Глава 1. Общая характеристика международно-правовой деятельности прокуратуры.




Введение.

 

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления), в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске), а в октябре 2014 г. в целях повышения уровня методико-аналитической и организационно-контрольной работы по вопросам международного сотрудничества – организационно-аналитический отдел.


 

Глава 1. Общая характеристика международно-правовой деятельности прокуратуры.

1.1 Теоретические вопросы международно-правовой деятельности прокуратуры.

В деле повсеместного обеспечения безопасности и свободы общества стран мира органы прокуратуры играют существенную роль. Так их деятельность проходит путём охраны верховенства закона, защиты граждан от уголовных посягательств на их права и свободы, обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных преступлений, и путём осуществления надзора за надлежащим функционированием органов, отвечающих за расследование правонарушений и преследование правонарушителей (Рекомендации Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 27 мая 2003 г. № 1604 (2003) «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона»).

Эффективное осуществление прокуратурой своих полномочий в рамках международной деятельности реализуется по двум взаимосвязанным направлениям. Это международно-правовое сотрудничество и правовая помощь.

Международно-правовое сотрудничество - это согласованная деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающая общие интересы сотрудничающих государств и направленная на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечения эффективности деятельности прокуратуры. Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.

В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).

Правовая помощь? это выполнение отдельных действий, предусмотренных соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать решению отдельных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическое основание правовой помощи? поручения иностранных учреждений юстиции. К правовой помощи можно отнести международную деятельность прокуратуры вне рамок уголовно-правовой сферы, например, тенденция по сотрудничеству в пределах законодательства в развитии и подготовки и повышении квалификации прокурорских работников.

Несмотря на различие понятий между собой, в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 речь идёт лишь о международном сотрудничестве, объединяя эти термины. Поэтому в исследовательской работе будут идентичны термины международная деятельность и международное сотрудничество.

Международное сотрудничество прокуратуры по борьбе с преступностью и другим вопросам осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации. Так в соответствии со ст. 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве субъекта международного сотрудничества указывается лишь на Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Это означает, что все иные органы и учреждения прокуратуры России не вправе непосредственно вступать в международно-правовые отношения с органами других государств и международными организациями, что не лишает органы и учреждения прокуратуры России права обращаться с соответствующими предложениями в Генеральную прокуратуру России.

В указанной статье подчёркивается, что Генеральная прокуратура Российской Федерации реализует полномочия по международному сотрудничеству с соответствующими органами других государств и международными организациями строго в пределах своей компетенции. Так, для реализации отдельных международно-правовых полномочий Генеральная прокуратура Российской Федерации должна быть признана уполномоченным органом либо путём принятия федерального закона или иным установленным порядком (например, законом от 23 июля 2013 г. № 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера» Генеральная прокуратура Российской Федерации признана компетентным органом по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, подписанной в городе Москве 28 марта 1997 г.).

Осуществление Генеральной прокуратурой РФ прямых связей с соответствующими органами других государств и международными организациями означает, что в случае реализации полномочий по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции Генеральная прокуратура РФ не связана необходимостью обращения в иные государственные органы Российской Федерации или согласования с ними конкретных мероприятий в сфере международного сотрудничества. Вместе с тем право Генеральной прокуратуры в рамках своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями не лишает её права обратиться в иные государственные органы с предложением о реализации международно-правовых полномочий (опосредованное взаимодействие).

Важные функции Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключаются в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к правовой помощи, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления. Правовая помощь осуществляется как на основании международных договоров, под которыми понимаются не только традиционные соглашения (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, но и универсальные и локальные конвенции, направленные на борьбу с международными преступлениями и преступлениями международного характера, регламентирующие, в частности, вопросы правовой помощи, учредительные акты международных судебных учреждений (трибуналов), а также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью и соглашения о сотрудничестве и правовой помощи межведомственного характера.

Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов, надзор за исполнением которых также осуществляется прокуратурой. Особенно это касается таких действий, как задержание, заключение под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи.

Итак, международная деятельность Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с её компетенцией по следующим направлениям:

организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);

организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;

организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;

участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;

экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

Для обеспечения данных направлений в настоящее время действует Главное управление международно-правового сотрудничества, на основании Положения Генерального прокурора РФ «О Главном управлении международно-правового сотрудничества» от 15 февраля 2007 г., в состав которого входят управление экстрадиции; управление правовой помощи в составе; управление международного права; отдел документационного обеспечения.

Причём функции Главное управление международно-правового сотрудничества не ограничивается только уголовно-правовым полем, к международной сфере деятельности относится также организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнёрами по иным вопросам, касающимся обеспечения законности, и защиты прав и свобод человека в целом.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: