Барьеры, снижающие эффективность обучения, воспитания и развития личности.




Лекция 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ

1.1. Актуальные педагогические проблемы и парадигмы 1.2. Основные педагогические понятия-категории 1.3. Предмет и задачи педагогики 1.4. Принципы и методы педагогического исследования 1.5. Саморазвитие методологической культуры учителя

 

Основные понятия:

педагогическая парадигма,

образование,

воспитание,

обучение,

развитие личности учащегося,

саморазвитие

социализация личности,

педагогика

предмет педагогики

объект педагогики

задачи педагогики

педагогическая система

принципы педагогического исследования

методы педагогического исследования

методологическая культура учителя

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫИ ПАРАДИГМЫ.

 

· Проблема обновления и конкретизации целей обуче­ния, воспитания и творческого саморазвития личности;

· Проблема сочетания демократизации и элитарности образования;

· Проблема обновления и оптимизации содержания гуманитарного и естественно-математического образования;

· Проблема индивидуализации, дифференциации и профилизации обучения и воспитания;

· Проблема разработки и внедрения новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания;

· Проблема социализации личности и ее активного профессио­нального самоопределения и становления;

· Проблема экологического, экономического образо­вания и воспитания;

· Проблема духовно-нравственного воспитания и само­развития личности;

· Проблема обучения и воспитания творчески одарен­ных и способных учащихся;

· Проблема обучения и воспитания «трудных» учащихся;

· Проблема педагогической диагностики и управления качеством обучения и воспитания.

Барьеры, снижающие эффективность обучения, воспитания и развития личности.

Социально-педагогические. С одной стороны – замкну­тый образ жизни, отсутствие социальных условий для заня­тия соответствующим (любимым) видом творческой деятель­ности, неблагоприятный творческий микроклимат в семье, среди друзей, низкая престижность данного вида деятель­ности. С другой стороны, авторитарный стиль педагогичес­кого руководства, равнодушие к успехам и достиже­ниям учащихся в учебно-творческой деятельности, необъективен в оценках; увлечение информативно-алгоритмически­ми методами преподавания, в результате чего да­ется избыточная информация, что лишает их самой возмож­ности творчества; недостаточно актуализируются прежний опыт, знания, умения учащихся. Догматический стиль обу­чения, жесткий контроль (преимущественно прямой и опера­тивный) на всех этапах учебно-творческой деятельности: неудачная постановка творческой задачи, узкоспециальный подход к решению задачи, неудачный выбор общей страте­гии решения задачи, незнание и неумение применять логи­ческие и эвристические приемы и методы (например, анало­гии, инверсии, эмпатии, морфологического анализа). В ре­зультате учащиеся оказываются в ситуации с чрезвычайно низким уровнем базисных (опорных) знаний, умений и на­выков, без которых оказываются не в состоянии даже при­ступить к учебно-творческой деятельности.

Личностные (психологические). Низкий (или даже отрицательный) мотив у учащихся к решению предложен­ной творческой задачи, неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, к лидерству, слепая вера в авторитет, отсутствие воображения, односторонность анализа и мыш­ления в целом, боязнь думать и рассуждать рискованно, отсутствие чувства юмора, инерция мышления.

Физиологические. Переутомление, слабое здоровье, недостаточность сна, несоблюдение режима отдыха и пита­ния, отсутствие достаточного комфорта в помещении (недо­статочная освещенность, вентиляция воздуха, неудобное ра­бочее место) и т.д.

Социально-педагоги­ческие условия развития творческих способностей учащей­ся молодежи:

1) ориентация общества и его институтов на развитие творческих способностей учащейся молодежи;

2) разработка педагогической теории творчества (про­блем диагностики творческих способностей личности, педа­гогических средств управления и самоуправления учебно-твор­ческой деятельностью, условий активного перехода учебно-творческой деятельности в научно-творческую, развитие тех­нического, художественного творчества и т.д.);

3) совершенствование педагогических и дидактических условий, ориентированных на развитие творческих способ­ностей личности (совершенствование содержания, внедрение и активное применение новых форм и методов, стимулирую­щих творческие способности личности);

4) совершенствование разнообразных форм, методов стимулирования творческой деятельности учащейся молоде­жи (проведение олимпиад, смотров, конкурсов, организация разнообразных выставок технического творчества, молодеж­ных исследований и разработок и т.д.);

5) организация конференций, семинаров ученых-педа­гогов и обмен опытом среди педагогов-практиков по пробле­мам развития творческих способностей учащейся молодежи;

6) систематическая и действенная пропаганда творчес­ких достижений учащейся молодежи через средства массо­вой коммуникации (телевидение, радио, газеты, журналы) в целях повышения престижности таких ее видов, как техни­ческое творчество, научно-исследовательская деятельность, самодеятельное художественное творчество, различные при­кладные виды творчества и т.д.

В России, когда анализируются причины кризиса в образовательной сфере, то чаще всего акцентируют внимание на недофинансировании образования, указывают на слабую материальную базу, недостаток компьютерной техники, низкую заработную плату педагогов и т.д. Все это несомненно имеет место, но в образовании первоосновой кризисных явлений является то, что лежит в основе самой образовательной политики. Кризис в образовании - это кризис основ российской системы образования (когда фундамент здания рушится или не выдерживает нагрузки, то как бы мы не модернизировали само здание, его рано или поздно придется перестраивать).

В основе развития любой образовательной системы лежат – парадигмы, которые изначально задают ее приоритетные цели и ценности. Понятие «пара­дигма» получило широкое рас­пространение в научной литературе после выхода в свет ра­боты американского историка физики Т.Куна. Под «пара­дигмой» понимается и научная теория, признанная научным сообществом, и правила и стандарты научной практики, и стандартная система взглядов. Данное понятие может быть, на наш взгляд, продуктивно использовано и при анализе педагогических проблем, при анализе устоявшихся, но дале­ко не бесспорных точек зрения.

Педагогическая парадигма – это усто­явшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель-стан­дарт решения определенного класса педагогических задач, которые, продолжают применяться, несмотря на то, что в педагогической науке и передовой педагогичес­кой практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепринятую точку зрения.

Первая педагогическая парадигма заключается в следу­ющем: многие педагоги считают, что сначала у учащихся необходимо сформировать глубокие и прочные знания, а уж затем, на завершающих этапах изуче­ния соответствующей темы, ставить и решать творческие задачи. Не отрицая необходи­мости широкого применения творческих задач на завершаю­щих этапах обучения, важно подчерк­нуть, что на этапе осмысления учебного материала и на эта­пе его эмпирического и теоретического обобщения, а также при практическом применении всегда имеются широкие возможности для активизации и интенсификации учебно-твор­ческой деятельности учащихся.

Вторая педагогическая парадигма связана с реализа­цией принципа доступности обучения. В учебнике «Педагогика школы» под редакцией профессора И.Т.Огородникова читаем: «Принцип доступности обучения вытекает из требований учета возрастных особенностей учащихся, чтобы объем и содер­жание учебного материала были по силам учащимся, соот­ветствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу представлений и понятий, на основе которых проис­ходит их непрерывное движение вперед». Казалось бы, все правильно. Но так ли это? То, что доступно, не развивает или почти не развивает. Если бы принцип доступности реа­лизовали в спорте, то никогда ни один спортсмен не смог бы достичь тех спортивных рекордов, которые мы имеем сегод­ня. Чтобы превзойти актуальный (достигнутый) уровень своего развития, продвинуться в своем развитии, чтобы ов­ладеть хотя бы малым элементом знаний на пределе своих способностей, ученик должен мобилизоваться, напрячь свои силы и способности. Только в этих условиях мы вправе ожидать развивающего эффекта в обучении и воспитании.

Третья педагогическая парадигма. Педагоги очень часто отождествляют знания-эрудицию и творческие способности учащихся. Этому в значи­тельной степени способствуют современные учебники, учеб­ные планы и программы, в которых акцент сделан на фор­мирование знаний и практически не уделено должного вни­мания развитию творческих способностей учащихся. Вместе с тем уровень эрудиции, то есть широкой осведомленности, не всегда взаимосвязан с уровнем развития творческих способностей личности. И как заме­тил еще Демокрит, «многознание уму не научает».

Четвертую педагогическую парадигму мы связываем с переоценкой значимости теоретических знаний, формирова­ния теоретического мышления. Творческое мышление шире и глубже охватывает, отражает объективную действитель­ность, чем теоретическое мышление. Творческое мышление отражает диалектику теоретического и практического мыш­ления в их единстве. Умаление роли практического компо­нента в учебно-творческой деятельности — и есть четвертая педагогическая парадигма.

Пятая педагогическая парадигма заключается в том, что некоторые педагоги-ученые считают, что, дидактические концепции (например, так было с проблем­ным обучением) необходимо прямо и непосредственно внедрять в пе­дагогическую практику без предварительной должной разработки педагогической технологии, с одной стороны, и методической проработки выдвигаемых дидакти­ческих идей, — с другой. Все это неизбежно вместо ускорения внедрения приводило к разоча­рованию педагогов-практиков в дидактической концепции, весьма плодотворной в своей основе.

Существует и много других педагогических парадигм, которые тормозят развитие педагогической теории и практики. Однако, наряду с кризисом в образовании мы имеем беспреце­дентный в мировой практике взрыв педагогических иннова­ций. В этих условиях перед педагогической наукой стоят задачи огромной важности.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.

К основным педагогическим категориям относятся: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация личности. Толкование этих понятий в различных учебниках педагогики различны, приведем несколько наиболее типичных оп­ределений и толкований понятия «образование».

М.А.Данилов и Б.П.Есипов, определяя дидактику как часть педаго­ги­­ки и как науку об образовании и обучении, писали: «...овладение систе­мой знаний основ наук и соответ­ствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способнос­тей – это есть образование, а основной путь полу­чения его – обучение» (6). Итак, в трактовке М.А.Данилова и Б.П.Есипова образование характеризуется как процесс и резуль­тат обучения.

В учебнике «Основы общей педагогики» под редакцией Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана находим следующую фор­мулировку: «... под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и фор­мирование мировоззрения. Влияние, оказываемое на нравст­венный облик личности в процессе образования, обычно рассматривается как его воспитательная сторона (функция, элемент)» (7, с.96). Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман в понятие «образование» включают, кроме обучения, также и воспитание личности. Правда, далее в этом же учебнике они под­черкивают, что «сопоставляя понятия «воспитание» и «обучение» нетрудно убедиться, что объем одного и другого понятия совпадает не полностью, а только частично», воспитание «может осуществляться и осуществляется во всех сферах жизни» (2, с.96). Последняя мысль очень важна, так как объем понятия «воспитание» действительно выходит за пределы понятия «образование». Например, мы говорим о социальном воспитании или воспитании среды.

Б.М.Бим-Бад, опираясь на антропологические основа­ния в исследовании важнейших течений в мировой педагоги­ке, пришел к следующим обобщающим выводам: «Челове­коведение, синтезируемое педагогикой, привело в конце XX века к пересмотру самого понятия «образование», включаю­щего в себя и воспитание, и учение, и обучение» (8, с.16).

Можно было бы привести еще ряд определений поня­тия «образование», но в них, как и в вышеприведенных, усматривается ряд недостатков и соответственно возникает ряд вопросов:

1. Ни в одном из вышеприведенных определений поня­тия «образование» нет даже попытки выйти на более широ­кое родовое понятие. Возникает вопрос: какое понятие явля­ется родовым по отношению к понятию «образование»?

2. Почему некоторые авторы из процесса образования исключают воспитание, тогда как более чем очевидно, что если человек получает среднее образование или высшее, то это результат не только обучения, но и целенаправленного воспитания?

Поиски ответа на первый вопрос показывают, что более широким, то есть родовым, по отношению к понятию «образование» является понятие «культура». Этот чрезвы­чайно важный вывод сделан С.И.Гессеном в его «Основах педагогики. Введение в прикладную философию», где он в частности, писал: «...в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданст­венность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним, поэтому, для обозна­чения совокупности всех трех слоев»(9, с.27). И далее уче­ный курсивом выделяет: «Образование есть не что иное, как индивидуальная культура» (9, с.35). Но культура чего и за счет чего? Размышления над этим вопросом приводят к утверждению, что образование достигается не иначе как за счет обучения и воспитания, но не любого, а систематичес­кого и целенаправленного.

Здесь также уместно заметить, что каким бы хорошим не было образование, его никогда не следует считать завер­шенным. Более того, на определенных этапах своего разви­тия образование переходит в самообразование. С учетом сказанного можно сформулировать следующее определение:

Образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он ов­ладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

Если сказать коротко, то образование – это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Это «введение» осуществляется в различных формах и ви­дах. Например, можно назвать такие формы и виды образо­вания, как дошкольное, школьное и вузовское, общее и про­фессиональное, гуманитарное и техническое. Если осмыс­лить и оценить результаты образования, то в самом обоб­щенном виде их можно охарактеризовать как овладение куль­турой различных видов деятельности и общения.

В отечественной педагогической литературе можно встретить более шести определений и трактовок понятия «воспитание».

1. Воспитание трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.

2. Воспитание трактуется как узкое понятие, например, в учебнике «Педагогика» Ю.К.Бабанского: «Воспитание в специальном педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» (10, с.10). Это определение является, на наш взгляд, недостаточно корректным, так как в нем не выделено более широкое — родовое — понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.

3. Х.И.Лийметс, а вслед за ним Л.И.Новикова и А.В.Мудрик придерживались точки зрения, что «воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности» (11, с.25). Данное определение, являясь частью предыдущего, также не раскрывает специфику управления, то есть не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности?

4. Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристи­ка «воспитательных воздействий» встречается во многих оте­чественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.П.Пинкевича (12). И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежнос­тью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».

5. В 70 — 80-е годы в учебниках педагогики (например в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной (13)), вос­питание все чаще трактуется как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.

6. При характеристике процесса и результатов воспи­тания в педагогической литературе можно встретить утверж­дение, что воспитывает все, в том числе и социальная среда. Эта точка зрения представляется правильной, но при условии, что в данном случае речь идет о «социальном воспитании», то есть, по существу, о «социализации личности».

7. Определенный интерес представляет достаточно ори­гинальная характеристика воспитания, данная в одном из современных немецких учебников педагогики Ф.В.Кроном. «Воспитание — это символичес­кая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно»(14, 72).

Анализ и обобщение всех вышеперечисленных формулировок приводит нас к следующему развернутому опреде­лению понятия «воспитание».

Воспитание – это один из видов человеческой дея­тельности, преимущественно осуществляемой в ситуациях педаго­гичес­кого взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

В этом последнем определении понятия «воспитание» имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.

Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.

Во-вторых, управление развитием осуществляется как прямо, так и косвенно через управление любыми видам деятельности и общения воспитанников.

В-третьих, в определении обозначено, что одним из важных результатов воспитания является его переход к самовоспитанию.

Несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авто­ров обучение трактуется по-разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятель­ности: преподавание и учение. Не вдаваясь в подробности анализа различных тракто­вок понятия «обучение», приведем лишь одно определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает его суть.

Обучение – это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

В этом определении хотелось бы особо обратить вни­мание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в само­обучение.

Социа­лизация личности по А.В.Мудрик это— «развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализа­ция в том обществе, к которому он принадлежит» (8, с.15). «Сущность социализации состоит в том, что формирует че­ловека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит»(11,с.16).

Содержание процесса социализации определяетсятем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевыми функциями. Од­нако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладевает личность. Так, например, если подросток втягивается в преступную группировку, то у него будут развиваться качества, характерные для подростков из преступного мира.

Социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.Таким образом, социализация личности — это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Одним из важнейших понятий-категорий, применяемых в педагогике, является «развитие». Это понятие иногда определяется через «формирование», иногда - «формирование» через «развитие».

Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дается следующее определение: «Развитие человека — это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль»(13, с.18).

У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности — и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания» (10, с.10).

Как видим, в определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» через «развитие». И несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитии личности ученика, воспитанника. Вместе с тем развитие личности ученика, воспитанника является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.

Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в «Философской энциклопедии»: «Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и иде­альных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди дру­гих изменений»(15, с.561).

Если применить это определение процесса и результата развития к характеристике педагогических (образовательно-воспитательных) систем, то возникает вопрос: какова наибо­лее общая закономерность, характеризующая необратимость позитивных изменений в образовательно-воспитательной сис­теме?

Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице 1.1 «Срав­ни­тельный анализ основных педагогических понятий-катего­рий», в которой можно выделить следующие законо­мерности развития педагогических сис­тем:

а) для образования — это переход образования в само­об­разование;

б) для воспитания — это переход воспитания в само­воспитание;

в) для социализации — это переход социализации в самореализацию;

г) для обучения — это переход обучения в самообуче­ние;

д) для развития педагогических (образовательно-воспитательных) систем в целом — это переход развития в саморазвитие.

С учетом сказанного, понятие «развитие» для педагоги­ческих (образовательно-воспитательных) систем можно оп­ределить следующим образом: развитие педагогической (об­разовательно-воспитательной) системы — это процесс и результат целенаправленного позитивного изменения системы, наиболее общей закономерностью которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие.

Основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий-категорий заключается в том, что они частично пере­крывают друг друга и исторически их развитие, как напри­мер теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.

 

Т а б л и ц а 1.1

 

Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий

 

Понятия Формы и виды проявления Родовые понятия Закономерности развития педаго­гических систем Отличительные признаки Результаты
Образование Дошкольное, школьное, вузовское, общее, про­фессиональное, гуманитарное, техническое Культура   Переход образова­ния в самообразова­ние Целостное сис­тематическое обучение и воспитание Овладение культу­рой различных видов деятельнос­ти и общения, становление (об­разование) личнос­ти как человека культуры
Воспитание Нравственное, умственное, физическое, эстети­чес­кое, половое и т.д. Деятельность Переход воспитания в самовоспитание Педагогическое управление раз­ви­тием и само­разви­тием (само­воспита­нием) личности Разностороннее развитие лич­ности, включая ее способность к творческому само­развитию
Обучение Физике, мате­ма­тике, истории литературе, ино­странному языку т.д. Деятельность Переход обучения в самообучение Два взаимообус­лов­ленных вида деятель­ности: преподавание и учение (учебная деятельность) Овладение знания­ми, умениями, навыками предмет­ной деятельности  
Социализация Социальное обучение, социаль­ное воспитание   Деятельность Переход социали­зации в самореа­лизацию   Социально-роле­вое взаимодей­ствие личности в социуме   Овладение челове­ком ролевыми функциями жизне­дея­тельности в социуме
Развитие Развитие, само­развитие Система Переход из состо­яния развития в саморазвитие Необратимое целенаправленное изменение системы Способность системы к само­развитию

 

1.3. Предмет и задачи педагогики

Слово «педагогика » происходит от греческих слов пайдос – «дитя» и аго – «вести». Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. В связи с развитием науки педагогики и особенно педагогики послевузовского образования – педагогики взрослых – были предприняты попытки ввести термин «андрогогика» (от греческих слов андрос – «мужчина» и аго – «вести»), а также «андрогогика» (от греческих слов андропос «человек» и аго «вести»). Кроме того, в 20 – 30-е годы активно разрабатывалась педология (от греческого пайдос – «дитя» и логос – «наука»), которая в центр своих исследований поставила проблему всестороннего развития ребенка в процессе обучения и воспитания.

Существует традиция определять педагогику как науку о воспитании, при этом оговаривается, что понятие «воспитание» используется в широком значении этого слова. Такое определение педагогики можно встретить в учебниках многих авторов (И.Т.Огородникова, Ю.К.Ба­банского, Н.Ф.Харламова, И.П.Подласого). В работах А.П.Пинкевича (12) в 20 –30-х годах обосновывалась точка зрения, что педагогика – учение о педагогичес­ком процессе, о его законах, целях и т.п.: «Двумя сторонами этого единого процесса являются воспитание и образование. Педагогика стремится дать стройную и целостную систему воспитания и образова­ния как в теории, так и в практических приложениях последней» (с.5).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: