В предыдущем параграфе рассматривалась взаимодействие органов прокуратуры РФ с органами прокуратуры других стран. Однако российские прокуроры взаимодействуют также с международными правительственными и неправительственными организациями.
Международно-правовая деятельность Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в рамках ООН, Совета Европы, Европейского союза и других международных организаций. Например, Генеральная прокуратура РФ участвовала в заседаниях Комитета экспертов Совета Европы по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам. В результате подготовлен проект Третьего дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., а также принято участие в 57-м пленарном заседании Европейского комитета по проблемам преступности, на котором обсуждались вопросы совершенствования названной Конвенции.
Неправительственные объединения прокуроров, членом которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации, бывают универсальные, например Международная ассоциация прокуроров (МАП), и региональными, например Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств.
Так Международная ассоциация прокуроров обеспечивает не только сотрудничество в уголовно-правовой направленности, но и в сфере правотворчества. Международная ассоциация прокуроров (МАП) была основана 6 июня 1995 г. в представительстве ООН в Вене, а официальная инаугурация состоялась 19 сентября 1996 г. в Будапеште.[5] В её состав входят на правах членов прокурорские службы и ассоциации различных государств, национальные объединения прокуроров а также отдельные прокуроры на правах индивидуальных членов МАП Члены, кроме того научные и образовательные учреждения. В настоящее время в Ассоциацию входят 155 организационных членов и вместе с индивидуальными членами в ней насчитывается свыше 250 тыс. прокуроров из более чем 150 стран мира. Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я. является членом Сената МАП, а заместитель Генерального прокурора Звягинцев А.Г. - членом Исполнительного комитета МАП.
|
МАП добивается большей открытости в деятельности прокуроров, откровенности и приближённости к широкой общественности. Поэтому проводятся ежегодные конференции Ассоциации, на которых решаются наиболее важные вопросы взаимодействия, включая правотворческую деятельность. Так цели МАП направлены на содействие учреждения эффективного, справедливого рассмотрения дел по уголовным правонарушениям, а также защита права человека, закреплённые во Всеобщей Декларации Прав Человека, провозглашённой Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года. Кроме того деятельность МАП охватывает и вопрос обмена и распространения информации, знаний и опыта среди сотрудников прокуратуры (Конституция Международной ассоциации прокуроров от 1999 г.), т.е. вне рамок уголовно-правовой сферы.
В рамках региональных объединений прокуроров, в котором участвует РФ действует Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств. Данная неправительственная организация создана совместным решением генеральных прокуроров государств - участников СНГ 7 декабря 1995 г. А решением Совета глав государств о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ 25 января 2000 г. ему придан статус межгосударственного органа СНГ.
|
В состав Координационного совета входят генеральные прокуроры одиннадцати стран Содружества. Председатель Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ является Генеральный прокурор РФ Чайка Ю.Я.
В основе формирования и деятельности Совета находятся общность предшествующего длительного развития, реальные объективно действующие условия и потребности повседневного сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно транснациональной, её организованных форм. Сотрудничество происходит в целях оказания правовой помощи в различных сферах правовых отношений. Так деятельность Координационного совета, в соответствии со ст. 2 Положения о Координационном совете генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г., направлена на организацию взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан, кроме того осуществляется сотрудничество в разработке мер подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения, организуются совместные научные исследования по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур.
|
Объединение органов прокуратуры разных стран позволяет решать разные вопросы сотрудничества по отдельным уголовным и гражданским делам, способствовать оперативному исполнению отдельных требований и поручений, связанных с международным розыском, проведением следственных и оперативно-розыскных действий, выдачей и депортацией лиц, уклоняющихся от правосудия. Кроме того они способствуют развитию профессиональных качеств работы прокуратуры. А дальнейшее развитие сотрудничества стран позволит совершенствовать деятельность по защите прав и интересов граждан, борьбе с преступностью и т.д.
Заключение.
По ряду направлений сотрудничество в рамках договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам органам прокуратуры отводится решающая роль. Это, прежде всего, касается вопросов о выдаче друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора, поскольку в Российской Федерации все вопросы, связанные с выдачей, решаются Генеральной прокуратурой.
Надзорная функция прокуратуры международно-правового сотрудничества будет реализовываться также через проверки законности процессуальных решений, принимаемых правоохранительными органами и судами по уголовным делам в отношении лиц, разыскиваемых и преследуемых в порядке международно-правового сотрудничества.
При Генеральной прокуратуре действует Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции; управление правовой помощи в составе; управление международного права; отдел документационного обеспечения; отдел международного сотрудничества по особо важным делам; отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии.
Генеральная прокуратура в соответствии с возложенными на неё задачами активно участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи. Однако чтобы обеспечить открытость международной деятельности необходимо издавать специализированную публикацию, по данным вопросам. В частности возложить данные обязательства на отдел документационного обеспечения, входящий в состав Главного управления международно-правового сотрудничества.
В частности вопрос экстрадиции не содержит в себе элементов секретности, разглашение которых нанесло бы вред безопасности России, поэтому информация должна быть доступна не только для сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того Генеральная прокуратура взаимодействуют также с международными правительственными и неправительственными организациями. Например, сотрудничества в рамках Международной ассоциации прокуроров позволяет решать разные вопросы сотрудничества по отдельным уголовным и гражданским делам, способствовать оперативному исполнению отдельных требований и поручений, связанных с международным розыском, проведением следственных и оперативно-розыскных действий, выдачей и депортацией лиц, уклоняющихся от правосудия. Кроме того деятельность МАП охватывает и вопрос обмена и распространения информации, знаний и опыта среди сотрудников прокуратуры. И чтобы обеспечить реализации цели МАП следует проводить обучающие семинары и встречи по обмену информацией между действующими прокурорами, расширить использование электронных средств обмена информацией; организовывать рабочие семинары с представителями государств по вопросам взаимопомощи и общим проблемам уголовного правосудия и т.д.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
2. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472;
3. Уголовно-процессуального кодекса РФ. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I) - Ст. 4921
4. Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор / В.Г. Бессарабов. М.: Изд-во Проспект, 2010. - 544с
5. Жидких, А.А. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры / А.А. Жидких // Законность. - 2010. - № 4. - С. 15-19;
[1] 1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
[2] О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472;
[3] Уголовно-процессуального кодекса РФ. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I) - Ст. 4921;
[4] Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор / В.Г. Бессарабов. М.: Изд-во Проспект, 2010. - 544с
[5] Жидких, А.А. Международно-правовое сотрудничество прокуратуры / А.А. Жидких // Законность. - 2010. - № 4. - С. 15-19;