Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и иные документы, в том числе и продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключённые СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.
Документы, регламентирующие международное сотрудничество можно классифицировать следующим образом:
1. договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
2.)документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г.);
3.)документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации от 8 октября 1992 г.)
Однако возникает вопрос статуса межведомственных соглашений, заключаемых Генеральной прокуратурой РФ, так как она согласно ст. 129 Конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) не относится к органам исполнительной власти. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре» она правомочна в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров Российской Федерации. Исходя из приведённых норм, заключаемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации соглашения с соответствующими органами других государств не относятся к международным договорам.
|
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Однако международные договоры межведомственного характера заключаются с учётом межгосударственных договоров и в пределах компетенции прокуратуры, так как согласно ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН А/56/589 от 12 декабря 2001 г. в соответствии с международным правом действия государственного органа, независимо от его функций, воспринимаются как деяния государства.
Иначе говоря, соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью относятся к международным договорам межведомственного характера. А так как по п. 4 ст. 15 Конституции РФ[1] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, то межведомственные соглашения Генеральной прокуратуры РФ относятся к международному уголовно-процессуальному праву, так как их нормы практически содержат процессуальные предписания.
|
Важное место в международной деятельности прокуратуры РФ отводится национальному законодательству. Так, кроме Конституции Российской Федерации, сферу международного сотрудничества прокуратуры РФ регулирует ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, а также приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации.
Так, как уже отмечалось, действует Положения Генерального прокурора РФ «О Главном управлении международно-правового сотрудничества», на основании которого производятся организационно-правовых мероприятия в рамках сотрудничества, а также оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления.
Кроме того, в целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры взаимодействуют с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ. Однако следует уточнить, что прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ. Участие прокурорско-следственных работников в мероприятиях международного характера следует согласовывать с руководством Генеральной прокуратуры РФ и информировать об итогах их проведения. Положительный опыт международного сотрудничества прокуратуры и его конкретные результаты, эффективность взаимодействия правоохранительных органов в этом вопросе должны освещаться в печати и других средствах массовой информации.
|
Вообще деятельность Прокуратуры Российской Федерации в сфере международных связей более обширна, чем это нормировано в законодательстве. Так формами международного сотрудничества Прокуратуры РФ являются:
1. непосредственная реализация на практике положений международных договоров как двустороннего, так и многостороннего характера о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2.)разработка и заключение соглашений между прокуратурами различных государств о правовой помощи и сотрудничестве, как двустороннего, так и многостороннего характера;
3.)выполнение международных обязательств РФ по выдаче граждан иностранных государств, при наличии соответствующих соглашений;
4.)участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств, при этом прокурорские работники, участвующие в таких совещаниях должны добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека;
5. создание банка данных зарубежного законодательства и формирование соответствующего библиотечного фонда.[2]
Именно с последней формой возникают множество проблем, так как даже если такая база есть, то она является закрытой. Но поскольку она не содержит в себе элементов секретности, разглашение которых нанесло бы вред безопасности России, Генеральной прокуратуре РФ создать специальный журнал, отражающий международную жизнь органов прокуратуры.
Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии с возложенными на неё задачами активно участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи. Однако чтобы обеспечить открытость международной деятельности необходимо издавать специализированную публикацию, по данным вопросам. В частности возложить данные обязательства на отдел документационного обеспечения, входящий в состав Главного управления международно-правового сотрудничества.