Лекция 4. Временный детский коллектив




Конечно, настоящий сплоченный коллектив возникает не сразу, в своем развитии он проходит несколько стадий, знание которых облегчает вожатому взаимодействие с детьми.

Стадии развития детского коллектива:

ü Ориентация;

ü Конфликты;

ü Доверие;

ü Самостоятельность;

ü Расставание.

Начнем, прежде всего, с организации отряда. Он может быть создан по разным принципам: в соответствии с возрастом детей либо разновозрастный, может быть сформирован по интересам; сейчас в крупных лагерях черноморского побережья появилась еще одна тенденция - создаются отряды по территориальному принципу (так как ребята с одной территории заезжают одновременно). Практически в любом случае возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава.

1 стадия. Ориентация - это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное - знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.

Задача вожатого в данный период - помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.

4стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые - самые..:..».

Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.

На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.

Лутошкин А.Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями.

"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло". Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по Сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей," не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу "один за всех и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной,требовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса".

Условно длительность одной смены в лагере можно разделить на три периода:

 

Периоды лагерной смены

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Организационный период - самое важное время смены. Как пройдет орг. период - так и пройдет и сама смена. Обычно он длится от 3 до 5 дней, и необходим, для того чтобы решить ряд задач:

Во-первых, помочь детям как можно быстрее и лучше адаптироваться к жизни в лагере, адля этого:

• познакомить детей с территорией лагеря, его законами и традициями;

• познакомить детей с людьми, которые будут рядом с ними в течение всей смены (педагогами, администрацией лагеря, обслуживающим персоналом лагеря, и, конечно, познакомить детей друг с другом);

• создать комфортную, доброжелательную обстановку в отряде и лагере.

Во-вторых, предъявить единые педагогические требования:

• требования, касающиеся безопасности пребывания детей в лагере;

• требования по самообслуживанию.

В-третьих, выявить ребят с лидерским потенциалом и организаторскими способностями, и сформировать систему самоуправления в отряде и в лагере.

В-четвёртых, спланировать деятельность отряда в течение смены.

В-пятых, если смена проводится в виде сюжетно-ролевой игры, то в орг. период осуществляется введение в программу, объяснение логики, распределение ролей и т. д.

Орг. период - это, прежде всего - период адаптации, как для детей, так и для взрослых. Ребенок, приезжая в лагерь, отрывается от своего привычного мира, от родителей, друзей, круга общения, от привычных условий существования (пищи, обстановки, комфортности) и погружается в совершенно новую, незнакомую среду. Естественно, у ребят, приехавших в лагерь, повышается уровень тревожности, появляется страх быть непринятым, непонятым. Задача педагогов сделать этот период как можно менее болезненным для всех. Опыт работы показывает, что чем больше заняты ребята в орг. период, тем лучше узнают друг друга; чем доброжелательнее относятся к своим подопечным взрослые, тем легче детям адаптироваться в лагере.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Основной период занимает большую часть смены. Это пора реализации планов орг. периода: планов и задач, которые ставили перед собой дети на коллективном целеполагании и планировании системы отношений и атмосферы доброжелательности, которая была создана вначале, работу органов самоуправления в отряде.

Цели и задачи основного периода смены:

· поддерживать работу органов самоуправления в отряде;

· разнообразить жизнь детей в отряде (разнообразие видов и форм деятельности, сочетание обще лагерных и отрядных дел);

· создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка (через доверие и взаимопонимания в отряде, учет психологических особенностей детей и т. д.);

· обеспечить возможность самореализации каждому ребенку (учитывать индивидуальные особенности детей, интересы и склонности, способности и т. д.);

· формировать коллектив отряда, развивать традиции в жизни отряда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Заключительный период составляет три последних дня лагерной смены. В этот период необходимо позаботится, что бы дети без проблем уехали из лагеря. В этот период:

· Необходимо помочь детям собрать их вещи;

· Разобраться с оставшимися деньгами и ценностями детей (Если дети отдавали их вожатым на время смены);

· Заключительный концерт смены;

· Подвести итоги смены внутри отряда (провести игры, тренинги, свечки специфичные для заключительных дней смены);

· По желанию подготовить подарки, письма для детей;

· «Королевская ночь». Так называется последняя ночь, когда дети не спят ночью и пытаются намазать зубной пастой или красками других детей. Возможны и другие хулиганства. Королевская ночь в лагерях запрещена и последнюю ночь вожатые не спят и дежурят у своих детей, дабы не позволить детям хулиганить.

· В этот период чаще всего происходят кражи. Дети думают, что в последние дни никто разбираться, искать и наказывать не будет. Необходимо предупредить детей, чтобы они внимательно следили за своими вещами, и в случае краж разбирательства непременно будут. Напомните детям, что на территории лагеря есть полиция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: