Тестирование по дисциплине «Русский язык и культура речи»
ВАРИАНТ 47
1. Какое качество речи нарушено в предложении: В это время у младшей сестры воспалился аппендицит.
а) точность; б) правильность; в) логичность; г) чистота.
В каком слове выделенная буква обозначает МЯГКИЙ согласный звук?
а) ка Р е; б) делика Т ес; в) Д евиз; г) а Н естезия.
3. Какое значение имеет слово «язык» в данном предложении: Однако, каким бы совершенным ни был язык формул, чертежей, сам этот язык описывается языком слов. (А.Н. Бабанин)
а) что – либо, имеющее удлиненную, вытянутую форму; в) средство общения людей;
б) система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию;г) разновидность речи.
4. Слова ВМЕСТЕ – ОТДЕЛЬНО являются…
а) синонимами; б) антонимами; в) паронимами; г) омонимами.
Какое изобразительно-выразительное средство используется в данном предложении?
Люди говорили морю: «До свиданья»,
Чтоб приехать вновь они могли –
В воду медь бросали,загадав желанья, –
Я ж бросал тяжелые рубли (В.С. Высоцкий).
а) олицетворение; б) гипербола; в) антитеза; г) градация.
6. Какая речевая ошибка допущена в предложении: Река оказалась бурной, извилистой и очень длительной.
а) искажение фразеологического оборота; в) смешение паронимов;
б) нарушение лексической сочетаемости; г) плеоназм.
В суффиксе какого действительного причастия настоящего времени пишется буква А?
а) пляш..щий; б) колыш..щий; в) плещ..щийся; г) руш..щий.
Какое слово пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
а) (полу)сапожки; б) (пол)месяца; в) (пол)огорода; г) (пол)дороги.
Какое существительное имеет форму только МНОЖЕСТВЕННОГО числа?
а) шахматы; б) щупальца; в) ходули; г) клипсы.
10. Установите соответствие между выделенными существительными и падежом: С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи(1) грязной дороги(2) и шуршал прошлогодним бурьяном(3) (И.А. Бунин).
а) творительный; б) винительный; в) предложный; г) родительный.
В каком предложении НЕТ ошибки в образовании выделенной формы прилагательного?
а) Лицо парня так и светилось радостью и казалось более красивее обыкновенного.
б) Наконец мы получили разрешение для поездки на самый ближайший боевой участок.
в) Ему хотелось удержать то блаженное время чем-нибудь более сильным, нежели память.
г) Его характер от пережитых потрясений стал только твердее.
В каком сочетании допущена ошибка в образовании формы слова?
а) более красивый пейзаж; б) более восемьдесят пяти кг; в) обоих учеников; г) новые договоры.
В каком словосочетании допущена ОШИБКА в управлении?
а) контроль за выполнением задания; в) талант к музыке;
б) предупреждать от опасности; г) отзыв о работе.
14. Выберите грамматически ПРАВИЛЬНОЕ продолжение предложения: Работая над рецензией,…
а) анализируются языковые средства выразительности текста.
б) главная мысль определяется не сразу.
в) определите сначала главную мысль текста.
г) была дана оценка тексту.
В каком предложении ЕСТЬ грамматическая ошибка?
а) Зимой он очень тосковал по южному морю.
б) В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России.
в) Он был рекомендован для участия в конкурсе.
г) Я не претендую на эту должность.
16. Укажите вид переработки текста:
1. Художник и его картина.
2. Пробуждение весны.
3. Грачи – главные герои картины.
4. Изобразительные средства картины.
5. Отношение картине.
а) аннотация; б) конспект; в) план; г) рецензия.
17. Найдите в предложении подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Чайки нагнали пароход, одна из них, сильно взмахивая кривыми крыльями, повисла над бортом.
18. Чем осложнено данное предложение (2 варианта ответа): Поравнявшись со мной она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза (М.Ю. Лермонтов).
а) обособленным приложением; в) однородными членами;
б) обособленным определением; г) обособленным обстоятельством.
19. Оценочность, призывность и полемичность характерны для ____________ стиля.
а) научного; б) публицистического; в) художественного; г) официально-делового.
20. Определите стиль данного текста: Романтическая лирика Лермонтова дает весьма последовательную моностилистическую структуру. Это является следствием всеобъемлющего характера романтического субъективизма. Мир авторского «я» – единственный. Он не соотносится ни с миром реальности, ни с миром какой-либо другой личности. Поэтому, с точки зрения романтика, возможность эквивалентности его поэтического мира и реальности или мира, наблюдаемого другим, например, более прозаическим, человеком, – исключается. Романтическая система как целое принципиально (с точки зрения романтизма) не подлежит перекодировке. Как целое она единственна, составляет собой универсум данного поэта и, следовательно, семантического значения (выражения в другой системе) не имеет.
а) научный; б) публицистический; в) художественный; г) официально-деловой.