ЦИСТЕРНЫПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Для нормальной работы ПЛ оборудуются рядом систем, составными элементами которых являются цистерны. Рассмотрим основные, наиболее важные цистерны ПЛ. Все цистерны ПЛ могут классифицироваться по следующим признакам:
1 По назначению:
а) балластные (главные И вспомогательные);
б) судового запаса;
в) топливные;
г) специального назначения
2. По конструктивному оформлению:
а) легкие цистерны;
б) прочные цистерны.
3. По расположению:
а) цистерны внутри прочного корпуса;
б) цистерны вне прочного корпуса.
Рис. 3.1. Подводная лодка в позиционном положении |
*$ |
Цистерны главного балласта (ЦГБ) предназначаются для погашения надводного запаса плавучести ПЛ при переходе ее из надводного положения в подводное путем приема воды в эти цистерны. ЦГБ могут располагаться внутри прочного корпуса и вне его. Внутри прочного корпуса ЦГБ делают прочными. Если ЦГБ располагаются в носовой или кормовой оконечностях или в между бортном пространстве, то они выполняются легкими, т.к. давление внутри цистерны равно забортному (Рис. 3.1 и 3.2).
Рис. 3.2. Использование цистерн главного балласта при погружении и всплытии подводной лодки.
1 надводное положение; 2 погружение; 3 подводное положение; 4 — подготовка к всплытию; 5 — всплытие; 6 — надводное положение.
Число цистерн зависит' от запаса плавучести и составляет 8-12 цистерн с каждого борта. Балластные цистерны делятся на группы: носовую, среднюю и кормовую. Центральная группа ЦГБ обычно имеет две цистерны с каждого борта. Общий центр тяжести группы должен лежать в одной плоскости центра тяжести ПЛ.
1 — прочный корпус;
Легкий корпус,
Выгородка кингстона,
|
Стрингер,
комингс клапана вентиляции.
va
1 - прочный корпус,
2 — легкий корпус;
3 — выгородка кингстона;
4 — стрингер;
5 комингс клапана вентиляции;
6 — трубопровод продувания низкого давления.
7 - высокого давления;
8 — вентиляционная коробка;
9 - клапан вентиляции;
10 — аварийная захлопка;
Рис. 3.3 Расположение кингстонов и клапанов
Приемные отверстия выгородок кингстонов или шпигаты закрываются сеткой. В верхней части цистерн помещаются клапаны вентиляции в специальной вентиляционной коробке, которая устанавливается в верхней части цистерны на крыше или верхнем стрингере,
Соответственно различают шпигатные (бескингстонные) и кингстонные ЦГБ (Рис. 3.4)
Рис.3.4. Схема системы погружения и всплытия: а - поперечное сечение на гигантской (бескингстонной) цистерне главного балласта; б - поперечное сечение по кингстонной цистерне главного балласта;
Существуют АИЛ, имеющие в основном только шпигатные или только кингстонные ЦГБ.
Достоинство бескингстонных ЦГБ заключается в их более простой конструкции, а также более простой схеме осуществления операций погружения и всплытия, не требующих управления кингстонами. Отказ от кингстонов позволяет обеспечить достаточно большие проходные сечения для поступления воды и тем самым сократить время погружения (что было особенно существенно для прежних ДПЛ, значительную часть времени плававших в надводном положении, для которых время погружения являлось важнейшей тактической характеристикой). Однако бескингстонным ЦГБ присущ и серьезный недостаток, заключающийся в том, что при длительном плавании ПЛ в надводном положении, например, после всплытия в связи с аварией, при определенных условиях (качка, наличие аварийного крена) возможно стравливание части воздуха через шпигаты и вследствие этого постепенное затопление ЦГБ. В условиях тяжелой аварии, при невозможности поддувать ЦГБ, это может привести к опасному уменьшению запаса плавучести ПЛ и в конечном итоге к ее гибели
|
Уравнительные цистерны предназначаются для компенсации положительной или отрицательной плавучести в подводном положении некоторых переменных грузов. Уравнительная цистерна может располагаться как внутри прочного корпуса, так и снаружи. Она никогда не заполняется полностью и может быть частично продута на глубине. Поэтому выполняется всегда равнопрочной основному корпусу. Центр тяжести цистерны должен лежать в одном сечении с центром тяжести ПЛ. Объем уравнительной цистерны составляет 1 - 3 % от надводного водоизмещения.
Цистерны вспомогательного балласта делятся на следующие:
1. Уравнительные цистерны (см. выше).
2. Цистерны быстрого погружения.
3. Дифферентные цистерны.
4. Заместительные цистерны различного назначения.
Цистерны быстрого погружения предназначены для создания некоторого отрицательного запаса плавучести при срочном погружении ПЛ. Кроме того, создается небольшой дифферентующий момент за счет расположения цистерны в нос от Ц.Т. ПЛ. После погружения цистерна продувается, ее клапан всегда закрыт. Поэтому цистерны срочного погружения делаются прочными. Могут располагаться внутри и снаружи прочного корпуса. Объем цистерны около 1% водоизмещения. Цистерна заполняется самотеком через кингстоны, вентилируется в отсек с помощью быстродействующего клапана.
|
Расположение центральной группы ЦГБ, цистерны срочного погружения и уравнительной цистерны показано на (Рис. 3.5.)
Рис.3,5. Условная схема расположения цистерн главного и вспомогательного
балласта подводной лодки. 1 — главный балласт; 2 — кормовая дифферентная; 3 - уравнительная; 4 — торпедозаместительная, 5 — цистерна кольцевого зазора; 6 — носовая дифферентная; 7 —цистерна быстрого погружения.
Дифферентные цистерны предназначаются для удифферентовки ПЛ как в подводном, так и в надводном положении путем перемещения водного балласта из носовой цистерны в кормовую и наоборот. Дифферентные цистерны расположены у концевых переборок, непосредственно с забортным пространством не связаны и продуваются давлением 2-4 атм. Поэтому они выполняются легкими, если расположены внутри прочного корпуса, и прочными, если расположены вне прочного корпуса. Для удобства эксплуатации каждую дифферентную цистерну делят сплошной продольной переборкой на правую и левую.