Строительство государственности ДНР




С весны 2015 г. начался новый этап строительства государственности ДНР, характерным признаком которого стало начало полноценного функционирования всех органов власти республики. 7 августа 2014 г. пост Председателя Совета Министров ДНР занял Александр Захарченко.

16 апреля 2014 г. Захарченко возглавил группу вооруженных людей, занявших здание Донецкого городского совета. После референдума о независимости ДНР 11 мая 2014 г. Захарченко стал военным комендантом Донецка, а позже – заместителем Министра внутренних дел Республики. До 7 июля 2014 г. – командир подразделения «Оплот» армии ДНР; лично участвовал в боях за освобождение Донбасса.

В феврале 2015 г. Захарченко был избран Председателем ОД «Донецкая Республика». Внес огромный вклад в становление государственности ДНР. Награжден: медалью Золотая звезда Героя ДНР, двумя Георгиевскими крестами ДНР, орденом «За доблесть» I степени ЛНР (за Дебальцево) и др. наградами.

2 ноября 2014 г. в ходе всеобщих выборов в ДНР за А. В. Захарченко отдали голоса 765 тыс. человек, что составило около 75 % голосовавших. С 4 ноября А. В. Захарченко стал легитимным Главой Донецкой Народной Республики – высшим должностным лицом, руководителем исполнительной ветви власти, главнокомандующим вооруженными силами ДНР. Совет Министров Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти. В исполнительной власти было организовано 23 министерства, которые выполняют важнейшую функцию организации жизнедеятельности и восстановления Донбасса.

Народный Совет ДНР – законодательный орган государственной власти – был избран 2 ноября 2014 г. в ходе всеобщих выборов в количестве 100 депутатов сроком на четыре года. В Народном Совете было сформировано 16 комитетов, которые вели работу над законопроектами согласно своему профилю. 11 сентября 2015 г. Председателем Народного Совета ДНР был избран Д. В. Пушилин. На протяжении 2014 – 2018 гг. парламент ДНР рассмотрел и принял важные законы: «О социальной защите инвалидов», «О социальной защите ветеранов войны», «О защите прав потребителей», «О занятости населения», «Обохране труда», «Об отпусках», «Об оплате труда» и др., а также законы, способствующие развитию промышленности, транспорта, сельского хозяйства, обороноспособности, информационной политики, здравоохранения, образования и пр.

Позитивно отразилось на эффективности работы парламента установление межпарламентского сотрудничества с ЛНР, с 16 законодательными органами субъектов Российской Федерации. За четыре года работы при активном содействии и участии депутатов Народного Совета первого созыва было проведено около 6,5 тыс. социально значимых программ, акций и мероприятий. Также было проведено более 14 000 приемов граждан, по итогам которых были решены десятки тысяч социально важных вопросов.

Ключевые республиканские общественные движения в ДНР по сути выполняют функции политических партий – это общественно-политических движения: «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс». Общественное движение «Донецкая Республика» (ОДДР) приняло участие во всеобщих выборах в Донецкой Народной Республике 2 ноября 2014 г. и стало по их результатам правящей общественно-политической силой в ДНР.

21 февраля 2015 г. в Донецке прошел 1-й съезд профсоюзов ДНР. В 2017 г. в составе Федерации профессиональных союзов ДНР числилось 25 республиканских отраслевых профсоюзов, объединяющих 2449 профсоюзных организаций всех сфер общества и экономики: металлургии, угольной промышленности, железной дороги, образования, здравоохранения, культуры, торговли, агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и др. Общее количество членов профсоюзов составляет более 300 тыс. человек.

Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики начала работу летом 2014 г., когда 27 сотрудников прокуратуры Донецкой области перешли на сторону ДНР. В поле деятельности института Генпрокуратуры ДНР входят военные преступления, имеющие важный политический контекст. Высшая судебная власть в Донецкой Народной Республике принадлежит Верховному Суду. 17 августа 2014 г. Президиум Совета Министров ДНР принял два постановления: «Об утверждении Положения о военных судах Донецкой Народной Республики» и «Об утверждении Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики», предусматривающего смертную казнь за особо тяжкие преступления. На введение высшей меры наказания в Донецкой Народной Республике были веские причины. Так, в 2014 г., когда в ходе боевых действий, в ситуации политического и правового хаоса в Донбассе возник резкий всплеск преступности, власти Украины пытались его использовать против народных республик.

Министерство внутренних дел. Создание полиции ДНР. В ситуации 2014 г. милиция в Донецке оказалась в неоднозначном положении, многие предпочли выехать на территорию Украины, часть приняла сторону ДНР, часть сотрудников впоследствии вернулась. Нехватка кадров была преодолена приемом на службу добровольцев и всех выпускников Донецкого юридического института. Несмотря на непрекращающуюся агрессию и блокаду со стороны Украины, в ДНР и ЛНР настала пора становления собственной законодательной базы и обеспечения общественного порядка. 7 июля 2014 г. в Донецкой Народной Республике было создано Министерство внутренних дел, принят Закон «О полиции». Началась реорганизация органов охраны правопорядка. В период разоружения и расформирования неподконтрольных подразделений в задачу полиции вошло обеспечение добровольной сдачи накопившегося у населения оружия. Эффективность работы правоохранительных органов ДНР граждане ощутили уже к весне 2015 г. в резком снижении преступности.

12 февраля 2016 г. Совет Министров ДНР принял Постановление № 1-13 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики», что сделало возможным обеспечение граждан ДНР основным документом, удостоверяющим личность.

Экономика. Основной отраслью экономики Донецкой Народной Республики является тяжелая промышленность: металлургия, горное машиностроение, добыча каменного угля и сырья для металлургической промышленности, коксохимия и химия. От общего объема промышленного производства Донецкой области города и районы, контролируемые сегодня ДНР, составляют примерно 45 %. По данным ООН, в результате боевых действий к сентябрю 2014 г. инфраструктура двух областей понесла огромный ущерб. Было разрушено почти 2000зданий, в Донецке прекратило работу более 70 % предприятий (многие из них – шахты). Под огнем ВСУ неоднократно оказывались Енакиевский и Донецкий металлургические заводы, Ясиновскийкоксохимзавод, «Донецкгормаш» и др. Многие предприятия были вынуждены остановить свою работу. В результате инфраструктурных разрушений, вызванных войной, и дезинтеграции связей промышленное производство сократилось более чем в два раза. Руководство ДНР постановило законсервировать более половины (22) из действовавших в довоенное время угольных шахт. Сильно пострадал потребительский сектор. Перестала функционировать финансовая система. В начале 2015 г. руководством ДНР было принято решение перейти на бивалютную систему денежных расчетов, с использованием украинской гривни и российского рубля. В конце января 2015 г. А. В. Захарченко заявил о формировании бюджета республики. В конце февраля 2015 г. в Донецкой Народной Республике резко подорожало топливо, продукты питания и товары первой необходимости, ограничился ассортимент товаров. Тем не менее республика приложила усилия и в марте успешно провела первую посевную кампанию; начала работать мультивалютная система; открылся маршрут, связавший железнодорожным сообщением Донецкую и Луганскую Народные Республики. В Макеевке на шахте «Холодная Балка» впервые в истории ДНР была запущена в работу новая угольная лава. Украина, видя, что народным республикам удалось частично наладить хозяйственную жизнь, организовала им газовую блокаду. Когда 18 февраля 2015 г. «Нафтогаз Украины» прекратил поставки газа в ДНР и ЛНР, на помощь республикам пришла Россия. 9 марта в ДНР ощутили новую, транспортную блокаду; представители республики заявили, что украинские военные не пускают грузовые автомобили, следующие с Украины. В декабре 2016 г. – марте 2017 г. сначала силами активистов и добровольческих батальонов, выступившими против торговли с ДНР и ЛНР, а затем и ВСУ, была организована новая, энергетическая, блокада.

Летом 2015 г. в различных сферах жизни Республики произошли важные изменения: на автовокзалах были введены временные госадминистрации, начала работу земельная комиссия в целях учета неиспользованной пашни, продолжилась реализация Республиканской программы обеспечения населения социальным хлебом, была введена в оборот почтовая марка ДНР, посвященная Дню города и Дню шахтера. Так как в ходе вооруженного конфликта в 2014–2015 гг. железнодорожная инфраструктура была значительно повреждена, грузовое и пассажирское сообщение прекращено, то значительным событием стало открытие движения поездов по перегону Никитовка – Майорск – Курдюмовка. В начале сентября ДНР и ЛНР официально перешли от бивалютной системы расчетов на рубль. Планирование, бюджетная, финансовая и налоговая отчетность стали формироваться в рублях. 7 октября 2014 г. был создан Центральный республиканский банк Донецкой Народной Республики. ЦРБ ДНР стал главным банком республики. Началась регистрация предприятий в налоговых органах ДНР и налоги стали поступать в бюджет республики.

26 ноября 2014 г. А. В. Захарченко подписал постановление «О введении внешнего управления на торговые объекты», по которому рынки и торговые комплексы Донецка переходили под внешнее управление властей ДНР «в целях стабилизации социально-экономической ситуации».

По линии созданного Министерства промышленности и торговли возобновили свою деятельность 24 предприятия, из которых три специализируются на металлообработке, шесть работают в машиностроении, пять – в химической отрасли, одно – в фармацевтической, шесть в пищевой промышленности, три – в сфере производства стройматериалов. Заработал завод холодильной техники «Донфрост» (на базе ПАО «Норд») и супермаркет «Мост». В начале 2017 г. Министерство промышленности и торговли ДНР планировало запустить 20 предприятий различных отраслей промышленности и среди них ДМЗ. Однако с конца января 2017 г. началась транспортная блокада Донбасса со стороны украинских радикалов, которые заблокировали железнодорожные пути, соединяющие Донбасс и Украину. Организованная Киевом блокада, противоречащая букве и духу Минских соглашений, могла обернуться гуманитарной и экономической катастрофой для промышленного региона, многие предприятиякоторого, были вынуждены остановить свою работу. 27 февраля Главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий выступили с совместным заявлением, в котором потребовали от Киева снять блокаду Донбасса в срок до 1 марта. Поскольку это требование не было выполнено, с 1 марта 2017 г. властями ДНР и ЛНР было введено внешнее управление на всех предприятиях, работавших под украинской юрисдикцией. Это решение было вынужденным. Оно принималось с целью возобновления работы остановившихся предприятий и сохранения рабочих мест. Под внешнее управление в ДНР перешло более 40 предприятий. Как показал опыт 2017–2018 гг., введение внешнего управления сыграло определяющую роль в достижении экономической самостоятельности Донецкой Народной Республики.

В ситуации вооруженного конфликта в Донбассе особо важную роль играет здравоохранение. Еще в 2014 г. было создано Министерство здравоохранения, организованы госпитали для раненых военнослужащих, отлажена работа больниц для мирного населения. Важную роль в налаживании медицинского обеспечения населения ДНР сыграла помощь России. Например, фонд «Справедливая помощь» занимался лечением детей и раненых мирных жителей, которых в случае невозможности оказания медицинской помощи в Донецке и Луганске Е. П. Глинка (Доктор Лиза; погибла 25.12.2016 г.) лично вывозила на лечение в больницы г. Москвы.

Наука и образование. В 2014 г. киевская хунта стремилась вывести все высшие учебные заведения Донецка на свою территорию, однако в полной мере этого сделать не удалось. Значительная часть студенчества и профессорско-преподавательского состава остались в Донецке и Луганске. Когда летом 2014 г. начались обстрелы городов и поселков, было разрушено 170 зданий школ и вузов. Тем не менее с 1 октября 2014 г. большинство учебных и научных заведений возобновило свою работу. В ДНР здания школ и вузов постоянно страдали от обстрелов ВСУ, так что в 2016 г. пришлось планировать восстановление 820 зданий (часть школ была восстановлена). Становилось ясно, что образовательная деятельность и воспитательная работа в ДНР не могли далее осуществляться по украинским стандартам. 19 июня 2015 г. был принят закон «Об образовании». 2015 год по распоряжению А. В. Захарченко был объявлен Годом образования в Донецкой Народной Республике. В целом в 2014–2018 гг. в ДНР было приложено немало усилий и получен ощутимый результат по налаживанию учебного процесса и восстановлению научно-исследовательской работы.

Культура. Киевская хунта хотела, чтобы все культурные учреждения, театры и филармония, учебные музыкальные заведения, музейные, культурные ценности, библиотечные фонды и коллекции были вывезены за пределы народных республик. 14–23 августа 2014 г. от обстрелов ВСУ было частично разрушено здание Донецкого краеведческого музея. К счастью, помещения театров, филармонии и библиотек от обстрелов не пострадали, коллективы остались в Донецке, что дало возможность для постепенного восстановления культурной жизни Республики. В Донецке работают несколько театров, среди них: Донецкий академический украинский музыкально-драматический театр, Донецкий театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, Донецкий академический областной театр кукол. В других городах республики также действуют театры и кинотеатры: Горловский городской театр кукол, Донецкий областной русский театр юного зрителя в Макеевке и другие.

Спорт. В ДНР началась работа по восстановлению спортивных школ и спортивных баз, развитие различных видов спорта, соревнования и другие спортивные праздники в ДНР стали регулярными.

Руководство ДНР не обходит вниманием и жителей Донбасса, вынужденно проживающих на территории, временно подконтрольной Украине. 17 февраля 2017 г. Глава ДНР А. В. Захарченко утвердил Гуманитарную программу по воссоединению народа Донбасса. Согласно программе, ДНР оказывает помощь в сфере здравоохранения, образования, культуры, экологической безопасности. Например, ветераны Великой Отечественной войны могут получить разовые выплаты, медицинские учреждения окажут бесплатную медицинскую помощь как жителям Донбасса, так и других регионов Украины, молодежь имеет возможностьбесплатно обучаться в вузах. Фонд «Единый Донбасс» оказывает помощь в трудной ситуации нуждающимся жителям Донбасса, проживающим как в ДНР, так и на Украине.

В границах республик украинскими спецслужбами был проведен ряд террористических актов. 16 октября 2016 г. был убит командир противотанкового специального подразделения «Спарта» полковник армии ДНР Арсен Сергеевич Павлов (Моторола). 8 февраля 2017 г. был убит командир батальона «Сомали» Михаил Толстых (Гиви). Ряд диверсионно-разведывательных групп СБУ были ликвидированы МГБ ДНР. При невыясненных обстоятельствах были убиты ряд успешных командиров подразделений Народного ополчения. Самым громким и трагическим для ДНР стало убийство 31 августа 2018 г. его Главы – Александра Владимировича Захарченко. В церемонии прощания со своим лидером приняли участие свыше 120 тысяч человек.

11 ноября 2018 г. в Донецкой народной республике прошли выборы Главы республики и депутатов. Победу одержал Денис Пушилин. 1 декабря Народный совет ДНР утвердил нового премьер-министра (ранее должность совмещалась с должностью Главы республики). Им стал исполняющий обязанности зампредседателя совета министров Александр Ананченко.

24 апреля 2019 г. Президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий жителям ряда районов юго-восточных регионов Украины получить гражданство РФ в упрощенном порядке. В начале мая упрощённый порядок выдачи российских документов жителям республик Донбасса начал действовать. 24 апреля 2020 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, освобождающий жителей Луганской и Донецкой Народных Республик от уплаты госпошлины за прием в гражданство РФ.

Таким образом, Донецкая Народная Республика прошла ряд этапов, относительно быстро решая проблемы становления государственности в условиях военного противоборства с Украиной. Общепризнанным моментом прекращения конфликта является выполнение Минских соглашений. Украина оказалась неспособной их выполнить, тогда как Российская Федерация, напротив, идет навстречу интересам граждан народных республик, участвует в развитии интеграционных процессов по созданию условий, чтобы граждане ДНР и ЛНР могли максимально реализовывать свои права. Опыт государственного строительства ДНР и ЛНР убедительно показал, что агрессивная внешняя среда и отсутствие международного признания не могут помешать строительству правового государства, становлению ответственного и активного гражданского общества, эффективной политической системы.

Вопросы для домашнего задания:

1. Составить конспект по основным датам и событиям.

 

Ответы оцениваются исходя из следующих критериев:

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100   отлично
70 ÷ 90   хорошо
50 ÷ 70   удовлетворительно
менее 50   неудовлетворительно

 

Преподаватель Т.А.Герда

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: