Виды вербальной коммуникации.




Коммуникация предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (поддержание контакта, гобмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).

Именно потому, чтобы не произошло искажения смысла информации, в армии повторяют приказы.

«Вербальные средства коммуникации»

В процессе общения происходит обмен информацией между людьми. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, т.е. знаковых систем. В целом все знаковые системы можно разделить на 2 группы: вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы речь. Это самое универсальное средство общения, т.к. речь позволяет максимально точно донести информацию до собеседника.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

  • · речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще;
  • · речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуникатора;
  • · с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание общающихся индивидов;
  • · в речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре. Существует несколько моделей коммуникативного процесса. Одна из наиболее известных - линейная модель коммуникации, сформулированная в 1948 году американским журналистом, социологом Г.Д. Лассуэллом, которая выглядит следующим образом:

 

В ходе общения коммуникатор воплощает замысел в систему знаков, т.е. кодирует информацию. Реципиент осуществляет обратный процесс - декодирует полученное сообщение. Точность понимания реципиентом смысла текста выясняется в результате смены ролей, т.е. в диалоге.

Для коммуникатора и реципиента значимыми с точки зрения эффективности коммуникативного процесса являются следующие характеристики: пол, возраст, профессия, отношение к информации и к собеседнику, а также позиция, которую занимают партнеры (открытая, закрытая или отстраненная). В открытой позиции коммуникатор объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения. Закрытая позиция характеризуется сознательным умалчиванием о собственной точке зрения. А отстраненная позиция предполагает сопоставление противоположных точек зрения при сохранении нейтралитета коммуникатора.

Для того, чтобы информация в процессе коммуникации была воспринято максимально адекватно замыслу коммуникатора, его речь должна отвечать определенным требованиям.

Информация, передаваемая в процессе вербальной коммуникации, может быть констатирующей, т.е. не предполагающей непосредственных изменений в поведении партнера по общению. И побудительная - информация, стимулирующая какое-либо действие. Стимуляция также может быть различной. Это может быть активизация, интердикция и дестабилизация. Активизация - побуждение к действию в заданном направлении. Интердикция - побуждение, не допускающее определенных действий. Дестабилизация - нарушение определенных автономных форм поведения или деятельности.

По типу организации передачи информации различают каналы аксиальный и ретиальный. Аксиальный канал - предполагает адресную передачу информации, направленность на отдельного реципиента. Ретиальный канал направлен на множество вероятных адресатов.

Эффективность передачи информации может выступать в форме ее принятия или отвержения. В свою очередь принятие может быть внутренним и внешним (внешнее согласие с собеседником при сохранении собственной позиции); полное - частичное; осознанное - неосознанное, устойчивое - неустойчивое; непосредственное - отсроченное.

Эффективность коммуникативного процесса зависит от уровня развития коммуникативных способностей общающихся, т.е. от степени развития у них умений и навыков общения с людьми. Люди разного возраста, образования, культуры, профессиональной принадлежности, имеющие разный жизненный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Однако наше речевое общение не ограничивается устным обменом информации. Коммуникативное взаимодействие включает и взаимное информирование партнерами друг друга посредством письменной речи. Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель, таким образом, предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям. При использовании письменной коммуникации важным моментом является знание и корректное использование денотативного и коннотативного значений используемых понятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: