Ветеран Великой Отечественной Войны




СПИРКОВИЧ ЮРИЙ ОСИПОВИЧ

После окончания 7семи классов средней школы осенью 1939 года я поступил в школу ФЗО (фабрично-заводского обучения) при заводе имени Морозова, но закончить её не удалось. В 1940 в стране была введена система организованной подготовки кадров рабочих через обучение в ремесленных и железнодорожных училищах с 3-х годичным сроком учёбы на полном государственном обеспечении.

Учащимся школы фЗО было предложено перейти на учёбу во вновь созданные училища. Школа ФЗО при заводе была упразднена. Таким образом, в в 1940 году я стал учащимся первого набора ремесленного училища № 18 в пос. Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области.

Известие о том, что 22 июня в 4 часа утра без объявления войны Германия со своими союзниками напала на нашу страну, вызвало гнев и возмущение этой наглой провокацией правительства Германии.

По всей стране прошли митинги, осуждающие эту агрессию, призывающие наш народ к сплочению, повышению бдительности.

В училище продолжался учебный процесс, мы постоянно слушали сводки Совинформбюро, в учебных группах введены регулярные политинформации, была твёрдая уверенность в том, что страна в самые короткие сроки даст решительный отпор агрессору.

Но, знакомясь со сводками, становилось всё тревожнее и тревожнее. Наша армия в упорных боях оставляла город за городом. В августе 1941 немецкие войска захватили г. Новгород, после 45-дневных боев наши войска оставили г. Луга, а 4 сентября начались регулярные обстрелы г. Ленинграда дальнобойными орудиями врага. 30 августа немецкие войска захватили железнодорожную станцию Мга и тем самым перерезали последнюю железнодорожную ветку, связывающую Ленинград со страной. Учащимся училища объявили, что училище будет эвакуировано вглубь страны. К причалу посёлка пришвартовали баржу, в которую учащиеся загрузили инвентарь, учебное оборудование, продовольствие (картофель, капусту, корнеплоды). 5 сентября на общем построении объявили, что посадка личного состава будет произведена с пристани посёлка им. Морозова в истоке р. Нева.

В ночь с 5 на 6 сентября личный состав училища во главе со старшим мастером Соколовым пешим маршем направился от станции Невская Дубровка до станции Шлиссельбург (пос.им.Морозова). Утром 6 сентября на пристани мы увидели большое количество беженцев из Псковской области и Прибалтики, ожидавших отправки вглубь страны через Ладожское озеро.

Ник утру 6 сентября и до вечера баржа не прибыла. Возглавляющий переход руководитель принял решение – всем учащимся с любой оказией добраться до Ленинграда и прибыть в Управление трудовых резервов для дальнейшего решения судьбы учащихся.

Посёлок имени Морозова – моя родина, здесь проживала наша семья, и я решил навестить родных, а утром решать – ехать в Ленинград или остаться дома. Через сутки стало известно, что немецкие войска прорвали нашу оборону, 8 сентября 1941 года захватили Шлиссельбург и часть южного побережья Ладожского озера.Это означало, что г. Ленинград и территории Всеволожского и Парголовского районов области оказались в тисках сухопутной блокады. Единственный путь сообщения со страной – это водный путь через Ладожское озеро и по воздуху. На 79 день войны началась героическая оборона Ленинграда. Наши войска заняли оборону по западному побережью Ладожского озера и правому берегу Невы. В эти дни в Шлиссельбургскую крепость был переправлен через Неву гарнизон наших войск.

Находящийся в нашем посёлке завод был основан в 1884 году и назывался Шлиссельбургским пороховым. После Октябрьской революции завод переименовали в «Государственный Шлиссельбургский пороховой завод». Декретом Совета народных комиссаров от 28 июня 1918 г. завод объявлен собственностью Российской Советской Республики.

В июле-августе 1941 г. основное оборудование и квалифицированные кадры были эвакуированы на Урал в пригород города Молотов (ныне Пермь) Закамск. Другая часть осталась на месте и перестраивалась к работе в военное время.

В конце сентября меня и ещё нескольких подростков вызвали в отдел кадров завода на предмет направления на работу в цеха завода. Учитывая, что я в училище уже был ознакомлен с основами слесарного дела, меня направили в механический цех № 9. Так началась трудовая деятельность шестнадцатилетнего подростка на оборонном заводе. Вместе со мной в цех пришёл и Саша Миронов. Мы попали под опеку замечательного человека, слесаря высочайшей квалификации Павла Владимировича Карпенкова.

В начале ноября 1941 года нас пригласил начальник цеха и объявил нам, что мы включены в бригаду, которая под руководством главного механика завода Советина Д.Г. направляется в Ленинград. Нам была поставлена задача – с законсервированных предприятий цехов и участков демонтировать и переправить на завод оборудование, станки и материалы, которые после соответствующей модернизации могут быть использованы на нашем производстве.

В течении ноября мы работали на комбинате резинотехнических изделий «Красный треугольник», макаронной фабрике, заводах им.Радищева и Карпова, спортивных коньков, шампанских вин и др.

Работая в Ленинграде, мы воочию убедились, в каких условиях жили и работали ленинградцы. Ноябрь – декабрь сорок первого были самыми тяжёлыми во всех отношениях. Голод и холод, постоянные обстрелы и бомбёжки. Только в ноябре проведено четвёртое и пятое снижение продовольственного пайка. Рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125 г. Наша семья из 6 человек получала 875 г хлеба в сутки. А какой был тот хлеб. Уполномоченный Гос.комитета обороны по обеспечению продовольствием населения Ленинграда и войск фронта Д.В.Павлов в своей книге «Стойкость» свидетельствовал, что для выпечки хлеба использовались ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, проросшее зерно, мельничная пыль, рисовая лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков. В отдельные периоды этих суррогатов и примесей добавлялось к муке до 40 %, а припёк доходил до 68 %.

Ленинградский поэт Олег Шестинский в одном из своих стихотворений писал: «Я жил не под крылышком мамы в ту блокадную круговерть, а был я свидетелем драмы, где в главных ролях жизнь и смерть».

В опубликованных материалах о блокаде в послевоенное времяотмечалось, что в ноябре 1941 г. от голода и в результате обстрелов погибло 11 тысяч ленинградцев, в декабре 52800 человек.

Тяжёлое положение блокадников усугублялось проблемой доставки продовольствия в осаждённый Ленинград в связи с окончанием навигации на Ладожском озере.

В ноябре 1941 г. было принято решение о прокладке по льду дороги, протяжённостью 30 км, от Кобоны на восточном берегу озера, до мыса Осинового на западном.

19 ноября первый обоз из 300 повозок прошёл по льду с восточного берега на западный. На каждой повозке 2 – 4 мешка муки. С этого дня началась регулярная доставка продовольствия в осаждённый Ленинград.

«Дорогой жизни» назвали её те, кто обслуживал её. Не сразу ледяная дорога стала справляться с возложенными задачами, но изо дня в день всё больше перевозилось грузов. Это ленинградцы ощутили реально. С 25 декабря рабочие стали получать 350 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 200 г. Через месяц, 24 января 1942 года нормы были увеличены соответственно до 400-300-250 г.

Путь по озеру, соединяющий Ленинград с Большой землёй стал спасением ленинградцев. Ледовая трасса, а летом водный путь, заменили все дороги, идущие в Ленинград.

В начале 1942 года на заводе приступили к восстановлению и выпуску продукции – противотанковых и противопехотных мин. В цехе № 10 был создан участок по изготовлению коробок из толстого картона, в которые запрессовывалась взрывчатая масса. На этот участок приняли на работу девочек в возрасте 13 – 15 лет, для которых этот труд был не из лёгких. Резка толстого картона, вырубка заготовок, прокатка на ручных вальцах швов для сгиба, прошивка тонкой проволокой. Мне, кроме основной работы, поручалось осуществлять техническое обслуживание оборудования на этом участке, и я был свидетелем того, как трудно давалась эта работа девчонкам.

Невероятно, но факт. После службы в Советской армии, осенью 1950 года, на танцевальном вечере я познакомился с девушкой Галей Игнатьевой, с которой никогда не общался и не знал ничего о ней. Через некоторое время выяснилось, что в том блокадном 1942 г. она работала на этом участке, ей тогда не было и 13 лет. В 1951 мы поженились, наш брак продолжается вот уже 59 год.

Кстати, в тот период на заводе работало около 50 школьниц. За участие в героической обороне Ленинграда Галина Ивановна, как и её сверстницы, награждена медалью «За оборону Ленинграда»

В этот же период в Ленинграде и у нас на заводе сложилось кризисное положение по обеспечению промышленных предприятий топливом и электричеством. Основные цеха нашего завода обеспечивались электроэнергией как централизованно, так и собственным генератором, а жилой посёлок был полностью отключён. Освещение жилья осуществлялось с помощью различных приспособлений, в которых, как правило, применялся парафин.

В связи с нехваткой топлива в Ленинграде объявляется мобилизация населения на заготовку дров и отгрузки торфа. Не обошла стороной мобилизация и наш завод. В феврале 1942 года руководство завода своим приказом обязало руководителей цехов и отделов организовать заготовку дров. Этим приказом были установлены конкретные задания каждому цеху и отделу. Нашему цеху надо было заготовить около 200 м3 дров. Рабочим мужчинам по 4 м3, женщинам по 2 м3. Эта работа проводилась не в ущерб основной деятельности, т.е. в свободное время.

Группу работников нашего цеха направили на торфопредприятие «Ириновское» на отгрузку торфа. По прибытии в один из рабочих посёлков нас поселили в один из летних бараков, который ранее использовался для расселения принятых на работу по оргнабору. Мы поступили в распоряжение какого-то начальника по фамилии Собакин. Впервые в своей жизни пришлось встретиться с человеком, который полностью соответствовал своей фамилии. Постоянная грубость, незаслуженные упрёки, матерщина – основные принципы этого руководителя. Наши старшие рабочие быстро привели этого хама к порядку. Работа заключалась в переносе временной узкоколейной ветки от штабелей с торфом из одного ряда на другой. На смонтированную новую ветку после нас в вечернее время в вагоны = решётки, силами мобилизованных женщин ленинградок, загружался кусковой торф. Эти вагоны доставлялись на железнодорожную станцию Борисова Грива, там торф перегружался в вагоны широкой колеи и доставлялся в Ленинград.

После 15-дневной «командировки на торф» продолжились трудовые дни на заводе. Наша бригада полностью включилась в работу по модернизации оборудования, демонтированного в Ленинграде, Вальцы из комбината «Красный треугольник», на которых делали резиновое полотно, приспособили для производства ленточного пластинчатого пороха, а на гидравлическом прессе с макаронной фабрике выпускали реактивные пороховые шашки.

В это время, приказом по заводу, часть работников перевели на казарменное положение. Это означало, что после основной работы мы на вечернее и ночное время поступали в подчинение начальника штаба МПВО (местная противовоздушная оборона). Из состава переведённых на казарменное положение были созданы временные отделения аварийно-восстановительных работ, связи и оповещения, охраны общественного порядка и соблюдения комендантского часа. Охрана общественного порядка и соблюдения паспортного режима осуществлялась регулярными патрульными выходами в помощь пограничникам и особистам

Все эти события в посёлке происходили при постоянных артиллерийских обстрелах, которые проводились и днём, и ночью, особенно в часы, когда рабочие шли на работу или с работы. Администрация завода неоднократно изменяла режим работы, перенос проходных завода.

С начала блокады не осталось ни одного дома, расположенного в непосредственной близости к передовой линии. Полностью подверглась разрушениям и пожарам д. Шереметьевка на правом берегу Невы. Из 12 четырёх квартирных одноэтажных деревянных домов по ул. Скворцова осталось только 4, по ул. Освобождения из 6 двухэтажных домов были разрушены 4.

Несмотря на возникающие проблемы, работники завода принимали максимальные усилия на выполнение плановых заданий по выпуску боеприпасов. Ядром, сплачивающим людей, были общественные организации - коммунистическая партия, профсоюз и комсомол. В феврале 1942 года меня и моих товарищей – Сашу Миронова, Германа Лукина и других приняли в члены ВЛКСМ, что позволило создать цеховую комсомольскую организацию. Среди цехов и бригад развернулось соцсоревнование. Главный лозунг соревнующихся – «Всё для фронта, всё для победы».

Наша бригада слесарей ежеквартально занимала призовые места среди бригад вспомогательных цехов. Успехи отмечались почётными грамотами руководства завода и профсоюзного комитета. В октябре мне была вручена грамота Ленинградского Обкома ВЛКСМ, как победителю соревнования по профессии.

Работники нашего цеха, кроме основной работы по заводу, принимали участие в работе по ремонту военной технике=и, поступающей из военных частей, изготавливали различные детали, оказывали необходимую помощь непосредственно на передовой.

Однажды, мастер цеха П.С. Павлов принёс в нашу бригаду щиток от станкового пулемёта «Максим». К этому щиткунужно было для усиления сделать новый и скрепить его с основным. Работа была выполнена в срок и сдана заказчику – представителю гарнизона в Шлиссельбургской крепости. В цех доставили мотоцикл «Харлей-Дэвидсон». К нему требовалось изготовить и установить металлические лыжи для движения при большом скоплении снега. Этот заказ был выполнен в установленный срок нашей бригадой с участием кузнеца В.Ф. Жерносекова, токаря А.К. Кузьмина, фрезеровщика А.И. Чугунова и других.

В таком ритме заканчивался 942 год. По опубликованным в последующие годы данным в 1942 году заводом поставлено фронту 600 тысяч единиц гранат и мин. В результате обстрелов погибли 137 работников завода и жителей посёлка, многие получили ранения.

Морозовцы не теряли надежду в том, что ситуация должна улучшиться. И действительно, значительно больше, чем раньше, в цех зачастили военные, резко увеличились заказы на сварочные, слесарные и кузнечные работы. Не совсем понятным для нас в то время был заказ на изготовление строительных скоб в большом количестве. Как потом стало известно, они предназначались для скрепления брёвенприпостройке балки, по которой должны переправиться на левый берег танки КВ и Т-34.

22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». В положении о медали указывалось, что не только военнослужащие, но и гражданские лица, принимающие непосредственное участие в обороне будут награждаться этой медалью.

В посёлке, особенно в вечернее и ночное время было заметно передвижение техники, в некоторых семьях стали квартировать военнослужащие командного состава армии. Всё это в какой-то мере объясняло, что час возмездия уже близок.

Среди работников завода и жителей посёлка высказывались предположения, что к наступающему новому 1943 году н6аша армия преподнесёт подарок нам и ленинградцам – начнут боевые действия по прорыву блокады. Но эти предположения не оправдались.

11 января 1943 года в приватной беседе начальник штаба МПВО, в подчинении которого мы находились, с какими-то недомолвками, оговорками и т.п., сообщил нам, что 12 января надо ожидать возможного наступления нашей армии по уничтожению вражеских войск на левом берегу Невы и дальше.

Я отчётливо помню этот день 12 января. Следуя утром на работу я заметил, что не было той интенсивной перестрелки на передовой линии, которую мы слышали раньше. Только редкие вспышки осветительных ракет свидетельствовали о войне.

В 9 час.30 мин. Залпы артиллерии и гвардейских миномётов известили о начале операции по прорыву блокады. Ураган чудовищной силы бушевал до 12 часов дня. Все работники цеха собрались у конторы цеха, бурно выражали свои чувства, поздравляя друг друга возгласами: «Началось!»

В течение семи суток войска Ленинградского и Волховского фронтов, при поддержке гарнизона Шлиссельбургской крепости, вели ожесточённые бои по уничтожению группировки войск противника.

К утру 18 января сопротивление было сломлено, а к 14 часам Шлиссельбург, последний оплот обороны, был освобождён. Трудно представить те чувства, охватившие нас, когда пришла весть – «блокада прорвана». 498 дней ждали ленинградцы этого дня, ждала вся страна, ждали воины нашей армии и флота.

Вечером 18 января в цеха поступили распоряжения руководства завода о направлении людей в распоряжение штаба МПВО. Утром 19 января группа работников завода – около 50 человек, организованно перешли по льду Невы в г. Шлиссельбург, где нас встретил офицер (видимо, комендант города). Он поставил перед нами задачу – проверить все блиндажи немецких войск, землянки, чердаки и подвалы города на предмет зачистки от оставшихся не использованных патронов стрелкового оружия, не разорвавшихся снарядов. Не очень комфортно было проверять разбитые и полусгоревшие дома, разрушенные блиндажи и землянки. Задание было выполнено и вечером мы вернулись домой.

На наших глазах, через неделю, подразделения железнодорожных и инженерных войск приступили к прокладке ветки железной дороги от станции Поляна до г. Шлиссельбург и свайно-ледового перехода через Неву. Все эти работы были закончены за 18 дней, и первый поезд прошёл через Неву 6 февраля 1943 года, а 7 февраля на Финляндский вокзал доставил продовольствие для ленинградцев.

Ленинград стал больше получать необходимого продовольствия, топлива и материалов. Одновременно по ледовой дороге продолжались перевозки.В этом я и мои товарищи убедились, переезжая через Ладожское озеро в первых числах февраля 1943 года. Мы направлялись в командировку в г. Боровичи для наладки оборудования по сборке ручных гранат. Филиал нашего завода был образован в конце 1941 года и располагался в производственных помещениях одного из участков канатной воздушной дороги комбината «Красный керамик». В обратный путь пришлось добираться на «перекладных», в том числе и по новой железнодорожной ветке по южному побережью Ладожского озера, которая систематически подвергалась обстрелам вражеских войск, находящихся в 4 – 5 километрах.

Впоследствии этим путём в 1943 году проследовало в Ленинград 4700 поездов с продовольствием, боеприпасами и топливом. Для ленинградцев и морозовцев это, в первую очередь, означало повышение норм продовольствия. С 22 февраля 1943 года по карточкам рабочие получали хлеба по 600 г в день, служащие 500 г, иждивенцы и дети 400 г.

Появилась возможность регулярного подвоза на завод необходимого сырья для производства, в результате чего возобновилось производство нитроглицерина, частично дымных и бездымных порохов. В связи с этим возросли задачи вспомогательных цехов и, в первую очередь, механического. Весь 1943 год коллектив завода работал напряжённо, выпуская продукцию, требуемую фронтом.

В июне 1943 года в Ленинграде началось вручение медалей «За оборону Ленинграда» труженикам, непосредственно принимавшим участие в обороне.

Хорошо помню день 16 июня 1943 года, когда в нашем поселковом клубе морозовцам вручали эти награды.Можно только представить наше состояние, когда нам, мальчишкам, впервые в жизни вручали государственные награды. Это незабываемо.

Прорыв блокады явился переломным моментом в битве за Ленинград. Значительно улучшилось обеспечение ленинградцев необходимым для жизни и вооружённой борьбы, создавались предпосылки для полного разгрома противника. Для решения этой задачи понадобился целый год.

Ежедневные сводки Совинформбюро и Ленинградское радио постоянно информировали население о положении на фронтах, особенно на Ленинградском и Волховском, где проводились операции на различных участках обороны, направленных на подготовку к решающему разгрому немецких войск.

8 января 1944 года началась Ленинградско-Новгородская наступательная операция. В результате 12 дневных боёв освобождены города Красное селро, Ропша, Новгород, Любань, Гатчина, Луга и др., освобождено около 700 населённых пунктов. 22 января в Ленинграде разорвались 5 последних снарядов. Всего с сентября 1941 город 611 дней подвергался обстрелам и бомбёжкам.

В результате этой операции блокада города полностью снята. Трудно описать радость ленинградцев, которые своим героическим трудом, своей выдержкой в течение 872 дней преодолевали все трудности и мучения. 27 января 1944 года в 20 часов в честь одержанной победы был произведён салют – 23 залпа из 324 орудий. Это был первый ленинградский салют.

Отгремели залпы исторического салюта. Эта победа вдохновила нас на дальнейшую самоотверженную работу.

В начале 1944 года в моей личной жизни произошли два важнейших события. В марте, на общезаводском собрании, комсомольцы избрали меня секретарём комитета ВЛКСМ завода. Комсомольская организация насчитывала в своих рядах около 80 членов, в основном принятых в свои ряды в 1942-1943 г.г. В цехах и отделах завода значительно активизировалась роль комсомола в решении возложенных задач. Активными организаторами проявили себя Фаина Курочкина, Алексей Пиличев, Герман Лукин, Юрий Байков, Лидия Голубева и многие другие.

3 апреля, по рекомендации членов ВКП (б), главного механика завода Д.Г.Советина, мастера цеха № 9 П.С.Павлова и комсомольской организации завода, я был принят кандидатом, а в июне 1945 года членом ВКП (б). Это возлагало на меня ответственность за порученную работу, личную дисциплинированность.

После полного снятия блокады многие предприятия и организации были удостоены государственных наград, в том числе и наш завод имени Морозова. Указами Президиума Верховного Совета СССР «за выполнение заданий правительства по выпуску боеприпасов в особо сложных условиях фронта» завод имени Морозова награждён орденом Красной Звезды, особо отличившиеся рабочие, инженерно-технические работники и служащие орденами и медалями Советского Союза.

В числе награждённых в полном составе наша бригада слесарей механического цеха. Орденом «Красной Звезды» бригадир П. Карпенков, орденом «Знак Почёта» А.Миронов и медалью «За трудовую доблесть» автор этих строк.

Через 40 лет, в 1984 году, за достигнутые успехи и в связи со 100-летием завод награждён орденом «Октябрьской революции».

Об этих незабываемых днях напоминают стелы, установленные на берегу Невы в д. Шереметьевка, а на ст. Петрокрепость (Шлиссельбург) установлен на вечную стоянку легендарный паровоз, доставивший первый эшелон с Большой земли в 1943 году.

Прошло более 65 лет, но прошлое встаёт перед глазами, как будто это было недавно.

Ежегодно жители Ленинграда и области, делегации многих городов страны отдают дань памяти ленинградцам, умершим от голода и погибшим в блокаду, возлагают венки и цветы к подножию гранитной стены на Пискарёвском мемориальном кладбище, на которой высечена эпитафия ленинградской поэтессы Ольги Берггольц:

«Здесь лежат Ленинградцы горожане-мужчины, женщины и дети. Рядом с ними солдаты и красноармейцы всею жизнею своею защищали тебя Ленинград –колыбель революции.

Всех имён благородных мы здесь перечислить не можем. Их так много под вечной охраной гранита. Но знай, внемлющий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

Ю.Спиркович

слесарь завода им. Морозова в 1941 – 1945 г.г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: