В последние годы актуализируются вопросы, связанные с распределением и закреплением медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала), как на уровне регионов, так и в масштабах страны в целом. Обеспеченность населения Российской Федерации врачами составила почти 44,0, средним медицинским персоналом - 92,4 на 10 тыс. населения. В Северо-Западном Федеральном округе обеспеченность врачами составляет 49,4 врача на 10 000 населения. Обеспеченность врачами в Ленинградской области составляет 29,4 на 10 тыс. населения.
В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Ленинградской области на 01.01.13 г. работают: 4918 врача врачей и 11540 чел. среднего медицинского персонала, что на 81 врач и на 85 работников среднего звена больше, чем в 2011 году. Соотношение врачей к среднему персоналу составило 1: 2,35 (в 2007г. - 1: 2,37, в 2008 г - 2,36, в 2009 г - 1: 2,36, в 2010 году - 1: 2,43, в 2012 году - 1: 2,37).
Укомплектованность врачами в муниципальном звене на конец 2012 года составила 64,2%, что на 1,9 % ниже прошлогоднего показателя. Снижение этого показателя при увеличении количества врачей связано с увеличением штатных должностей (переход на расчет штатов по Порядкам оказания медицинской помощи). По среднему медицинскому персоналу укомплектованность осталась на прежнем уровне и составила - 76,9 %.
В муниципальных учреждениях здравоохранения среди уволившихся врачей самую большую часть 40,9% составили специалисты со стажем работы в отрасли - более 10 лет (в 2007 году 26,4%, а в 2008 году - 29,7%, в 2009 г. - 28,8%, в 2010 г. - 36,4%, в 2011 г. - 41,4%).
,8% уволившихся средних медработников также имели стаж работы более 10 лет (в 2007 году - 27,%, а в 2008 году - 30,2%, в 2009 году - 29,9%, в 2010 году - 35,5%, в 2011 году - 26,3%).
|
В государственных учреждениях самая большая текучесть врачей наблюдалась среди специалистов со стажем работы от 3 до 10 лет - 26,7%. Из числа уволенного среднего медперсонала большую часть (32,5%) составили специалисты со стажем 1-3 года, что свидетельствует об оттоке молодых, но уже достаточно опытных специалистов.
Ситуация свидетельствует о продолжающейся тенденции оттока кадров наиболее работоспособного возраста и наличии проблем с закреплением в учреждениях кадров, завершивших подготовку в интернатуре, в том числе и за счет целевых мест в интернатуре и ординатуре. Специалисты, получившие достаточный опыт работы в Ленинградской области, находящиеся в самом работоспособном возрасте традиционно востребованы в учреждениях Санкт-Петербурга.
Ежегодно среди врачей и среднего персонала растет количество пенсионеров. В 2012 г. количество пенсионеров среди врачей составило 1488 (в 2011 году - 1337, в 2010 г. - 1417), что составило 30% от всех работающих врачей, среди среднего персонала - 3118 (в 2011 г. - 2937, в 2010 г. - 2988) пенсионера (27%). Почти каждый третий врач и четвертый средний медработник в области пенсионного возраста.
В 2012 году повышение квалификации прошли 1137 врачей и 2015 средних медработников, профессиональную переподготовку 94 врача и 119 средних медицинских работника. В 2011 году последипломное обучение прошли 1000 врачей и 1980 средних медработников.
В Ленинградской области в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 года № 808н "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками" создано 3 профильные экспертные группы для оценки квалификационного уровня врачей и 24 экспертных группы для оценки квалификационного уровня средних медицинских работников. В настоящее время 2150 врачам (43,7%) и 6904 средним медицинским работникам (59,8%) присвоены квалификационные категории.
|
Для укомплектования кадрами учреждений здравоохранения Ленинградской области организован прием выпускников областных школ в медицинские ВУЗы Санкт-Петербурга по договорам о целевой подготовке. В 2012 году на целевой прием для Ленинградской области было выделено в СПб государственной педиатрической медицинской академии 20 мест по специальности "педиатрия", в СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова - 40 мест по специальности "Лечебное дело", 10 мест по специальности "Стоматология", 2 места по специальности "Спортивная медицина", СПб ГМА им.И. И. Мечникова - 25 мест по специальности "Лечебное дело". Для выпускников ВУЗов, изъявивших желание работать в учреждениях здравоохранения, организовано обучение в интернатуре и клинической ординатуре на бюджетной основе. В 2012 году в учреждения здравоохранения области пришли на работу более 70 выпускников (целевиков) медицинских ВУЗов. Около 400 студентов-целевиков продолжают обучение в настоящее время.
На территории области осуществляют деятельность 3 образовательных учреждения среднего профессионального медицинского образования, филиальная сеть которых готовит группы специалистов по основным специальностям почти в каждом районе области с использованием специалистов и материально-технических баз центральных районных больниц, что способствует закреплению молодежи в учреждениях области.
|
Для укрепления кадрового потенциала здравоохранения Правительством Ленинградской области в настоящее время разработан и реализуется целый ряд мер, направленных на решение указанных в поручении задач.
. Выплата пособий молодым специалистам, впервые поступившим на работу в учреждения здравоохранения Ленинградской области. Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2005 N 338 "О порядке установления и выплаты единовременного пособия выпускникам медицинских высших и средних учебных заведений, поступающим на работу в учреждения здравоохранения Ленинградской области" установлена выплата единовременного пособия выпускникам медицинских высших и средних учебных заведений, поступающим на работу в учреждения здравоохранения Ленинградской области. В настоящее время размер единовременного пособия для врача составляет 15 000 рублей, для среднего медицинского работника 7 500 рублей.
. Организация мер социальной поддержки молодым специалистам. Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2007 N 339 "О социальной поддержке молодых специалистов в Ленинградской области" установлена в качестве меры социальной поддержки ежегодная единовременная выплата в размере 56500 рублей (в том числе налог на доходы физических лиц) молодым специалистам, с которыми заключены договоры о предоставлении социальной поддержки. Выплата молодому специалисту осуществляется ежегодно в течение трех лет при условии продолжения молодым специалистом работы в государственном (муниципальном) учреждении, на работу в которое он поступил после окончания образовательного учреждения среднего профессионального образования или образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию.
. Решаются жилищные проблемы работников здравоохранения и в т. ч. молодых специалистов.
. Реализация долгосрочных целевых программ по обеспечению работников здравоохранения благоустроенным жильем "Социальное развитие села на 2009-2012 годы", "Жилье для молодежи";
5. Для привлечения врачей в село в Ленинградской области начата реализация нового федерального проекта "Земский доктор", за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования может осуществляться выплата подъемных в размере 1 миллиона рублей, единственным условием получения финансовой поддержки станет желание врача проработать не менее пяти лет в сельской больнице. В Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 14 февраля 2012 года № 46 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2012 году" <https://www.lenobl.ru/Files/file/postanovlenie%20pra-va%20%E2%84%96%2046%281%29.doc> подъемные получил 71 врач.
2.2.4 Реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы"
Программа модернизации здравоохранения Ленинградской области утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29 марта 2011 года № 72 "О долгосрочной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы" (далее - Программа) в редакции постановлений Правительства Ленинградской области: от 31 октября 2011 года №354; от 18 января 2012 года № 7; от 17 апреля 2012 года № 113; от 30 августа 2012 № 265; от 17 октября 2012 года № 321; от 12 декабря 2012 года № 393.
Общее финансирование Программы составляет 3 445 838,0 тыс. руб., (2011 год - 1 179 488,54 тыс. руб., 2012 - 2 266 349,46 тыс. руб.) в том числе:
развитие материально-технической базы - 2 734 815,5 тыс. руб. (2011 год - 967 801,64 тыс. руб., 2012 год - 1 767 013,86 тыс. руб.):
капитальные ремонты - 1 103 160,75 тыс. руб. (2011 год - 438 973,75 тыс. руб., 2012 год - 664 187,0 тыс. руб.);
оснащение оборудованием - 1 631 654,75 тыс. руб. (2011 год - 528 827,89 тыс. руб., 2012 год - 1 102 826,86 тыс. руб.);
информатизация - 158 810,70 тыс. руб.;
внедрение стандартов медицинской помощи - 552 211,80 тыс. руб. (2011 год - 211 686,90 тыс. руб., 2012 год - 340 524,9 тыс. руб.).
По источникам финансирования:
федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 2 679 757,0 тыс. руб. (2011 год - 917 755,23 тыс. руб., 2012 год - 1 762 001,77 тыс. руб.);
областной бюджет - 543 384,2 тыс. руб. (2011 год - 173 189,7 тыс. руб., 2012 год - 370 194,49 тыс. руб.);
бюджеты муниципальных образований - 3 376,0 тыс. руб.;
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее - ТФОМС) - 219 320,8 тыс. руб. (2011 год - 85 167,60 тыс. руб., 2012 год - 134 153,20 тыс. руб.).
Приоритетами Программы были развитие первичной медико-санитарной помощи, прежде всего - ее амбулаторного звена, и совершенствование специализированной помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности, совершенствование медицинской помощи детям.
Перечисление средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования происходило своевременно в соответствии с графиком.
Всего за 2011 - 2012 года кассовые расходы по Программе составили 152 996,80 тыс. руб., что составляет 91,5%, из них в 2012 году - 2 145 223,87 тыс. руб. - 95% в том числе по источникам финансирования:
федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 2 399 423,25 тыс. руб. - 89,5% (2012 год - 1 635 530,82 тыс. руб. - 93%);
областной бюджет - 535 603,60 тыс. руб. - 98,6% (2012 год - 376 890,5 тыс. руб. - 102%, в связи с тем, что были оплачены законтрактованные остатки 2011 года);
бюджеты муниципальных образований - 3 376,0 тыс. руб.;
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее - ТФОМС) - 214 593,95 тыс. руб. - 97,8% (2012 год - 132 902,55 тыс. руб. - 99%).
В рамках реализации мероприятий Программы в 2011-2012 году было предусмотрено приобретение 983 единицы медицинского оборудования. Заключены государственные контракты на поставку всего оборудования на общую сумму 1 606 792,46 тыс. руб. (98,3%), в том числе:
магниторезонансный томограф;
компьютерных томографов;
ангиографических аппарата;
маммографов;
системы мониторирования;
единиц эндоскопического оборудования;
единиц эндовидеохирургического оборудования;
единицы рентгенодиагностического оборудования;
единиц реанимационного оборудования;
ультразвуковых системы, в том числе экспертного класса;
На образовавшуюся экономию в размере 24 862,29 тыс. руб. (1,7%) планируется приобретение дополнительного медицинского оборудования в 2013 году.
Мероприятия по капитальным ремонтам были сформированы в соответствии с приоритетами программы. Реализация мероприятий по данному направлению происходила в соответствии с соглашениями между комитетом по здравоохранению и администрациями муниципальных районов Ленинградской области.
Всего на 2011-2012 год были запланированы капитальные ремонты по 113 объектам здравоохранения в 37 учреждениях здравоохранения в 17 муниципальных районах на сумму 1 103 160,75 тыс. руб. В настоящее время, в целом, заключено контрактов на выполнение ремонтов на сумму 1 089 545,5 тыс. руб., что составляет 98,8% от плана по финансированию. Экономия при проведении конкурсных процедур по ремонтам в 2012 году составила 13 615,2 тыс. руб. и будет использована в 2013 году.
В части внедрения современных информационных систем в здравоохранение Программой модернизации на данную задачу в 2011-2012 годах запланированы средства в размере 158 810,7 тыс. руб., в том числе субсидия ФФOMC 125 384,7 тыс. руб., средства областного бюджета 33 426,0 тыс. руб. Заключено 6 государственных контрактов на общую сумму 158 807,5 тыс. руб. Законтрактовано 2523 единицы компьютерной техники, или 100% предусмотренных Программой модернизации, в том числе многофункциональных устройств - 849 единиц (33,6%), тонких клиентов - 1674 единиц (66,4%). Произведена поставка 117 комплектов для считывания штрих кода, электронной медицинской карты. В настоящее время работа по созданию регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения в Ленинградской области продолжается. Окончательное завершение работ по контрактам - 01.04.2013 г.
На реализацию мероприятий по задаче "Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи" в рамках Программы на 2011-2012 год утверждены ассигнования в размере 552 211,8 тыс. руб., в том числе ассигнования областного бюджета составляют 332 891,00 тыс. руб., средства ТФОМС утверждены в размере 219 320,80 тыс. руб. Исполнение составило 543 586,7 тыс. руб. (98%), в том числе средства областного бюджета составили 328 992,8 тыс. руб. (99%), средства ТФОМС 214 593,9 тыс. руб. (98%). За 2012 год исполнение составило 349 852,56 тыс. руб. (103%), в том числе средства областного бюджета составили 216 950,01 тыс. руб. (105%), средства ТФОМС 132 902,55 тыс. руб. (99%). Исполнение выше плановых показателей связано с тем, что учреждения показали кассовые расходы за счет средств перечисленных за оказанные услуги в 2011 году.