно рассмотреть на примере дела Сергея Полонского, которого следственный департамент МВД РФ обвинил в мошенничестве на 5,7 миллиарда рублей при строительстве жилого комплекса «Кутузовская миля». На основании запроса отдела международного сотрудничества по особо важным делам при Главном управлении международно-правового сотрудничества, прокурор при Апелляционном суде Пномпеня 8 ноября издал приказ о розыске и аресте Полонского в целях его экстрадиции. 11 ноября 2013 г. Полонский, заочно арестован российским судом, был взят под стражу в Камбодже и помещён в местную тюрьму по ордеру Интерпола. Генеральная прокуратура РФ направила в правоохранительные органы Камбоджи запрос о выдаче бизнесмена. Однако первоначально Камбоджский суд отказал в экстрадиции Полонского, но 19 января 2014 г. на основе представление Генеральной прокуратуры при Апелляционном суде г. Пномпеня запрос о выдаче Полонского признаны законными. Учитывая, что Полонский обвиняется в совершении преступлений на территории Камбоджи в отношении её граждан, его выдача в Россию отложена до решения суда провинции Преах Сианук по данному уголовному делу.
|
При этом отсутствие двустороннего соглашения, не должно помешать отправить Полонского в Россию. Запрос Генпрокуратуры РФ основан на положениях многостороннего международного договора - Конвенции ООН «О выдаче» от 1957 г. против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована как Россией (Федеральный закон от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного Протокола и второго дополнительного Протокола к ней»), так и Камбоджей. Кроме того, при отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности (ч. 2 ст. 462, ст. 469 Уголовно-процессуального кодекса РФ)[3], в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство выдаст Российской Федерации лицо для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами вопросов, связанныхс выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» от 14 июня 2012 г. № 11).
|
Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов, надзор, за исполнением которых также осуществляется прокуратурой. Особенно это касается таких действий, как задержание, заключение под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи.
Генеральная прокуратура РФ активно взаимодействует с прокуратурой других стран. Хотя правовая помощь, оказываемая Генеральной прокуратурой весьма трудный и длительный процесс, она необходима для полноценного разрешения дел по борьбе с преступностью. Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органами сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.[4]
Вообще если совместные усилия в уголовно-правовой сфере активно развивается, то вне рамок уголовного права международная деятельность прокуратуры РФ только начинает появляться. Между тем закономерным и оправданным является выход прокуратуры её международной деятельности за пределы уголовно-правовой сферы. В частности к полномочиям Главного управления международно-правового сотрудничества относится также организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнёрами и по иным вопросам, касающимся обеспечения законности, и защиты прав и свобод человека в целом. Кроме того в перечень форм международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ входит также изучение зарубежного законодательства и правоприменительной практики, проведение сравнительного анализа российского и иностранного законодательства в сфере борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека, консультирование по правовым вопросам, обмен информацией, в том числе нормативно-правового характера, проведение научных и научно-практических мероприятий.
В настоящее время существует тенденция по сотрудничеству в пределах законодательства в развитии и подготовки и повышении квалификации прокурорских работников, в том числе научных и педагогических кадров, осуществлению научных и информационных связей по актуальным проблемам теории и практики деятельности органов прокуратуры, а также разработке соответствующих совместных научно-исследовательских программ и внедрению результатов исследований в прокурорскую и следственную практику, например, заключено Соглашение Генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями органов прокуратуры (Душанбе, 21 апреля 2005 г.).
Однако следует проводить обучающие семинары и встречи по обмену информацией между действующими прокурорами, расширить использование электронных средств обмена информацией; организовывать рабочие семинары с представителями государств по вопросам взаимопомощи и общим проблемам уголовного правосудия и т.д.